Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Смоленской области
от 31.10.2013 N 875
(в редакции постановлений
Администрации Смоленской области
от 27.05.2014 N 392, от 19.11.2014 N 787,
от 18.12.2014 N 860, от 26.12.2014 N 911,
от 05.03.2015 N 86, от 09.12.2015 N 781,
от 28.12.2015 N 862, от 10.02.2016 N 52,
от 29.06.2016 N 377, от 07.12.2016 N 719,
от 30.12.2016 N 812, от 03.03.2017 N 113,
от 18.07.2017 N 481, от 26.12.2017 N 904,
от 12.03.2018 N 120, от 31.05.2018 N 346,
от 03.07.2018 N 455, от 21.09.2018 N 619,
от 20.11.2018 N 757, от 19.12.2018 N 872,
от 22.03.2019 N 137, от 11.06.2019 N 338,
от 20.12.2019 N 790, от 03.03.2020 N 100,
от 26.11.2020 N 730, от 26.12.2020 N 882,
от 19.02.2021 N 86, от 28.04.2021 N 269,
от 02.07.2021 N 412, от 17.12.2021 N 811,
от 28.03.2022 N 171, от 27.10.2022 N 767,
от 07.12.2022 N 915, от 15.02.2023 N 57,
от 11.05.2023 N 216, от 05.10.2023 N 595,
постановлений Правительства
Смоленской области
от 25.12.2023 N 282, от 12.02.2024 N 70)
Областная Государственная программа
"Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами"
1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы
Межбюджетные отношения с органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области сформированы в рамках требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, областного закона "О межбюджетных отношениях в Смоленской области".
Межбюджетные отношения являются одной из ключевых сфер взаимоотношений между органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления). Они должны быть направлены на стимулирование органов местного самоуправления к укреплению и развитию собственной доходной базы, обеспечение выравнивания их финансовых возможностей по исполнению полномочий по вопросам местного значения, качественное исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Подход к формированию и распределению финансовой помощи из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Смоленской области, установленный областным законодательством, зарекомендовавший себя положительно при формировании межбюджетных отношений органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления, направлен на открытость и прозрачность бюджетного процесса. Распределение дотации бюджетам муниципальных образований Смоленской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Смоленской области с использованием нормативного метода определения расчетных нормативных расходов призвано стимулировать органы местного самоуправления к реструктуризации бюджетной сети и оптимизации расходов.
Решение тактической задачи по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований Смоленской области и поддержке мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов программно-целевым методом в рамках Государственной программы будет направлено на достижение стратегической цели - создание условий для эффективного исполнения полномочий органов местного самоуправления.
Не менее важными для среднесрочного и долгосрочного планирования деятельности органов местного самоуправления являются стабильность и предсказуемость бюджетной политики органов государственной власти в отношении муниципальных образований Смоленской области, а также своевременная ее корректировка при изменении федерального законодательства.
Ситуация в области межбюджетных отношений в настоящее время характеризуется следующим образом.
Основными формами дотаций являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Смоленской области, которые обеспечивают финансовыми ресурсами бюджеты муниципальных образований Смоленской области в объемах, гарантирующих минимальную потребность в средствах на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, иных расходов.
В целях исключения возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов муниципальных образований Смоленской области оказывается финансовая помощь в виде дотации бюджетам муниципальных образований Смоленской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов.
Неравномерность распределения налоговой базы по муниципальным образованиям Смоленской области и существенные различия в потребности на осуществление расходных обязательств по финансированию бюджетной сети обусловливают существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Смоленской области.
Сокращение дифференциации муниципальных районов (городских округов) Смоленской области при расчете и распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности между пятью наиболее и наименее обеспеченными муниципальными районами (городскими округами) Смоленской области составило: в 2020 году - 6,3 раза, в 2021 году - 6,1 раза, в 2022 году - 6 раз, в 2023 году - 5,9 раза.
Основным требованием к организации непосредственно процесса исполнения бюджетов муниципальных образований Смоленской области является гарантированное своевременное исполнение принятых расходных обязательств их бюджетов. В связи с этим необходимо не допускать возникновения просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов, так как на протяжении последних лет в консолидированном бюджете Смоленской области отсутствует просроченная кредиторская задолженность по всем принятым обязательствам.
Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов бюджетной системы, а также сокращение разрыва в уровнях бюджетных возможностей являются обязательными условиями, необходимыми для решения поставленных задач.
Данная ситуация требует определенных действий органов государственной власти Смоленской области по созданию равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления по эффективному осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения.
Размер финансовой помощи муниципальным образованиям Смоленской области в виде выравнивающих трансфертов составил в 2020 году 3 664,4 млн. рублей, в 2021 году - 3 530,7 млн. рублей, в 2022 году - 4 100,9 млн. рублей, в 2023 году - 4 432,5 млн. рублей.
В целях укрепления финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, повышения эффективности финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями Смоленской области необходимо продолжить работу по созданию условий для эффективного исполнения полномочий органов местного самоуправления.
Решение этой задачи обеспечивается путем проведения мониторинга соблюдения муниципальными образованиями Смоленской области требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время Министерством финансов Смоленской области осуществляется мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по муниципальным образованиям Смоленской области, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов.
С муниципальными районами и городскими округами Смоленской области заключаются соглашения, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов данных муниципальных образований. Кроме того, рассматриваются документы и материалы, необходимые для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования Смоленской области проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Также одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств является применение программно-целевого метода планирования бюджетов муниципальных образований Смоленской области. Доля расходов, предусмотренных в местных бюджетах в рамках целевых программ, в общем объеме расходов местных бюджетов составила в 2020 году 96 процентов, в 2021 году - 97 процентов, в 2022 году - 97 процентов, в 2023 году - 97 процентов.
Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы являются:
- повышение рисков несбалансированности областного бюджета и местных бюджетов;
- возникновение просроченной кредиторской задолженности Смоленской области и муниципальных образований Смоленской области;
- нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации;
- внесение федеральными законами изменений, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, предоставление межбюджетных трансфертов, а также проведение бюджетных реформ на всех уровнях бюджетной системы являются неотъемлемой частью региональной политики.
2. Сведения о финансировании структурных элементов областной государственной программы "Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами"
Наименование |
Участник Государственной программы |
Источник финансового обеспечения |
Объем средств на реализацию Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период, в том числе с разбивкой по источникам финансового обеспечения (тыс. рублей) |
|||
всего |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Комплекс процессных мероприятий "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Смоленской области" | ||||||
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Смоленской области |
Министерство финансов Смоленской области |
областной бюджет |
10 740 000,00 |
3 580 000,00 |
3 580 000,00 |
3 580 000,00 |
Итого по комплексу процессных мероприятий |
|
областной бюджет |
10 740 000,00 |
3 580 000,00 |
3 580 000,00 |
3 580 000,00 |
2. Комплекс процессных мероприятий "Наделение органов местного самоуправления муниципальных районов Смоленской области полномочиями органов государственной власти Смоленской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений Смоленской области за счет средств областного бюджета" | ||||||
Субвенции бюджетам муниципальных районов Смоленской области на осуществление полномочий органов государственной власти Смоленской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений Смоленской области за счет средств областного бюджета |
Министерство финансов Смоленской области |
областной бюджет |
249 937,00 |
79 282,00 |
83 246,00 |
87 409,00 |
Итого по комплексу процессных мероприятий |
|
областной бюджет |
249 937,00 |
79 282,00 |
83 246,00 |
87 409,00 |
3. Комплекс процессных мероприятий "Осуществление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Смоленской области" | ||||||
Дотация бюджетам муниципальных образований Смоленской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Смоленской области |
Министерство финансов Смоленской области |
областной бюджет |
1 688 610,00 |
1 688 610,00 |
0,0 |
0,0 |
Итого по комплексу процессных мероприятий |
|
областной бюджет |
1 688 610,00 |
1 688 610,00 |
0,0 |
0,0 |
Всего по Государственной программе |
областной бюджет |
12 678 547,00 |
5 347 892,00 |
3 663 246,00 |
3 667 409,00 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Смоленской области от 12 февраля 2024 г. N 70 "О внесении изменения в областную государственную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.