Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 сентября 2023 г. по делу N 3а-203/2023
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А., при секретаре Алешечкиной А.М.
с участием прокурора Андреева М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл", Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 29 декабря 2020 года издан приказ N 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).
В пункт 3344 Перечня включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес" (далее - Здание); в пункт 3350 Перечня включено помещение 2-Н с кадастровым номером N.., расположенное в указанном Здании (далее - Помещение).
ООО "Кристалл" и ООО "Альфа" обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими пункты 3344, 3350 Перечня, ссылаясь на то, что Здание, собственниками помещений в котором являются административные истцы, и расположенное в нем Помещение не обладают признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций". Включенное в Перечень Помещение 2-Н с кадастровым номером 78:06:0002076:2403 на момент вступления в силу Приказа 128-П от 29.12.2019 не существовало, поскольку осенью 2019 года было разделено на два помещения с присвоением 17.10.2019 года самостоятельных кадастровых номеров, право собственности на которые зарегистрировано в 2021 году.
Представитель административных истцов и заинтересованных лиц ООО "Альфа", ООО "Алмаз", ООО "Стройинжиниринг" поддержал заявленные требования, указав на то, что обследование здания Комитетом с целью издания оспариваемого нормативного правового акта в 2020 году не проводилось, Объект был включен в Перечень на основании результатов обследования, проведенного в 2019 году, что является незаконным.
Представитель административного ответчика представил возражения на заявленные требования, которым пояснил, что работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 06.04.2020 N 30-п "О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга" без проведения обследования в 2020 году некоторых объектов в целях определения вида их фактического использования. Объекты были включены в Перечень на основании результатов обследования, проведенного в предыдущий период - в 2019 году, в ходе которого было установлено, что более 20% площади Здания используется для размещения объектов бытового обслуживания - автосалона, химчистки и автосервиса, а также для размещения паркинга; более 20% площади Помещения используется для размещения автосалона.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Подпунктом 1 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении, в том числе, следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На основании пункта 2 статьи 1-1 этого же Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика 30.12.2020 года, официально опубликован 11.01.2021 года, то есть оспариваемый акт принят уполномоченным государственным органом, опубликован до начала налогового периода.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения их в Перечень, не представлено.
Как следует из представленных сторонами материалов и сведений Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости - здание с кадастровым номером N... площадью 13243,6 кв. м, имеет наименование "многоэтажный паркинг", назначение - нежилое (л.д. 165-167 т.1, т.3 л.д. 54-56), расположено на земельном участке с кадастровым номером N... с видом разрешенного использования "для размещения объектов транспорта" (л.д. 171-176 т. 1), то есть по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, отнести его и находящиеся в нем помещения к объектам, подлежащим включению в Перечень, оснований не имеется.
В составе Здания имеются помещения, состоящие на самостоятельном кадастровом учете с кадастровыми номерами N.., назначением и наименованием согласно данным Единого государственного реестра недвижимости - "нежилые помещения", в отношении которых филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Василеостровского района по состоянию на 01.06.2012 года (л.д. 12-21 т.2) составлена ведомость помещений и их площадей, содержащая наименование частей помещений "гараж", "умывальная", "туалет", "венткамера", "теплоцентр", "кладовая", "электрощитовая", "коридор", "комната", "комната отдыха", "бокс", "тамбур", "лестница", что также не допускает отнесение Здания к объектам, подлежащим включению в Перечень.
Включенное в Перечень на 2021 года Помещение с кадастровым номером N.., согласно сведений Росреестра, представленных в виде актуальной выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 25.09.2023 г, учтено под номером 2-Н площадью 1674,3 кв. м, назначением - "нежилое", наименованием - "нежилое помещение", с датой присвоения кадастрового номера 14.09.2012 (ранее присвоенный кадастровый номер N...), снято с кадастрового учета 08.08.2023 г. (л.д.57 т.3).
В обоснование правомерности включения Здания в Перечень административный ответчик представил акт обследования Здания от 26.08.2019 года N 3684-ВФИ/Ц/2019, согласно которому более 20% от общей площади Объекта используется для размещения автосалона, химчистки, автосервиса, а также используется для размещения паркинга (л.д. 171-174 т.1).
В обоснование правомерности включения Помещения в Перечень административный ответчик представил акт обследования Помещения от 26.08.2019 года N 3686-ВФИ/Ц/2019, согласно которому более 20% от общей площади этого объекта используется для размещения объектов бытового обслуживания - автосалона (л.д.175-176 т.1).
Вместе с тем следует учитывать, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, Комитет формирует список и размещает его на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в списке (пункт 5), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6); информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В силу пунктов 3.1 и 3.2 утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования Объектов; мероприятия по определению вида фактического использования Объектов осуществляются путем проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р, вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом на основании результатов их обследований, с отражением результатов такого обследования в акте; на основании сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формирует список Объектов, в отношении которых необходимо провести мероприятия по определению вида фактического использования (далее - Список объектов), с целью их включения в Перечень; в срок, указанный в пункте 2.1 настоящего Порядка, Информационно-аналитический отдел размещает Список объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Управления контроля использования имущества начинают проведение обследований не ранее, чем через пять дней с даты размещения Списка объектов на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обследования проводятся на основании приказа Комитета о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; проведение обследований осуществляется Комитетом ежегодно в срок до 30 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов обследований, проведенных в соответствии с настоящим Порядком.
Из приведенных положений следует, что обследование фактического использования объектов недвижимости должно быть осуществлено в год, предшествующий налоговому периоду, на который определяется соответствующий перечень, вместе с тем, такого обследования в отношении Здания и Помещения в 2020 году с целью включения их в Перечень на 2021 год осуществлено не было, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость включения Здания и Помещения в Перечень по результатам проведенного в 2019 году обследования была связана с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не допускается возможность использования для целей налогообложения сведений о виде фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в иной год, чем предшествующий очередному налоговому периоду, в связи с чем акт обследования Здания от 10.07.2019 года N 2671-ВФИ/С/2019 и акт обследования Помещения от 26.08.2019 года N 3686-ВФИ/Ц/2019 не может быть принят судом в качестве доказательства обоснованности включения Объекта в Перечень.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Объекты на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, обладали признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемые положения подлежат признанию недействующими, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Доводы административного истца ООО "Кристалл" о том, что площадью Помещения составляет менее 1000 кв. м, что не позволяет включить этот объект в Перечень, не могут быть приняты судом.
Административным истцом ООО "Кристалл" представлен технический паспорт помещения, подготовленный кадастровым инженером по итогам выполнения кадастровых работ в связи с образованием помещений, расположенных по адресу: "адрес", согласно которому в результате проведения строительно-монтажных работ осуществлен раздел ранее учтенного помещения 2-Н, расположенного по вышеуказанному адресу, с кадастровым номером N... и образованы нежилые помещения: 2-Н площадью 791,4 кв. м, 234-Н площадью 856,6 кв. м. Согласно представленному административным истцом договору купли-продажи N 2-Н, заключенному 09.02.2021 г. между ООО "Кристалл" и ООО "..." последнее обязалось передать принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение 2-Н, кадастровый номер N.., образованное в результате раздела помещений с кадастровым номером N N.., находящееся в многоэтажном паркинге по адресу: "адрес" покупателю ООО "Кристалл", право собственности которого зарегистрировано 25.02.2021 г. Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 19.09.2022 подтверждается постановка помещения 2-Н площадью 791,4 кв. м. на кадастровый учет 17.10.2019 с кадастровым номером N... (л.д. 96-100 т.1).
Вместе с тем в Перечень на 2021 года включено Помещение с кадастровым номером N.., которое, согласно ранее указанной выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 25.09.2023 г. учтено под номером 2-Н площадью 1674,3 кв. м. и снято с кадастрового учета 08.08.2023 года. Таким образом, вопреки доводам административного истца, на момент подготовки, издания и опубликования оспариваемого нормативного правового акта нежилое помещение 2-Н площадью 1674,3 кв. м. с кадастровым номером N... состояло на кадастровом учете, в связи с чем оснований для признания оспариваемых положений по вышеуказанному основанию не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением заявленных исковых требований, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу каждого административного истца подлежат взысканию понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл", Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункты 3344 и 3350 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" расходы по государственной пошлине в сумме 4500 рублей.
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" расходы по государственной пошлине в сумме 4500 рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 сентября 2023 г. по делу N 3а-203/2023
Опубликование:
-