В соответствии с Федеральными законами от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", решением Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", приоритетами, определенными Комплексной программой перспективного развития города-героя Волгограда до 2034 года, руководствуясь статьями 24, 26 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума, решила:
1. Внести в решение Волгоградской городской Думы от 25.01.2017 N 53/1539 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года" следующие изменения:
1.1. В наименовании цифры "2030" заменить цифрами "2034".
1.2. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Федеральными законами от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. N 247-ОД "О стратегическом планировании в Волгоградской области", решением Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", руководствуясь статьями 24, 26 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума, решила:".
1.3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую стратегию социально-экономического развития Волгограда до 2034 года.".
1.4. В подпунктах 3.1, 3.2 пункта 3 цифры "2030" заменить цифрами "2034".
1.5. В стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденной вышеуказанным решением, (далее - Стратегия):
1.5.1. В наименовании цифры "2030" заменить цифрами "2034".
1.5.2. В разделе 1:
1.5.2.1. Абзац первый признать утратившим силу.
1.5.2.2. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2034 года (далее - стратегия) - это:".
1.5.2.3. В абзаце третьем цифры "2030" заменить цифрами "2034".
1.5.2.4. Абзац пятый изложить в следующей редакции:
"В стратегии представлены основные выводы по итогам социально-экономического развития Волгограда с корректировкой периода на 2013 - 2022 годы, приоритетные направления, цели, задачи и ключевые индикаторы долгосрочного развития Волгограда.".
1.5.3. Разделы 2 - 6 изложить в следующей редакции:
"2. Стратегический анализ социально-экономического развития Волгограда
Волгоград - административный центр Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от Москвы на изгибе нижнего течения р. Волги и протянулся вдоль берега р. Волги на 90 км. Площадь земель в городской черте составляет свыше 859 кв. км. Население Волгограда - 1025,7 тыс. человек, что составляет около 40% от численности населения Волгоградской области.
Волгоград характеризуется крупным индустриальным, транспортным, научным и культурным потенциалом. Сегодня Волгоград - крупный многоотраслевой промышленный центр, лидер по объемам производства в Южном федеральном округе. Волгоград является крупным межрегиональным образовательным центром с развитой и диверсифицированной системой высшего и среднего специального образования, что свидетельствует о серьезном научном потенциале города.
Волгоград - центр водного транспорта и международного транспортного коридора "Север - Юг", ворота в Казахстан и Китай. Через территорию Волгограда проходят Приволжская железная дорога, европейский маршрут Е40, а также федеральная трасса М-6 "Каспий". Для обслуживания межрегиональных и международных потоков служат Волгоградский речной порт, международный аэропорт Волгоград (Гумрак) (далее - международный аэропорт Волгоград), мощный железнодорожный узел, Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина (далее - Волго-Донской судоходный канал), входящий в международный транспортный коридор. В Волгограде действует развитая система общественного транспорта, соответствующая требованиям крупного мегаполиса.
Наличие всех видов транспортных сообщений с удачным расположением Волгоградского речного порта, Волго-Донского судоходного канала, международного аэропорта Волгоград и мощного железнодорожного узла формирует серьезный потенциал пространственного развития Волгограда на ближайшую перспективу. Важна стратегическая роль ворот юга России с выходом на Иран, Ирак - через Кавказ и Индию - через Казахстан.
Волгоград - порт пяти морей: судоходные реки Волга и Дон, соединенные Волго-Донским судоходным каналом, обеспечивают возможность выхода к Каспийскому, Белому, Балтийскому, Черному и Азовскому морям, что обеспечивает благоприятные условия для транспортировки различных грузов в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018 году (далее - ЧМ-2018) явилась существенным определяющим фактором на современном этапе развития Волгограда, особенно в повышении комфорта городской среды и обновлении инфраструктуры: введены в эксплуатацию стадион "Волгоград Арена", построены гостиницы мирового уровня и новые транспортные развязки, капитально отремонтированы основные автомобильные дороги, модернизирован международный аэропорт Волгоград, ряд знаковых объектов жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
Рейтинг городов-миллионников Российской Федерации свидетельствует об отставании Волгограда от референтных городов по состоянию на начало 2023 года. Наиболее низкие значения среди анализируемых городов-миллионников наблюдаются по среднемесячной заработной плате (14 место), объему инвестиций (14 место), вводу жилья (14 место), средние позиции - по обороту общественного питания (9 место). При этом уровень безработицы в Волгограде - самый низкий (1 место).
Уровень Волгограда по сравнению со средним значением показателей социально-экономического развития городов-миллионников Российской Федерации по итогам 2022 года представлен в таблице 1.
Таблица 1
Уровень Волгограда по сравнению со средним значением показателей социально-экономического развития городов-миллионников Российской Федерации по итогам 2022 года
Индикатор |
Город |
|||||||||||||
Волгоград |
Воронеж |
Екатеринбург |
Казань |
Краснодар |
Красноярск |
Нижний Новгород |
Новосибирск |
Омск |
Пермь |
Ростов-на-Дону |
Самара |
Уфа |
Челябинск |
|
Объем промышленного производства, млрд руб. |
374,2 |
253,6 |
750,0 |
571,5 |
204,5 |
540,7 |
594,5 |
427,7 |
445,1 |
519,0 |
391,5 |
443,3 |
1102,7 |
787,8 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
50204 |
56381 |
72581 |
62276 |
65523 |
73461 |
65457 |
67035 |
55874 |
63677 |
61876 |
59595 |
64677 |
57417 |
Объем строительных работ, млрд руб. |
19,9 |
24,2 |
72,2 |
79,3 |
37,0 |
40,2 |
24,3 |
14,2 |
50,2 |
30,4 |
34,4 |
33,8 |
50,3 |
16,2 |
Ввод жилья, тыс. кв. м |
399,3 |
883,5 |
1392,7 |
874,5 |
3010,7 |
833,9 |
574,2 |
1298,2 |
424,9 |
825,1 |
1206,1 |
636,2 |
1169,9 |
565,0 |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. |
79,7 |
127,0 |
217,0 |
249,7 |
146,9 |
115,4 |
180,4 |
107,6 |
131,0 |
141,0 |
146,7 |
93,4 |
157,4 |
87,4 |
Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям, млрд руб. |
191,5 |
188,3 |
383,2 |
274,0 |
366,0 |
204,9 |
288,2 |
329,2 |
179,7 |
187,0 |
223,2 |
215,2 |
199,8 |
221,2 |
Оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям, млрд руб. |
6,0 |
4,4 |
10,5 |
13,7 |
10,0 |
6,2 |
6,4 |
8,2 |
4,7 |
3,6 |
7,0 |
6,4 |
7,3 |
4,2 |
Объем платных услуг по крупным и средним предприятиям, млрд руб. |
59,9 |
- |
- |
107,7 |
172,5 |
82,6 |
112,8 |
98,0 |
58,5 |
- |
116,5 |
- |
103,1 |
75,3 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
0,22 |
- |
0,44 |
0,49 |
0,40 |
- |
0,44 |
- |
- |
0,39 |
0,30 |
0,49 |
0,73 |
0,47 |
С 2019 года Волгоград участвует в реализации 8 национальных проектов ("Демография", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные дороги", "Культура", "Цифровая экономика", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы") путем реализации региональных проектов Волгоградской области, разработанных органами исполнительной власти Волгоградской области в соответствии с аналогичными федеральными проектами Российской Федерации.
Точкой экономического роста является создание Волгоградско-Волжской агломерации - перспективного крупного центра экономического роста Российской Федерации и сервисного центра для Южного макрорегиона и локомотива экономического развития Волгоградской области, в том числе за счет формирования высокотехнологичных наукоемких производств федерального значения и производств с высокой добавленной стоимостью.
Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Волгограда по итогам 2022 года и описание внутренних и внешних условий и факторов развития, возможностей и угроз, сильных и слабых сторон Волгограда представлены в приложении 1 к стратегии.
Анализ развития Волгограда показывает наличие следующих основных тенденций.
2.1. Человеческий капитал
Согласно проведенной Всероссийской переписи населения 2020 года численность населения Волгограда на 01.01.2023 составляет 1025,7 тыс. человек (в 2010 году - 1021 тыс. человек).
К позитивным тенденциям, произошедшим за последние годы с момента проведения последней Всероссийской переписи населения, следует отнести снижение значений показателей естественной убыли населения с 14,2 промилле - в 2010 году до 6,1 промилле - в 2022 году и снижение показателей младенческой смертности. Миграционный прирост положительный, однако он не компенсирует естественную убыль. Одной из негативных тенденций является рост оттока молодежи в соседние города, а значит, и отток трудовых ресурсов высшего качества.
Динамика структуры населения Волгограда представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика структуры населения Волгограда, человек
Наименование показателя |
2018 год |
2022 год |
Численность населения |
1013468 |
1025662 |
Моложе трудоспособного возраста |
164507 |
163027 |
Трудоспособного возраста |
571867 |
601672 |
Старше трудоспособного возраста |
277094 |
260963 |
Сокращение численности обусловлено отрицательной динамикой естественного прироста населения. Основными причинами снижения рождаемости являются вступление в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин, рожденных в 1990-е годы, откладывание рождения первого ребенка на более поздний период.
Начиная с 2019 года тенденция ежегодного снижения численности трудовых ресурсов, связанная с демографическими проблемами, сменилась в сторону увеличения. Это связано с повышением пенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", что смягчило дефицит рабочей силы, вызванный существующими демографическими тенденциями.
С ростом рабочей силы произошло увеличение занятых в экономике до 474,4 тыс. человек (по сравнению с 2018 годом, когда указанная численность составляла 462,8 тыс. человек).
Баланс трудовых ресурсов Волгограда на 01.01.2023 представлен в таблице 3.
Таблица 3
Баланс трудовых ресурсов Волгограда на 01.01.2023, человек
Наименование показателя |
на 01.01.2023 |
Численность населения |
1025662 |
Численность экономически активного населения (рабочая сила) |
596670 |
из них: |
|
занятые в экономике |
474430 |
незанятые в экономике |
122240 |
Муниципальная система образования насчитывает 325 муниципальных образовательных организаций, в том числе 184 дошкольные образовательные организации, 125 общеобразовательных организаций, 15 организаций дополнительного образования, 1 организацию дополнительного профессионального образования. За прошедшие 10 лет устранен дефицит мест в детских садах для детей от 3 до 7 лет. В 2019 - 2020 годах в рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет" национального проекта "Демография" введены в эксплуатацию 5 дошкольных образовательных организаций. В дальнейшем прогнозируется рост численности обучающихся, в связи с чем необходимо строительство новых школ (16 школ) в микрорайонах активной жилой застройки во всех районах Волгограда.
Важным показателем социального развития Волгограда является уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, где динамика роста стабильная (2018 год - 36,7%, 2019 год - 43,6%, 2020 год - 44,7%, 2021 год - 46,4%, 2022 год - 49,2%).
Вместе с развитием спортивной инфраструктуры стабильно растет доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения в возрасте 3 - 79 лет (с 2012 года она увеличилась более чем в 2 раза).
2.2. Экономика
Волгоград располагается на юго-востоке европейской части России. Благодаря географическому положению Волгоград занимает выгодные стратегические позиции в социально-экономическом развитии Юга России.
Волгоград входит в 16 крупнейших городов России по численности населения, являясь городом-миллионником.
Площадь Волгограда составляет 859,35 кв. км. Волгоград, являясь линейным городом, простирающимся на 90 км вдоль р. Волги, считается вторым по протяженности городом в России.
Особенности географического и территориального расположения города оказывают благоприятное влияние на его социально-экономическое развитие.
В Волгограде развиты все отрасли экономики: промышленность, торговля и общественное питание, транспортная отрасль, строительство, наука и пр.
Волгоград является промышленным городом, в котором доля промышленности в структуре экономики Волгограда составляет 48,5%. На предприятиях промышленного комплекса трудится 46,5 тыс. человек со средней заработной платой от 58,3 тыс. рублей - в обрабатывающей промышленности до 121,5 тыс. рублей - в добыче полезных ископаемых.
В Волгограде расположены крупные предприятия энергетики, нефтегазового комплекса, черной и цветной металлургии, химии, машиностроения, стройиндустрии, деревообработки, а также пищевой и легкой промышленности.
Ведущий сектор промышленности - обрабатывающие производства, обеспечивающие 81,1% от объема всего промышленного производства. Среди отраслей обрабатывающих производств наибольшую долю имеют:
производство нефтепродуктов - 21,5% (ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка");
металлургическое производство - 18,8% и производство готовых металлических изделий - 15,5% (АО "Корпорация Красный октябрь", филиал "Волгоградский" АО "Северсталь канаты", филиал АО "РУСАЛ Урал" в Волгограде "Объединенная компания РУСАЛ Волгоградский алюминиевый завод");
химическое производство - 19,6% (АО "Каустик", ООО "Зиракс", Волгоградский филиал ООО "Омский завод технического углерода", ООО "Праксайр Волгоград");
производство строительной продукции - 7,8% (ООО "Корпорация "Волма", АО "Промстройконструкция", ЗАО "Производственное объединение "Завод силикатного кирпича", ОАО "Волгоградский керамический завод");
производство пищевых продуктов - 5,5% (ООО "Царицынский комбинат", ООО "Царицынский поставщик", АО "Волгомясомолторг", АО работников "Народное предприятие "Конфил", ООО "Волгоградский горчичный маслозавод "Сарепта", ООО "Волгоградская мельница", ООО "Сарептская мельница", ООО "МегаМикс", АО "Хлебозавод N 5", АО "Красноармейский хлеб");
производство машин и оборудования - 2,8% (ОАО "Волгограднефтемаш", АО "Федеральный научно-производственный центр "Титан-Баррикады", АО "Производственный комплекс "Ахтуба").
В России Волгоград занимает лидирующие позиции:
по производству:
каустической соды - 2 место;
углерода технического - 3 место;
канатов и тросов - 4 место;
керамической плитки и легированной стали - 5 место;
по объему нефти, поступившей на переработку, - 10 место.
Экспортная продукция представлена крупными предприятиями Волгограда, среди которых:
филиал АО "РУСАЛ Урал" в Волгограде "Объединенная компания РУСАЛ Волгоградский алюминиевый завод";
ООО "НИКОХИМ";
ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка";
филиал "Волгоградский" АО "Северсталь канаты";
Волгоградский филиал ООО "Омский завод технического углерода";
АО "Силд Эйр Каустик" и др.
Торговля и общественное питание (потребительский рынок) в структуре экономики Волгограда занимают 35%. В этой сфере осуществляют деятельность 15,2 тыс. хозяйствующих субъектов (36% от всех хозяйствующих субъектов города), занято 164,7 тыс. человек со средней заработной платой - в торговле 47,0 тыс. рублей и в индустрии общественного питания - 35,6 тыс. рублей.
Потребительский рынок Волгограда имеет развитую инфраструктуру:
розничные сети представлены порядка 6,8 тыс. субъектов, 600 из которых являются предприятиями сетевых компаний. В Волгограде представлено 27 из 94 торговых сетей по России, реализующих продовольственные и непродовольственные товары;
осуществляют деятельность 828 организаций общественного питания;
предусмотрено 70 площадок для организации ярмарок;
действуют 6 розничных рынков;
схема размещения нестационарных торговых объектов включает 2370 мест для размещения нестационарных торговых объектов.
Обеспеченность населения площадью (количеством) стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже товаров на ярмарках и розничных рынках, соответствует утвержденным для Волгограда нормативам минимальной обеспеченности населения площадью (количеством).
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии потребительского рынка Волгограда. Произошло не только насыщение рынка разнообразными услугами, но и значительное повышение уровня обслуживания, качества работ и услуг.
Транспортная отрасль в структуре экономики Волгограда составляет 5,6% и ежегодно развивается. В сфере транспортного обслуживания осуществляют деятельность 3,8 тыс. хозяйствующих субъектов, занято 22,2 тыс. человек со средней заработной платой 50,0 тыс. рублей.
Регулярные городские пассажирские перевозки по регулируемым тарифам осуществляются на 30 автобусных, 13 трамвайных и 4 троллейбусных муниципальных маршрутах. Значительную долю перевозчиков на автобусных маршрутах составляют индивидуальные предприниматели. Пассажирские перевозки внутренним водным транспортом осуществляются на 7 внутригородских линиях.
Преимуществами Волгограда в сфере развития экономики могут быть развитие транспортно-логистического комплекса, концентрация существующих и привлечение дополнительных грузопотоков, потенциал развития города в формате агломерации.
Волгоград отличается значительным научным потенциалом. На территории Волгограда расположено более 100 научно-исследовательских и проектных институтов и филиалов, центров и лабораторий, большое количество вузов (ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет", ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГКОУ ВО "Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации", ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный технический университет", ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный аграрный университет" и др.), многочисленные колледжи и техникумы, планетарий с уникальным оборудованием, десятки музеев и библиотек.
ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный технический университет", являясь опорным вузом России, взаимодействует с ведущими предприятиями Волгоградской области, располагает собственным исследовательским центром с опытным производством, в котором решаются сложные наукоемкие технические задачи в области создания новых материалов, востребованных ведущими предприятиями оборонной, металлургической, химической и других отраслей промышленности.
На территории Волгограда осуществляют деятельность 325 муниципальных образовательных организаций, 221 учреждение здравоохранения, 96 учреждений культуры, доступны для населения 1412 спортивных сооружений.
В целом наука и социальная сфера занимают в структуре экономики Волгограда 5,0% и охватывают 69,3 тыс. работающих со средней заработной платой в науке - 74,7 тыс. рублей, в социальной сфере - от 38,6 до 43,5 тыс. рублей.
Строительная отрасль занимает 2,2% в структуре экономики Волгограда, насчитывает 3,6 тыс. хозяйствующих субъектов с численностью работников 6,1 тыс. человек со средней заработной платой 53,0 тыс. рублей.
2.3. Пространственное развитие и качество городской среды
Во многом территориальное планирование Волгограда и его инфраструктурное обеспечение сформированы на основе его промышленного развития (прибрежная производственная зона Волгограда). Сложившаяся структура планировки Волгограда с "очагами производственной деятельности" в каждом районе Волгограда в настоящее время нуждается в реорганизации территорий, так как многие из них являются ценными с географической точки зрения (прибрежные территории р. Волги), но на текущий момент заброшены или не используются. С этой точки зрения перспективной возможностью развития территории будет ревитализация таких территорий в виде создания общественно-деловых пространств, зон жилой застройки, обустройства креативных пространств и др.
Структура города в пространственном развитии - линейная, развитая вдоль р. Волги, что создает потенциал для создания комфортной городской среды - развития набережной, создания экологического каркаса, развития водного транспорта.
Местоположение и конфигурация зон размещения объектов жилого гражданского и производственного назначения обусловлены природными факторами - р. Волга, зеленые природные территории. Структура зеленого каркаса города обусловлена наличием протяженной овражно-балочной сети, направленной в сторону русла р. Волги, крупнейшего в Европе речного о. Сарпинского и его островной системы.
Промышленные зоны находятся на периферии города, в дальнейшем предполагается их перенос из плотно населенных районов Волгограда.
Неэффективно используемые в настоящее время территории внутри границ города (пустующие производственные зоны и пр.) позволят в дальнейшем перейти к интенсивному развитию города.
Наибольшая площадь среди основных функциональных зон относится к:
зоне озелененных территорий рекреационного назначения (45%);
жилой зоне (16,5%).
Исторически транспортная система Волгограда формировалась таким образом, чтобы обеспечить работоспособность промышленных предприятий, с чем она эффективно справлялась на протяжении многих лет. Однако в течение последних 25 - 30 лет в городе значительно поменялось географическое расположение центров тяготения населения, и старая транспортная система не смогла обеспечить эффективность перевозок по новым направлениям.
Протяженность сети муниципальных автобусных маршрутов составляет 1042 км, троллейбусных маршрутов - 85,1 км, трамвайных маршрутов (за исключением скоростного трамвая) - 104,2 км.
Самый большой пассажиропоток наблюдается в весенний период (март - май), а также под конец года (сентябрь - декабрь). В свою очередь, наименьший пассажиропоток наблюдается в начале года (январь), что может быть связано с длительным количеством нерабочих праздничных дней, а также в летний период (июль - август) в связи с большим количеством отпусков и каникул.
Волгоград - крупнейший транспортный узел федерального значения. Автомобильные дороги Волгограда являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры, связывающей между собой районы Волгограда, крупной составной частью городского хозяйства, требующей значительных затрат на содержание и развитие. Основными проблемами развития дорожной отрасли являются низкая пропускная способность улично-дорожной сети, высокий износ искусственных сооружений, изолированность населения, проживающего в районах с индивидуальной жилой застройкой, не обеспеченной автомобильными дорогами с твердым покрытием. Постоянные заторы, особенно на автомобильных дорогах местного значения, существенно снижают скорость движения, ведут к росту транспортных издержек. Проведенный анализ дорожно-транспортных происшествий выявил свыше 100 очагов аварийности на улично-дорожной сети. Наиболее аварийными являются Дзержинский, Краснооктябрьский, Красноармейский, Центральный районы. Более 60% автомобильных аварий в Волгограде связано с наездами на пешеходов, что требует принятия незамедлительных мер по соответствующему обустройству улиц.
Кроме этого, наблюдается высокая интенсивность транзитного движения на автомобильных дорогах местного значения, что в совокупности с наличием в городе внешнего транспорта требует ускоренного строительства обходных дорог. Обращает на себя внимание необустроенность главных городских магистралей местными проездами даже в тех случаях, когда они были предусмотрены проектами. Поэтому выезды с поперечных улиц, внутримикрорайонных проездов, автозаправочных станций, станций технического обслуживания и др. производятся непосредственно на основную проезжую часть, что создает многочисленные конфликтные точки и помехи движению транспорта.
Пассажирский транспорт общего пользования - один из важнейших факторов обеспечения жизнедеятельности Волгограда. Ежегодно только муниципальным общественным пассажирским электрическим, автомобильным и внутренним водным транспортом в Волгограде перевозится порядка 100 млн пассажиров. Надежная и эффективная работа общественного транспорта Волгограда является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности Волгограда.
В настоящее время транспортное обслуживание населения осуществляется тремя крупными перевозчиками:
МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" фактически обслуживает 20 муниципальных автомобильных маршрутов регулярных перевозок, беря на себя тем самым большую социальную нагрузку;
ООО "Волгоградский Автобусный Парк" обслуживает 11 муниципальных автомобильных маршрутов регулярных перевозок и базируется на территории, которая позволяет самостоятельно осуществлять полный цикл работ по выпуску транспорта на линию, его обслуживанию и ремонту;
маршруты троллейбусов (4 муниципальных маршрута регулярных перевозок) обслуживает МУП "Метроэлектротранс" г. Волгограда. В структуру МУП "Метроэлектротранс" г. Волгограда входит троллейбусный парк, завод "ВЭТА", который осуществляет текущий, капитальный и капитально-восстановительный ремонт трамваев и троллейбусов, ремонт спецтехники.
Значительную долю перевозчиков на автобусных маршрутах составляют индивидуальные предприниматели.
С 2022 года начато обновление парка общественного транспорта - закуплено 112 троллейбусов. Обновление электротранспорта (троллейбусов) на конец 2023 года составило 96%. Обновленный троллейбусный парк позволил охватить районы, ранее не обслуживаемые электрическим транспортом, и продлить схемы движения маршрутов до поселка ГЭС (маршрут N 8а) и микрорайона Жилгородок (маршрут N 10а).
В Волгограде осуществляется обновление автобусного парка муниципального пассажирского транспорта. В настоящее время закуплены и поставлены 85 автобусов большого класса, работающих на сжиженном природном газе, которые направлены на обслуживание муниципальных автобусных маршрутов N 2, N 85 и нового маршрута в границе "Родниковая долина - Химзавод" с заездом на парковку ТРЦ "Акварель"; приобретены 136 автобусов большого класса, работающих на газомоторном топливе, для обновления подвижного состава на муниципальных автобусных маршрутах N 59 (20 ед.), N 6 (20 ед.), N 88 (14 ед.), N 55 (30 ед.), N 25 (32 ед.), N 35 (20 ед.); приобретены электробусы (21 ед.) и 4 ультрабыстрые зарядные станции для обслуживания муниципального электробусного маршрута N 15, обеспечивающего пассажирское движение от "ул. Тополевая" до "Железнодорожного вокзала".
29.12.2022 между администрацией Волгограда, Администрацией Волгоградской области и АО "ЭлектроТранспорт Плюс" заключено концессионное соглашение N 56 о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования Волгограда сроком действия до 29.12.2047 (на 25 лет). Концессионер планирует вложить 12 млрд рублей в обновление трамвайного парка и инфраструктуры, из которых капитальный грант из федерального бюджета составляет 3,6 млрд рублей.
Для повышения эффективности работы улично-дорожной сети и снижения использования личного транспорта необходимы строительство многоуровневых перехватывающих парковок, внедрение платного парковочного пространства на территории Центрального района. Стимулом для пересадки с индивидуального транспорта на общественный являются мероприятия по строительству транспортно-пересадочных узлов (далее - ТПУ) для организации пересадки на общественный транспорт. Наличие ТПУ позволит сократить перенасыщенность улично-дорожной сети пригородным коммерческим транспортом.
В сфере озеленения Волгограда можно отметить недостаточность покрытия городских пространств зелеными насаждениями, что оказывает сильное влияние на благоустройство городской территории, ее качество и привлекательность для жителей и гостей города. Количество высаживаемых деревьев и кустарников не перекрывает объема вырубки старовозрастных и аварийных деревьев. На многих объектах озеленения отсутствуют поливочные водопроводы, без которых невозможно обеспечить качественное содержание зеленых насаждений в климатических условиях Волгограда. Средняя обеспеченность населения зелеными насаждениями составляет 16 кв. м/чел. на одного жителя Волгограда.
Водохозяйственная обстановка, сложившаяся на территории Волгограда, требует принятия необходимых мер. Необходимы проведение берегоукрепления правого берега р. Волги в Краснооктябрьском и Тракторозаводском районах (от ул. Химической до пос. Спартановка), расчистка русел малых рек, которая восстановит деградирующие водные объекты, создаст условия для восстановления экосистемы, улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на прилегающей территории Волгограда. В результате резкого повышения уровня воды на малых реках в период весеннего половодья и их недостаточной пропускной способности населенные пункты периодически подвергаются затоплению и подтоплению. На отдельных территориях вводится режим чрезвычайной ситуации.
Общее количество многоквартирных домов в Волгограде составляет 5557. Остро стоит проблема износа объектов жилищно-коммунального обеспечения. Имеются проблемы с благоустройством внутридворовых территорий, что вызывает закономерное недовольство горожан.
Население Волгограда и его хозяйствующие субъекты обеспечивают коммунальными ресурсами более 6100 объектов инженерной сферы в части газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения. Систему теплоснабжения Волгограда образуют 217 котельных, 322 центральных тепловых пункта, водоснабжения - 111 водопроводных насосных станций, 7 водопроводных очистных сооружений, водоотведения - 57 канализационных насосных станций, 3 канализационных очистных сооружения, электроснабжения - 1841 трансформаторная подстанция.
Управление многоквартирными домами в городе осуществляется 114 управляющими компаниями и 284 товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами.
Поставку ресурсов населению и хозяйствующим субъектам осуществляют ООО "Концессии водоснабжения", ООО "Концессии теплоснабжения", ООО "Светосервис-Волгоград" (концессии в отношении объектов светового хозяйства), ПАО "Волгоградоблэлектро", ООО "Межрегионгаз-Волгоград", 42 теплоснабжающих организации. Коммунальная система Волгограда обеспечивает ресурсами территории Волгоградско-Волжской агломерации в границах от Светлого Яра - на юге до р.п. Городище - на западе, включая часть Заволжья - на востоке и до границы с г. Волжским. Также имеется существенный запас мощностей (тепло, вода, очистка стоков) по сравнению с текущими потребностями города, включая: поставку воды - в р.п. Городище, Светлый Яр, поставку тепла - в Светлый Яр.
Коммунальная инфраструктура в Волгограде характеризуется высоким уровнем износа и технологического отставания и низкими темпами обновления основных фондов. Для повышения качества жизни граждан, улучшения экологической ситуации и обеспечения развития жилищного строительства необходима масштабная модернизация эксплуатируемых коммунальных систем. Строительство новых инженерных сетей обеспечит пустующие земельные участки необходимой коммунальной инфраструктурой и увеличит объем вводимого жилья и новых объектов социальной и коммерческой инфраструктур.
По состоянию на 01.12.2023 площадь жилых помещений в Волгограде составила 26,5 млн кв. м, наибольшая площадь которых расположена в Дзержинском районе - 5,9 млн кв. м, наименьшая - в Центральном районе - 1,8 млн кв. м. Средняя жилищная обеспеченность составила 25,4 кв. м на человека. В общем объеме жилищного фонда доля многоквартирных домов составляет 66% (более 5,5 тыс. единиц), индивидуальных домов - 34% (более 57 тыс. единиц).
С учетом перспективной жилой застройки требуется обеспечение населения необходимыми для комфортной жизни социальными объектами - детскими садами, школами, спортивными объектами, расположенными в шаговой доступности. В настоящее время требуется обеспечить социальными объектами особенно микрорайоны новой массовой жилой застройки в Дзержинском, Советском и Кировском районах.
Развитие нового жилищного строительства планируется осуществлять с учетом сохранения существующей капитальной и индивидуальной застройки с заменой ветхого и аварийного жилья и увеличением территории жилой застройки за счет освоения свободных территорий в пределах границ города. За 2016 - 2022 годы из аварийного жилья переселены 4977 жителей Волгограда, аварийный жилищный фонд Волгограда сократился более чем на 81,8 тыс. кв. м. Аварийный жилищный фонд Волгограда на 01.12.2023 составляет 538,4 тыс. кв. м.
Угрозой экологической безопасности на территории Волгограда является проблема накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на местах с недостаточной защитой объектов охраны окружающей природной среды. Основной причиной данного факта является недостаточная обеспеченность Волгограда необходимым количеством объектов размещения ТКО.
2.4. Местное самоуправление
Жители Волгограда демонстрируют невысокую электоральную и гражданскую активность, выражая при этом неудовлетворенность жизнью в городе.
Информационная среда Волгограда разрознена и не формирует позитивной городской идентичности. Население слабо информировано о городских мероприятиях, культурной жизни города.
Перспективными направлениями являются:
развитие механизмов местного самоуправления, коммуникационных площадок эффективной обратной связи с гражданским обществом, в том числе с использованием современных информационных технологий;
формирование единого информационного пространства, нацеленного на создание позитивной городской идентичности, предоставление возможности выражения гражданской позиции каждому жителю города.
Волгоград имеет предпосылки к динамичному развитию информационно-коммуникационных технологий и сферы высокотехнологичных информационных услуг. Уровень проникновения технологий беспроводного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" соответствует уровню наиболее технологически развитых городов мира: например, покрытие технологией 3G составляет 80% территории Волгограда. Монтированная емкость по технологии проводного широкополосного доступа позволяет подключить до 88% домохозяйств Волгограда.
3. Стратегические функции и миссия Волгограда
Миссия Волгограда - обеспечение сбалансированного и устойчивого развития Волгограда путем создания новых производств конечного продукта, подготовки квалифицированных кадров, совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры, проведения конверсии территорий и создания современной социальной инфраструктуры.
Миссия Волгограда проявляется через выполнение 8 направлений социально-экономического развития, которые взаимоувязаны между собой:
1. Волгоград - промышленный и экономический центр юга России. Ядром экономики Волгограда на протяжении предыдущих периодов развития с учетом ресурсной базы на будущее является многоотраслевая промышленность. Развитие промышленности позволит Волгограду стать городом, производящим продукцию глубокого передела с высокой добавленной стоимостью.
2. Волгоград - транспортно-логистический центр. Для комфорта жизни населения и его передвижения по городу, обеспечения необходимых мощностей грузопотока промышленных предприятий необходимо создание современной транспортной инфраструктуры, которая превратит Волгоград в город эффективной логистики.
3. Волгоград - город инноваций, технологий и новой экономики. Направление основано на развитии инноваций как основной движущей силы экономического и социального развития, приводящей к созданию новых отраслей экономики. Наличие свободных площадей в Волгограде для размещения новых технологий, высокий уровень подготовки специалистов в вузах и ссузах, многочисленный научный и педагогический состав создают отличные предпосылки для воплощения инновационных идей в реальный сектор экономики.
4. Волгоград - международный образовательный центр. Для успешной работы промышленных предприятий и осуществления заявленных проектов необходимы мощная научная база и хорошо подготовленные квалифицированные кадры. В городе существуют все предпосылки для качественной подготовки таких кадров: наличие 20 вузов и их филиалов, 11 из которых имеют аспирантуру, 19 колледжей и техникумов, 2,5 тыс. человек научно-преподавательского состава, 1 тыс. человек - аспирантов, 85 тыс. человек - студентов.
5. Волгоград - город возможностей для самореализации молодежи. За молодежью - будущее. В Волгограде проживает более 260 тыс. человек в возрасте от 14 до 35 лет, и они должны активно проявлять свою позицию, стремиться достичь поставленных целей, стать всесторонне развитыми личностями и достойными членами общества.
6. Волгоград - город с современной системой здравоохранения. Город-миллионник невозможно представить без современных медицинских организаций, система здравоохранения была и остается прерогативой органов власти, которые обязаны обеспечивать отрасль всем необходимым, расширять ее доступность для всех категорий граждан. На территории Волгограда расположены 36 больничных организаций (наиболее крупные - ГБУЗ "Волгоградский областной клинический перинатальный центр N 2", ГБУЗ "Волгоградский областной клинический онкологический диспансер", ГБУЗ "Волгоградский областной клинический кардиологический центр"), 185 амбулаторно-поликлинических организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность 7,6 тыс. врачей и 11,3 тыс. среднего медицинского персонала. Указанные организации оказывают медицинские услуги не только жителям Волгограда, но и Волгоградской области. Модернизация и строительство новых объектов здравоохранения создадут предпосылки для перевода учреждений здравоохранения на новый технологический уровень, позволят предупреждать, своевременно диагностировать заболевания, оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
7. Волгоград - город, комфортный для жизни населения. Пустующие территории промышленного и социального назначения, имеющиеся в городе, необходимо вовлекать в хозяйственный оборот, что позволит не только создать условия комфортного проживания жителей Волгограда, но и увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет Волгоградской области. Жители города, проживающие в районах новой жилой застройки, нуждаются в обеспечении услугами социального обеспечения, а все жители Волгограда - в обеспечении качественными услугами ЖКХ, поэтому улучшение качества городской среды за счет создания комфортного и доступного жилья с развитой социальной инфраструктурой, преобразований в зеленом хозяйстве и благоустройстве города - самые заметные и востребованные изменения для всех возрастов жителей Волгограда. Имея хорошую работу в Волгограде, жители должны иметь возможность качественно отдыхать, не выезжая за пределы мегаполиса, и иметь необходимую социальную инфраструктуру для успешной жизни.
8. Волгоград - международный туристический центр. В Волгограде есть все условия для развития туристической отрасли - природно-климатические, географические, культурно-исторические и рекреационные. Волгоград - город-герой, на его территории расположены такие известные всему миру достопримечательности, как мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане, Дом Павлова, мельница Гергардта, музей-панорама "Сталинградская битва", которые ежегодно привлекают туристов. При этом туристический потенциал Волгограда неразрывно связан с возможностями Волгоградской области. Необходимо продолжать развивать Волгоград как центр туризма и активного отдыха и постепенно переориентировать его на деловой, водный, лечебно-рекреационный и другие виды туризма.
4. Стратегическое видение перспектив развития и основные участники
Перспективный образ Волгограда-2034 - устойчиво развивающийся мегаполис агломерационного типа, комфортный и безопасный город международного уровня с конкурентоспособной экономикой и высоким качеством жизни, притягивающий таланты, технологии и инвестиции со всей страны.
Ожидания основных (ключевых) участников:
населения - комфортная городская среда, качественные социальные услуги, улучшение демографической ситуации, транспортная доступность и безопасность, благоустроенные общественные пространства, доступное и комфортное жилье и др.;
бизнеса и инвесторов - благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, поддержка малого и среднего предпринимательства, развитая транспортная инфраструктура и т.д.;
туристов - эстетичная городская среда, развитая туристическая инфраструктура, развитый рынок потребительских услуг (особенно в сфере развлечений), транспортная доступность любой точки города и др.
Импульсом развития промышленности и научно-образовательной системы города может стать развитие экосистемы организаций, осуществляющих научные исследования и разработки для реального сектора экономики. Планируется размещение в городе офисов крупных федеральных исследовательских компаний (инновационный центр "Сколково"), которые увеличат востребованность выпускаемых вузами города квалифицированных кадров. Планирование научных исследований для городской промышленности целесообразно проводить с объединенными усилиями образовательных учреждений города. Для этого необходима единая открытая площадка для постоянного взаимного обмена результатами, разработками, знаниями, на что направлена деятельность планируемого к созданию Детского образовательного центра.
Волгоград нуждается в том, чтобы в его экономике работали специалисты, способные проводить прикладные исследования и руководить коллективами специалистов, внедряющих результаты исследований в рынок. За такого человека будут бороться многие развивающиеся города России, но для качественной жизни такого специалиста необходима открытая, комфортная, благоустроенная социально-экономическая среда.
Волгограду необходимо обеспечить жителей более эффективной транспортной системой. Развитие транспортно-логистического потенциала потребует создания дополнительных объектов транспортной инфраструктуры: объездных дорог (2-я очередь 3-й Продольной магистрали), кольцевой структуры движения транспортных средств, реконструкции линии скоростного трамвая и удлинения его маршрута, строительства мостов на о. Сарпинский. Это изменит транспортную структуру города из линейной в линейно-кольцевую, что позволит сократить среднее время в пути горожанина в 2 раза, значительно увеличит площадь экономически привлекательных для развития территорий.
Произойдет пространственное преобразование города (за счет строительства мостов на о. Сарпинский, строительства автомобильной дороги "Обход Волгограда" и выноса основного трафика транзитного транспорта за черту города), что приведет к более удобному формату, который в настоящее время в силу линейного расположения города невозможно обеспечить: место проживания - место работы - рекреационные возможности.
Для упрощения логистики крупным, средним и малым предприятиям необходимо создание транспортно-логистических центров, которые в настоящее время развиваются в более универсальные: распределительный (логистический) центр ООО "Вайлдберриз" - "Центр обеспечения омниканальной торговли", транспортно-логистические центры "ОЗОН", "СберЛогистика" и Почта России, что в свою очередь позволит создать новые высокопроизводительные рабочие места в городе.
К перспективам развития дорожно-транспортной инфраструктуры относятся сохранение экологии Волгограда, нормализация трафика, снижение нагрузки на дорожное покрытие в городе, экономическое развитие территорий вблизи новых магистралей.
Существующая линейная структура города, развитая вдоль р. Волги, в пространственном развитии создает потенциал для создания комфортной городской среды - развития набережной, создания экологического каркаса, развития водного транспорта.
Промышленные зоны в отдаленной перспективе планируется перенести на периферию города из плотно населенных районов Волгограда. Существующие в настоящее время свободные территории промышленного и социального назначения, которые в силу объективных причин не соответствуют экономическим, социальным, экологическим и градостроительным условиям, но при этом обладают высоким инвестиционным потенциалом, планируется вовлечь в хозяйственный оборот.
Волгоград нуждается в развитии как место туристической активности, место с уникальными историческими и природными особенностями. В городе существует островная система Голодный - Сарпинский, которая обладает большим туристическим потенциалом благодаря своим уникальным песчаным пляжам и удобной транспортной доступностью. В целях вовлечения крупнейшего речного острова в Европе в жизнедеятельность Волгограда необходимы проведение работ по берегоукреплению, строительство причалов, дорожной и коммунальной инфраструктур, канатной дороги на о. Сарпинский. Концепция развития островной системы заключается в создании крупной рекреации в центре города. О. Сарпинский сможет стать точкой притяжения как для волгоградцев, так и для российских туристов. Развитие всероссийской рекреационной зоны способно кардинально улучшить туристическую привлекательность Волгограда.
Волгоград, как центр Волгоградско-Волжской агломерации, за счет формирования высокотехнологичных наукоемких производств федерального значения и производств с высокой добавленной стоимостью в перспективе станет локомотивом экономического развития Волгоградской области.
5. Генеральная цель и приоритетные направления стратегии
Генеральная цель стратегии - повышение уровня и качества жизни населения Волгограда, который является центром Волгоградско-Волжской агломерации.
Ключевые индикаторы долгосрочного развития Волгограда (далее - ключевые индикаторы): ожидаемая продолжительность жизни (лет); уровень доходов населения (млн руб.); индекс качества городской среды (балл). Ожидаемые результаты (целевые индикаторы) реализации стратегии представлены в приложении 2 к стратегии.
Для достижения генеральной цели стратегией предусмотрены 8 основных направлений развития, прямо или косвенно ориентированных на человека и создание благоприятных условий жизнедеятельности:
Волгоград - промышленный и экономический центр юга России;
Волгоград - транспортно-логистический центр;
Волгоград - город инноваций, технологий и новой экономики;
Волгоград - международный образовательный центр;
Волгоград - город возможностей для самореализации молодежи;
Волгоград - город с современной системой здравоохранения;
Волгоград - город, комфортный для жизни населения;
Волгоград - международный туристический центр.
5.1. Волгоград - промышленный и экономический центр юга России
Цель - развитие Волгограда как промышленного и экономического центра юга России за счет реализации ведущими промышленными предприятиями города инвестиционных проектов, направленных на переход к инновационно-инвестиционной модели производства.
Ключевые индикаторы: индекс промышленного производства (%); количество высокопроизводительных рабочих мест (тыс. ед.); среднемесячные денежные доходы населения (руб.).
Задачи:
повышение добавленной стоимости и переход к инновационно-инвестиционной модели производства;
обеспечение синергетического эффекта за счет кооперации с уже существующими предприятиями промышленного сектора Волгоградской области и наукой.
Необходимо:
проведение диверсификации экономики с учетом внедрения принципа кластерного развития производств и технологических холдингов, использования сырья, производимого предприятиями промышленного комплекса;
освоение промышленными предприятиями новых видов производств;
развитие технологических инноваций;
интеграция научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности.
Волгоград обладает значительным потенциалом в сфере развития промышленности:
действуют более 1,5 тыс. предприятий;
производство является многоотраслевым - более 30 отраслей, в том числе уникальные производства;
существуют избыточные энергомощности ГЭС и богатые природные ресурсы Волгоградской области (нефть, газ, натриевые и калийные соли, бишофит, вода);
постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2022 г. N 1976 "О создании на территории городского округа город-герой Волгоград Волгоградской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа" создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Химпром" (для размещения высокотехнологических производств);
имеются неиспользуемые производственные площади с готовой инфраструктурой.
Приоритетными направлениями развития промышленности и экономики Волгограда до 2034 года являются:
1. Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Химпром" на площадке площадью 146,17 га с участием 5 резидентов.
2. Реализация инвестиционных проектов крупных промышленных предприятий Волгограда химической промышленности, металлургического производства, машиностроения, пищевой промышленности, агропромышленного комплекса.
Развитие промышленности окажет влияние на рост уровня благосостояния жителей Волгограда, что скажется на развитии потребительского рынка (торговли и общественного питания), который в структуре экономики Волгограда занимает второе место (35%) по объемам оборота.
Потребительский рынок Волгограда имеет развитую инфраструктуру:
розничные сети представлены порядка 6,8 тыс. субъектов, 600 из которых являются предприятиями сетевых компаний. В Волгограде представлено 27 из 94 торговых сетей по России, реализующих продовольственные и непродовольственные товары;
осуществляют деятельность 828 организаций общественного питания;
предусмотрено 70 площадок для организации ярмарок;
действуют 6 розничных рынков;
схема размещения нестационарных торговых объектов включает 2370 мест для размещения нестационарных торговых объектов.
Обеспеченность населения площадью (количеством) стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже товаров на ярмарках и розничных рынках, соответствует утвержденным для Волгограда нормативам минимальной обеспеченности населения площадью (количеством).
По данным реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), формируемым федеральной налоговой службой, на территории Волгограда осуществляют деятельность 37128 субъектов МСП. По состоянию на 10.01.2024 количество юридических лиц составляет 12321, количество индивидуальных предпринимателей - 27807. До 2022 года количество субъектов МСП стабильно снижалось в связи с действием ограничительных мер в результате распространения новой коронавирусной инфекции. С 2023 года отмечается положительная динамика. На протяжении 3 лет растет количество самозанятых граждан, ежегодное увеличение которых составляет порядка 12 тыс. человек.
Развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений деятельности администрации Волгограда. Поддержка предпринимательства осуществляется посредством реализации мероприятий муниципальной программы "Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в Волгограде", утвержденной постановлением администрации Волгограда от 29.12.2018 N 1893 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности в Волгограде", и непрограммных мер, способствующих созданию условий для развития субъектов МСП.
С учетом инициативы предпринимательского сообщества и администрации Волгограда в целях развития ярмарочной торговли внесены изменения в Порядок организации ярмарок на территории Волгоградской области, утвержденный приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 14 сентября 2016 г. N 23-н "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Волгоградской области", в части проведения круглогодичных постоянно действующих ярмарок нового формата.
При размещении постоянно действующих ярмарок не менее 10% территорий ярмарок будут заняты объектами сопутствующей инфраструктуры (озеленение, зоны отдыха, малые архитектурные формы, парковки и т.п.).
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии потребительского рынка Волгограда. Произошло не только насыщение рынка разнообразными услугами, но и значительное повышение уровня обслуживания, качества работ и услуг.
Необходимо:
обновление внешнего облика существующих торговых объектов;
проведение сельскохозяйственных ярмарок;
организация ярмарок нового формата: постоянно действующих с дополнительными элементами благоустройства территорий.
5.2. Волгоград - транспортно-логистический центр
Цель - создание современной транспортной инфраструктуры и эффективной логистики в Волгограде для обеспечения комфорта жизни и передвижения населения и обеспечения необходимых мощностей грузопотока промышленных предприятий.
Ключевые индикаторы: рост грузооборота (на коммерческой основе) грузового автомобильного транспорта (% к предыдущему году); доля автомобильных дорог местного значения, входящих в Волгоградскую городскую агломерацию, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности (%); снижение аварийности на автодорогах (раз); перевозка пассажиров транспортом общего пользования (тыс. чел.); снижение времени в пути для горожанина (мин).
Задачи:
создание современной транспортной инфраструктуры;
развитие эффективной логистики;
развитие единой транспортной системы и создание условий для качественного передвижения населения;
оснащение магистральной улично-дорожной сети необходимыми транспортными сооружениями - мостами, путепроводами и транспортными развязками в разных уровнях, внеуличными пешеходными переходами;
разгрузка центра Волгограда от легковых автомобилей путем отвода транзитного движения, создание "перехватывающих" автостоянок у въездов в центр и в город;
строительство пешеходной и велосипедной инфраструктур (пешеходных и велодорожек, в том числе адаптированных для маломобильных групп населения);
строительство автомобильных дорог, в том числе автомобильной дороги "Обход Волгограда", строительство мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде, завершение строительства автомобильных дорог "III-я Продольная магистраль" и "Нулевая продольная магистраль" в г. Волгограде;
строительство мостов из Ворошиловского и Красноармейского районов на о. Сарпинский и создание соединительной эстакады между ними;
снижение протяженности участков внутренних водных путей, ограничивающих их пропускную способность.
Необходимо:
преобразование транспортной структуры города из линейной в линейно-кольцевую;
сокращение среднего времени в пути в границах города в 2 раза;
полное обновление общественного транспорта;
повышение безопасности движения.
Географически и стратегически Волгоград расположен на пересечении транспортных коридоров государственного значения: Турция - Кавказ (Краснодарский край) - Центральная Россия, Средняя Азия - Центральная Россия. Транспортные коридоры расположены так, что через территорию Волгограда проходит большое количество транзитного автотранспорта. В отсутствие объездных дорог транзитный транспорт движется по дорогам в жилой застройке.
Автомобильные дороги Волгограда являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры, связывающей между собой районы Волгограда, дороги федерального, регионального и межмуниципального значения. В Волгограде сконцентрированы основные фонды предприятий промышленности, административные, торговые, культурные и научные учреждения, железнодорожные узлы, автовокзал и аэропорт, основные транспортные мосты и путепроводы.
Волго-Донской судоходный канал является одной из составляющих частей международного транспортного коридора "Север - Юг" - мультимодального маршрута транспортировки пассажиров и грузов общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 км, созданного для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море) и далее в Северную и Западную Европу.
Волгоград обладает значительным потенциалом в сфере транспортно-логистического обслуживания:
город является крупным транспортным узлом на международных транспортных коридорах "Север - Юг" и "Запад - Восток";
на территории города располагается Волго-Донской судоходный канал, позволяющий Волгограду считаться портом пяти морей;
город является центром Волгоградско-Волжской агломерации;
в городе представлены все виды транспортного сообщения;
город расположен на пересечении крупных железнодорожных и автомобильных магистралей;
протяженность города составляет 90 км.
В ближайшей перспективе Волгоград превратится в мощный транспортно-логистический центр и ключевой элемент Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2034 года благодаря близости к Черному и Каспийскому морям.
Транспортная система Волгограда на сегодня - это система с расположением промышленных объектов вблизи основных транспортных коммуникаций, связывающих Волгоград с другими городами и регионами, а также с промышленным узлом города-спутника Волжского. В настоящее время существующая линейная структура города приводит к тому, что продолжительность пути горожанина в любую точку города составляет 60 - 90 минут. Изменение транспортной структуры города в линейно-кольцевую позволит сократить время в пути горожанина до 15 - 30 минут.
Ярко выраженная линейная топология Волгограда влечет концентрацию общественно-деловой активности вдоль основных городских магистралей, что ведет к их перегруженности. Для решения проблемы перегруженности основных городских магистралей необходимо: минимизировать дублирование муниципальных маршрутов пригородными маршрутами путем строительства ТПУ; снизить уровень автомобилизации путем повышения привлекательности общественного транспорта; уменьшить количество транзитного транспорта путем строительства автомобильной дороги в обход Волгограда.
Развитие транспортно-логистического потенциала потребует создания дополнительных объектов транспортной инфраструктуры: объездных дорог (2-я очередь 3-й Продольной магистрали), кольцевой структуры движения транспортных средств, реконструкции скоростного трамвая (метротрама) и удлинения маршрута, строительства мостов на о. Сарпинский.
Изменение к 2034 году транспортной структуры города в линейно-кольцевую (за счет строительства мостов на о. Сарпинский) позволит сократить среднее время в пути горожанина в 2 раза.
Произойдет пространственное преобразование города (за счет строительства мостов на о. Сарпинский, строительства автомобильной дороги "Обход Волгограда" и выноса основного трафика транзитного транспорта за черту города), что приведет к более удобному формату "место проживания - место работы" в силу сокращения времени в пути в любую точку города через центр - островные возможности (которые сейчас в силу линейного расположения города невозможно обеспечить).
В основе перспективного развития транспортной системы Волгограда лежит идея концепции градостроительной агломерации "Большой Волгоград". Суть ее в том, чтобы транспортно замкнуть "полукольцо", образовавшееся из-за линейного роста Волгограда, г. Волжского и их пригородов вдоль резкой излучины р. Волги, в единое целое и сформировать таким образом градостроительную агломерацию "Большой Волгоград". При этом в центре "Большого Волгограда" окажутся не жилые застройки, а огромный естественный природный парк - Волго-Ахтубинская пойма. Создание волгоградского транспортного кольца обеспечит переход от линейной структуры к радиально-кольцевой транспортно-планировочной инфраструктуре.
В этой связи предлагается формирование Единой комплексной транспортной системы (далее - ЕКТС) в виде сбалансированной интегрированной интермодальной транспортной системы на 6 пространственно-временных уровнях:
1. Уровень интеграции с единой транспортной системой Российской Федерации через внешние связи федерального и регионального значения, западный обход Волгограда и транспортные вводы в город, ТПУ и логистические центры федерального и регионального значения.
Стратегическое пересечение международных транспортных коридоров автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта дает предпосылки к устройству новых транспортно-коммуникационных объектов. В их число войдут западный обход Волгограда с устройством мостового перехода через р. Волгу и крупного грузового речного порта "Татьянка" в южной части города, Волго-Донской судоходный канал в сочетании с крупным транспортно-логистическим центром, связанным скоростными магистралями с международным аэропортом Волгоград. Эффективная интеграция в сеть федеральных автомобильных дорог Российской Федерации обеспечивается через систему модернизированных входов и транспортных развязок на обходе Волгограда и 3-й Продольной магистрали.
Железнодорожный транспорт обеспечивает внешние связи Волгограда. На смену нынешней системе путей сообщения придут высокоскоростные линии как в южном, так и в северном направлениях с выводом грузовых перевозок за пределы Волгограда. В ближайшие годы запланировано создание ТПУ, включающего реконструкцию железнодорожного вокзала, автовокзала и привокзальной площади как единого комплекса.
Планируются реконструкция международного аэропорта Волгоград, также обеспечивающего внешние связи Волгограда, завершение строительства взлетно-посадочной полосы класса "Б", строительство пассажирского терминала международных воздушных линий, крупного транспортно-логистического терминала, которые будут соединены с центром Волгограда линией скоростного электропоезда.
Развитие внешних транспортных связей Волгограда обеспечивается также крупнейшей водной транспортной артерией - р. Волгой - благодаря системе каналов в Волго-Донском бассейне. Одним из приоритетов является развитие грузового речного судоходства, особенно сквозными маршрутами из Санкт-Петербурга и Москвы в направлении южных регионов Российской Федерации. В настоящее время возможности навигации по рекам практически не используются или используются неэффективно, хотя для транспортировки грузов по водным путям требуется намного меньше средств, чем по автомобильным дорогам. Важнейшим условием является создание портовой инфраструктуры.
2. Уровень общегородских (агломерационных) связей в виде транспортных диаметров с комплексом многоуровневых транспортных развязок, городских ТПУ и логистических центров с системой перехватывающих парковок, объединяющих все виды транспорта в единую комплексную транспортную систему:
1-я, 2-я, 3-я, 0-я Продольные магистрали с транспортными развязками;
железнодорожный диаметр с 9 ТПУ и современными электропоездами и подъездом к международному аэропорту Волгоград;
речной диаметр с пристанями, расположенными на поперечных связях с ТПУ на железнодорожном диаметре;
воздушный диаметр вертолетного транспорта с посадочными площадками;
автодорожный диаметр, с востока на запад формируемый мостовым переходом через р. Волгу и подходами к нему, соединяющими федеральную трассу М-6 "Каспий" и восточное направление на Сибирь и Казахстан, который позволит усилить агломерационные связи Волгограда.
3. Уровень сбора транспортных и пассажирских потоков через систему сегментного (районного) объединения поперечных транспортных линий на базе транспортных диаметров и центрального кольца:
развитие радиальных направлений и формирование своеобразных транспортных петель ("Кольца-овалы") на основе объединения 1-й, 2-й, 3-й, 0-й Продольных магистралей;
устройство кольцевой магистрали в центральной части Волгограда. Внутрикольцевая территория разбивается на 6 "транспортных ячеек", в которые транспорт может въезжать только с кольца. Автомобильные сообщения между "транспортными ячейками" осуществляются по кольцевой дороге, окружающей центр Волгограда. Вдоль этой дороги размещены "перехватывающие" паркинги. Передвижение между "транспортными ячейками" внутри кольца осуществляется на общественном транспорте;
создание системы "подвозящих" поперечных транспортных связей с ТПУ;
развитие дорожных сегментов районов Волгограда, в которых должны быть развиты внутрирайонные связи, параллельные и перпендикулярные продольным магистралям;
устройство многоуровневых развязок и ТПУ на основных магистралях города - транспортных диаметрах, объединяющих все виды транспорта в ЕКТС города.
4. Уровень удобного и безопасного "доступа" к объектам жилой, общественной и иной инфраструктур (местам проживания, образования, культуры и т.п.), который включает:
участки соединения с линиями "сбора", подъезды к объектам инфраструктуры с применением различных мероприятий по "успокоению движения" с местами для кратковременной остановки или парковки автомобилей;
устройство пешеходных зон в центральной торгово-прогулочной части города;
формирование сети транспортных и прогулочных велосипедных дорожек.
5. Уровень объединения общественного транспорта в единую городскую систему в сочетании с мерами по ограничению использования личного и грузового транспорта в отдельных зонах города:
общественный транспорт, оказывающий услуги по перевозке пассажиров в городе, независимо от организационно-правовой формы объединяется в единый транспортный союз, который регулирует взаимодействие различных видов транспорта по вопросам расписания движения, тарифной политики, по единому билету, а также обеспечивает единое информационное поле для пассажиров через единую автоматизированную систему управления движением;
развитие существующего скоростного трамвая (метротрама) до ТРЦ "Акварель", развивающегося как крупный ТПУ;
создание единой системы городского общественного электротранспорта на базе линии скоростного трамвая (метротрама), связывающей между собой разрозненные образования сетей обычного трамвая и троллейбуса путем заключения концессионного соглашения;
развитие скоростного автобусного сообщения по транспортным диаметрам;
формирование широкой сети "подвозящих" маршрутов с автобусами разной вместимости к организованным площадкам посадки-высадки пассажиров, станциям скоростного трамвая (метротрама), остановочным пунктам пригородной железной дороги и пристаням, открытие новых линий, в том числе на связях с площадками нового строительства, на связях дальних районов Волгограда с общегородским центром и между собой, в частности, на скоростной дороге, магистралях непрерывного движения и ряде магистральных улиц и дорог общегородского значения;
создание системы организованных площадок посадки-высадки пассажиров, различных по уровню и значимости. Основой для их выявления послужили места пересечения маршрутов движения основного вида транспорта - электротранспорта (электропоезда, трамвая, троллейбуса) с маршрутами автобусов и маршрутных такси, где происходит массовая пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой. Устройство организованных площадок посадки-высадки пассажиров позволит создать транспортную систему мирового уровня: интеграцию всех видов транспорта, распределение перевозок разными видами транспорта, увеличение пассажиропотока общественного транспорта, сокращение затрат на обслуживание парка и на топливо в расчете на пассажира;
организация скоростного движения существующей инфраструктуры на направлении Саратов - Волгоград;
строительство новой железнодорожной линии Волгоград - Элиста;
строительство дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий, в том числе строительство второго главного пути ж/д участка Трубная - В. Баскунчак - Аксарайская, развитие ж/д участка Татьянка Южная - Канальная в пределах Волгоградско-Волжской агломерации;
модернизация и реконструкция железнодорожных линий;
повышение связности и доступности территорий железнодорожным транспортом;
включение водного транспорта во внутригородские пассажирские перевозки, развитие культурно-бытовых поездок населения, экскурсионных и прогулочных направлений путем создания нового внутригородского маршрута "ул. им. Кастерина - Красноармейский район" с заходом на о. Сарпинский;
строительство и реконструкция инфраструктуры речного пассажирского транспорта, в том числе реконструкция причальной стенки в Волгограде;
повышение связности и доступности территорий внутренним водным транспортом, в том числе развитие автомобильных паромных переправ на о. Сарпинский в Волгограде;
развитие воздушного транспорта путем создания вертолетных линий с системой посадочных площадок для нужд скорой медицинской помощи и служб чрезвычайных ситуаций;
развитие грузового воздушного транспорта, в том числе строительство грузового терминала и завершение реконструкции пассажирского терминала международного аэропорта Волгоград;
введение единого "Электронного проездного" на общественный транспорт внутригородского значения.
6. Уровень современного управления движением и состоянием улично-дорожной сети и искусственных сооружений через единый центр управления:
с использованием:
спутниковых навигационных систем;
систем управления общественным транспортом с предоставлением ему условий приоритетного скоростного, регламентированного движения;
наземных телекоммуникационных систем, включающих светофоры с системами видеонаблюдения и видеофиксации, оценки режимов движения и др.;
систем датчиков погодных условий, состояния покрытия, объединенных с системой управления состоянием автомобильных дорог;
систем оповещения служб чрезвычайных ситуаций и скорой медицинской помощи;
автоматических систем скоростного вождения автомобиля без участия водителей на отдельных наиболее напряженных специально оборудованных участках дорог;
за счет:
снижения расходов бюджета Волгограда на содержание общественного транспорта, в том числе заключения концессионных соглашений в области развития общественного транс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградской городской Думы от 30 января 2024 г. N 7/110 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 25.01.2017 N 53/1539 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года"
Вступает в силу с 8 февраля 2024 г.
Опубликование:
газета "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" от 8 февраля 2024 г. N 13