Решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 августа 2023 г. по делу N 3а-213/2023
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
при секретаре Алешечкиной А.М., с участием прокурора Андреева М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мкртчяна Армена Размиковича о признании недействующим пункта 2418 Перечня, утвержденного Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга N 141-П от 24.12.2021 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 24 декабря 2021 года издан приказ N 1141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
В пункт 2418 Перечня качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включен объект - здание с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес" (далее - Здание, Объект).
Мкртчян А.Р. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, которым просил признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня, ссылаясь на то, что Здание по фактическому использованию, назначению и техническим характеристикам не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение Здания в Перечень незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что фактически Здание используется под гостиничный комплекс.
Представитель административного ответчика поддержал письменные возражения Комитета, согласно которым обследование Объекта для определения вида фактического использования с целью включения в Перечни не осуществлялось. Здание включено в Перечень на основании сведений, представленных в 2021 году Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу, согласно которым Здание имеет наименование "Административное (учрежденческое)", что свидетельствует о наличии достаточного условия, предусмотренного пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания Здания объектом, предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения и включения его в Перечень на 2023 год.
Заинтересованные лица ООО "Апраксин "Дельта", ООО "Дельта 2", Мкртчян К.Р. о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от "дата" N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 399 НК РФ). В силу пункта 2 этой же нормы, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 названного кодекса в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и его действия, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до "дата" единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Санкт-Петербурга от "дата" N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц установлены в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2022 году - в размере 1,75 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 6 статьи 3). При этом согласно пункту 8 статьи 3 этого же Закона Санкт-Петербурга ставки налога на имущество физических лиц в отношении прочих объектов налогообложения установлены в размере 1,3 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения в 2022 году.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от "дата" N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от "дата" N... -п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" на веб-странице административного ответчика "дата".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке до начала соответствующего налогового периода.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно, если здание:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний в соответствующий перечень подлежит включению здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Между тем, судом установлено, что Здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Из материалов дела следует, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Здание с назначением "нежилое", наименованием "реконструкция нежилого здания под гостиницу с устройством мансарды и кафе", расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание", находится в долевой собственности административного истца и заинтересованных лиц.
В составе Здания имеется пять состоящих на самостоятельном кадастровом учете помещений: помещение 1-Н с кадастровым номером N... площадью 223,4 кв. м.; помещение 1ЛК с кадастровым номером N... площадью 13 кв. м, помещение 2-Н с кадастровым номером N... площадью 791,2 кв. м, помещение 5-Н с кадастровым номером N... площадью 28,1 кв. м, помещение 1-Н с кадастровым номером N... площадью 1256 кв. м, имеющими назначение "нежилое помещение", наименование "помещение" (сведения о виде разрешенного использования отсутствуют).
Как следует из представленных административным истцом документов, Здание предоставлено административному истцу городом Санкт-Петербургом для осуществления реконструкции здания и приспособления его под объект гостиничного обслуживания с заключением договора аренды земельного участка, предоставляемого для реконструкции объекта недвижимости от 13.04.2018 г, по итогам проведения которого получено разрешение на ввод в эксплуатацию 24.05.2021 г.
В соответствии с перечнем технических характеристик Здания и экспликацией к поэтажному плану, составленным кадастровым инженером 08.12.2020 г, в Здании, имеющем 5 этажей с мансардой, находятся помещения с назначением частей помещения "обеденный зал", "банкетный зал", "производственный цех", "моечная посуды", "буфетная", "лифт", "коридор", "санузел", "разгрузочная", "кладовая", "теплогенераторная", "водомерный узел", "лестничная клетка", "помещение уборочного инвентаря", "рецепция", "вестибюль", "тамбур", "кабинет", "двухместный номер", "одноместный номер", "спальня", "венткамера", "гардеробная", "передняя номера", "отделение чистого белья", "гостиная", "отделение грязного белья", "помещение ком.связи", "бельевая", "бытовое помещение службы уборки", "помещение дежурного персонала".
При этом общая площадь помещений, назначение которых может свидетельствовать об использовании под объекты бытового обслуживания, общественного питания (кафе) при условии подтверждения фактического использования под указанные цели - "обеденный зал", "банкетный зал", "буфетная", "моечная посуды" составляет 92,1 кв. м. при общей площади Здания 1256 кв. м, что менее 20% от общей площади Здания.
Таким образом, из представленных документов следует, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, не предусматривает размещения на нем перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов, в Здании отсутствуют помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, площадью более 20% от общей площади Объекта, то есть по указанным характеристикам Здание не может быть отнесено к объектам, указанным в статье 378.2 НК РФ, т.е. включение Объекта в Перечень могло быть осуществлено только в случае установления фактического использования более 20 процентов помещений в Здании для вышеуказанных целей.
То обстоятельство, что мероприятия по обследованию Здания с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечень не осуществлялись, административным ответчиком не оспаривается, иные доказательства, свидетельствующие о фактическом использовании не менее 20 процентов от общей площади Здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суду не представлены.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, Объект включен в Перечень исходя из представленных Управлением Росреестра сведений Единого государственного реестра недвижимости о наименовании Здания "Административное (учрежденческое)", однако, такое условие федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 НК РФ не предусмотрено.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие Здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для его включения в Перечень, не представлено.
Не опровергнуто и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства административным ответчиком и утверждение административного истца о фактическом использовании помещений Здания под объект гостиничного обслуживания, относящегося к объекту жилищно-коммунального хозяйства, с предоставлением гостиничных услуг - комплекса услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2015 N 1085, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами административного ответчика о правомерности включения Объекта в оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт, в связи с чем оспариваемое положение подлежат признанию недействующим, при том, что оно нарушает права административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Ссылка административного ответчика на то, что административный истец не обращался в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с возражениями на проекты Перечней, не может быть принята во внимание, поскольку такое обращение не является обязательным условием для предъявления административного иска о признании нормативного правового акта недействующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Мкртчяна Армена Размиковича об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2418 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья Санкт-Петербургского |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 августа 2023 г. по делу N 3а-213/2023
Опубликование:
-