г. Краснодар |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А32-14920/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка"" (ИНН 2902060361, ОГРН 1082902002677), заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А32-14920/2022, установил следующее.
АО "Центр судоремонта "Звездочка"" в лице филиала "Лечебно-оздоровительный комплекс "Звездочка-Юг"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 02.03.2022 N КУВД-001/2021-49038339/3 и обязать управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности общества на здание "Спортивный зал", расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107001:5 по адресу: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, проспект Пионерский, д. 18, документы на регистрацию которого представлены с заявлением от 19.11.2021 N МFC-0504/2021-68953-1.
Решением суда от 14.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27.01.2023 решение от 14.11.2022 отменено. По делу принят новый судебный акт. Суд признал незаконным отказ управления в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, изложенные в уведомлении от 02.03.2022 N КУВД-001/2021-49038339/3, обязал управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности общества на здание (объект вспомогательного использования) "Спортивный зал", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107001:5 по адресу: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, проспект Пионерский, д. 18, документы на регистрацию которого были представлены с заявлением от 19.11.2021 N MFC-0504/2021-68953-1. Распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление от 27.01.2023 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 14.11.2022. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не применил нормы части 1 статьи 71, части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что привело к вынесению незаконного и необоснованного судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Общество имеет филиал "Лечебно-оздоровительный комплекс "Звездочка-Юг"", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, Пионерский проспект, д. 18 на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0107001:5, принадлежащем обществу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка находящегося в федеральной собственности от 23.04.2013 N 7700002744, зарегистрированного 10.07.2013 (регистрационная запись N 23-23-26/083/2013-019).
В пункте 1.2 договора аренды указано, что на земельном участке, занимаемом филиалом, расположены основные здания для эксплуатации базы отдыха, в том числе: спальные корпуса, административное здание, изолятор, баня-прачечная, продовольственный склад с холодильником, хозяйственный корпус, склад, склад-гараж и другие.
На арендованной территории заявителем построен спорный объект.
Общество 19.11.2021 подало в управление заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав с прилагаемыми документами от 19.11.2021 N MFC-0504/2021-68953-1 в отношении спорного объекта.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов управлением направлено в адрес заявителя уведомление от 08.12.2021 о приостановлении регистрационных действий.
В связи с тем, что заявителем в установленный срок не представлены необходимые документы, заявителю отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав спорного объекта недвижимости.
Полагая действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2, 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В силу части 1 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования.
Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТу 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст.
Согласно пункту 10.1 и приложению А указанного ГОСТа к классу сооружений пониженного уровня ответственности (КС-1) относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей.
Пункт 10.1 указанного ГОСТа включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Из указанного следует, что объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие конструктивной возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Понятие вспомогательного объекта является правовой категорией и определяется судами самостоятельно.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, установив, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие отнесение спорного нежилого строения к объектам вспомогательного использования либо разрешение на строительство и разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 131, статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 218-ФЗ, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса, пришел к правомерному выводу, что оспариваемый отказ регистрирующего органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Как видно из материалов дела, спорное капитальное нежилое здание представляет собой одноэтажный объект площадью 162,2 кв. м, 2014 года строительства, который включает в себя несколько помещений, оконные проемы, кровлю, стены - бетонные, предусматривает водоснабжение, канализацию, электроснабжение. Договор аренды земельного участка федеральной собственности от 23.04.2013 заключен обществом в целях эксплуатации базы отдыха с имеющимися на ее территории объектами (в их перечне отсутствует спорный объект; пункты 1.1. и 1.2 указанного договора); в нарушение пунктов 5.1.3 и 5.2.12 договора аренды от 23.04.2013 обществом не представлено письменное согласие арендодателя на возведение спорного строения.
Таким образом, спорный объект не может быть отнесен к сооружениям пониженного уровня ответственности, поскольку не обладает признаками временного строения. Само по себе обозначение обществом строения как вспомогательного не является безусловным основанием для признания его вспомогательной постройкой в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о том, что данное строение с учетом его технических характеристик не может эксплуатироваться по иному самостоятельному функциональному назначению (имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о возможности самостоятельного использования спорного объекта). Доказательств того, что осуществление производственной деятельности основного здания поставлено в исключительную зависимость от функций спорного объекта, материалы дела не содержат (представленная обществом техническая документация не позволяет сделать вывод о неразрывной технологической, функциональной, целевой, эксплуатационной связи спорного объекта в качестве вспомогательного по отношению к какому-либо объекту, расположенному на земельном участке). Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный объект соответствует действующим строительным, противопожарным, градостроительным нормам и требованиям, правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что путем оспаривания отказа государственного регистратора заявитель намеревался легализовать самовольно возведенное строение в обход требований действующего законодательства, что противоречит правилам статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет за собой отказ заявителю в судебной защите.
Подобный правовой поход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2021 N 308-ЭС21-23363, от 07.12.2015 N 301-ЭС15-15194 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.08.2012 N ВАС-10945/12).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах, у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу, нарушения им норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены.
Необходимость установления новых обстоятельств по делу отсутствует, поэтому суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановление апелляционного суда от 27.01.2023 отменить, решение суда первой инстанции от 14.11.2022 оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А32-14920/2022 отменить, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2022 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, спорное капитальное нежилое здание представляет собой одноэтажный объект площадью 162,2 кв. м, 2014 года строительства, который включает в себя несколько помещений, оконные проемы, кровлю, стены - бетонные, предусматривает водоснабжение, канализацию, электроснабжение. Договор аренды земельного участка федеральной собственности от 23.04.2013 заключен обществом в целях эксплуатации базы отдыха с имеющимися на ее территории объектами (в их перечне отсутствует спорный объект; пункты 1.1. и 1.2 указанного договора); в нарушение пунктов 5.1.3 и 5.2.12 договора аренды от 23.04.2013 обществом не представлено письменное согласие арендодателя на возведение спорного строения.
Таким образом, спорный объект не может быть отнесен к сооружениям пониженного уровня ответственности, поскольку не обладает признаками временного строения. Само по себе обозначение обществом строения как вспомогательного не является безусловным основанием для признания его вспомогательной постройкой в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о том, что данное строение с учетом его технических характеристик не может эксплуатироваться по иному самостоятельному функциональному назначению (имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о возможности самостоятельного использования спорного объекта). Доказательств того, что осуществление производственной деятельности основного здания поставлено в исключительную зависимость от функций спорного объекта, материалы дела не содержат (представленная обществом техническая документация не позволяет сделать вывод о неразрывной технологической, функциональной, целевой, эксплуатационной связи спорного объекта в качестве вспомогательного по отношению к какому-либо объекту, расположенному на земельном участке). Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный объект соответствует действующим строительным, противопожарным, градостроительным нормам и требованиям, правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что путем оспаривания отказа государственного регистратора заявитель намеревался легализовать самовольно возведенное строение в обход требований действующего законодательства, что противоречит правилам статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет за собой отказ заявителю в судебной защите.
Подобный правовой поход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2021 N 308-ЭС21-23363, от 07.12.2015 N 301-ЭС15-15194 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.08.2012 N ВАС-10945/12).
...
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу, нарушения им норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2023 г. N Ф08-2778/23 по делу N А32-14920/2022