В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, абзацем вторым пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, приказываю:
1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ МЧС России от 4 марта 2011 г. N 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2011 г., регистрационный N 20424);
пункт 2 изменений, вносимых в приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907).
Министр |
А.В. Куренков |
Зарегистрировано в Минюсте России 8 февраля 2024 г.
Регистрационный N 77195
УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от 31 октября 2023 г. N 1115
Положение
о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности, цели, задачи, функции, режимы функционирования функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 1 (далее соответственно - функциональная подсистема МП ЧС, РСЧС, ЧС).
2. Функциональная подсистема МП ЧС действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
II. Цель, задачи и функции функциональной подсистемы МП ЧС
3. Целью функциональной подсистемы МП ЧС является предотвращение (снижение риска возникновения) ЧС путем осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС.
4. Задачи функциональной подсистемы МП ЧС:
1) организация и проведение работ по мониторингу источников ЧС, лабораторному контролю и прогнозированию ЧС;
2) обеспечение своевременного реагирования органов управления и сил РСЧС на угрозы возникновения ЧС;
3) определение возможной ЧС и масштаба ее развития;
4) своевременное доведение прогноза о возможной ЧС и масштабах ее развития и предложений по проведению превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, до органов управления федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;
5) выработка предложений по прогнозированию угрозы возникновения ЧС, локализации, ликвидации и снижения ее негативных последствий.
5. Функциями функциональной подсистемы МП ЧС являются:
1) информационный обмен с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями с целью прогнозирования и оценки воздействия возможных ЧС 2;
2) сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС и показателях риска возникновения ЧС;
3) оценка риска возникновения ЧС и разработка сценариев возникновения и развития ЧС;
4) оценка эффективности реализации превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и снижение негативных последствий при их возникновении;
5) информационное обеспечение органов управления РСЧС прогнозными данными и предложениями по проведению превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
6) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации 3;
7) развитие и повышение эффективности работы информационных систем МЧС России, в которых осуществляется обработка персональных данных 4, банка данных источников ЧС и оценки риска возникновения ЧС, технологий и методов мониторинга и прогнозирования ЧС;
8) развитие научно-методической базы для обоснования и разработки автоматизированных систем мониторинга и прогнозирования ЧС;
9) осуществление международного взаимодействия по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию ЧС;
10) осуществление методического руководства проведения мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС.
III. Организация управления функциональной подсистемой МП ЧС, состав сил и средств функциональной подсистемы МП ЧС
6. Для организации управления функциональной подсистемы МП ЧС на каждом уровне создается координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля, системы информационного обеспечения, связи и оповещения 5.
7. Координационным органом функциональной подсистемы МП ЧС на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МЧС России соответствующего уровня.
8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы МП ЧС являются:
1) на федеральном уровне - структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входит решение задач по мониторингу и прогнозированию ЧС;
2) на межрегиональном уровне - главные управления МЧС России, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов;
3) на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы МП ЧС являются:
1) на федеральном уровне - Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России;
2) на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов;
3) на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
10. К силам и средствам функциональной подсистемы МП ЧС относятся 6:
1) на федеральном и межрегиональном уровнях:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий);
спасательные воинские формирования МЧС России;
2) на региональном уровне:
центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
IV. Режимы функционирования функциональной подсистемы МП ЧС, порядок деятельности и мероприятия, проводимые органами управления и силами
11. Деятельность органов управления и сил функциональной подсистемы МП ЧС осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации 7.
12. При отсутствии угрозы возникновения ЧС органы управления, силы и средства функциональной подсистемы МП ЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
13. Решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) для органов управления и сил функциональной подсистемы МП ЧС устанавливается один из следующих режимов функционирования:
1) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
2) режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
14. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях (акваториях) режима повышенной готовности или ЧС, решением Министра установленные в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения режимы функционирования для органов управления и сил функциональной подсистемы МП ЧС отменяются.
15. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления, силами функциональной подсистемы МП ЧС, являются 8:
1) в режиме повседневной деятельности:
мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС;
сбор, обработка и обмен информацией в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС с субъектами информационного обмена, в роли которых выступают постоянно действующие органы управления РСЧС на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях 9;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС;
2) в режиме повышенной готовности:
установление круглосуточного сбора и обмена информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг источников и прогнозирование ЧС в предполагаемой зоне возникновения ЧС;
введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы МП ЧС;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС;
3) в режиме ЧС:
непрерывный мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС;
организация и проведение лабораторных исследований и анализов окружающей среды 10;
оперативное доведение прогнозной информации о возможных ЧС и их последствиях с учетом риска их возникновения, информации о развитии возникших ЧС до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от ЧС, а также уточненного прогноза и предложений по порядку реагирования на него.
V. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы МП ЧС в рамках РСЧС, финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы МП ЧС
16. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы МП ЧС в рамках РСЧС осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334, Положением о системе и порядке информационного обмена, Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2021 г., регистрационный N 62744), а также соглашениями и регламентами об информационном обмене и взаимодействии.
17. При сборе, обработке и обмене информацией обязательным условием является соблюдение требований конфиденциальности и защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне 11.
18. Информационное взаимодействие с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами 12.
19. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы МП ЧС осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных МЧС России 13.
------------------------------
1 В соответствии с Перечнем создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о РСЧС).
2Абзац второй пункта 4 Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение к приказу МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907) (далее - Положение о системе и порядке информационного обмена).
3Подпункт "а" пункта 10 Правил функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 (далее - Правила функционирования).
4Приложение N 5 к приказу МЧС России от 31 октября 2019 г. N 626 "Об обработке и обеспечении защиты персональных данных в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2019 г., регистрационный N 56953) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 14 ноября 2022 г. N 1141 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2023 г., регистрационный N 72953).
5Пункт 6 Положения о РСЧС.
6Абзац первый пункта 13 Положения о РСЧС.
7Пункт 24 Положения о РСЧС.
8Пункт 28 Положения о РСЧС.
9Абзац второй пункта 2 Положения о системе и порядке информационного обмена.
10Подпункт "б" пункта 1 Приложения к Правилам функционирования.
11Абзац пятый пункта 4 Положения о системе и порядке информационного обмена.
12Абзац пятый пункта 22 Положения о РСЧС.
13Пункт 34 Положения о РСЧС.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено новое положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС. Оно заменит положение 2011 г.
Подсистема является частью единой системы предупреждения и ликвидации ЧС. Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности, цели, задачи, функции и режимы функционирования подсистемы.
Приказ МЧС России от 31 октября 2023 г. N 1115 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Зарегистрировано в Минюсте России 8 февраля 2024 г.
Регистрационный N 77195
Вступает в силу с 20 февраля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 9 февраля 2024 г. N 0001202402090009