Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к решению
Волгоградской городской Думы
от 30.01.2024 N 7/110
"Приложение 1
к стратегии
социально-экономического развития
Волгограда до 2034 года,
утвержденной решением
Волгоградской городской Думы
от 25.01.2017 N 53/1539
Оценка
достигнутых целей социально-экономического развития Волгограда по итогам 2022 года и описание внутренних и внешних условий и факторов развития, возможностей и угроз Волгограда
1. Оценка результатов реализации Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года и уровня социально-экономического развития Волгограда по итогам 2022 года
Рассмотрим реализацию Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2007 N 55/1399 "О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года", (далее - Стратегический план) посредством оценки уровня достижения целевых индикаторов Стратегического плана за период реализации (2011 - 2022 годы) и объективных изменений в экономической и социальной сферах Волгограда на конец 2022 года.
В таблице 1 представлена динамика достигнутых значений целевых индикаторов социально-экономического развития Волгограда за период 2013 - 2022 годов, на основе которой можно констатировать, что в целом социально-экономическое развитие Волгограда имеет среднюю степень устойчивости.
Среди положительных тенденций - улучшение демографических показателей (естественный прирост населения, снижение смертности, в том числе младенческой), снижение преступности, рост ввода жилья (тенденция непостоянная) и др.
Таблица 1
Динамика достигнутых значений целевых индикаторов социально-экономического развития Волгограда за период 2013 - 2022 годов
N п/п |
Целевые индикаторы (единица измерения) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Численность населения (тыс. чел.) |
1017,9 |
1017,4 |
1016,1 |
1015,6 |
1013,5 |
1013,5 |
1009,0 |
1004,8 |
1027,8 |
1025,7 |
2. |
Младенческая смертность (_) |
10,1 |
8,1 |
6,1 |
4,9 |
2,9 |
3,5 |
3,1 |
3,9 |
5,5 |
4,2 |
3. |
Естественный прирост (убыль) населения (_) |
- 2,2 |
- 2,1 |
- 1,6 |
- 1,7 |
- 2,5 |
- 2,8 |
- 3,9 |
- 7,2 |
- 10,6 |
- 5,99 |
4. |
Миграционный прирост (убыль) населения (_) |
1,4 |
1,6 |
0,3 |
1,2 |
0,4 |
2,8 |
- 0,6 |
3,4 |
6,8 |
3,8 |
5. |
Уровень смертности (_) |
12,9 |
13,1 |
13,2 |
13,2 |
12,6 |
12,4 |
12,5 |
15,2 |
18,5 |
13,5 |
6. |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой (%) |
26,0 |
28,2 |
30,7 |
33,7 |
35,9 |
38,1 |
43,5 |
47,6 |
48,1 |
51,3 |
7. |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет |
63,0 |
70,0 |
72,0 |
71,2 |
74,0 |
76,0 |
73,1 |
74,9 |
72,8 |
77,6 |
8. |
Объем производства промышленной продукции (млрд руб.) |
377,7 |
405,7 |
478,0 |
444,2 |
533,5 |
694,4 |
655,2 |
540,0 |
337,0 |
374,2 |
9. |
Сальдированный финансовый результат (млрд руб.) |
49,4 |
55,4 |
34,6 |
22,8 |
0,4 |
71,9 |
74,9 |
50,7 |
27,1 |
44,6 |
10. |
Налоговые доходы в бюджете Волгограда (млрд руб.) |
7,5 |
5,8 |
6,1 |
6,8 |
6,9 |
5,6 |
5,9 |
6,0 |
5,6 |
6,5 |
11. |
Неналоговые доходы в бюджете Волгограда (млрд руб.) |
2,8 |
2,9 |
2,5 |
2,5 |
2,3 |
2,2 |
2,0 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
12. |
Численность безработных (тыс. чел.) |
4,0 |
4,0 |
5,2 |
4,2 |
3,2 |
2,7 |
2,2 |
13,3 |
1,7 |
1,1 |
13. |
Уровень безработицы (%) |
0,74 |
0,73 |
0,98 |
0,79 |
0,62 |
0,52 |
0,43 |
2,64 |
0,34 |
0,22 |
14. |
Оборот розничной торговли в действующих ценах (млрд руб.) |
222,6 |
238,7 |
253,5 |
254,8 |
267,7 |
280,5 |
294,5 |
275,0 |
312,8 |
349,6 |
15. |
Оборот общественного питания в действующих ценах (млрд руб.) |
6,9 |
7,2 |
7,7 |
8,3 |
9,3 |
10,5 |
11,1 |
9,2 |
10,5 |
13,0 |
16. |
Средняя обеспеченность населения общей площадью квартир (кв. м/чел.) |
22,1 |
22,6 |
23,1 |
23,5 |
23,9 |
24,3 |
25,0 |
25,7 |
25,7 |
25,4 |
17. |
Ввод жилья на человека в год (кв. м/чел.) |
0,4 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
18. |
Жилищный фонд (млн кв. м) |
22,5 |
23,0 |
23,5 |
23,8 |
24,2 |
24,6 |
25,3 |
25,7 |
25,7 |
26,1 |
19. |
Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума (раз) |
3,63 |
3,8 |
3,37 |
3,60 |
3,72 |
4,03 |
4,02 |
4,18 |
4,12 |
3,85 |
20. |
Уровень преступности (преступлений на 1 тыс. человек) (ед.) |
13,9 |
13,8 |
17,4 |
16,3 |
16,5 |
16,5 |
19,1 |
18,1 |
18,0 |
17,3 |
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
Наличие ряда сильных вузов, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) в области современных технологий, обеспечивающих подготовку специалистов в различных сферах деятельности. Высокий научно-образовательный потенциал и культурный уровень населения. Наличие предприятий, входящих в крупные бизнес-структуры федерального и международного уровней. Выгодное транспортно-географическое положение, прохождение через территорию города межрегиональных и международных маршрутов. Наличие транспортного комплекса (аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал и речной порт). Диверсифицированная структура промышленности (специализация по производству нефтепродуктов, химическому, металлургическому, пищевому производству). Высокий экспортный потенциал. Наличие сырья и энергоресурсов для развития химии, нефтехимии, производства пищевой продукции. Наличие правовых механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности. Богатый историко-культурный потенциал. Высокий культурно-исторический и спортивный имидж, высокий потенциал развития туризма |
Сохранение тенденции к сокращению населения за счет миграционного оттока и естественной убыли. Относительно высокий уровень безработицы (структурная, сезонная), наличие теневой занятости. Относительно низкий уровень реальных доходов населения. Высокий износ основных фондов, особенно в сферах коммунальной энергетики (относительно малоэффективные котельные), водоснабжения. Недостаточный рост ввода жилья. Деиндустриализация и низкий бюджетный потенциал, заброшенность производственных территорий. Недостаточное количество объектов технологической инфраструктуры для развития новой индустриализации, наукоемкого и инновационного производства (в том числе индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки, промышленные кластеры, технологические бизнес-инкубаторы). Недостаточный уровень инвестиционной активности. Низкая доля продукции глубокой переработки и высокотехнологичных товаров в экспорте. Наличие ряда экологических проблем, касающихся загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, переработки отходов. Разобщенное гражданское общество и отсутствие позитивного восприятия города |
Возможности |
Угрозы |
Привлечение высокопотенциального молодого населения из субъектов Южного федерального округа и других регионов за счет активного развития экономики и социальной сферы. Развитие экспорта образовательных услуг для людей из других городов России и стран зарубежья. Реализация инвестиционных проектов в отраслях специализации региона (металлургия, химия, нефтехимия, сельское хозяйство) и создание новых высокооплачиваемых и высокопроизводительных рабочих мест. |
Усиление структурной безработицы вследствие закрытия крупных неконкурентоспособных организаций. Ограничение экспорта продукции из-за несоответствия международным стандартам качества. Международные санкции. Ограничения ОПЕК на добычу нефти. Банкротство субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в сфере торговли из-за ценового демпинга федеральных и международных торговых сетей. |
Использование культурного потенциала для формирования положительного образа за рубежом. Развитие инфраструктуры хранения, переработки, обеспечивающей реализацию продукции в период высоких цен и снижение влияния сезонного фактора, сокращение потерь при хранении. Развитие прямого экспорта продукции с учетом развития агрологистики, наличия железнодорожных и водных путей. Наличие отраслей, обладающих значительным потенциалом развития (в том числе экспортным) в рамках мировых, отечественных промышленных и технологических трендов (транспортно-логистический комплекс, нефтехимический комплекс, туризм). Наличие свободных площадок для реализации инвестиционных проектов |
Конкуренция со стороны соседних городов, регионов-экспортеров и стран-экспортеров аналогичных видов продукции |
2. Общеотраслевой анализ и оценка внутренних и внешних условий и факторов, возможностей и угроз развития Волгограда
2.1. Человеческий капитал
2.1.1. Демография
На социально-экономическое развитие Волгограда существенное влияние оказывают демографические тенденции Российской Федерации, отличительной особенностью которых в последнее время является устойчивая тенденция старения населения. Также демографическими тенденциями являются снижение численности женщин в ранне- и среднерепродуктивном возрасте (20 лет - 34 года) и сохранение смертности в экономически активных возрастах на высоком уровне.
Население Волгограда на 01.01.2023 составило 1025,7 тыс. человек (согласно Всероссийской переписи населения). В 2022 году в Волгограде родилось 7,3 тыс. человек, что на 537 человек меньше уровня 2021 года, что объясняется продолжающимся периодом, связанным со вступлением в детородный возраст малочисленных поколений, рожденных в 1990 - 2000 годы.
В Волгограде на протяжении рассматриваемого периода (2013 - 2022 годы) наблюдается превышение общего уровня смертности над рождаемостью, вследствие чего показатель естественного прироста населения имеет отрицательное значение.
За 10 лет показатель рождаемости снизился с 10,7 - в 2013 году до 8 - в 2022 году. Сокращение численности обусловлено отрицательной динамикой естественного прироста населения (основными причинами снижения рождаемости являются вступление в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин, рожденных в 1990-е годы, а также откладывание рождения первого ребенка на более поздний период).
К позитивным тенденциям следует отнести снижение показателей младенческой смертности. Миграционный прирост - положительный, однако он не компенсирует естественную убыль. Одной из негативных тенденций является рост оттока молодежи в соседние города, а значит, и отток трудовых ресурсов высшего качества.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 3.
Таблица 3
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Волгоград - один из крупнейших центров здравоохранения Южного федерального округа. Развитая сеть лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) различной организационно-правовой формы. Сложившаяся система научно-практического взаимодействия между ЛПУ и учреждениями образования медицинского профиля высшего и среднего звена |
Проблема расширения сети ЛПУ и амбулаторно-поликлинических учреждений, учреждений для реабилитации и низкая инвестиционная привлекательность отрасли. Низкий уровень сервиса в медицинских учреждениях (низкие оценки динамики качества услуг населением: доля респондентов, отметивших значительное или незначительное ухудшение, составляет 29,3%) |
Возможности |
Угрозы |
Внедрение современных методов диагностики и лечения. Развитие информационной базы ЛПУ, страховых компаний, фонда обязательного медицинского страхования. Реализация механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Широкое использование средств социальной рекламы, образовательных и просветительских программ, общественных акций среди молодежи по борьбе с зависимостями |
Ухудшение динамики основных демографических показателей (старение населения, снижение числа женщин репродуктивного возраста и т.д.). Ухудшение показателей здоровья населения. Снижение доступности медицинской помощи за счет удаленности мест компактного проживания жителей. Низкие темпы капитального строительства учреждений здравоохранения. Высокий уровень износа зданий медицинских учреждений и низкий уровень сервиса. Низкий уровень оплаты труда работников. Широкое распространение в обществе потребительского отношения к своему здоровью и вредных привычек |
2.1.2. Образование
Муниципальная система образования насчитывает 325 образовательных организаций, в том числе 184 дошкольные образовательные организации, 125 общеобразовательных организаций, 15 организаций дополнительного образования, 1 организацию дополнительного профессионального образования. Ежегодно увеличивается численность обучающихся общеобразовательных организаций, что актуализирует проблему строительства новых общеобразовательных организаций в связи с переуплотненностью существующих, организацией образовательного процесса в две смены, что не соответствует современным санитарным нормам и стандартам общего образования.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и основных целевых ориентиров в сфере развития образования администрацией Волгограда проводится большая работа по переводу обучающихся в одну смену обучения. В этой связи необходимо строительство новых общеобразовательных организаций уже в ближайшее время (строительство 11 общеобразовательных организаций в микрорайонах активной жилой застройки во всех районах Волгограда).
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 4.
Таблица 4
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Повышение доступности муниципальных услуг образования. Рост профессионального уровня педагогического состава общеобразовательных организаций |
Неточность планирования объектов социальной инфраструктуры. Ограниченная доступность образовательных услуг для потребителей по отдельным районам Волгограда |
Возможности |
Угрозы |
Рост оплаты труда педагогических работников. Строительство новых муниципальных образовательных организаций за счет бюджетных средств и проведение капитального ремонта. Возможность создания частных дошкольных организаций |
Нехватка мест в общеобразовательных организациях |
2.1.3. Культура
Инфраструктура учреждений культуры на территории Волгограда включает 33 муниципальных учреждения, в том числе 9 - подведомственных администрациям районов Волгограда и 1 - муниципальное казенное учреждение.
Ежегодно увеличивается количество посетителей городских культурно-массовых мероприятий, сохраняется увеличение количества зрителей муниципальных театров. Стабильным остается количество детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей в сфере искусства Волгограда, и количество студентов ГБОУ ВО "Волгоградская государственная консерватория имени П.А. Серебрякова". В 2022 году 18 муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей (музыкальные, художественная, хореографическая школы и детские школы искусств) посещали 13,5 тыс. обучающихся. На базе организаций дополнительного образования детей организовано и проведено более 100 конкурсов, фестивалей и выставок в онлайн- и оффлайн-режимах.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 5.
Таблица 5
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Сохранены традиции образования в сфере искусства. Плодотворная деятельность в сфере культуры и искусства |
Высокая степень износа помещений, оборудования, слабое материально-техническое обеспечение |
Возможности |
Угрозы |
Развитие платных услуг муниципальных учреждений культуры и искусства. Развитие театрального искусства. Развитие дополнительного образования детей в сфере искусства |
Снижение проведения культурных мероприятий в связи с ограничительными мерами |
2.1.4. Физическая культура и спорт
Инфраструктура физической культуры и спорта Волгограда представлена 1412 спортивными сооружениями, в том числе 5 стадионами с трибунами, 528 плоскостными спортивными сооружениями, 356 спортивными залами, 38 плавательными бассейнами, 48 сооружениями для стрелковых видов спорта, 3 гребными базами, 1 крытым спортивным объектом с искусственным льдом, 109 объектами городской и рекреационной инфраструктур, 324 другими спортивными сооружениями.
С развитием спортивной инфраструктуры стабильно растет доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (с 2010 года она увеличилась более чем в 2,2 раза).
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 6.
Таблица 6
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокий уровень спортивных традиций. Высокий потенциал развития массового профессионального спорта |
Дефицит спортивной инфраструктуры: уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта. Значительный износ существующих объектов физической культуры и спорта |
Возможности |
Угрозы |
Использование наследия чемпионата мира по футболу в 2018 году (далее - ЧМ-2018) для укрепления спортивного имиджа Волгограда, что в перспективе может стать фактором привлечения инвестиций |
Окончание незавершенного строительства спортивных объектов, равно как и строительство новых объектов преимущественно зависит от софинансирования за счет вышестоящих бюджетов (областного, федерального) |
2.1.5. Социальная поддержка населения
Реализуется комплекс мероприятий по социальной поддержке населения, включая организацию назначения и выплаты муниципальных пособий, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям населения, а также субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в Волгограде. Муниципальные проекты по предоставлению мер социальной поддержки соответствуют ожиданиям жителей Волгограда, что подтверждается высокой степенью их востребованности. Число обращений жителей по вопросам предоставления мер социальной поддержки возрастает, что объясняется повышением информированности населения. В среднем по 90% поступивших обращений граждан принимаются положительные решения.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 7.
Таблица 7
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Меры социальной поддержки, имеющие стимулирующий характер, являются приоритетными в муниципальной социальной политике |
Дефицит бюджета Волгограда не позволяет расширить масштабы и формы предоставления социальных трансфертов |
Возможности |
Угрозы |
Повышение удельного веса адресных социальных трансфертов в их общем объеме. Создание условий беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, транспорту и т.п. Использование гибких форм социальной поддержки граждан |
Сокращение удельного веса затрат на социальную политику в структуре бюджетных расходов |
2.1.6. Молодежная политика
В структуре населения Волгограда молодежь в возрасте 14 - 35 лет составила 276,1 тыс. человек.
В рамках регионального проекта "Социальная активность" в 2022 году на базе учреждений сферы молодежной политики Волгограда реализованы 40 программ подготовки добровольцев (волонтеров). В результате реализации мероприятий указанного проекта 63,8 тыс. человек привлечены к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.
В рамках регионального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в 125 общеобразовательных организациях внедрена рабочая программа воспитания обучающихся. 68,6 тыс. человек вовлечены в деятельность по реализации патриотических проектов.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 8.
Таблица 8
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Функционирует разветвленная система специализированных учреждений, укомплектованных профессионально подготовленными кадрами. Городской оздоровительный центр для детей и молодежи расположен в рекреационной зоне Волгограда и имеет выигрышное положение на рынке соответствующих услуг |
Высокая степень износа помещений, оборудования, слабое материально-техническое обеспечение |
Возможности |
Угрозы |
Модернизация материально-технической базы организаций по работе с молодежью. Поддержка инициатив молодежи, выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность. Реализация молодежных инициатив путем участия в конкурсах на предоставление грантов |
Значительной проблемой остается работа с молодежью в отдаленных районах Волгограда: поселки Соляной, Южный, ГЭС, Водстрой, Горный, Водный, им. Гули Королевой, Гумрак, с. Песчанка, ст. Садовая, х. Песчаный, о. Сарпинский |
2.2. Экономика
2.2.1. Промышленный потенциал
Волгоград является многоотраслевым промышленным центром с преобладанием отраслей обрабатывающих производств. Промышленность Волгограда во многом определяет промышленный и экономический потенциал Волгоградской области. Доля объема промышленного производства Волгограда в общем объеме производства Волгоградской области составляет 41,4%.
В 2022 году объем промышленного производства в Волгограде составил 374,2 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 8,5%; индекс промышленного производства в 2022 году - 103,8%.
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, общее количество хозяйствующих субъектов в промышленности Волгограда на 01.01.2023 составило 2804 единицы, в том числе 1547 организаций и 1257 предпринимателей. В структуре отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленных видов деятельности Волгограда 81,1% приходится на обрабатывающий сектор. В обрабатывающих производствах занято 75,6% от общей численности работников промышленных предприятий. Среднесписочная численность работников крупных и средних промышленных предприятий на 01.01.2023 составляет 46,5 тыс. человек. Производство нефтепродуктов имеет наибольший вес среди отраслей обрабатывающих производств (21,5%), химическое производство обеспечивает 19,6% производства обрабатывающих видов деятельности, металлургическое производство - 18,8%, производство готовых металлических изделий - 15,5%, производство строительной продукции - 7,8%, производство пищевых продуктов - 5,5%.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 9.
Таблица 9
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
Диверсифицированная структура промышленности (специализация по производству нефтепродуктов, химическому, металлургическому, пищевому производству) (на территории Волгограда находится более 50% промышленных предприятий Волгоградской области). Развитый научно-образовательный комплекс, высокий инновационный потенциал. Доступность энергоресурсов в территориальном плане. Наличие месторождений полезных ископаемых, нефти и газа, минерального сырья. Налаженные внешнеэкономические связи. Наличие ряда сильных вузов, ведущих НИОКР в области современных технологий, обеспечивающих подготовку специалистов в различных сферах деятельности. Наличие сырья и энергоресурсов для развития химии, нефтехимии, производства пищевой продукции |
Недостаточное количество объектов технологической инфраструктуры для развития новой индустриализации, наукоемкого и инновационного производства (в том числе индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки, промышленные кластеры, технологические бизнес-инкубаторы). Сокращение численности работников крупных и средних промышленных предприятий Волгограда. Дефицит маркетинговой информации и неразвитость информационной инфраструктуры. Отсутствие спроса на исследования и разработки ученых Волгограда со стороны предприятий |
Возможности |
Угрозы |
Проведение программ модернизации и реструктуризации производства ведущими предприятиями промышленности Волгограда. Перспектива формирования и углубления кооперации с научно-образовательным комплексом. Сохранение благоприятной внешней конъюнктуры и рост внутреннего спроса на продукцию предприятий по производству нефтепродуктов, металлургического и химического производств. Реализация инвестиционных проектов в отраслях специализации Волгоградской области (металлургия, химия, нефтехимия, сельское хозяйство) и создание новых высокооплачиваемых и высокопроизводительных рабочих мест. Развитие инфраструктуры хранения, переработки, обеспечивающей реализацию продукции в период высоких цен и снижение влияния сезонного фактора, сокращение потерь при хранении. Наличие отраслей, обладающих значительным потенциалом развития (в том числе экспортным) в рамках мировых, отечественных промышленных и технологических трендов (агропромышленный комплекс, транспортно-логистический комплекс, нефтехимический комплекс). Наличие свободных площадок для реализации инвестиционных проектов |
Высокая изношенность основных фондов. Неразвитость производств, базирующихся на критических технологиях. Ужесточение конкуренции со стороны иностранных товаров-субститутов. Высокая налоговая нагрузка на бизнес. Низкая мотивация выпускников школ и вузов к выбору рабочих и инженерных профессий. Изменение конъюнктуры мирового рынка базовых промышленных отраслей. Ограничения ОПЕК на добычу нефти. Усиление структурной безработицы вследствие закрытия крупных неконкуренто-способных организаций. Снижение цен на основные виды сырья, экспортируемого из Волгоградской области |
2.2.2. Предпринимательская активность
По данным реестра субъектов МСП, формируемым федеральной налоговой службой, на территории Волгограда осуществляют деятельность 37128 субъектов МСП. По состоянию на 10.01.2024 количество юридических лиц составляет 12321, количество индивидуальных предпринимателей - 27807. До 2022 года количество субъектов МСП стабильно снижалось в связи с действием ограничительных мер в результате распространения новой коронавирусной инфекции. С 2023 года отмечается положительная динамика.
Сложившиеся отраслевая структура предпринимательства, структура занятости на малых и средних предприятиях и структура выручки от реализации товаров и услуг свидетельствуют о развитии предпринимательства преимущественно в сфере оптовой, розничной торговли и оказания бытовых услуг населению. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей Волгограда занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (около 38%). В сфере производства занято 5% от всех предпринимателей.
С 01.01.2020 в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" на территории Волгоградской области введен специальный налоговый режим для физических лиц - налог на профессиональный доход (далее - самозанятые граждане).
Ежегодно растет количество самозанятых граждан в Волгограде - на 01.06.2023 их численность составила 37,8 тыс. человек (увеличение с начала 2023 года на 11,78%). Наибольшей популярностью у самозанятых граждан пользуются такие виды предпринимательской деятельности, как перевозка пассажиров, перевозка грузов, репетиторство, услуги ногтевого сервиса, парикмахерские услуги, услуги программирования, рекламные услуги.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 10.
Таблица 10
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Муниципальная поддержка субъектов МСП в рамках программы. Реализация мероприятий по оказанию всех форм государственной поддержки субъектам МСП, в том числе на площадке Центра "Мой бизнес" (правовой, финансовой, организационной). Высокая транспортная доступность Волгограда |
Низкий уровень среднемесячной заработной платы (по данным Волгоградстата). Миграционная убыль населения (по данным Волгоградстата) |
Возможности |
Угрозы |
Хорошие перспективы кластерного развития МСП в Волгоградской области. Синергетический эффект от кооперации с крупными промышленными предприятиями. Развитие производств с высокой добавленной стоимостью (агропромышленный комплекс, нефтехимия, композитные материалы, биотехнологии) |
Снижение конкурентоспособности МСП из-за низких темпов внедрения новых технологий и цифровизации бизнес-процессов. Падение спроса на продукцию и услуги субъектов МСП вследствие кризисных явлений в экономике Российской Федерации и Волгоградской области |
2.2.3. Инвестиции
Проводимая в Волгограде инвестиционная политика направлена на эффективное использование имеющегося потенциала, привлечение в Волгоград инвестиций, создание новых предприятий, обеспечение роста объемов строительства.
В 2022 году крупными и средними организациями использовано инвестиций в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы Волгограда на сумму 79,7 млрд рублей. В сопоставимой оценке освоено инвестиций на 0,8% меньше, чем в 2021 году. Основное направление использования инвестиций связано с приобретением машин, оборудования (47,9%), строительством сооружений, улучшением земель (44,4% от общей суммы). За счет собственных средств организаций профинансировано 45,2% инвестиций, или 36,1 млрд рублей. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций составила 22,2%.
Собственными силами крупных и средних организаций Волгограда в 2022 году выполнены строительные работы на сумму 20,6 млрд рублей, что в сопоставимой оценке на 2,6% больше, чем в 2021 году.
С 2021 года администрация Волгограда активно использует все возможные механизмы привлечения средств вышестоящих бюджетов, в том числе в рамках Инфраструктурного меню Правительства Российской Федерации (посредством инфраструктурных бюджетных кредитов, списания государственного долга субъекту Российской Федерации, предоставления средств Фонда национального благосостояния государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ), а также механизма "специальные казначейские кредиты").
Так, за счет полученного займа из Фонда ЖКХ под модернизацию инженерной инфраструктуры в Волгограде ведется строительство новой котельной по ул. им. Глазкова, 15, а также проводится теплоизоляция труб в Красноармейском районе. Общая стоимость указанных проектов - 2,7 млрд рублей, из которых средства Фонда ЖКХ - 2,1 млрд рублей.
Федеральным центром уже одобрены заявки Волгоградской области по привлечению средств федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов (посредством инфраструктурных бюджетных кредитов и списания государственного долга Волгоградской области) общей суммой 10,7 млрд рублей на реализацию таких проектов, как:
создание сетей водоснабжения и водоотведения, сетей электро- и газоснабжения и технологическое присоединение к ним;
строительство новых автомобильных дорог в Центральном, Дзержинском и Красноармейском районах;
строительство детского сада на 140 мест в Тракторозаводском районе;
приобретение 112 троллейбусов (из которых 56 уже приобретены);
приобретение 60 автобусов.
Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области заключено соглашение о реализации мероприятий в рамках конкурсного отбора, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, на территории Волгоградской области от 11 сентября 2023 г. N 12/190С, которое направлено на капитальный ремонт напорного канализационного коллектора в двухтрубном исполнении Д1200 мм, протяженностью 4422 м каждая на о. Голодном с суммой поддержки в размере 1,2 млрд рублей.
На территории Волгограда реализуются концессионные соглашения с суммарным объемом инвестиций 87,6 млрд рублей:
соглашение в отношении систем водоснабжения и водоотведения Волгограда (до 2044 года с ООО "Концессии водоснабжения", объем инвестиций на весь период реализации - 58,0 млрд рублей), в рамках которого реализуются мероприятия по реконструкции водопроводных и канализационных сетей с большим износом, модернизации насосных станций, реконструкции существующих и строительству новых очистных сооружений;
соглашение в отношении теплового хозяйства Волгограда (до 2045 года с ООО "Концессии теплоснабжения", объем инвестиций - 29,6 млрд рублей), в рамках которого реализуются мероприятия по реконструкции тепловых сетей с большим износом;
соглашение в отношении объектов наружного освещения Волгограда (до 2032 года с ООО "Светосервис-Волгоград", объем инвестиций на модернизацию объектов на 4 года (2018 - 2021 годы) - 1,0 млрд рублей, с 2022 года - содержание объектов наружного освещения);
соглашение в отношении комплекса наземного электрического транспорта общего пользования (до 2048 года с АО "ЭлектроТранспорт Плюс", объем инвестиций - 12,0 млрд рублей, из которых капитальный грант из федерального бюджета - 3,6 млрд рублей), в рамках которого основные мероприятия предполагают приобретение нового подвижного состава, реконструкцию трамвайных путей, в том числе новое строительство, реконструкцию депо и замену эскалаторов, реконструкцию тяговых подстанций и питающих линий;
соглашение о создании объекта, используемого для организации отдыха граждан и туризма, - "Центральный парк культуры и отдыха", расположенного по адресу: Волгоград, ул. Батальонная, 4 (до 2056 года с ООО "Парк", объем инвестиций - 330 млн рублей).
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 11.
Таблица 11
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность на территории Волгограда. Увеличение количества государственных программ Российской Федерации и Волгоградской области, в которых принимает участие Волгоград. Многоотраслевая структура промышленности. Высокий научно-образовательный потенциал Волгограда |
Неполноценное использование всего спектра мер государственной поддержки. Отсутствие стабильности в привлечении средств вышестоящих бюджетов. Отсутствие системного подхода в организации инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой. Слабая транспортная инфраструктура. Недостаток инвестиций для крупных городских проектов в социальной и экономической сферах. Направление основного объема инвестиций на проекты, связанные с обновлением существующих мощностей. Недостаточный уровень инвестиционной активности |
Возможности |
Угрозы |
Значительная емкость внутреннего рынка. Развитие муниципально-частного партнерства (далее - МЧП). Активизация инвестиционной деятельности за счет привлечения средств из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников. Реализация инвестиционных проектов в отраслях специализации (металлургия, химия, нефтехимия) и создание новых высоко-оплачиваемых и высокопроизводительных рабочих мест. Наличие свободных площадок для реализации инвестиционных проектов |
Концентрация основных производственных комплексов Волгограда на особо ценных в градостроительном отношении территориях. Активизация конкуренции за инвестиционные ресурсы со стороны городов Юга России, Нижнего Поволжья |
2.2.4. Туризм
Волгоград обладает значительным потенциалом в сфере развития международного туризма:
благоприятные природно-климатические, географические, культурно-исторические и рекреационные условия;
на территории города расположен самый крупный речной остров в Европе - о. Сарпинский;
имеются свободные территории с инфраструктурой вдоль р. Волги.
Волгоград - город-герой, на его территории расположены такие известные всему миру достопримечательности, как мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане, Дом Павлова, мельница Гергардта, музей-панорама "Сталинградская битва", которые ежегодно привлекают туристов.
Волгоград входит в топ-10 городов среди:
российских городов по развитию инфраструктуры в сфере общественного питания (по версии Marketing Logic);
мегаполисов с развитой гостиничной инфраструктурой;
городов, востребованных у россиян для проведения 3-дневного отдыха.
Негативной тенденцией развития экономики Волгограда остается отсутствие роста туристического потока (по сравнению с 2010 годом), несмотря на рост количества объектов гостиничного хозяйства и компаний туриндустрии. По итогам 2022 года количество въезжающих в Волгоград туристов составило 613,2 тыс. человек. По сравнению с 2 миллионами туристов, посещавших Волгоград в 1980-е годы, туристический потенциал характеризуется как не вполне реализованный.
В Волгограде действуют 124 средства коллективного размещения (гостиницы, хостелы, турбазы, санатории), 1315 хозяйствующих субъектов в сфере общественного питания. Культурно-досуговое обслуживание населения и гостей города осуществляют 12 организаций культурно-досугового типа (дворцы, дома культуры), 47 библиотек, 8 театров, 2 парка культуры и отдыха, цирк, 18 детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, 6 кинотеатров, планетарий, 1 концертная организация.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 12.
Таблица 12
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
Богатая история и культурное наследие. Всемирно известное имя Сталинград. Наличие исторических, культурных памятников федерального и мирового значения. Благоприятное географическое положение и природно-климатические условия. Хорошая транспортная доступность. Проведение массовых мероприятий делового и развлекательного плана |
Отсутствие системы продвижения туристического продукта и туристического бренда Волгограда. Отсутствие софинансирования из вышестоящих бюджетов. Изношенность объектов показа. Недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма. Невысокий уровень качества услуг, оказываемых в туристической сфере. Несоответствие цены и качества услуг. Несовершенство нормативной правовой базы в сфере регулирования туризма |
Возможности |
Угрозы |
Создание мероприятий по снижению сезонности туризма. Продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Расширение спектра продуктов (туров, гостиничных услуг) для удовлетворения более широкого круга потребителей. Создание благоприятного инвестиционного климата в сфере туризма. Подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии сервиса и гостеприимства. Улучшение инфраструктуры туризма и его материально-технической базы |
Ухудшение экологической ситуации. Ухудшение состояния объектов культурно-исторического наследия. Отсутствие привлекательного конкуренто-способного туристского продукта. Недостаточное количество крупномасштабных мероприятий. Низкое качество сервиса туристской инфраструктуры. Низкий уровень сферы гостеприимства |
2.3. Качество городской среды
2.3.1. Градостроительство и землепользование
Волгоград представляет собой сложное многофункциональное территориально-планировочное образование. Площадь Волгограда составляет 859,35 кв. км. Всего на 01.01.2023 количество земельных участков, зарегистрированных в муниципальной собственности Волгограда, составило 1,9 тыс. единиц общей площадью 16,3 тыс. га.
В 2023 году поступления по доходам от управления и распоряжения муниципальным имуществом в бюджет Волгограда составили 730,1 млн рублей, из них доходы от продажи проездных билетов - 344,0 млн рублей в рамках концессионного соглашения с АО "ЭлектроТранспорт Плюс"; доходы от продажи и аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, - 69,4 млн рублей; доходы от аренды муниципальной имущественной казны - 100,8 млн рублей; доходы от приватизации муниципального имущества - 105,6 млн рублей; отчисления от прибыли муниципальных унитарных предприятий и дивиденды по акциям хозяйственных обществ с долей Волгограда - 37,9 млн рублей; доходы от платы за наем - 61,3 млн рублей; прочие неналоговые доходы - 11,1 млн рублей.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 13.
Таблица 13
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Определение назначения городских территорий, установление функциональных зон с выделением жилых, общественно-деловых, производственных и др. Повышение интенсивности муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Волгограда (в 2014 году доходы от арендной платы за земельные участки увеличились по сравнению с 2013 годом на 123%) |
Усложняется реализация сформированных земельных участков в связи с увеличением инвестиций в их инфраструктурное обеспечение. Ограниченное количество земельных участков, имеющих возможности технологического подключения к муниципальным инженерным сетям, "точечная" застройка. Низкая экономическая эффективность использования территории Волгограда, нерациональное размещение на особо ценных территориях в центральной части Волгограда промышленных зон. Неразвитость экономических механизмов управления земельными ресурсами, в том числе обеспечения принципа платности за пользование земельными участками и, как следствие, вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот. Доля обеспеченности исками образовавшейся задолженности по арендной плате и за пользование земельными участками не достигает 100% |
Возможности |
Угрозы |
Развитие инженерной инфраструктуры на основе программно-целевого метода в русле повышения бюджетного финансирования. Дальнейшая реализация мероприятий по формированию земельных участков. Упрощение процедуры предоставления земельных участков, создание дополнительных объектов инфраструктуры для вовлечения земельных участков в оборот |
Неразвитые инженерная и транспортная инфраструктуры, устаревшие коммуникации. Низкий платежеспособный спрос населения. Расширение практики самовольного занятия земельных участков, что нарушает принцип платности использования земли в форме уклонения от платежей |
2.3.2. Экология
Волгоград является типичным представителем современных российских городов, чьи территории характеризуются высокой концентрацией населения, насыщенностью производственных объектов и транспортных средств, что способствовало высокому уровню негативного воздействия на все компоненты окружающей среды.
Городской природоохранной службой осуществляются круглосуточный оперативный контроль за состоянием окружающей среды, реагирование на обращения жителей города, связанные с высоким уровнем загрязнения окружающей среды, при необходимости своевременное оповещение государственных надзорных органов, органов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, мониторинг атмосферного воздуха, почв, водных объектов, сточных вод. Доля проб, превышающих предельно допустимые концентрации, составила 6,5%.
Экологическая ситуация на территории Волгограда характеризуется рядом негативных процессов. Качество атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв Волгограда по ряду веществ-загрязнителей не соответствует санитарно-экологическим требованиям. Уровень загрязнения атмосферы в Волгограде по показателю ИЗА (индекс загрязнения атмосферы) характеризуется как "высокий". На уровень загрязнения окружающей среды влияют состояние и эффективность использования хозяйствующими субъектами природоохранного оборудования, а также выполнение природоохранных мероприятий, снижающих негативное влияние на окружающую среду. Требует разрешения ситуация с наличием шламонакопителя от прошлой деятельности ВОАО "Химпром".
Другой угрозой экологической безопасности на территории Волгограда является проблема накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на местах с недостаточной защитой объектов охраны окружающей природной среды. Основной причиной данного факта является недостаточная обеспеченность Волгограда необходимым количеством объектов размещения ТКО, что запланировано разрешить в течение срока действия стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2034 года.
Создание "зеленого" каркаса позволит восстановить зеленые насаждения на всей территории Волгограда и увеличить показатель обеспеченности населения зелеными насаждениями с 16 кв. м/чел. на одного жителя Волгограда до 20 кв. м/чел.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 14.
Таблица 14
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
Сформирована муниципальная система управления в области охраны окружающей среды (площадь Городского лесничества, подлежащая реконструкции, - 552,9 га). Сохранение уникальных естественных природных заповедников. На территории Волгограда находятся 92 водоема, в том числе 12 приняты в муниципальную собственность Волгограда |
Комплексная проблема отходов. Озелененность территории Волгограда меньше нормативной. Неуправляемый рост несанкционированного загрязнения городской территории. В черте Волгограда расположено 161 промышленное предприятие, выбрасывающее в атмосферу более 200 наименований вредных веществ |
Возможности |
Угрозы |
Формирование на территории Волгограда индустрии сортировки и переработки ТКО и утилизации строительных отходов. Создание системы селективного сбора ТКО (до 100%). Внедрение системы непрерывного озеленения территории (планируется осуществить посадки на площади около 8 тыс. га, восстановить погибшие лесонасаждения на площади 60,5 га, провести расчистку горельников на площади 290 га) |
Рост автомобилизации населения и повышение уровня загрязненности атмосферного воздуха. Высокий уровень загрязнения водоемов (качество воды в р. Волге по классификации степени загрязненности по створам относится к классу 3Б - "очень загрязненная"). Сохранение устойчивой тенденции к увеличению объемов образования отходов. Неконтролируемая ситуация со стихийными свалками на территории Волгограда. На территории Волгограда располагаются 65 потенциально опасных объектов. Объем выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения в 2015 году составил 96,2 тыс. т/год. Низкая обеспеченность парками, скверами, общественными досуговыми зонами |
2.3.3. Жилищно-коммунальный комплекс
По состоянию на 01.12.2023 площадь жилых помещений в Волгограде составила 26,5 млн кв. м, наибольшая площадь которых расположена в Дзержинском районе - 5,9 млн кв. м, наименьшая - в Центральном районе - 1,8 млн кв. м. Средняя жилищная обеспеченность составила 25,4 кв. м на человека. В общем объеме жилищного фонда доля многоквартирных домов составляет 66% (более 5,5 тыс. единиц), индивидуальных домов - 34% (более 57 тыс. единиц).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 31 декабря 2013 г. N 812-п "Об утверждении региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" утверждена программа с 30-летним сроком действия, в которую включены 4708 многоквартирных домов Волгограда, за исключением домов, признанных аварийными, а также домов, в которых имеется менее чем 5 квартир.
Система водоснабжения представляет собой комплекс взаимосвязанных инженерных сооружений, обеспечивающих бесперебойную подачу питьевой воды. В настоящее время сформировались 3 практически автономные зоны водоснабжения с 7 станциями водоподготовки общей производительностью 1242,48 тыс. куб. м в сутки. Протяженность водопроводной сети составляет 2204,52 км, из которых 607,51 км необходимо заменить. Протяженность канализационной сети составляет 1156,1 км, из которых более 501,56 км требуют немедленной замены. В целом износ основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства составляет свыше 80%.
В 2015 году в Волгограде заключено концессионное соглашение по передаче ООО "Концессии водоснабжения" сроком на 30 лет централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находившихся в муниципальной собственности Волгограда и на праве хозяйственного ведения МУП "Городской водоканал г. Волгограда".
К наиболее острым проблемам системы теплоснабжения Волгограда относятся:
высокая степень износа основных фондов, в первую очередь, котлов и трубопроводов тепловых сетей, частичное отсутствие теплоизоляции тепловых сетей;
отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения;
недостаточный уровень капитальных вложений в модернизацию и реконструкцию;
высокая энергоемкость основного и вспомогательного оборудования котельных, центральных тепловых пунктов и насосных.
В целях привлечения инвестиций в сферу коммунального хозяйства Волгограда в 2016 году заключено концессионное соглашение по передаче объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, по результатам проведенного конкурса в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 06.05.2014 N 508 "Об утверждении перечней мероприятий по подготовке и передаче на условиях концессионного соглашения объектов теплоснабжения, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности Волгограда".
В настоящее время эксплуатацию муниципальных объектов теплового хозяйства осуществляет ООО "Концессии теплоснабжения", обеспечивая передачу и распределение тепловой энергии потребителям 8 районов Волгограда от 128 муниципальных источников тепла с общей установленной мощностью 2486,7 Гкал/ч. Кроме того, ООО "Концессии теплоснабжения" покупает тепловую энергию, генерируемую 12 ведомственными котельными.
Цель концессионера - обеспечить реконструкцию и развитие систем коммунальной инфраструктуры Волгограда, что приведет к снижению износа сетей и оборудования, увеличению мощности пропускной способности для подключения (технологического присоединения) строящихся и реконструируемых объектов, снижению негативного воздействия на окружающую среду, повышению качества услуг теплоснабжения, водоснабжения, снижению потерь ресурсов при производстве и транспортировке, повышению энергетической эффективности.
Электроснабжение Волгограда осуществляется через опорные городские подстанции. Наиболее крупными предприятиями энергетического комплекса являются АО "Волгоградские межрайонные электрические сети" и ПАО "Россети Юг" - "Волгоградэнерго". На балансе АО "Волгоградские межрайонные электрические сети" находится порядка 80% электрических сетей Волгограда протяженностью около 4000 км, из которых 49% электрических сетей отслужило свой срок, потери электрической энергии составляют 21%. Электрические сети работают в режиме максимальной нагрузки, имеются проблемы с пропускной способностью в индивидуальной жилой застройке в связи с отставанием темпов модернизации и реконструкции от увеличения объемов потребления.
В рамках программы подготовки Волгограда к проведению ЧМ-2018 построено 4 объекта по инфраструктурам водоснабжения и водоотведения:
водоснабжение п. Аэропорт;
водоочистные сооружения Краснооктябрьского района Волгограда (проектирование и реконструкция ВОС с увеличением производительности до 200 тыс. куб. м/сут.);
проектирование и строительство дублера коллектора 2Д1400 через р. Волгу от ГНС на о. Голодном;
реконструкция резервного электроснабжения канализационно-очистной станции "Станция Аэрации", о. Голодный.
В целях проведения мероприятий по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих их комплексное развитие в соответствии с потребностями жилищного и коммерческого строительства, решением Волгоградской городской Думы от 29.04.2015 N 28/879 "Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на период до 2025 года" утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на период до 2025 года.
Концептуальной основой отраслевого регулирования вопросов развития инженерных систем Волгограда являются подготовка и утверждение соответствующих технико-экономических документов, обобщенно именуемых схемами развития. Администрацией Волгограда в целях совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством осуществляются муниципальный жилищный контроль, государственный жилищный надзор, лицензионный контроль.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 15.
Таблица 15
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
Увеличение доли многоквартирных домов, находящихся в управлении частных организаций (из 125 организаций 125 - частной формы собственности). Капитальный ремонт жилья с привлечением средств Фонда ЖКХ (увеличилось количество граждан, переселенных из аварийного жилья, более чем в 2,5 раза). Активизация участия населения в вопросах содержания и ремонта жилья. Наличие инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства. Улучшение состояния тепловых сетей за счет применения при строительстве и ремонте новых энергосберегающих технологий и материалов. Наличие программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Волгограда |
Высокий уровень износа объектов жилищного фонда, увеличение физического износа аварийных балконов и лифтов. Низкий уровень организации собственников жилых помещений в управлении многоквартирными домами. Высокий уровень физического и морального износа объектов коммунальной инфраструктуры. Приближение степени физического износа к неремонтопригодному виду (удельный показатель аварийности на водопроводных сетях - 1,023, тепловых сетях - 1,52, электрических сетях - 0,1 аварии на 1 км сети в год). Отсутствие механизмов привлечения долгосрочных инвестиций. Дефицит производственных мощностей. Высокий уровень потерь при производстве и транспортировке до потребителей коммунальных ресурсов (высокие потери воды - 38,1%, объем потерь при теплоснабжении в 2010 - 2014 годах возрос с 12,9% до 23,2%). Наличие сверхнормативных затрат энергетических ресурсов на производство коммунальных ресурсов |
Возможности |
Угрозы |
Возможность развития ГЧП в сфере содержания жилья. Возможность стимулирования конкуренции в сфере управления многоквартирными домами. Возможность участия в федеральных и областных целевых программах. Потенциальный рост спроса на услуги коммунальных предприятий со стороны потребителей (населения и др.). Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на предприятиях коммунального комплекса |
Отсутствие государственной поддержки при проведении капитального ремонта жилья. Угроза увеличения аварийных ситуаций, возникающих в жилищной сфере. Нехватка бюджетных средств Волгограда для участия в целевых программах. Нарушение функционирования объектов коммунальной инфраструктуры в связи с их значительным износом. Значительный рост затрат на поддержание, ремонт, устранение аварий. Жесткие тарифные ограничения, не позволяющие осуществлять капитальный ремонт и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в требуемом объеме |
2.3.4. Транспортная система
В последние годы Волгоградская область стала одним из самых крупных получателей дополнительных федеральных трансфертов, направленных субъектам Российской Федерации. Дополнительные средства, направленные в Волгоградскую область, позволили отремонтировать проблемные участки магистралей во всех районах Волгограда, что сильно его преобразило.
В 2022 году осуществлялась реализация национальных проектов "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Жилье и городская среда", в рамках которых, а также за счет иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета:
построены две новые автомобильные дороги в Советском районе Волгограда (улица N 10 от ул. им. Добрушина до улицы N 2 протяженностью 0,25997 км, ул. Родниковая от улицы N 10 до границы земельного участка N 34:34:060014 протяженностью 0,517 км);
продолжались работы по строительству ул. Электролесовской в Кировском районе протяженностью 2,195 км;
продолжались работы по строительству автомобильной дороги по ул. Родниковой в границах от пр-кта Университетского до границ кварталов 06_08_097, 06_07_104 в Советском районе. 1 этап протяженностью 1,441 км (завершение работ в 2023 - 2024 годах).
В 2022 году начаты работы по реконструкции ул. Латошинской (от ул. Героев Тулы до выхода на III Продольную магистраль) протяженностью 4,235 км, ремонту 3 искусственных сооружений общей протяженностью 810,1 м с завершением работ в последующие годы.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети в 2022 году установлено 4 светофорных объекта, 1125 дорожных знаков, 491 световая секция с режимом бело-лунного мигания на светофорных объектах.
В рамках реализации подпрограммы "Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области" Государственной программы Волгоградской области "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области" в 2022 году выполнены мероприятия по приобретению и установке оборудования:
детекторы транспортного потока;
информационные табло остановочных пунктов;
источники бесперебойного питания на светофорные объекты;
локальная сеть управления светофорными объектами с функцией адаптивного управления светофорными объектами;
оснащение удаленного доступа для мониторинга светофорных объектов.
Кроме того, внедрена система фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения "Паркон-А" в части остановки и стоянки транспортных средств.
По итогам 2022 года доля улично-дорожной сети с асфальтобетонным покрытием составила 64,0%, доля автомобильных дорог местного значения, входящих в Волгоградскую городскую агломерацию, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности - 75,56%, протяженность вновь построенных автомобильных дорог общего пользования местного значения - 0,78 км.
Значительная часть автомобильных дорог местного значения крайне изношена и исчерпала свою пропускную способность. Постоянные заторы существенно снижают скорость движения, ведут к росту транспортных издержек. На улично-дорожной сети располагаются 110 искусственных сооружений (большие мосты, большие, средние и малые путепроводы, подземные пешеходные переходы, водопропускные трубы и дамбы, эстакада), из которых 25 находятся в удовлетворительном состоянии, 85 требуют ремонта, капитального ремонта или реконструкции. На тротуары и пешеходные дорожки приходится около 1,5 млн кв. м покрытия, при этом более 70% находятся в неудовлетворительном состоянии. Ежегодный рост автотранспорта и отсутствие необходимого парковочного пространства в местах тяготения и приложения труда приводят к значительному снижению пропускной способности автомобильных дорог из-за припаркованного вдоль дорог автотранспорта.
Основными проблемами развития дорожной отрасли являются:
низкая пропускная способность улично-дорожной сети, дефицит пешеходных зон и велосипедных дорожек, рост уровня аварийности автодорожной сети;
износ автомобильных дорог и искусственных сооружений и, как следствие, увеличение затрат на их восстановление, содержание и текущий ремонт;
физический и моральный износ технических средств организации дорожного движения;
расширение территории Волгограда, многократное увеличение межремонтных сроков ремонта существующих автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, изолированность населения, проживающего в районах с индивидуальной жилой застройкой, не обеспеченных автомобильными дорогами с твердым покрытием;
отсутствие шаговой доступности гаражно-строительных кооперативов или автостоянок к месту жительства либо автопарковок к месту работы;
аварийное состояние сетей ливневой канализации, что приводит в осенне-весенний период к созданию чрезвычайных ситуаций на территории Волгограда;
недостаток наличия уборочной техники, что приводит к несвоевременной уборке автомобильных дорог;
торможение роста инвестиционной привлекательности Волгограда вследствие низкого уровня дорожной инфраструктуры;
анализ дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) выявил свыше 100 очагов аварийности на улично-дорожной сети.
В сфере общественного транспорта причиной снижения качества транспортного обслуживания населения являются сокращение и старение муниципального парка автобусов и городского электрического общественного транспорта (износ подвижного состава по троллейбусному парку составляет 83%, по трамвайному - 96%, по автобусному - 75%).
На территории Волгограда регулярные городские пассажирские перевозки по регулируемым тарифам осуществляют перевозчики: ООО "Волгоградский Автобусный Парк", МУП "Метроэлектротранс" г. Волгограда, МУП "Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие N 7", ООО "Пассажирский порт Волгограда".
В рамках развития городского общественного транспорта при федеральной поддержке производится модернизация подвижного состава большой вместимости (автобусов и троллейбусов). В 2023 году:
закуплены 60 автобусов большого класса (с применением механизма инфраструктурного бюджетного кредита);
приобретены 56 троллейбусов с автономным ходом (с применением механизма инфраструктурного бюджетного кредита), которые выйдут на линию в течение текущего года (дополнительно к закупленным в 2022 году 56 троллейбусам с автономным ходом, которые курсируют на двух обновленных маршрутах);
приобретены электробусы (21 электробус), которые выйдут на линию до конца года, и 4 зарядные станции с пантографом в рамках заключенного соглашения с ПАО "КамАЗ";
заключен муниципальный контракт, на основании которого перевозчик (ООО "Волгоградский Автобусный Парк") заключил лизинговый контракт с компанией АО "Государственная транспортная лизинговая компания" на поставку 136 автобусов в 2023 году.
Между администрацией Волгограда, Администрацией Волгоградской области и АО "ЭлектроТранспорт Плюс" заключено концессионное соглашение от 29.12.2022 N 56 о создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного городского электрического общественного транспорта общего пользования Волгограда сроком действия до 29 декабря 2047 г. (на 25 лет). Концессионер планирует вложить 12 млрд рублей в обновление трамвайного парка и инфраструктуры, из которых капитальный грант из федерального бюджета составляет 3,6 млрд рублей.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 16.
Таблица 16
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие диверсифицированного транспортного комплекса. Потенциал развития Волгограда как транспортно-логистического узла Юга России. Использование потенциала ЧМ-2018 |
Ежегодное недофинансирование содержания улично-дорожной сети. Несоответствие по техническим нормативам автовокзальных комплексов. Высокая степень износа автомобильных дорог местного значения и пешеходных зон, ограничение пропускной способности (70% пешеходных и тротуарных дорожек находятся в неудовлетворительном состоянии). На улично-дорожной сети располагаются 110 искусственных сооружений, из которых 85 требуют капитального ремонта или реконструкции |
Возможности |
Угрозы |
Большое транзитное значение Волгограда и Волгоградской области повышает его перспективное значение для развития экономики России в целом. Формирование эффективной городской агломерации вокруг Волгограда и модернизация Волгограда с позиции транспортно-логистического узла Юга России |
Высокий износ транспортных магистралей, аэропорта, пунктов приема-передачи грузов. Постоянная недостаточность финансирования модернизации (реконструкции) основных транспортно-логистических пунктов Волгограда. Высокий уровень транзитного потока через основные городские магистрали, а не в обход Волгограда |
2.3.5. Жилищное строительство
Объем жилищного строительства в Волгограде в 2022 году составил 399,3 тыс. кв. м (88,7% к уровню 2021 года). Ввод в эксплуатацию многоквартирного жилья составил 41,6% от общего объема жилищного строительства за отчетный период. Площадь введенного в эксплуатацию жилья индивидуальными застройщиками по сравнению с 2021 годом увеличилась в 1,6 раза и составила 166,1 тыс. кв. м. В общей площади построенного за 2022 год жилья 27,3% и 20,4% пришлось на Советский и Кировский районы соответственно.
Комплексное освоение застроенных территорий, предполагающее строительство нового, комфортабельного жилья вместо ветхого жилого фонда, строительство новых инженерных коммуникаций и объектов социального назначения, являлось одним из приоритетов администрации Волгограда в градостроительной сфере.
Между администрацией Волгограда и частными инвесторами заключено 81 инвестиционное соглашение в сфере жилищного строительства, благоустройства, логистики, социального обеспечения и модернизации коммунальной инфраструктуры, развития въездного и внутреннего туризма, а также создания научного технопарка.
Наиболее масштабными инвестиционными проектами являются:
строительство жилья на земельном участке ориентировочной площадью 411,5 тыс. кв. м, расположенном в Кировском районе (объем инвестиций - 11,2 млрд рублей);
строительство распределительного (логистического) центра ООО "Вайлдберриз" - "Центр обеспечения омниканальной торговли" (объем инвестиций - 7,5 млрд рублей);
строительство жилья на земельном участке ориентировочной площадью 250,0 тыс. кв. м, расположенном в Советском районе (объем инвестиций - 6,8 млрд рублей).
Активными темпами планируется осуществлять переселение граждан из аварийного жилья. Всего необходимо расселить 660 аварийных домов общей площадью 538,4 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда, благодаря чему 34,2 тыс. жителей Волгограда улучшат свои жилищные условия. Для этого необходимо использовать новый подход к обновлению городской застройки - комплексное развитие территории с учетом использования мер поддержки застройщиков, предусмотренных региональным законодательством, мер инфраструктурной федеральной поддержки.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 17.
Таблица 17
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
Реализация ряда крупных долгосрочных проектов в строительной индустрии, перспектива роста предложения на первичном рынке недвижимости в среднесрочном периоде |
Недостаточная поддержка платежеспособного спроса на жилье на основе механизма ипотечного кредитования. Неразвитость института жилищно-накопительных и жилищно-строительных кооперативов. Строящееся жилье является достаточно материалоемким и недостаточно энергоэффективным. Земельные участки для жилищного строительства имеют обременения для покупателей, связанные с присоединением объектов к инженерным сетям. Ведение "точечной" застройки |
Возможности |
Угрозы |
Внедрение института арендного жилья. Предоставление мер муниципальной поддержки горожанам для строительства собственного жилья. Развитие специализированного муниципального жилищного фонда, создание жилищного фонда социального использования. Перспектива федерального стимулирования роста объемов выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и повышение их доступности. Обеспечение территорий Волгограда градостроительной документацией. Формирование резерва земель в целях обеспечения строительства жилья для предоставления их на конкурсной (аукционной) основе. Взаимодействие с федеральными органами и исполнительными органами Волгоградской области по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков на территории Волгограда. Обеспечение территорий жилой застройки объектами инженерной и транспортной инфраструктур. Развитие застроенных территорий Волгограда |
Отсутствие достаточных средств в бюджете Волгограда на финансирование мероприятий по реконструкции существующей коммунальной инфраструктуры и строительству новой сдерживает темпы роста жилищного строительства. Низкие объемы ввода жилья на территории Волгограда (количество введенных кв. м жилья на человека - 0,4 кв. м/чел.). Структура жилья не в полной мере отвечает актуальным потребностям населения (профицит элитного жилья и дефицит доступного с достаточным количеством 1-, 2-комнатных квартир для предоставления различным категориям граждан в рамках реализации федеральных целевых программ). Неразвитые инженерная и транспортная инфраструктуры, устаревшие инженерные коммуникации. Низкий платежеспособный спрос населения |
2.4. Развитие общественного самоуправления
2.4.1. Гражданское общество
В Волгограде по состоянию на 01.01.2024 создано 176 территориальных общественных самоуправлений (далее - ТОС), в том числе 27 из них - со статусом юридического лица, что позволяет ТОС принимать участие в различных грантовых конкурсах, выигрывать денежные средства на развитие своих территорий. ТОС охватывают 128 тыс. жителей Волгограда. Основным направлением работы ТОС является благоустройство территорий проживания. Ежегодно проводятся субботники, санитарные часы, мероприятия по озеленению.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 18.
Таблица 18
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Сотрудничество ТОС с государственными и муниципальными учреждениями, органами местного самоуправления. Привлечение дополнительных средств через участие в конкурсах проектов. Налаживание взаимодействия ТОС с партнерскими организациями в рамках реализации грантовых проектов |
Слабая мотивация к созданию ТОС и участию в их деятельности из-за отсутствия финансирования уставной деятельности ТОС. Низкий приток в ТОС молодежи, связанный с отсутствием возможности оплаты труда |
Возможности |
Угрозы |
Информирование населения о возможностях и результатах работы ТОС в социальных сетях. Разъяснение преимуществ регистрации ТОС в качестве юридического лица. Моральное и материальное поощрение активистов ТОС |
Доля активных граждан варьируется от 1,0% до 3,0% от всей численности населения |
2.4.2. Волгоград - безопасный город
В 2022 году на территории Волгограда зарегистрировано 17,8 тыс. преступлений и правонарушений, что на 3,9% ниже уровня 2021 года. Расследовано правоохранительными органами 7,5 тыс. преступлений (на 9,4% больше, чем в 2021 году). Число преступлений в сфере экономики увеличилось по сравнению с 2021 годом на 51,7%. Так, в отчетном периоде зарегистрировано 1918 преступлений экономической направленности.
По итогам 2022 года в Волгограде количество ДТП по сравнению с предыдущим годом осталось на прежнем уровне и составило 952, в ДТП погибло 45 человек (в 2021 году - 44 человека).
Для совместного несения службы по охране общественного порядка на улицах Волгограда привлекаются военнослужащие, сотрудники добровольной народной дружины, представители казачьих дружин.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 19.
Таблица 19
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
На территории Волгограда за счет средств бюджета Волгограда во всех районах Волгограда действует добровольная народная дружина, в том числе молодежные казачьи отряды |
Несоблюдение требований нормативно-правовых документов в сферах деятельности организаций, являющихся потенциальными источниками техногенных чрезвычайных ситуаций. Низкий уровень организации межведомственного взаимодействия органов повседневного управления. Недостаточное финансирование мероприятий, относящихся к вопросам безопасности. Низкий уровень гражданской и социальной активности граждан |
Возможности |
Угрозы |
Создание общегородской системы выявления и предупреждения актов терроризма и их последствий. Содействие проведению комплекса специальных мер по защите особо опасных производств и сооружений. Совершенствование защитно-предупредительных мер в местах массового пребывания людей. Содействие техническому оснащению сил, привлекаемых для ликвидации последствий терроризма и чрезвычайных ситуаций. Повышение общего уровня промышленной безопасности, повышение надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения Волгограда |
Сохранение высокого риска чрезвычайных ситуаций и террористических актов. Дестабилизация криминогенной обстановки в связи с рецессионными и кризисными процессами в экономике |
2.4.3. Единое информационное пространство
Волгоград, являясь частью Волгоградско-Волжской агломерации с населением более 1 млн человек, имеет предпосылки к динамичному развитию информационно-телекоммуникационных технологий и сферы высокотехнологичных информационных услуг. Что касается праздничного и информационно-рекламного оформления, то в силу бюджетных ограничений это направление не получает качественного развития (из года в год используются одни и те же конструкции и одинаковый объем информационных материалов). Другие показатели развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, по которым Волгоград пока отстает от мировых мегаполисов, демонстрируют устойчивую положительную динамику.
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 20.
Таблица 20
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
Наличие базовых элементов современной городской информационной и телекоммуникационной инфраструктур. Большое количество организаций, предлагающих клиентам различные варианты онлайн-коммуникаций и сервисов. Рост доли населения, использующего интернет-ресурсы. Наличие научной и учебной базы для подготовки IT-специалистов в Волгограде. Контроль за техническим и эстетическим состоянием объектов наружной рекламы и информации. Наличие программы оформления Волгограда к праздничным и памятным датам. Развитый рынок наружной рекламы (рынок наружной рекламы Волгограда насчитывает около 1600 отдельно стоящих рекламных конструкций). Утверждены Концепция развития наружной рекламы на территории городского округа город-герой Волгоград на 2016 - 2026 годы и Концепция праздничного и тематического оформления Волгограда |
Дефицит зон свободного доступа Wi-Fi в Волгограде. Риск потери данных. Необходимость "кибергигиены" в организациях. Недостаток современных объектов наружной рекламы и городской наружной информации, современных технологий и методов для создания праздничного оформления Волгограда и информирования населения о проводимых социально значимых мероприятиях |
Возможности |
Угрозы |
Развитие инфраструктуры широкополосного доступа на территории Волгограда. Развитие информационной системы, позволяющей обеспечить высокий уровень информирования населения. Формирование единого информационного пространства Волгограда. Снижение стоимости предоставляемых услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий с одновременным повышением их качества на основе развития конкуренции между операторами связи, поставщиками оборудования, разработчиками программного обеспечения. Разработка концепции размещения объектов городской наружной информации на территории Волгограда. Развитие информационной системы, позволяющей обеспечить высокий уровень планового и оперативного информирования населения. Повышение уровня информационной культуры населения Волгограда. Повышение вовлеченности граждан и организаций Волгограда в процесс формирования информационного общества Волгограда |
Создание дублирующих ведомственных информационных ресурсов и, как следствие, увеличение расходов на их содержание. Недостаточное использование современных средств, обеспечивающих информационную безопасность. Несовершенство нормативной базы на федеральном уровне - "устаревший" ГОСТ Р 52044 - 2003, согласно которому почти 90% рекламных конструкций оказываются вне закона, и, как следствие, угроза невыполнения обязательств в рамках соглашений по ФИФА |
2.4.4. Имидж Волгограда
Проходящие в Волгограде отраслевые и межотраслевые мероприятия разрознены и не обеспечены достаточной информационной поддержкой, отсутствуют календарь событий, брендбук города и т.п. Представители волгоградского бизнес-сообщества недостаточно вовлечены в реализацию совместных проектов с зарубежными партнерами. Как один из родоначальников движения породненных городов, Волгоград обладает значительным потенциалом для позиционирования себя как одного из ведущих российских центров (столицы) общественной дипломатии, однако в настоящее время этот ресурс не используется в полной мере. Отсутствует популярная городская неофициальная символика, низка выставочная и конгресс-активность Волгограда за своими границами, недостаточна освещенность города в интернет-пространстве, низка частота положительных упоминаний Волгограда в средствах массовой информации (далее - СМИ).
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз представлен в таблице 21.
Таблица 21
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокий положительный историко-патриотический и спортивный имидж. Волгоград обладает потенциалом формирования имиджа мегаполиса федерального значения, привлекательного города с выдающейся историей и перспективой устойчивого развития. Волгоград обладает значительным потенциалом в осуществлении международных и межрегиональных связей |
Отсутствие популярной городской неофициальной символики, низкая выставочная и конгресс-активность Волгограда за своими границами. Низкая частота положительных упоминаний Волгограда в СМИ, слабая освещенность в интернет-пространстве. Проходящие в Волгограде отраслевые и межотраслевые мероприятия разрознены и не обеспечены достаточной информационной поддержкой |
Возможности |
Угрозы |
Использование ресурсов общественной дипломатии для формирования позитивного имиджа Волгограда в рамках приоритетов современной Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации". Продвижение Волгограда на международном и федеральном уровнях, повышение его узнаваемости в СМИ. Формирование положительного инвестиционного климата |
Снижение привлекательности Волгограда из-за отсутствия современных форм позиционирования (календарь событий, брендбук города и др.). Ухудшение инвестиционного климата Волгограда. Снижение интереса к Волгограду со стороны зарубежных и российских партнеров, международных и межрегиональных организаций, ассоциаций и союзов. Потеря поддержки со стороны федерального центра |
|
Департамент экономического развития и инвестиций администрации Волгограда" |
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Решение Волгоградской городской Думы от 30 января 2024 г. N 7/110 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.