Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Тамбовского муниципального округа
Тамбовской области
от 19.01.2024 N 70
Муниципальная программа
"Развитие культуры и туризма в Тамбовском муниципальном округе Тамбовской области"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры и туризма в Тамбовском муниципальном округе Тамбовской области"
Ответственный исполнитель программы: |
Отдел культуры и туризма администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области |
Соисполнители программы: |
- МБУК "Межпоселенческая библиотека Тамбовского муниципального округа Тамбовской области" - МАУК "Дом культуры Тамбовского муниципального округа Тамбовской области" - МАУК "Краеведческий музей Тамбовского муниципального округа Тамбовской области" - финансовое управление администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области |
Подпрограммы программы: |
"Развитие культуры в Тамбовском муниципальном округе Тамбовской области" "Развитие туризма в Тамбовском муниципальном округе Тамбовской области" |
Региональные проекты программы: |
- Региональный проект "Культурная среда" национального проекта "Культура" - Региональный проект "Творческие люди" национального проекта "Культура" - Региональный проект "Развитие туристической инфраструктуры" национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" |
Цель программы: |
Обеспечение развития сферы культуры через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, а также развитие сферы туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию Тамбовского муниципального округа Тамбовской области |
Задачи программы: |
Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия, обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма Тамбовского муниципального округа Тамбовской области. Формирование привлекательного туристского имиджа Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, повышение качества и доступности услуг в сфере туризма |
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы: |
Доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (2030 г. - 100%). Количество проведенных мероприятий (2030 г. - 28 ед.). Количество творческих коллективов, обновивших сценические костюмы (2030 г. - 8 единиц). Количество учреждений культуры, в которых обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы (2030 г. - 8 единиц). Количество новых книг, поступивших в фонды библиотек (2030 г. - 606 ед.). Количество поддержанных творческих инициатив (2030 г. - 8 ед.). Количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры, разработанных ПСД (2030 г. - 8 ед.). Количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих кадров в сфере культуры (2030 г. - 6 чел.). Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: - учреждениями культурно-досугового типа (2030 г. - 95%); - библиотеками (2030 г. - 100%). Число посещений мероприятий учреждений культуры: - культурно-массовых мероприятий учреждений культурно-досугового типа (2030 г. - 403917 чел.); - библиотек (2030 г. - 251196 чел.); - музея (2030 г. - 12825 чел.). Количество участников событийных мероприятий (2030 г. - 5000 чел.). Объем туристского потока (въездной туризм), включая экскурсантов (2030 г. - 28000 чел.) |
Сроки и этапы реализации программы: |
Программа реализуется в один этап с 2024 по 2030 годы |
Объемы и источники финансирования программы: |
Общий объем финансирования программы составляет 431732,6 тыс. руб., в том числе по годам: за счет средств федерального бюджета - 3919,1 тыс. руб.: 2024 год - 1867,3 тыс. руб.; 2025 год - 275,1 тыс. руб.; 2026 год - 281,1 тыс. руб.; 2027 год - 373,9 тыс. руб.; 2028 год - 373,9 тыс. руб.; 2029 год - 373,9 тыс. руб.; 2030 год - 373,9 тыс. руб. за счет средств областного бюджета - 5126,2 тыс. руб.: 2024 год - 767,6 тыс. руб.; 2025 год - 600,5 тыс. руб.; 2026 год - 614,1 тыс. руб.; 2027 год - 786,0 тыс. руб.; 2028 год - 786,0 тыс. руб.; 2029 год - 786,0 тыс. руб.; 2030 год - 786,0 тыс. руб. за счет средств муниципального округа - 442687,3 тыс. руб.: 2024 год - 82683,3 тыс. руб.; 2025 год - 58381,6 тыс. руб.; 2026 год - 58381,6 тыс. руб.; 2027 год - 55810,1 тыс. руб.; 2028 год - 55810,1 тыс. руб.; 2029 год - 55810,1 тыс. руб.; 2030 год - 55810,1 тыс. руб. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа разработана в качестве механизма осуществления программно-целевого управления в сфере культуры и туризма на территории Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, достижения качественно нового уровня ее развития.
Ключевым понятием современного общества является культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Задачу пропаганды культурных и нравственных ценностей, сохранения национальной самобытности и нематериального наследия русского народа и многочисленных этнокультурных групп, проживающих на территории Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, решают библиотеки, культурно-досуговые учреждения, детские школы искусств, музей, сохранение и развитие которых является одной из приоритетных задач.
По состоянию на 01.01.2024 сеть учреждений культуры Тамбовского муниципального округа Тамбовской области представлена 61 муниципальным учреждением культуры с учетом филиалов, из них 32 сельские библиотеки, 21 учреждение культурно-досугового типа, 6 детских школ искусств и 1 краеведческий музей. В рамках развития традиционной народной культуры в округе работает 5 народных самодеятельных коллектива и 1 образцовый творческий коллектив.
В сфере туризма на территории Тамбовского муниципального округа Тамбовской области осуществляют свою деятельность: 76 предприятий общественного питания (рестораны, кафе, столовые); 11 парк-отелей, баз отдыха и санаториев (парк-отели "Усадьба Нерса", "Березка", "Берендей"; базы отдыха "Авиатор", "Ривьера", загородный клуб-отель "Челнавский", центр семейного отдыха "Лесная сказка", спортивно-оздоровительный лагерь "Молодежный" ТГУ им. Г.Р.Державина; санатории "Энергетик", "Лесная жемчужина", "Сосны"); 3 конных клуба ("Саксония", "Глория", "Путь").
Тамбовский муниципальный округ Тамбовской области обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии сферы культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы.
В настоящее время существует ряд проблем в отрасли культуры, в их числе:
- потребность в проведении капитального ремонта учреждений культуры;
слабая материально-техническая база учреждений культуры;
дефицит квалифицированных кадров;
низкий престиж профессий культуры и искусства;
ограничение в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой поддержке государства.
Для дальнейшего развития культурно-досугового и музыкального искусства требуются модернизация сценического, светозвукового оборудования, решение вопросов, связанных с обеспечением художественных коллективов высококвалифицированными специалистами, оказание поддержки талантливым исполнителям. В связи с высокой стоимостью оплаты проезда необходима поддержка творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах.
Целью мероприятий, направленных на развитие библиотечного дела и обслуживания населения Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, является преломление негативной тенденции сокращения числа читателей. Проблемы внедрения современных информационных технологий в сфере развития библиотечного дела могут быть решены посредством: пополнения фондов библиотек актуальной литературой, увеличения количества документов на электронных носителях, создание поисково-справочного аппарата. Необходимы активные меры по продвижению чтения среди населения и особенно молодежи, созданию комфортных условий для читателей, расширению перечня дополнительных услуг для пользователей.
Существенной проблемой, оказывающей негативное влияние на темпы и перспективы развития отрасли, остается кадровый дефицит. Низкая заработная плата работников культуры влечет проблему старения кадров. Отсутствие молодых специалистов с современным мышлением ощущается практически во всех видах деятельности. Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры могут быть решены посредством создания условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, создание условий для закрепления молодых специалистов в отрасли.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство.
Решение проблем возможно только программными методами путем реализации в ближайшие годы комплекса первоочередных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблем отрасли культуры и туризма позволяет ежегодно определить самые проблемные точки, сосредоточить средства на решении той или иной проблемы, а также своевременно реагировать на быстро меняющиеся требования времени.
Разработка муниципальной программы продиктована необходимостью определения принципов поддержки отрасли культуры и туризма в Тамбовском муниципальном округе Тамбовской области, регламентирования приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий до 2030 года. Муниципальная программа ориентирована на преемственность культурных традиций Тамбовского муниципального округа Тамбовской области и необходимость проведения модернизации отрасли, исходя из современных условий развития общества, культурных запросов и потребности граждан.
Анализ рисков реализации муниципальной программы
Важное значение для успешной реализации программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению. В рамках реализации программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски
Правовые риски связаны с отсутствием законодательного регулирования основных направлений программы, изменением федерального и областного законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий программы.
Финансовые риски
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, сокращением бюджетных расходов на сферы культуры и туризма, что может повлечь недофинансирование, уменьшение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
- ежегодная корректировка финансовых показателей программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.
Административные риски
Риски данной группы связаны с неэффективным управлением программой, с ошибками управления реализацией подпрограммы, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, нарушению планируемых сроков реализации программы, не достижению плановых значений показателей, невыполнению ряда мероприятий программы или задержке в их выполнении.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией программы;
- проведение систематического аудита результативности реализации программы;
- регулярный мониторинг результативности реализации программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации программы; своевременная корректировка мероприятий программы.
Техногенные и экологические риски
Техногенные и экологические риски, связанные с природными, климатическими явлениями, техногенными катастрофами, могут привести к отвлечению средств от финансирования программы в пользу других направлений развития округа.
Экономические риски
Экономические риски связаны с возможностями снижения темпов роста экономики, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Эти риски могут отразиться на уровне возможностей государства в реализации наиболее затратных мероприятий государственной программы, в т.ч. мероприятий, связанных с реконструкцией и текущим ремонтом муниципальных учреждений культуры.
Экономические риски могут также повлечь изменения стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ), снижение доходов населения, что может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения округа.
Кадровые риски
Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сферах культуры и туризма, что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры, предприятий и организаций туристской индустрии и качество предоставляемых услуг. Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию программы может оказать реализация финансовых, правовых, кадровых и экономических рисков, которые содержат угрозу срыва реализации мероприятий программы. Наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями программы на основе мониторинга реализации программы и оценки ее эффективности и результативности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.