Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Рязанской области
от 07.02.2024 N 55-р
Бюджетный прогноз
Рязанской области на долгосрочный период до 2040 года
Бюджетный прогноз Рязанской области на долгосрочный период до 2040 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Закона Рязанской области от 21 декабря 2016 года N 90-ОЗ "О стратегическом планировании в Рязанской области", статьей 6 Закона Рязанской области от 14 октября 2005 года N 102-ОЗ "О бюджетном процессе в Рязанской области", и постановлением Правительства Рязанской области от 29 июля 2015 г. N 179 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Рязанской области на долгосрочный период".
1. Цели, задачи и основные подходы к формированию бюджетной политики Рязанской области на период до 2040 года
Целью разработки Бюджетного прогноза является оценка основных и наиболее вероятных тенденций развития бюджетной системы Рязанской области, позволяющая обеспечить необходимый уровень сбалансированности консолидированного и областного бюджетов и достижение стратегических целей социально-экономического развития Рязанской области.
К задачам Бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:
- разработка прогнозов основных характеристик областного и консолидированного бюджета Рязанской области и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы нарушения уровня бюджетной сбалансированности;
- выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования долгосрочной бюджетной политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности областного и консолидированного бюджета Рязанской области и решению ключевых задач социально-экономического развития Рязанской области в долгосрочном периоде;
- обеспечение открытости, прозрачности и предсказуемости параметров областного и консолидированного бюджета Рязанской области;
- идентификация, профилактика и минимизация бюджетных рисков;
- определение объемов финансового обеспечения государственных программ Рязанской области на период их действия.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках комплексного подхода, включающего в себя:
- обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования проектом прогноза социально-экономического развития Рязанской области на долгосрочный период и государственными программами Рязанской области;
- систематизацию и регулярный учет бюджетных рисков.
Бюджетный прогноз разработан на базе основных показателей прогноза социально-экономического развития Рязанской области на период до 2040 года (далее - Долгосрочный прогноз), утвержденного распоряжением Правительства Рязанской области от 15.02.2023 N 70-р.
Долгосрочный прогноз предусматривает два варианта социально-экономического развития: консервативный и базовый.
Бюджетный прогноз сформирован исходя из базового варианта Долгосрочного прогноза, который предусматривает основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения макроэкономической ситуации. Согласно базовому варианту к 2040 году прогнозируются:
- увеличение валового регионального продукта в номинальном выражении в 3,6 раза, в реальном - в 1,6 раза относительно оценки 2021 года;
- рост промышленного производства в 2,2 раза относительно 2021 года;
- рост производства сельскохозяйственной продукции на 169,3% к 2021 году;
- доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, прогнозируется на уровне 60%, что на 20,2 процентных пункта выше 2021 года;
- объем инвестиций в основной капитал по базовому варианту прогноза превысит уровень 2021 года в 2,2 раза;
- снижение доли населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума (уровня бедности), по базовому варианту прогноза до 6,0% против 12,4% в 2021 году;
- среднегодовые темпы снижения численности населения в 2023 - 2028 годах составят 99,4%, в 2029 - 2034 годах - 99,7%, в 2035 - 2040 годах - 99,9%;
- снижение численности безработных по сравнению с фактом 2021 года на 2,4%;
- среднемесячная заработная плата к концу 2040 года прогнозируется с ростом относительно 2021 года в 3,9 раза.
Конечная цель Бюджетного прогноза состоит в повышении уровня и качества жизни населения Рязанской области в условиях сбалансированного бюджета, выполнении государственных социальных гарантий.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
1. Обеспечение бюджетной устойчивости и соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации и Рязанской области.
Решение задачи включает в себя следующие подходы:
- реализация мероприятий национальных целей развития Российской Федерации;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- совершенствование мер социальной поддержки граждан;
- ограничение дефицита бюджета и обеспечение безопасного уровня государственного долга;
- реализация инфраструктурных проектов.
2. Создание условий для преодоления санкционного давления, активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности для роста доходов бюджета.
Решение задачи включает в себя следующие подходы:
- совершенствование налогового законодательства;
- создание условий для развития отечественного производства, улучшения инвестиционного климата и наращивания налогового потенциала;
- содействие развитию малого и среднего бизнеса;
- оптимизация налоговых расходов и повышение эффективности применения налоговых льгот.
3. Повышение эффективности бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений.
Решение задачи включает в себя следующие подходы:
- повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Рязанской области, направленного на максимальное сокращение дифференциации бюджетной обеспеченности соответствующих видов муниципальных образований;
- выполнение муниципальными образованиями, являющимися получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, условий соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов;
- стимулирование муниципальных образований к развитию налогооблагаемой базы и увеличению собираемости налогов посредством поэтапного увеличения передаваемых нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в соответствии с бюджетным законодательством в консолидированный бюджет региона;
- создание условий, обеспечивающих предсказуемость, прозрачность и стабильность предоставления межбюджетных трансфертов;
- повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
- предоставление иных дотаций в целях стимулирования роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, а также повышения эффективности управления муниципальными финансами;
- повышение ответственности за создание условий для сбалансированного исполнения местных бюджетов и наращивания собственного экономического и налогового потенциалов на муниципальном уровне.
4. Обеспечение безопасного уровня государственного внутреннего долга.
Решение задачи включает в себя следующие подходы:
- повышение эффективности государственных заимствований Рязанской области;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
- повышение прозрачности долговой политики и обеспечение раскрытия информации о состоянии и характеристиках государственного долга области;
- обеспечение выполнения условий дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Рязанской области из федерального бюджета.
Бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. При формировании Бюджетного прогноза необходимо в полной мере учитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на финансовые показатели консолидированного бюджета Рязанской области.
В условиях экономической нестабильности наиболее негативными последствиями и рисками для бюджетной системы Рязанской области могут быть:
- превышение прогнозируемого уровня инфляции;
- рост тарифов и цен на товары и услуги субъектов естественных монополий;
- недостижение плановых показателей прогноза социально-экономического развития Рязанской области и Российской Федерации в части роста инвестиций, объемов промышленного производства, прибыли организаций и доходов населения, количества занятых в экономике;
- использование недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды;
- сокращение производства подакцизной продукции на территории Рязанской области из-за неопределенности перспектив дальнейшего развития пивоваренной и алкогольной отраслей;
- высокий уровень дефицита областного бюджета и местных бюджетов, приводящий к росту государственного и муниципального долга;
- ухудшение условий для рыночных заимствований: рост ключевой ставки Банка России, резкое снижение доступности кредитных ресурсов коммерческих банков, в том числе в связи с ростом ставок при привлечении кредитов.
Кроме того, в сфере региональной бюджетной политики существуют риски невыполнения плановых расходных обязательств, зависящие от бюджетной политики Российской Федерации в части передачи полномочий федеральными органами исполнительной власти на уровень субъектов Российской Федерации, внесения изменений в налоговую политику и межбюджетные отношения или принятия на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств областного бюджета и местных бюджетов. Передача дополнительных расходных обязательств на региональный уровень и сокращение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета могут повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на областной бюджет.
Решение вышеуказанных задач и минимизация бюджетных рисков обеспечиваются в рамках комплексного подхода, включающего в себя:
- обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования, в первую очередь Долгосрочным прогнозом и государственными программами Рязанской области;
- систематизацию и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;
- повышение доходного потенциала Рязанской области;
- максимальное наполнение доходной части областного и консолидированного бюджета Рязанской области для осуществления социально значимых расходов;
- поддержание экономически безопасного уровня государственного долга Рязанской области;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Рязанской области с учетом ситуации на финансовом рынке;
- активное участие в привлечении средств федерального бюджета в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации.
2. Прогноз основных характеристик областного и консолидированного бюджета Рязанской области (доходы, расходы, дефицит (профицит) бюджета) на долгосрочный период, а также показателей объема государственного долга Рязанской области
Прогноз основных характеристик областного и консолидированного бюджета Рязанской области на долгосрочный период до 2040 года, а также показателей объема государственного долга Рязанской области представлен в приложении N 1 к Бюджетному прогнозу.
3. Предельные расходы областного бюджета на финансовое обеспечение реализации государственных программ Рязанской области на период их действия, а также прогноз расходов областного бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности на долгосрочный период
Предельные расходы областного бюджета на финансовое обеспечение реализации государственных программ Рязанской области на период их действия, а также прогноз расходов областного бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности на долгосрочный период до 2040 года определены с учетом финансовых возможностей областного бюджета и представлены в приложении N 2 к Бюджетному прогнозу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.