г. Краснодар |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А63-11927/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца - индивидуального предпринимателя Уклеева Евгения Александровича (ИНН 263507870427, ОГРН 312265125100362) - Носовой О.А. (доверенность от 01.06.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (ИНН 2625012571, ОГРН 1022601168369) - Федотова Н.В. (доверенность от 07.11.2022), в отсутствие третьих лиц: администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ставропольскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Уклеева Евгения Александровича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 по делу N А63-11927/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Уклеев Евгений Александрович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Экострой" (далее - общество) о понуждении урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и заключить с истцом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на следующих существенных условиях:
- пункт 4 договора изложить в следующей редакции: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 14 декабря 2021 года";
- пункт 15 договора на обращение с ТКО от 01.08.2021 N Ю/00838/21 (далее - договор) согласовать в редакции потребителя, а именно: "Стороны договорились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета и(или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов";
- пункт 26 договора изложить в следующей редакции: "Настоящий договор заключается с 14 декабря по 30 июня 2021 года";
- в приложении N 1 к договору указать следующие данные: объем ТКО -
4,68 куб. м в месяц (0,36 куб. м ? 3 раза в неделю ? 52 недели/12 месяцев); место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка, расположенная
по адресу: Ставропольский край, г. Благодарный, ул. Ленина, 189; место накопления ТКО - нет; периодичность вывоза - 3 раза в неделю; количество контейнеров - 1; объем контейнера - 36 куб. м (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края и Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Решением от 01.07.2022, оставленным без изменения постановлением от 07.12.2022 уточнения исковых требований предпринимателя приняты. Пункт 4 договора изложен в редакции общества: "Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-11927/2021". Пункт 15 договора изложен в редакции согласованной сторонами: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 506 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов". Пункт 26 договора изложен в редакции общества: "Настоящий договор заключается на срок с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-11927/2021 до 30 июня 2027 года". Приложение N 1 к договору (в части заполняемых данных): графа : "Наименование 4 объекта": "помещение площадью 347,7 кв. м в ТЦ "Континент+", г. Благодарный, ул. Ленина, 195" изложена в редакции общества: графа: "Объем ТКО куб. м/мес": "14,30"; графа: "Место накопления ТКО": "контейнерная площадка по адресу: Ставропольский край, г. Благодарный, ул. Ленина, 189"; графа: "Объем контейнера (куб. м)": "1,10"; графа: "Периодичность вывоза ТКО": "3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница". Оператор оставляет за собой право изменения графика в одностороннем порядке, в зависимости от изменения накапливаемых объемов ТКО и логистики маршрутов. Информирование об изменении графика для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по электронной почте, указанной в заявлении. Информация о действующем графике предоставляется по единому номеру:
89283277377. Региональный оператор имеет право на информирование потребителей с помощью телефонной связи и иным доступным способом обо всех изменениях, в том числе о текущих платежах и имеющейся задолженности".
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов обстоятельствам дела, просит изменить судебные акты, урегулировав пункт 15 договора и приложение к нему в редакции предпринимателя. Заявитель ссылается на то, что суды необоснованно согласились с подходом общества и приняли условия договора, при которых стоимость услуги примерно соответствует цене при учете ТКО по нормативам потребления, несмотря на то, что общество приняло условия предпринимателя применять способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров. Указание в реестре площадок (мест накопления) ТКО на определенный объем контейнера не препятствует потребителю заключить с региональным оператором договор на иных условиях с последующим внесением изменений в реестр. Кроме того, в реестр внесены изменения и применение объема контейнера 1,1 куб. м в данный момент не соответствует постановлению администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от 20.12.2022 N 1637. Суды не оценили представленные предпринимателем доказательства, свидетельствующие о фактическом количестве образуемых ТКО.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило ее доводы, указав на законность вынесенных по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции удовлетворить кассационную жалобу в полном объеме.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 13.04.2018 N 2-34, заключенного обществом и министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, общество с 01.07.2018 приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края (пункт 1.1 соглашения).
Письмом от 10.02.2022 предприниматель обратился к региональному оператору с предложением о согласовании условий договора на обращение с ТКО, образуемыми в результате хозяйственной деятельности магазина по розничной продаже продовольственных и промышленных товаров "Фикспрайс" (почтовый адрес магазина: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Первомайская - ул. Ленина, 195; общая площадь помещений магазина: 347,7 кв. м) на следующих условиях:
- место накопления отходов для передачи региональному оператору: место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, почтовый адрес: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Ленина, д. 189;
- количество контейнеров объемом 1,1 куб.м: 1 штука;
- периодичность вывоза отходов: 1 раз в неделю;
- предполагаемый объем накапливаемых отходов: Организация мест накопления отходов подлежит регулированию как законодательством об охране окружающей среды, так и санитарным законодательством;
- 1 куб. м 1 раз в неделю 52 недели = 57,2 куб. м в календарный год.
В свою очередь, региональным оператором письмом от 17.02.22, N 1039 направлен проект договора со следующими условиями:
- место накопления отходов для передачи региональному оператору: место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, почтовый адрес: Ставропольский край, Благодарненский городской округ, г. Благодарный, ул. Ленина, д. 189;
- количество контейнеров объемом 1,1 куб. м: 1 штука; периодичность вывоза отходов: 3 раза в неделю (понедельник; среда; пятница);
- предполагаемый объем накапливаемых отходов: 1,1 куб. м 3 раза в неделю
52 недели = 171,6 куб. м в календарный год.
Предприниматель направил обществу мотивированный отказ от 01.04.2022 с протоколом разногласий.
Поскольку с мотивированным отказом предпринимателя региональный оператор не согласился, протокол разногласий в редакции предпринимателя не подписал, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и понуждении общества заключить с предпринимателем договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях предпринимателя.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 425, 426, 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Поскольку общество не согласно с действием условий договора на отношения, возникшие до его заключения, а также в силу положений пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса, суды верно определили дату начала оказания услуг по обращению с ТКО и начало действия договора с момента вступления решения по данному делу в законную силу.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к несогласию заявителя с утвержденным судами Приложением N 1 к договору в части определения объема ТКО/куб. м - 14,30 и объема контейнера 1,1 куб. м, отклонены судом апелляционной инстанцией со ссылкой на пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которым отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое 10 (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как следует из пункта 6 СанПин 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, как обоснованно отмечено судами в любом случае возможность эксплуатации контейнерной площадки в интересах потребителя услуги определяется её техническими характеристиками. В том числе, максимально возможным объемом накапливаемых на ней отходов.
При принятии Приложения 1 к договору, в редакции общества, в котором установлено, что объем ТКО/куб. м составляет 14,30, а объем контейнера - 1,1 куб. м, суды исходили из общей площади помещений (347,7 кв. м) объекта предпринимателя,
а также месячного объема накопления отходов на объекте категории Супермаркеты (универмаги). Согласно нормативам накопления твердых коммунальных отходов
на территории Ставропольского края для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 г. 190 Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, составляет: 0,594 куб. м (годовой норматив на единицу площади) 347,7 кв. м: 12 месяцев 17,21 куб. м отходов в месяц. Транспортировка такого объема отходов при накоплении
в контейнер 1,1 куб. м. требует не менее 15,64 рейсов (17,21 куб. м 1,1 куб. м)
в календарный месяц или 187,75 рейсов в календарный год или 0,52 рейса в календарный день.
С учетом указанных обстоятельств, возможно использование контейнерной площадки (при условии внесения в территориальную схему обращения с отходами)
с графиком транспортировки отходов 3 раза в неделю. Указанный обществом график предполагает транспортировку отходов в календарный год в объеме: 1,1 куб. м 3 раз
в неделю 52 недели в году = 171,6 куб. м в год. Отсюда следует, что доводы предпринимателя о необходимости определения объема ТКО в размере 4,68 куб. м
и объема контейнера в размере 0,36 куб. м являются несостоятельными.
Доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном понимании заявителем норм материального права и сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 по делу N А63-11927/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое 10 (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как следует из пункта 6 СанПин 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления твердых коммунальных отходов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2023 г. N Ф08-1091/23 по делу N А63-11927/2021