г. Краснодар |
|
23 апреля 2023 г. |
Дело N А32-23855/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2023года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от истца - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - Гришко Ю.С. (доверенность от 10.01.2023), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя Трондофилиди Елены Николаевны, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2023 по делу N А32-23855/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Трондофилиди Е.Н. (далее - предприниматель) о взыскании предоставленной субсидии в размере 4 103 162 рубля 47 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 62 952 рубля 63 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.04.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Решением суда от 09.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для возврата полученной субсидии.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить, исковые требования - удовлетворить. По мнению заявителя, значение результата предоставления субсидии не достигнуто. Из представленных документов не представляется возможным сделать объективный вывод о фактическом объёме производства овощных культур открытого грунта в 2021 году. Кроме того, в ходе судебного заседания в суде представитель предпринимателя представил исправленный отчёт о достижении значений результатов предоставления субсидии в соответствии с установленной формой; данный отчёт министерство не приняло в связи с нарушением срок его представления.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2021 году министерство оказывало предпринимателю государственную поддержку по предоставлению за счет краевого бюджета субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта в сумме 15 051 953 рубля 30 копеек (платежное поручение от 28.05.2021 N 832550).
Условия и механизм предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта, определяется Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта, в рамках мероприятия "Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной приказом министерства от 07.04.2020 N 82 (в редакции приказа министерства от 26.03.2021 N 86).
В соответствии с пунктом 3.5. Порядка субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и уполномоченным органом, обязательными условиями которого являются: согласие заявителя на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий; установление значений результатов предоставления субсидий; наличие условий о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения главному распорядителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Уполномоченный орган и предприниматель заключили соглашение от 27.05.2021 N 10-2021-32461 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта. Предприниматель обязался обеспечить результатом предоставления субсидии, который должен быть достигнут в срок до 1 декабря текущего финансового года: прирост производства овощей открытого грунта в текущем финансовом году - не менее 3% к уровню отчетного финансового года (исчисленных как валовое производство, тонн). Результат предоставления субсидии должен соответствовать типовому результату предоставления субсидии, определенному в соответствии с установленным министерством финансов Российской Федерации порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии. Предприниматель также обязался предоставить отчет о достижении значений результатов предоставления субсидий, показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.5.1 соглашения не позднее 3 рабочего дня, следующего за отчетным годом.
Согласно представленному предпринимателем на 31.12.2021 отчету о достижении результатов предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта по состоянию на 27.05.2021 N 10-2021-32461 фактически достигнутые значения составили 2869, при плановом значении 3944.
Министерство направило предпринимателю соответствующее требование о возврате субсидии от 09.02.2022 N 206-04-06-1139/22. Объем субсидий для возврата составил 4 103 162 рубля 47 копеек.
Поскольку в добровольном порядке предприниматель средства субсидии не возвратил, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 28, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что при получении требования о возврате субсидии предприниматель произвел анализ предоставленной в министерство информации. По итогам проведенного анализа установлена допущенная техническая ошибка при подготовке статистического отчета "Фермер-2" (Тимашевский район), по количеству выращенного урожая овощных культур открытого грунта. Отчет "Фермер-2" повторно направлен в Росстат по Тимашевскому району. Отчет принят, о чем свидетельствует соответствующий штамп на первом листе отчета.
Суды установили, что 28.04.2022 предприниматель направил в адрес министерства откорректированный отчет (устранена техническая ошибка) о достижении результатов предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта с плановым значением 3944, а также заявление об отзыве ранее направленного требования в связи с фактическим исполнением соглашения о предоставлении субсидии от 27.05.2021 N 10-2021-32461 и исправлении технической ошибки в отчете.
Материалами дела подтверждается, что 09.06.2022 предприниматель направил в министерство письмо с приложениями документов, свидетельствующих о полном исполнении соглашения от 27.05.2021 N 10-2021-32461 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта: копии отчетов по форме "Фермер-2" (Абинский, Тимашевский и Северский районы) с отметками органа статистики; копии актов расходов семян (семена не приобретались, а заготавливались самостоятельно предпринимателем); копии актов апробации семеноводческого посева; копии договоров на поставку селитры, договоры на покупку ГСМ; копии договоров на возмездное оказание услуг по пахоте, дискованию, чизелеванию и обработке земли сельскохозяйственного назначения с актами выполненных работ и платежными поручениями, подтверждающими оплату работ; выписку из штатного расписания предпринимателя; перечень сельскохозяйственной техники и оборудования в собственности предпринимателя; договоры на уборку урожая.
В суд первой инстанции представитель предпринимателя представил исправленный отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии (в соответствии с приложением N 3 к соглашению от 27 мая 2021 года N 10-2021-32461) со штампом, после исправления технической ошибки, а также подтверждающие достижение результатов документы: копии отчетов по форме "Фермер-2" (Абинский, Тимашевский и Северский районы) с отметками органа статистики; копии актов расходов семян (семена не приобретались, а заготавливались самостоятельно предпринимателем); копии актов апробации семеноводческого посева; копии договоров на поставку селитры, договоры на покупку ГСМ; копии договоров на возмездное оказание услуг по пахоте, дискованию, чизелеванию и обработке земли сельскохозяйственного назначения с актами выполненных работ и платежными поручениями, подтверждающими оплату работ; выписку из штатного расписания предпринимателя; перечень сельскохозяйственной техники и оборудования в собственности предпринимателя; договоры на уборку урожая; копии товарно-транспортных накладных.
После ознакомления с представленными документами представители министерства подтвердили подлинность представленных документов и соответствие представленного отчета приложению N 3 к соглашению от 27.05.2021 N 10-2021-32461. Министерство не заявило каких-либо требований о дополнительном изучении представленных документов, а также сомнений в их подлинности. Кроме того, представители истца подтвердили достижение значений результатов предоставления субсидии согласно представленному исправленному отчету.
Суды указали, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления.
Суды правомерно отклонили довод министерства о том, что пропуск сроков предоставления исправленного отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии является основанием для возврата предпринимателем предпринимателя суммы полученной субсидии. Суды учли, что действующие законодательство и соглашение от 27.05.2021 N 10-2021-32461 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта не содержит в себе условий, предусматривающих санкции за несвоевременное предоставление отчета. Доказательств того, что сумма субсидии израсходована не по целевому назначению, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, поскольку в материалы дела не представлены доказательства неиспользования, нецелевого использования денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, или недостижения целей соглашения о предоставления субсидии, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных министерством требований.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2023 по делу N А32-23855/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия и механизм предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта, определяется Порядком предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта, в рамках мероприятия "Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной приказом министерства от 07.04.2020 N 82 (в редакции приказа министерства от 26.03.2021 N 86).
...
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 28, 38, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2023 г. N Ф08-3506/23 по делу N А32-23855/2022