Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к совместному приказу
Департамента экономической
политики и развития
города Москвы и Департамента
финансов города Москвы
от 22.12.2023 N
ДПР-ПР-214/23/226ф
Методические указания
по разработке и реализации государственных программ города Москвы
I. Общие положения
1. Методические указания по разработке и реализации государственных программ города Москвы (далее - Методические указания, государственные программы) разработаны в соответствии с Порядком разработки и реализации государственных программ города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП (далее - Порядок).
2. Методические указания устанавливают в том числе:
2.1. Форму текстовой части государственной программы согласно приложению 1 к настоящим Методическим указаниям;
2.2. Форму паспорта государственной программы согласно приложению 2 к настоящим Методическим указаниям;
2.3. Форму паспорта подпрограммы государственной программы согласно приложению 3 к настоящим Методическим указаниям;
2.4. Формы документов, составляющих единое приложение государственной программы, согласно приложению 4 к настоящим Методическим указаниям.
3. В настоящих Методических указаниях используются понятия, установленные пунктом 1.2 Порядка.
3.1. В целях применения понятий, определенных подпунктами 1.2.6 и 1.2.7 пункта 1.2 Порядка, устанавливается тождественность понятий "натуральный показатель" и "конечный и непосредственный результат".
4. Разработка и реализация государственных программ осуществляется исходя из социально-экономического развития города Москвы с учетом макроэкономических показателей развития города Москвы, тарифно-ценовой политики, социальной, налоговой и бюджетной политики, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Генерального плана города Москвы, правовых актов города Москвы, основных направлений деятельности Правительства Москвы, поручений Мэра Москвы, а также с учетом предложений органов исполнительной власти города Москвы.
II. Разработка государственной программы
5. Требования к содержанию текстовой части государственной программы.
5.1. Текстовая часть государственной программы состоит из разделов в соответствии с пунктом 2.2 Порядка, оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящим Методическим указаниям.
5.2. Раздел "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Москвы с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем" должен включать в том числе:
- анализ с отражением показателей уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития города Москвы;
- описание проблематики в соответствующей сфере, в том числе состояние рынка услуг (товаров, работ), оказываемых (осуществляемых, реализуемых) организациями различных форм собственности, включая состояние сети указанных организаций, их ресурсное обеспечение (кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение);
- оценку социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы.
5.3. Раздел "Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития города Москвы и прогноз макроэкономических показателей и ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) соответствующей сферы социально-экономического развития города Москвы", должен содержать:
- описание потенциала развития соответствующей сферы социально-экономического развития города Москвы и существующих ограничений;
- сопоставительный анализ с аналогичной сферой социально-экономического развития других городов (при необходимости определяемой координатором и возможности такого сопоставления);
- итоги реализации городской политики соответствующей сферы социально-экономического развития.
5.4. Раздел "Описание целей и задач, структурных элементов государственной программы" должен содержать перечисление целей и задач государственной программы, наименования подпрограмм государственной программы.
5.5. Раздел "Описание задач государственного управления, способов их эффективного решения в соответствующей сфере социально-экономического развития города Москвы" должен содержать характеристику мер правового регулирования, направленных на достижение целей государственной программы.
5.6. Раздел "Сведения о взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации, показателями для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации" включается в текстовую часть государственной программы при наличии такой взаимосвязи.
6. Требования к целям и задачам государственной программы, подпрограммы.
6.1. Цель государственной программы (подпрограммы) должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
- конкретность (не допускаются нечеткие формулировки, неоднозначное толкование и повторы);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым
результатам реализации программы);
- актуальность (цель должна быть своевременной в период реализации государственной программы);
- ограниченность во времени (цель должна достигаться в сроки реализации государственной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Цели государственной программы (подпрограммы) должны быть увязаны с натуральными показателями уровня государственной программы (подпрограммы).
Формулировка цели должна отражать основные направления соответствующей сферы социально-экономического развития города Москвы.
Цель может включать указание на достижение показателей национальных целей развития Российской Федерации.
6.2. Задачи государственной программы (подпрограммы) должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели (далее - задачи).
Решение задач должно обеспечиваться результатами реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей).
Формулировка задачи должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой задачи.
Формулировка задачи должна содержать планируемый результат выполнения совокупности взаимоувязанных мероприятий или осуществления государственных функций, направленных на достижение цели (целей).
Задачи должны быть взаимоувязаны с натуральными показателями. Каждая задача государственной программы (подпрограммы) должна быть связана хотя бы с одним натуральным показателем государственной программы (подпрограммы).
7. Требования к натуральным показателям.
7.1. Формирование натуральных показателей должно осуществляться с соблюдением следующих требований:
- соответствие целям, задачам государственной программы (подпрограммы);
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы, подпрограммы, мероприятия);
- объективность (не допускается использование натуральных показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки государственной программы, подпрограммы, мероприятия);
- однозначность (определение натурального показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, иметь четкую, общепринятую трактовку и единицы измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые натуральные показатели должны в максимальной степени основываться на существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор натуральных показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и незначительной временной задержкой между моментом сбора информации и сроком ее использования).
7.2. Состав и количество натуральных показателей должны очевидным образом оценивать прогресс в достижении целей государственной программы, подпрограммы.
7.3. Натуральные показатели указываются по годам реализации государственной программы (подпрограммы).
7.4. По каждому натуральному показателю в информационных системах, указанных в пункте 1.3 Порядка, ведется следующая информация:
- наименование показателя;
- единица измерения показателя по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
- значения показателя по годам реализации государственной программы;
- характеристика планируемой динамики показателя;
- наименование органа исполнительной власти, ответственного за достижение показателя;
- документ, на основании которого показатель включен в государственную программу;
- метод расчета (накопительный итог или дискретный показатель);
- связь с целями и задачами государственной программы, подпрограммы, показателями национальных целей развития Российской Федерации, показателями для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации (при наличии).
7.5 Значения натуральных показателей рассчитываются по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения, описание расчета должно содержать:
- ссылку на соответствующий федеральный нормативный правовой акт, утверждающий перечень и сроки работ по формированию официальной статистической информации, выполняемых субъектами официального статистического учета;
- ссылку на правовой акт, которым утверждены формы отчетности, используемые при формировании статистического показателя.
Если натуральный показатель не входит в состав данных официальной статистики, то в методике его расчета приводится описание, содержащее:
- наименование показателя, единицу его измерения, алгоритм формирования и методические пояснения к показателю (в том числе формульное исчисление, компоненты расчета и источники расчетных данных), временные характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.);
- сведения об ответственном за сбор и предоставление информации органе исполнительной власти города Москвы;
- периодичность сбора данных по показателю (годовая, квартальная, ежемесячная) с указанием даты указанной периодичности.
7.6. Методики расчета натуральных показателей утверждаются правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы - участников государственных программ.
7.7. Методики расчета натуральных показателей государственной программы, вступающей в силу с начала очередного финансового года, утверждаются до 31 декабря года, предшествующего году начала реализации государственной программы.
В рамках реализации пункта 7.8 Порядка при приведении государственной программы в соответствие с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной год и плановый период методики расчета натуральных показателей уточняются до 1 марта текущего финансового года. Утвержденные методики расчета натуральных показателей подлежат размещению в информационных системах, указанных в пункте 1.3 Порядка, не позднее 1 апреля текущего года.
Не допускается изменение методики, указанной в настоящем пункте, в текущем финансовом году (после приведения государственных программ в соответствие с законом о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период).
8. Требования к заполнению паспорта государственной программы, подпрограммы.
8.1. Наименование государственной программы в паспорте, информация о координаторе указываются в соответствии с перечнем государственных программ города Москвы.
8.2. Информация, указанная в паспорте государственной программы (подпрограммы), должна коррелировать с информацией, указанной и в текстовой части государственной программы.
8.3. Государственная программа (подпрограмма) может реализовываться в один или несколько этапов. Этапы реализации подпрограммы государственной программы не превышают периода реализации государственной программы.
8.4. В печатную форму паспорта включаются только те значения параметров, которые предусмотрены формами в соответствии с приложениями 2 - 3 к настоящим Методическим указаниям.
9. Требования к формированию объемов финансового обеспечения государственной программы, подпрограммы.
9.1. Финансовое обеспечение государственной программы указывается в разрезе источников финансирования:
1) Средства бюджета города Москвы.
2) Средства федерального бюджета:
2.1) Межбюджетные трансферты на исполнение переданных городу Москве полномочий Российской Федерации и на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении городом полномочий по предметам совместного ведения, включая инвестиционные расходы на основании сведений об объектах капитального строительства, объектах недвижимого имущества, включенных в реестр объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета, и иные межбюджетные трансферты.
2.2) Средства федерального бюджета, предусмотренные на содержание федеральных учреждений, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
2.3) Средства, включенные в реестр объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета на территории города Москвы, за исключением средств, указанных в подпункте 2.1 пункта 9.1 настоящих Методических указаний.
3) Средства бюджетов государственных внебюджетных фондов:
3.1) Московский городской фонд обязательного медицинского страхования.
3.2) Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
4) Средства юридических и физических лиц:
4.1) Средства учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности, за исключением добровольных взносов.
4.2) Средства федеральных учреждений, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, от приносящей доход деятельности.
4.3) Средства негосударственных организаций, оказывающих социально значимые услуги, за исключением субсидий из бюджета города Москвы на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат.
4.4) Средства естественных монополий, инвестированные в экономику города Москвы в рамках инвестиционных и производственных программ.
4.5) Средства частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы.
4.6) Средства физических лиц, за исключением средств, указанных в подпункте 4.5 пункта 9.1 настоящих Методических указаний.
9.2. Сведения об объемах средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 9.1 настоящих Методических указаний, формируются участниками государственной программы с учетом отраслевых особенностей, корректности и точности отражения по источникам средств и исключения дублирования.
9.3. Источник, указанный в подпункте 2.2 пункта 9.1 настоящих Методических указаний, включает в себя в том числе субсидии федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидии на иные цели, расходы на содержание и обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, бюджетных ассигнований федеральным учреждениям, за исключением средств, предусмотренных в реестре объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета на территории города Москвы.
9.4 Сведения, предусмотренные в реестре объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета на территории города Москвы, отражаются участниками государственной программы на основании данных, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
9.5 Сведения о средствах, указанных в подпункте 4 пункта 9.1 настоящих Методических указаний, формируются участниками государственной программы на основании официальных данных, а также используются данные, полученные участниками государственных программ по запросам в адрес юридических и физических лиц.
9.6. Сведения о средствах Московского городского фонда обязательного медицинского страхования отражаются в объеме средств, направляемых на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В целях исключения дублирования в итоге объемов финансового обеспечения государственной программы в сфере здравоохранения не включаются межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы.
9.7. Схема структуры кода подпрограммы (мероприятия) и пример заполнения изложены в приложении 5 к настоящим Методическим указаниям.
Сведения об объемах источников финансирования, указанных в подпунктах 2 (кроме подпункта 2.1), 3, 4 пункта 9.1 настоящих Методических указаний, отражаются участниками государственной программы в составе существующих подпрограмм по соответствующим кодам.
9.8. Внесение изменений в состав подпрограмм (мероприятий), финансирование которых осуществляется за счет средств, указанных в подпункте 1 и подпункте 2.1 пункта 9.1 настоящих Методических указаний, осуществляется в соответствии с утвержденным Департаментом финансов города Москвы порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Москвы и порядком составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города Москвы.
В иных случаях (указанных в подпунктах 2 (кроме подпункта 2.1), 3, 4 пункта 9.1 настоящих Методических указаний) новые подпрограммы (мероприятия) вводятся участниками государственной программы.
9.9. Объемы финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, подпрограмм (по годам реализации государственной программы), указываются в тысячах рублей с точностью до первого знака после запятой.
III. Внесение изменений в государственную программу
10. Актуализация паспорта государственной программы к проекту закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
При внесении изменений в паспорт государственной программы в соответствии с пунктом 7.7 Порядка основные параметры государственной программы должны быть актуализированы в соответствии с проектом бюджета города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
Объем финансового обеспечения за счет средств бюджета города Москвы за текущий год указывается в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на текущий финансовый год и плановый период.
Конечные результаты в текущем году указываются в соответствии с действующими основными параметрами государственной программы на дату формирования актуализированного паспорта.
Состав участников государственной программы формируется в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города Москвы, предусмотренной проектом закона города Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период.
11. Актуализация сведений, необходимых для формирования и реализации государственных программ в целях приведения в соответствие с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
11.1. В соответствии с пунктами 7.8 - 7.10 Порядка координатор ежегодно осуществляет уточнение показателей государственной программы в два этапа:
11.1.1. Утверждение нормативного правового акта Правительства Москвы, предусматривающего внесение изменений в текстовую часть государственной программы.
11.1.2. Уточнение структурных элементов государственной программы и внесение изменений в документы, предусмотренные пунктами 2.4 - 2.6 Порядка. Данный этап осуществляется в информационных системах, указанных в пункте 1.3 Порядка.
Сроки актуализации структуры государственной программы в автоматизированной системе управления городскими финансами города Москвы (далее - АСУ ГФ) устанавливаются календарным планом подготовки годовых отчетов о выполнении государственных программ за отчетный год и актуализации государственных программ в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период (далее - Календарный план).
Департамент финансов города Москвы ежегодно составляет Календарный план и направляет его на согласование в Департамент экономической политики и развития города Москвы в срок не позднее 10 января очередного финансового года, а также согласованный Календарный план доводит до координаторов не позднее 15 января очередного финансового года.
11.2. Актуализация сведений, указанных в пункте 11.1.2 настоящих Методических указаний, в АСУ ГФ и информационно-аналитической системе мониторинга комплексного развития города Москвы (далее - ИАС МКР) осуществляется в рамках следующих этапов:
11.2.1. Формирование и согласование структуры государственной программы в АСУ ГФ.
11.2.2. Актуализация финансового обеспечения государственной программы в АСУ ГФ.
11.2.3. Актуализация сведений о прогнозных и фактических значениях натуральных показателей государственной программы, оценки применения мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы города Москвы и других приложений в АСУ ГФ и ИАС МКР.
11.3. Состав участников, предусмотренных в паспорте государственной программы и в паспортах подпрограмм государственной программы, формируется в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города Москвы, предусмотренной проектом закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
11.4. При перераспределении отдельных мероприятий между государственными программами одновременно производится перераспределение объемов финансового обеспечения, соответствующих данным мероприятиям, по годам реализации государственной программы.
IV. Реализация полномочий Управляющего совета
12. По результатам завершения мероприятий, указанных в пункте 11.2 настоящих Методических указаний, документы, предусмотренные пунктами 2.4 - 2.6 Порядка, подлежат одобрению Управляющим советом (координационный рабочий орган Правительства Москвы, осуществляющий стратегическое управление при разработке и реализации государственных программ).
13. Координатор направляет на рассмотрение в Управляющий совет актуализированные документы в составе паспортов государственных программ, паспортов подпрограмм государственных программ, единого приложения, таблицы "Анализ актуализации показателей" в соответствии с приложением 6 к настоящим Методическим указаниям.
При необходимости координатор готовит дополнительные материалы в виде презентаций, инфографики, аналитической информации и пр.
По результатам рассмотрения решение Управляющего совета оформляется протоколом, утверждается (в том числе проставлением электронной подписи) заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы, рассматривающими соответствующий вопрос.
14. Решения Управляющего совета в рамках реализации пункта 7.2.2 Порядка принимаются на основании следующих документов (приложение к протоколу):
1) решение Мэра Москвы по соответствующему вопросу (за исключением случаев, когда в законе города Москвы о бюджете города Москвы на текущий финансовый год и плановый период учтены бюджетные ассигнования на соответствующие мероприятия);
2) пояснительная записка по структуре в соответствии с приложением 8 к настоящим Методическим указаниям;
3) приложение к Протоколу с описанием перераспределения финансового обеспечения (таблица по форме приложения 9 к настоящим Методическим указаниям);
4) финансово-экономическое обоснование;
5) прочие документы, в том числе по запросу Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Документы, указанные в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта (далее - документы) формируются ответственным органом исполнительной власти города Москвы одновременно с проектом протокола заседания Управляющего совета. Проект протокола заседания Управляющего совета с приложением направляется на согласование заинтересованным органам исполнительной власти города Москвы, а также в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы.
Согласование проекта протокола заседания Управляющего совета производится в течение 5 рабочих дней со дня его поступления на согласование.
При наличии разногласий при согласовании проекта протокола заседания Управляющего совета Департамент экономической политики и развития города Москвы в срок не позднее трех рабочих дней после направления информации о наличии разногласий проводит согласительное совещание с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы с оформлением протокола. На согласительном совещании должно быть обеспечено обсуждение доводов сторон по представленным замечаниям.
Решение Управляющего совета оформляется протоколом по форме в соответствии с приложением 7 к настоящим Методическим указаниям, утверждается (в том числе проставлением электронной подписи) заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы, рассматривающими соответствующий вопрос.
15. Если необходимо внести изменения в состав или значения натуральных показателей в течение года и данные изменения не затрагивают финансовое обеспечение государственной программы, а также текстовую часть и порядок представления и распределения субсидий из бюджета города Москвы местным бюджетам, данные решения принимаются Управляющим советом в соответствии с пунктом 6.2.4 Порядка.
В этом случае координатором формируются следующие документы:
1) решение Мэра Москвы по соответствующему вопросу;
2) запрос изменений по форме согласно приложению 10 к настоящим Методическим указаниям;
3) пояснительная записка по образцу в соответствии с приложением 8 к настоящим Методическим указаниям;
4) обосновывающие документы;
5) прочие документы, в том числе по запросу Департамента
экономической политики и развития города Москвы;
6) проект протокола заседания Управляющего совета.
Принятие решения по данному вопросу производится в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 14 настоящих Методических указаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.