г. Краснодар |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А32-46883/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510) - Землянской Я.Б. (доверенность от 22.12.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А32-46883/2022, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения управления от 30.06.2022 N КУВД-001/2022-10714902/5 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на сооружение: скважина N 5, расположенная по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, р-н Абинский, устье скважины N 5, инв. N Н2-000332, год завершения строительства объекта недвижимости - 1949, глубина - 1374 м; обязать управление осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности общества на указанное сооружение на основании заявления общества от 18.03.2022 N MFC-0323/2022-140787-1 и приложенных к нему документов.
Решением от 05.12.2022, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2023, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель общества просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установили суды, 18.03.2022 общество обратилось в управление с заявлением N MFC-0323/2022-140787-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - сооружение - скважину N 5, расположенную по адресу: Российская Федерация, край Краснодарский, р-н Абинский, устье скважины N 5, инв. N Н2-000332, год завершения строительства объекта недвижимости - 1949, глубина - 1374 м (далее - нефтяная скважина).
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов управление решениями от 31.03.2022 N КУВД-001/2022-10714902/1 и от 04.04.2022 N КУВД-001/2022-10714902/3 приостановило регистрационные действия.
12 апреля 2022 года общество обратилось с заявлением в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права при управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
5 мая 2022 года апелляционная комиссия приняла решение N 23/22-139 об отклонении заявления общества в связи с тем, что технический план на скважину не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
Решением от 30.06.2022 N КУВД-001/2022-10714902/5 регистрирующий орган отказал обществу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, мотивируя тем, что в нарушение установленных требований в составе представленного технического плана в форме электронного документа отсутствует документ, необходимый для подготовки технического плана.
В данном случае технический план не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости. Кроме того, паспорт скважины не является документом для изготовления технического плана.
Полагая, что принятое управлением решение противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с данными требованиями.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд на основании части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Частями 1, 4 (пункт 2), 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации права в орган регистрации прав в установленном порядке подается заявление, к которому прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим законом или иными федеральными законами.
Суды установили, что в результате приватизации производственное объединение ордена Трудового Красного Знамени "Краснодарнефтегаз" (далее - ПО "Краснодарнефтегаз") преобразовано в АООТ "Краснодарнефтегаз" и зарегистрировано постановлением первого заместителя главы администрации г. Краснодара от 19.05.1994 N 183.
19 мая 1994 года план приватизации ПО "Краснодарнефтегаз" зарегистрирован Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края. B число приватизируемого имущества вошло сооружение Нефтегазодобывающего управления "Приазовнефть" (одно из структурных подразделений ПО "Краснодарнефтегаз"): скважина нефтяная 5, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Абинский район, месторождение Холмское, инв. N Н2-000332, год ввода в эксплуатацию - 1949, глубина 1374 м.
Согласно протоколу общего собрания акционеров от 19.04.1996 N 5 AOOT "Краснодарнефтегаз" переименовано в ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз".
Впоследствии OAO "HK "Роснефть-Краснодарнефтегаз" реорганизовано в форме присоединения к ПАО "НК "Роснефть" (договор присоединения от 02.06.2006, запись в ЕГРЮЛ от 01.10.2006 ГРН 2067757392162), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на спорную нефтяную скважину.
Актом приема-передачи от 02.06.2006 указанная нефтяная скважина от OAO "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" передана обществу.
Сооружение - нефтяная скважина находится на балансе общества. Из инвентарной карточки скважины N 10091918 следует, что данный объект основных средств введен в эксплуатацию 01.12.1949; скважина расположена на специально представленном для целей недропользования (эксплуатации скважин) земельном участке из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 23:01:0806000:15, согласно договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 09.04.2013 N 7700003431; сооружение входит в состав опасного производственного объекта III класса "Фонд скважин Укрупненного нефтяного промысла (УНПТ) N 3 (в границах горных отводов: "Абино-Украинское", "Азовское", "Ахтырско-Бугундырское", "Восточно-Северское", "Зыбза Глубокий Яр", "Калужское", "Левкинское", "Новодмитриевское", "СеверскоЗападно-Афипское", "Украинское", "Холмское", "Шептальское"). Указанный опасный производственный объект зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору под регистрационным номером А30-05453-0008 с датой регистрации от 18.09.2007; скважина с момента передачи по настоящее время фактически используется обществом в текущей деятельности для бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата (пункт 3 приложения 2 к закону N 116-ФЗ) на Холмском нефтяном месторождении.
С целью устранения причин, препятствующих постановке сооружения на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права, кадастровым инженером заявлением от 01.04.2022 N КУВД-001/2022-13469934 в регистрирующий орган подан дополнительный пакет документов - технический план от 01.04.2022 с пояснениями в заключении кадастрового инженера о возможности подготовки технического плана на основании декларации об объекте недвижимого имущества, поскольку технический учет спорного нефтепровода ранее не производился и общество не сохранило проектную документацию и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ввиду давности его возведения.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана.
Также, указанная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432, письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.09.2014 N 10-3130- КЛ "О подготовке технических планов", письме Росреестра от 16.09.2015 N 14- 09057/15.
Указание ФГБУ "ФКП Росреестра" в письме на отсутствие разрешительной и (или) проектной документация охватывает также и те случаи, когда документы, предусмотренные градостроительным законодательством для соответствующих объектов капитального строительства, не выдавались, что сообразуется со сложившейся судебной правоприменительной практикой.
Суды установили, что общество предприняло все разумные меры по поиску проектной и разрешительной документации на сооружение, однако получило ответы об отсутствии запрашиваемых документов.
В итоге технический план сооружения подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости от 04.03.2022 составленной и заверенной в установленном порядке представителем правообладателя объекта недвижимости на основании справки, выданной ООО "РН-Краснодарнефтегаз". С целью постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права данный технический план передан обществом в управление с заявлением о регистрации от 01.04.2022 N ° КУВД-001/2022-13469934. Кадастровые работы выполнены специализированной организацией ООО "Уральский кадастровый центр" по договору от 16.11.2021 N 100021/06376Д.
К заявлению о постановке спорных объектов на кадастровый учет общество приложило правоустанавливающие документы, содержащие в себе сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета, в том числе: план приватизации, технический план, который содержит описание основных характеристик объектов, ответы органов, осуществляющих (осуществлявших) государственный строительный надзор, учет объектов недвижимости, надзор за осуществлением строительной и иной деятельности на территории спорных объектов, согласно которым сведения о спорных объектах отсутствуют.
Приняв во внимание установленные обстоятельства по делу, учитывая период ввода спорного объекта в эксплуатацию, отсутствие документов о вводе нефтепроводов в эксплуатацию, суды правомерно заключили, что у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку общество представило в управление документы, достаточные для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к повторению аргументов, изложенных в апелляционной жалобе, которые оценены судом и обоснованно отклонены. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены доводами кассационной жалобы и проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А32-46883/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана.
Также, указанная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432, письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.09.2014 N 10-3130- КЛ "О подготовке технических планов", письме Росреестра от 16.09.2015 N 14- 09057/15."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф08-2571/23 по делу N А32-46883/2022