г. Краснодар |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А32-26272/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю и заинтересованного лица - Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2022 по делу N А32-26272/2022, установил следующее.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - управление) финансовых санкций в размере 19 тыс. рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-ТД.
Решением от 11.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2022, суд взыскал с управления 4 тыс. рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-ТД. В удовлетворении остальной части требования суд отказал.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Судебные инстанции не учли, что сумма финансовой санкции, установленная абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закона N 27-ФЗ) является фиксированной (1 тыс. рублей) и взыскивается за нарушение порядка предоставления сведений в форме электронных документов.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению учреждения, им приняты все меры по уведомлению страхователя о порядке представления отчетности, предусмотренной Законом N 27-ФЗ, однако управление не воспользовалось электронным сервисом, представленным на безвозмездной основе учреждением, и представило отчетность на бумажном носителе, допустив нарушение, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Форма СЗВ-ТД, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.12.2019 N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" не является списочной и должна представляться страхователем по каждому зарегистрированному лицу, в связи с чем финансовые санкции за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов применяется к страхователю за каждую форму СЗВ-ТД (каждое зарегистрированное лицо) отдельно.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление установило факты, свидетельствующие о нарушении управлением норм пенсионного законодательства, выразившемся в представлении управлением (страхователем) 17.05.2021, 18.05.2021, 03.06.2021 сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц на бумажных носителях посредством почтовой связи, тогда как страхователь обязан представить учреждению сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующие периоды не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Вместе с тем, в нарушение установленного порядка, учреждение не представило сведения по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года по телекоммуникационным каналам связи, а представило их на бумажном носителе посредством почтовой связи, что нашло отражение в актах об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: N 033S18210028537 от 07.07.2021, N 033S18210028538 от 07.07.2021, N 033S18210028541 от 07.07.2021, N 033S18210028544 от 07.07.2021, N 033S18210028539 от 07.07.2021, N 033S18210028542 от 07.07.2021, N 033S18210028293 от 07.07.2021, N 033S18210028298 от 07.07.2021, N 033S18210028302 от 07.07.2021, N 033S18210028512 от 07.07.2021, N 033S18210028533 от 07.07.2021, N 033S18210028295 от 07.07.2021, N 033S18210028297 от 07.07.2021, N 033S18210028296 от 07.07.2021, N 033S18210028864 от 08.07.2021, N 033S18210028866 от 08.07.2021, N 033S18210028982 от 08.07.2021, N 033S18210028980 от 08.07.2021 и N 033S18210029093 от 08.07.2021 - за апрель 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения учреждением решений N 033S19210027516 от 17.08.2021, N 033S19210027519 от 17.08.2021, N 033S19210027522 от 17.08.2021, N 033S19210027524 от 17.08.2021, N 033S19210027521 от 17.08.2021, N 033S19210027523 от 17.08.2021, N 033S19210027515 от 16.08.2021, N 033S19210026495 от 16.08.2021, N 033S19210026494 от 16.08.2021, N 033S19210026492 от 16.08.2021, N 033S19210026491 от 16.08.2021, N 033S19210026514 от 16.08.2021, N 033S19210026512 от 16.08.2021, N 033S19210026513 от 16.08.2021, N 033S19210027581 от 18.08.2021, N 033S19210027580 от 18.08.2021, N 033S19210028401 от 19.08.2021, N 033S19210028402 от 19.08.2021 и N 033S19210027578 от 18.08.2021 о привлечении управления к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов за апрель 2021 года) в виде 19 тыс. рублей штрафа (1 тыс. рублей х 19).
Для уплаты штрафных санкций страхователю направлены требования N 033S0121A00B61B от 09.09.2021, N 033S0121A00B61С от 09.09.2021, N 033S0121A00B61F от 09.09.2021, N 033S0121A00B61I от 09.09.2021, N 033S0121A00B61E от 09.09.2021, N 033S0121A00B61G от 09.09.2021, N 033S0121A00A916 от 08.09.2021, N 033S0121A00А91А от 08.09.2021, N 033S0121A00А919 от 08.09.2021, N 033S0121A00А918 от 08.09.2021, N 033S0121A00А917 от 08.09.2021, N 033S0121A00А915 от 08.09.2021 N 033S0121A00А91В от 08.09.2021 N 033S0121A00А91С от 08.09.2021 N 033S0121A00CG17 от 10.09.2021, N 033S0121A00CG0E от 10.09.2021, N 033S0121A00CG6U от 10.09.2021 N 033S0121A00CG77 от 10.09.2021 N 033S0121A00CFZV от 10.09.2021.
Платежным документом от 25.02.2022 N 101 управление по требованию от 10.09.2021 уплатило 1 тыс. рублей штрафа; остальные требования учреждения на сумму 18 тыс. рублей остались не оплаченными, что послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, руководствуясь статьями 1, 11, 27 Закона N 27-ФЗ, сделали правильный вывод о допущенном управлением нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и наличии у учреждения оснований для применения к нему финансовых санкций. При этом судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ учреждение является страхователем.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено представление страхователями сведений о трудовой деятельности, указанных в пункте 2.1 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, на работающих у них застрахованных лицах.
Пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 статьи 11 сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 тыс. рублей. Таким образом, в отношении страхователей, представивших сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, должны быть применены финансовые санкции за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов.
Довод заявителя относительно того, что Законом N 27-ФЗ установлена "фиксированная" финансовая санкция в размере 1 тыс. рублей за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов является несостоятельным, учитывая положения Закона N 27-ФЗ, а также действовавшего в спорном периоде постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" (вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)", "Форматом сведений для формы "Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица" в электронном виде"), согласно которому форма СЗВ-ТД является документом персонифицированного учета и должна предоставляться страхователем по каждому зарегистрированному лицу.
Таким образом, правильность заполнения и представления формы СЗВ-ТД проверяется в отношении сведений, поданных на каждое работающее у страхователя зарегистрированное лицо, соответственно, в случае выявления фактов несоблюдения страхователем порядка представления сведений по форме СЗВ-ТД, к такому страхователю применяются финансовые санкции в отношении каждого застрахованного лица.
То обстоятельство, что управление не представило по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года в отношении 19 застрахованных лиц, а представило эти сведения по почте на бумажных носителях, установлено учреждением и подтверждается материалами дела. Доказательства обратного управление не представило.
С учетом смягчающих ответственность обстоятельств, правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.01.2016 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москва и Арбитражного суда Пензенской области", судебные инстанции уменьшили размер штрафа, подлежащего взысканию с управления до 4 тыс. рублей.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами судебных инстанций, основанных на установленных и исследованных обстоятельствах данного дела.
Доводы управления, в том числе об отсутствии вины управления в совершении правонарушения, исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2022 по делу N А32-26272/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя относительно того, что Законом N 27-ФЗ установлена "фиксированная" финансовая санкция в размере 1 тыс. рублей за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов является несостоятельным, учитывая положения Закона N 27-ФЗ, а также действовавшего в спорном периоде постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" (вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)", "Форматом сведений для формы "Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица" в электронном виде"), согласно которому форма СЗВ-ТД является документом персонифицированного учета и должна предоставляться страхователем по каждому зарегистрированному лицу.
...
С учетом смягчающих ответственность обстоятельств, правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.01.2016 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москва и Арбитражного суда Пензенской области", судебные инстанции уменьшили размер штрафа, подлежащего взысканию с управления до 4 тыс. рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 мая 2023 г. N Ф08-2691/23 по делу N А32-26272/2022