г. Краснодар |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А20-1982/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиной А.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики, от заявителя - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020), заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Нахушева Ислама Хасиновича (ИНН 070804125396, ОГРНИП 316072600071020), его представителя Жанокова А.К. (доверенность от 10.06.2022), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711054758, ОГРН 1020700749871), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нахушева Ислама Хасиновича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по делу N А20-1982/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Нахушеву Исламу Хасиновичу (далее - предприниматель) о взыскании 1 794 тыс. рублей предоставленного в 2020 году гранта.
Определением суда от 18.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление).
Решением суда от 17.11.2022 в удовлетворении требований министерства отказано полностью. Судебный акт мотивирован тем, что сумма полученного гранта израсходована в соответствии с целевым назначением, КРС приобретен для развития хозяйственной деятельности, предприниматель не нарушил порядок предоставления гранта и условия соглашения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.02.2023 отменено решение от 17.11.2022, требования министерства удовлетворены, с предпринимателя в пользу министерства взысканы 1 794 тыс. рублей средств гранта.
Постановление мотивировано тем, что предприниматель не подтвердил ни сохранность приобретённого за счет гранта поголовья скота, ни достижение показателей результативности использования таких бюджетных средств.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 09.02.2023, оставив в силе решение суда от 17.11.2022. Податель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции проигнорировал нормы, предусмотренные пунктами 46 - 48 Порядка предоставления из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2020 N 75-ПП (далее - Порядок N 75-ПП). В материалах дела отсутствует расчёт суммы подлежащей взысканию по оценке показателей результативности использования гранта. Неисполнение условий соглашения именно по срокам создания рабочих мест относится к вопросам правового регулирования Гражданского кодекса Российской Федерации, а не бюджетного законодательства. Срок оформления работников в пределах 24 месяцев, установленных подпунктом "в" пункта 2 приложения N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" истек в ноябре 2022 года. Министерством не опровергнут факт создания рабочих мест, принятие на работу трех сотрудников в установленные императивными нормами Порядка N 75-ПП сроки (в течение 24 месяцев с момента получения гранта). Министерство не обращалось с иском о расторжении соглашения в связи с неисполнением предпринимателем его условий, и в случае принятия судебного акта о возврате гранта действие соглашения сохраняет юридическую силу. Управление после проведения проверки договоров произвело оплату продавцам животных платежными поручениями от 10.11.2020 N 3, 4 и от 14.12.2020 N 9 с лицевого счёта предпринимателя. Факт приобретения поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и их наличие в 2021 году подтверждается официальными справками уполномоченных органов. Кроме этого, с 01.01.2021 плановые проверки малого бизнеса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 1969) приостанавливаются.
В отзыве на кассационную жалобу министерство считает обжалуемое постановление законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель министерства возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Порядком N 75-ПП министерство и предприниматель заключили соглашение от 13.08.2020 о предоставлении из бюджета Кабардино-Балкарской Республики гранта в сумме 1 794 тыс. рублей в целях софинансирования затрат, связанных с реализацией проекта "Семейная ферма".
Соглашением на предпринимателя возложены обязанности: организовать работу в соответствии с предоставленным проектом (пункт 4.3.3), использовать грант со дня поступления средств на его лицевой счет в течение предусмотренного Порядком предоставления гранта срока, использовать имущество, закупаемое за счет гранта исключительно на развитие хозяйства (пункт 4.3.4), создать не позднее даты полного освоения гранта не менее 3-х новых рабочих мест и сохранять их в течение не менее 5 лет (пункт 4.3.6), предоставлять министерству и уполномоченным органам государственного финансового контроля беспрепятственный доступ к документам и на производственные площади для проверки соблюдения условий, цели и порядка предоставления гранта в соответствии с Бюджетным кодексом (пункт 4.3.8), обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления гранта или министерством в соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения (пункт 4.3.9), предоставлять в министерство отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.6.1 соглашения не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным полугодием (пункт 4.3.10.1). Соглашением также предусмотрена его обязанность по требованию министерства возвратить в республиканский бюджет сумму гранта в полном объеме в случае неисполнения условий предоставления гранта (пункты 4.1.8, 4.3.12.2).
Платежным поручением от 03.09.2020 N 60439 предпринимателю перечислены средства гранта в размере 1 794 тыс. рублей.
Управлением в отношении министерства проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии, по результатам которой выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт несоблюдения условий предоставления и использования гранта, полученного предпринимателем.
В акте выездной проверки от 17.12.2021 указано, что предпринимателем для санкционирования в управление представлены договоры от 09.11.2020 и 09.12.2020 купли-продажи сельскохозяйственных животных (коров дойных пород) на общую сумму 2 990 тыс. рублей (из них средства гранта - 1 794 тыс. рублей). Платежными поручениями от 10.11.2020 N 3, N 4, и от 14.12.2020 N 9 с лицевого счета предпринимателя продавцам животных перечислены 1 794 тыс. рублей, остаток в сумме 1 196 тыс. рублей передан им наличными. В ходе контрольного осмотра установлено, что по месту реализации проекта по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, с. Лечинкай, ул. Тхазаплижевых, д. 67 находится КРС мясного направления всего в количестве 3 голов. Согласно устным пояснениям предпринимателя остальная часть животных содержится на ферме. Три новых рабочих места им не созданы. Предприниматель отказался от предоставления письменных пояснений и документов, подтверждающих деятельность семейной животноводческой фермы ввиду того, что все документы находятся у бухгалтера, а тот, в свою очередь, - на "больничном". До завершения контрольного мероприятия документы, подтверждающие деятельность семейной фермы и достижение показателей результативности не представлены.
В адрес министерства направлено представление от 28.01.2022 N 04-20-07/332 о необходимости принятия мер по взысканию с главы хозяйства средств грантовой поддержки. Министерство направило предпринимателю требование от 15.02.2022 о возврате гранта. Предприниматель требование не исполнил, что явилось основанием для обращения министерства в суд.
Суды при вынесении судебных актов руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 34, 78, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями статьи 7, части 1 статьи 14, части 2 статьи 16, части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Порядком N 75-ПП.
Суд первой инстанции пришёл к выводу расходовании суммы полученного гранта в соответствии с целевым назначением, КРС приобретен для развития хозяйственной деятельности, предприниматель не нарушил порядок предоставления гранта и условия соглашения. Так судом указано, что во исполнение условий соглашения им созданы три постоянных рабочих места сроком не менее 5 лет и утверждено прилагаемое штатное расписание с месячным фондом оплаты труда в размере 40 тыс. рублей, что подтверждается представленными в материалы дела приказами (распоряжениями) о приеме на работу, трудовыми договорами, сведениями о застрахованных лицах, сведениями о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД). Факт приобретения поголовья КРС и их наличие подтверждены справками ветеринарной службы. На ежегодный ветеринарный осмотр по состоянию на январь 2021 год предпринимателем представлено поголовье коров в количестве 27 голов, что превышает необходимое количество на 4 головы.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился ввиду следующего.
По смыслу положений Порядка N 75-ПП и соглашения от 13.08.2020 под созданием новых постоянных рабочих мест понимается фактическое возникновение трудовых отношений между крестьянским (фермерским) хозяйством и лицами, не состоявшими с ним в таких отношениях ранее.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в заявлении на участие в конкурсном отборе получателей гранта предприниматель обязался принять на работу в установленном законодательством порядке трех человек в год предоставления гранта, однако, в срок до 31.12.2020 не заключил трудовые договоры с тремя новыми работниками. Представленные в материалы дела трудовые договоры от 20.09.2022, заключенные с Шокуевым Х.Х, Бетугановым И.А., Нахушевой М.Х. и приказы от 20.09.2022 о приеме указанных лиц на работу, не подтверждают достижение показателей результативности применительно к установленному сроку - до 31.12.2020. Заключение трудовых договоров после обращения министерства в суд направлено на уклонение предпринимателя от правовых последствий своего недобросовестного поведения.
Кроме этого, предпринимателем не подтвержден и ежегодный прирост объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции - не менее 10 % к предыдущему году. Отчеты о достижении значений показателей результативности, направленные министерству в соответствии с соглашением от 13.08.2020, в деле отсутствуют. Представитель министерства в судебном заседании кассационной инстанции отрицал получение отчетов предпринимателя о достижении значений показателей результативности. В плане расходов на реализацию проекта "Семейная ферма" от 29.05.2020 предпринимателем заявлено о приобретении 23 голов КРС молочного направления. Однако в ходе проведения казначейством выездной проверки в отношении министерства в декабре 2021 года у предпринимателя выявлено наличие всего 3 коров мясного направления. Фактическое наличие животных, приобретенных на средства гранта в ноябре - декабре 2020 года, в ходе проверки им не подтверждено, письменные объяснения по данному факту предоставлять отказался.
Представленные предпринимателем справки местной администрации от 02.06.2022, филиала "Чегемский районный центр ветеринарии" от 04.06.2022 и заведующего Лечинкаевским ветеринарным участком (без даты и номера) судом апелляционной инстанцией оценены критично.
Справки филиала "Чегемский районный центр ветеринарии" от 04.06.2022 и заведующего Лечинкаевским ветучастком (без даты и номера), подписанные Тхазаплижевым А.Х., не содержат сведений об идентификации и учете животных, в отношении которых они выданы, не подтверждают принадлежность животных предпринимателю, равно как и не позволяют соотнести их с животными, приобретенными на средства гранта в ноябре - декабре 2020 года.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно статье 2.5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Крупный рогатый скот включен в Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.04.2016 N 161.
Ввиду чего при приобретении, содержании, перемещении и отчуждении сельскохозяйственных животных, в том числе крупного рогатого скота, обязательна его идентификация и учету, в том числе при осмотре в ветеринарных учреждениях.
Из справки местной администрации от 02.06.2022 не усматривается, на основании каких документов и (или) проверочных мероприятий администрация установила наличие у предпринимателя в 2022 году 27 коров. В справке не отражены сведения об обследовании территории (помещений), принадлежащих крестьянскому (фермерскому) хозяйству, по результатам которого установлены отраженные в справке обстоятельства. Не указаны лица, которые проводили обследование, дата и время его проведения.
Апелляционной инстанцией отмечено, что представленные предпринимателем отчеты о движении скота и птицы на ферме, выписки из книги движения животных и птицы, а также сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота являются внутренними документами крестьянского (фермерского) хозяйства, которые в уполномоченные органы не представлялись и не заверялись ими, поэтому не приняты в качестве достоверных доказательств по делу.
Таким образом, доводы предпринимателя о создании им трёх рабочих мест и приобретении КРС отклонены, поскольку не подтверждено достижение показателей результативности использования бюджетных средств в сроки, установленные соглашением от 13.08.2020. Доказательства неисполнения предпринимателем условий предоставления гранта по независящим от него обстоятельствам не представлены.
Довод предпринимателя о незаконности плановой проверки ввиду того, что с 01.01.2021 согласно постановлению N 1969 проверки малого бизнеса приостанавливаются, отклонен. Выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии проведена казначейством в отношении министерства при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (государственном финансовом контроле), которая не относится к предмету регулирования законодательства, устанавливающего общий порядок организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации).
Ссылка заявителя на отсутствие расчёта суммы подлежащей взысканию по оценке показателей результативности использования гранта в соответствии с пунктами 46 - 48 Порядка N 75-ПП отклонена. Средства гранта подлежат возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в полном объеме при неисполнении (неподтверждении исполнения) условий предоставления гранта и недостижении цели выдачи субсидии.
При таких обстоятельствах требование министерства о возврате бюджетных средств удовлетворено судом апелляционной инстанции правомерно, средства гранта подлежат возврату в полном объеме в соответствии с пунктом 45 Порядка N 75-ПП, пунктами 4.1.8, 4.3.12.2 соглашения от 13.08.2020.
Заявитель, указывая в кассационной жалобе на незаконность судебного акта, фактически выражает свое несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств. Однако переоценка доказательств недопустима при производстве по делу в арбитражном суде кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2023 по делу N А20-1982/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Крупный рогатый скот включен в Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.04.2016 N 161.
...
Довод предпринимателя о незаконности плановой проверки ввиду того, что с 01.01.2021 согласно постановлению N 1969 проверки малого бизнеса приостанавливаются, отклонен. Выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии проведена казначейством в отношении министерства при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (государственном финансовом контроле), которая не относится к предмету регулирования законодательства, устанавливающего общий порядок организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 мая 2023 г. N Ф08-4114/23 по делу N А20-1982/2022