В целях обеспечения проверки работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области, в соответствии с приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 N 232/551 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования", от 04.04.2023 N 233/552 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области (далее - Положение).
2. Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования" (Региональный центр обработки информации) (Ярославцева Н.В.):
1) ознакомить председателей, заместителей председателей и экспертов предметных комиссий Новосибирской области с настоящим приказом не позднее, чем за три дня до начала проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;
2) обеспечить организационно-технологическое сопровождение работы предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области (в том числе проведение квалификационного испытания для кандидатов в составы предметных комиссий) в соответствии с Положением.
3. Признать утратившим силу приказ министерства образования Новосибирской области от 20.02.2019 N 373 "Об утверждении Положения о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
М.Н. Жафярова |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобразования
Новосибирской области
от 12.02.2024 N 226
Положение
о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области (далее - Положение) разработано в соответствии с приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 N 232/551 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (далее - Порядок N 232/551), от 04.04.2023 N 233/552 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (далее - Порядок N 233/552).
2. В Положении определяются цели, порядок формирования и структура предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области (далее - предметные комиссии), их полномочия и функции, а также порядок организации их работы.
3. Предметные комиссии создаются в целях осуществления проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области (далее - ГПА) по соответствующим учебным предметам.
4. Предметные комиссии в своей работе руководствуются:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2085 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
Порядком N 232/551;
Порядком N 233/552;
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.06.2021 N 805 "Об установлении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
нормативными правовыми актами Новосибирской области по вопросам организации и проведения ГИА на территории Новосибирской области;
методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) по вопросам организационного и технологического обеспечения ГИА;
настоящим Положением;
иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.
II. Состав, структура и порядок формирования предметных комиссий
5. Предметные комиссии создаются по следующим учебным предметам: "Русский язык", "Математика", "Физика", "Химия", "Информатика", "Биология", "История", "География", "Обществознание", "Литература", "Иностранные языки" (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
Формирование составов предметных комиссий организуется министерством образования Новосибирской области (далее - Минобразования Новосибирской области).
Минобразования Новосибирской области:
определяет и представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей предметных комиссий по учебным предметам;
по представлению председателей предметных комиссий, согласованных Рособрнадзором, утверждает персональные составы предметных комиссий;
представляет в Рособрнадзор кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.
Количественный состав, наличие и количество заместителей председателей предметных комиссий определяется исходя из числа участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ, установленных Порядками N 232/551, N 233/552, и перечня необходимых для подготовки аналитических материалов по итогам работы.
6. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет её председатель, а в его отсутствие - заместитель(и) председателя.
7. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта педагогической работы в соответствующей предметной области в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ (в том числе письменных, устных, практических и лабораторных) по соответствующему учебному предмету, полученного в течение последних трех лет;
наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном настоящим Положением.
Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется с учетом отсутствия у экспертов, предполагаемых для включения в состав предметной комиссии по соответствующему учебному предмету, конфликта интересов.
8. В состав предметных комиссий входят председатель, заместитель(и) председателя и эксперты.
9. В качестве экспертов в состав предметных комиссий включаются учителя общеобразовательных организаций, методисты, преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования.
Членам предметных комиссий по результатам квалификационного испытания может быть присвоен один из трех статусов: "ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт".
Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и заместителю(ям) председателя, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов предметной комиссии на региональном уровне;
б) консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя предметной комиссии);
в) осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
г) устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами) (по поручению председателя предметной комиссии);
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
е) осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
ж) осуществлять отбор изображений, незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
Старший эксперт - статус, присваиваемый эксперту, позволяющий:
а) консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя (заместителя) предметной комиссии);
б) осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
в) устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами) (по поручению председателя (заместителя) предметной комиссии);
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
е) осуществлять отбор изображений, незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
Основной эксперт - статус, присваиваемый эксперту, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
б) осуществлять отбор изображений, незаполненных участниками экзаменов, бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт:
организационной работы в предметных комиссиях или ГЭК (отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметных комиссий входит менее 10 человек);
оценивания развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА не менее года (отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых предметных комиссий).
Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Председателю предметной комиссии присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.
10. Квалификационное испытание на присвоение статуса эксперта проводится ежегодно. Специалист, не прошедший квалификационного испытания, не допускается к включению в состав предметных комиссий.
Квалификационные испытания могут проводиться с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов предметной комиссии "Эксперт ЕГЭ", предоставляемой федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФГБНУ "ФИПИ") (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФГБНУ "ФИПИ") или аналогичных ресурсов на региональном уровне (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляется Региональным центром обработки информации (далее - РЦОИ) совместно с председателями предметных комиссий, организуемых в регионе).
Соответствующий статус присваивается члену предметной комиссии, прошедшему квалификационное испытание, в соответствии с показателями согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам согласно приложению к настоящему Положению.
III. Полномочия и функции предметных комиссий
11. Предметные комиссии осуществляют деятельность в период организации и проведения ГИА на территории Новосибирской области и прекращают свою деятельность с момента утверждения Минобразования Новосибирской области составов предметных комиссий по проверке экзаменационных работ участников ГИА Новосибирской области на следующий период. В течение периода возможны изменения в составах предметных комиссий, что оформляется приказом Минобразования Новосибирской области.
В рамках проведения ГИА предметные комиссии осуществляют проверку развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА в установленном порядке.
12. Председатель предметной комиссии в период подготовки и проведения ГИА осуществляет:
организацию ежегодного обучения (обучающих семинаров) специалистов с учётом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций;
представление в Минобразования Новосибирской области предложений по составу предметной комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
организацию согласования подходов к оцениванию между экспертами, проводимого в день начала проверки и в ходе проверки экзаменационных работ участников ГИА;
подбор экспертов для привлечения к работе в апелляционной комиссии Новосибирской области из числа экспертов, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт";
отбор экзаменационных работ участников ГИА, вызвавших сложности в оценивании;
формирование графика работы предметной комиссии по согласованию с руководителем РЦОИ;
консультирование экспертов по вопросам проверки и оценивания ответов (в том числе устных ответов) участников экзаменов на задания контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ), предусматривающие развернутый ответ (в том числе устный ответ);
взаимодействие с руководителем РЦОИ, председателем апелляционной комиссии Новосибирской области, Комиссией по разработке контрольно-измерительных материалов, организуемой на федеральном уровне;
информирование ГЭК о нарушении экспертом предметной комиссии установленного порядка проведения ГИА;
представление председателю ГЭК информации о случаях, выявленных при проверке ответов (в том числе устных ответов) участников экзаменов, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка N 232/551 и Порядка N 233/552;
привлечение по решению Минобразования Новосибирской области к формированию КИМ для проведения ГИА (в соответствии с Порядком N 232/551) с использованием специализированного программного обеспечения открытого банка заданий, размещенного в сети интернет на официальном сайте Рособрнадзора или уполномоченной организации;
организацию и участие в работе по анализу предоставленных участниками ГИА ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом, по уточнению, в том числе дополнению перечня кратких ответов, которые должны быть засчитаны верными;
анализ работы экспертов, результатов третьей проверки и подготовку статистико-аналитического отчета о результатах ГИА в текущем году.
13. Председатель предметной комиссии в период подготовки и проведения ГИА участвует в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, организуемых ФГБНУ "ФИПИ".
14. Члены предметных комиссий осуществляют проверку развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА в установленном порядке.
15. Предметные комиссии осуществляют свою деятельность во взаимодействии с ГЭК, апелляционной комиссией, РЦОИ, ФГБНУ "ФИПИ".
IV. Организация работы предметных комиссий
16. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий осуществляет РЦОИ.
17. Предметные комиссии работают в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа. Минобразования Новосибирской области и ГЭК обеспечивают предметные комиссии изолированными помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ.
18. В местах работы предметных комиссий могут присутствовать:
члены ГЭК;
аккредитованные общественные наблюдатели;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором;
должностные лица управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования Минобразования Новосибирской области.
19. В период организации и проведения ГИА предметные комиссии осуществляют проверку и оценивание ответов на задания КИМ для проведения ГИА с развернутым ответом, в том числе устных ответов, в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.
20. Председатель предметной комиссии организует работу предметной комиссии.
Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки экзаменационных материалов председатель предметной комиссии и руководитель РЦОИ согласуют график работы предметной комиссии в период проведения обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету с учетом требований к срокам обработки экзаменационных материалов, установленных Порядками N 232/551, N 233/552. Данная информация используется РЦОИ для назначения в региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, экспертов предметных комиссий на проверку экзаменационных работ.
Председатель предметной комиссии согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов предметных комиссий, проводящих проверку экзаменационных работ, перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, учебников, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрешенных к использованию экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.
21. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные в день проведения экзамена.
22. В день начала проверки развернутых ответов участников ГИА председатель предметной комиссии проводит оперативное согласование с экспертами предметной комиссии подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА. В ходе оперативного согласования могут использоваться комплекты работ текущего экзамена, назначенные на конкретных экспертов. При проверке развернутых ответов участников ГИА эксперты предметной комиссии руководствуются критериями оценивания развернутых ответов.
23. Во время работы предметной комиссии экспертам запрещается:
иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, портативные персональные компьютеры (ноутбуки, планшеты и другие электронные средства);
копировать и выносить из аудитории экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах;
переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя предметной комиссии или эксперта-консультанта, назначенного по решению председателя предметной комиссии.
Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю предметной комиссии или его заместителю для оперативного решения.
В случае установления факта нарушения экспертом указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях, в том числе в рекламных целях, Минобразования Новосибирской области принимают решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии.
24. При организации обмена экзаменационными работами участников ГИА между субъектами Российской Федерации к проверке таких работ привлекаются эксперты предметной комиссии.
25. До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или по решению ГЭК предметные комиссии могут проводить перепроверку отдельных экзаменационных работ участников экзаменов, проходивших ГИА на территории Российской Федерации или за ее пределами.
По решению Минобразования Новосибирской области предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ участников экзаменов, проходивших ГИА на территории Новосибирской области. Перепроверку проводят эксперты предметных комиссий, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году.
26. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель предметной комиссии и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием председателя ГЭК.
27. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ГИА, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотребления установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, члены предметных комиссий привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Положению о предметных комиссиях
по проверке экзаменационных работ
участников государственной итоговой
аттестации по образовательным
программам основного общего
и среднего общего образования на
территории Новосибирской области
Показатели
согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам
Показатель: доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык |
10% |
15% |
25% |
Иностранные языки | |||
Обществознание | |||
Литература | |||
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика | |||
География | |||
Математика |
1% |
5% |
7% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметные комиссии создаются в целях осуществления проверки развернутых ответов участников ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по следующим учебным предметам: "Русский язык", "Математика", "Физика", "Химия", "Информатика", "Биология", "История", "География", "Обществознание", "Литература", "Иностранные языки" (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
Председатель, заместитель(и) председателя и эксперты входят в состав предметных комиссий, который формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям;
- наличие опыта педагогической работы в соответствующей предметной области не менее трех лет;
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему предмету, полученного в течение последних трех лет;
- наличие положительных результатов квалификационного испытания.
Определены полномочия и функции предметных комиссий, а также порядок организации их работы.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, несоблюдения требований по проведению ГИА, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотребления полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, члены предметных комиссий привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством России.
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 12 февраля 2024 г. N 226 "Об утверждении Положения о предметных комиссиях по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Новосибирской области"
Вступает в силу с 12 февраля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 12 февраля 2024 г. N 5401202402120004