г. Краснодар |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А61-1381/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Мацко Ю.В. и Резник Ю.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Накиб А.А., при участии в судебном заседании от конкурсного управляющего должника - муниципального унитарного предприятия "Ардонские инженерные сети" (ИНН 1514010792, ОГРН 1121514000343) - Голдина А.Л. - Товстюка А.К. (доверенность от 12.02.2021), от администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район - Наумовой О.С. (доверенность от 09.01.2023), от публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - Кудзиевой Т.Т. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения Ардонского района, иных участвующих в деле о банкротстве лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район и администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения Ардонского района на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 09.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по делу N А61-1381/2020, установил следующее.
В рамках дела о банкротстве МУП "Ардонские инженерные сети" (далее - должник) конкурсный управляющий обратился с заявлением о признании недействительными: пункта 4 постановления администрации местного самоуправления администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район (далее - администрация района) от 11.12.2014 N 583; пункта 3 постановления администрации района от 27.12.2019 N 529; постановления администрации района от 08.04.2020 N 89; соглашения от 27.12.2019 о внесении изменений в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за должником от 11.12.2014; акта приема-передачи от 10.04.2020 о передаче имущества, находящегося в распоряжении должника на праве хозяйственного ведения; договора аренды от 03.04.2017 N 1; акта приема-передачи электросетевого оборудования от 03.04.2017; пункта 1 постановления администрации района от 27.12.2019 N 529; соглашения от 27.12.2019 о расторжении договора аренды электросетевого оборудования от 03.04.2017 N 1; акта возврата имущества от 27.12.2019, заключенного в рамках договора аренды от 03.04.2017 N 1; постановления администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения Ардонского района (далее - администрация города) от 10.03.2020 N 84; открытого конкурса и заключенного по результатам его проведения договора аренды с ООО "Тплюс"; применении последствий недействительности сделок.
Определением от 09.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2023, заявление удовлетворено, применены последствия недействительности сделок в виде возврата в конкурсную массу должника трансформаторных подстанций, линий электропередач согласно перечню.
В кассационных жалобах администрация района и администрация города просят отменить судебные акты, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований; суды не проверили полномочия администрации района по распоряжению имуществом; право собственности на часть трансформаторных подстанций зарегистрировано за городским поселением; суды не учли вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делам N А61-1392/2020, А61-1436/2020; должник не зарегистрировал право хозяйственного ведения на спорные объекты; с 01.01.2020 должник прекратил осуществлять уставную деятельность по передаче электроэнергии; объекты правомерно переданы на основании договора аренды ООО "ТПлюс"; спорное имущество является социально значимым и не может составлять конкурсную массу должника; часть оспариваемых сделок совершена за пределами периода подозрительности.
В отзывах управляющий и ПАО "Россети Северный Кавказ" просят в удовлетворении жалоб отказать.
В судебном заседании представитель администрации района повторил доводы жалобы и поддержал жалобу администрации города, представители управляющего и ПАО "Россети Северный Кавказ" просили в удовлетворении жалоб отказать.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Как видно из материалов дела, определением от 28.05.2020 принято заявление о признании должника банкротом; решением от 03.02.2021 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство.
Как установили суды, 24 мая 2012 года должник зарегистрирован в качестве юридического лица и действует на основании Устава, утвержденного Главой администрации муниципального района 05.09.2012.
Учредителем предприятия является администрация муниципального района. Цель образования должника заключается в удовлетворении потребности населения и других потребителей в питьевой воде и теплоснабжении. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности должника является забор, очистка и распределение воды, дополнительными: передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; распределение электроэнергии.
Постановлениями администрации района от 18.09.2012 N 229, от 11.12.2014 N 583 за должником закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, предназначенное для обеспечения электроснабжения населения Ардонского района; администрацией района и должником на основании названных постановлений заключены договоры о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за должником; по актам приема-передачи указанное в приложениях к договорам имущество передано должнику. Пунктом 4 постановления от 11.12.2014 N 583 отменено постановление администрации от 18.09.2012 N 229 и частично изъято имущество из хозяйственного ведения должника. При этом должник и администрация района 03.04.2017 заключили договор аренды электросетевого движимого имущества, которое находилось у должника на праве хозяйственного ведения на основании договора от 11.12.2014.
Постановлением администрации района от 27.12.2019 N 529 "О расторжении договора аренды от 03.04.2017 N 1 и частичной отмене постановления АМС Ардонского района от 11.12.2014 N 583" договор аренды расторгнут. Пунктом 3 постановления от 27.12.2019 N 529 отменено постановление от 11.12.2014 N 583 в части, изменен перечень имущества.
Соглашением "О внесении изменений в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "АРИС" от 11.12.2014" от 27.12.2019 внесены изменения в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за должником от 11.12.2014. Приложением к постановлению от 27.12.2019 N 529 за должником закреплены объекты электросетевого хозяйства в количестве 17 объектов.
Должник и администрация муниципального образования заключили соглашение о расторжении договора аренды от 03.04.2017.
Постановлением от 10.03.2020 N 84 принято решение о проведении торгов по заключению договора аренды в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Ардонского городского поселения.
Администрацией района принято постановление от 08.04.2020 N 89 о прекращении права хозяйственного ведения должника.
Администрацией города и ООО "ТПлюс" заключены договоры аренды имущества от 28.04.2020.
Полагая, что в результате принятия указанных ненормативных актов и заключенными в целях их исполнения сделок должник лишился ликвидного имущества (объектов электросетевого хозяйства), управляющий обратился с рассматриваемым заявлением.
Суды, удовлетворяя заявление управляющего, исходили из того, что спорные объекты электросетевого хозяйства переданы на праве хозяйственного ведения должнику, который на протяжении нескольких лет осуществлял деятельность по передаче электроэнергии с использованием спорного имущества, что подтверждается материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами. Суды, руководствуясь статьями 167, 168, 294, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходили из того, что собственник унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не наделен правом распоряжаться имуществом предприятия; сделка по прекращению права хозяйственного ведения является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.
Принимая во внимание, что на основании оспариваемых ненормативных актов и сделок произошло изъятие используемого должником в течение нескольких лет в уставной деятельности имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, отсутствие регистрации не является основанием для отказа в удовлетворения требований управляющего, поскольку в силу положений статей 8, 131, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 11 Закона N 161-ФЗ отсутствие государственной регистрации вещного права не свидетельствует об отсутствии у лица должника права владения спорным имуществом, полученным им в установленном порядке; в данном случае отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на имущество, находившееся в законном владении и пользовании должника, не может послужить препятствием для признания сделок по изъятию недействительными.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что администрация города не приобрела полномочий по распоряжению спорным имуществом путем передачи ООО "ТПлюс" на основании договоров аренды.
При таких обстоятельствах суды признали недействительными оспариваемые управляющим сделки по изъятию и распоряжению спорным имуществом и обязали возвратить имущество в конкурсную массу должника. Как пояснили участвующие в деле лица, 16.11.2022 договоры аренды с ООО "ТПлюс" расторгнуты по соглашению сторон.
Довод о том, что должник не осуществляет деятельность по передаче электроэнергии, не является основанием для отмены судебных актов, принимая во внимание, что спорное имущество подлежало включению в конкурсную массу, за счет которой могли быть погашены требования кредиторов должника.
Рассмотрение споров о признании недействительными решений антимонопольного органа, принятых по жалобам на проведение торгов в отношении спорного имущества, не свидетельствует об отсутствии оснований для оспаривания сделок по изъятию у должника спорного имущества в рамках дела о банкротстве должника в целях защиты интересов его кредиторов.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационных жалобах, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 09.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по делу А61-1381/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, удовлетворяя заявление управляющего, исходили из того, что спорные объекты электросетевого хозяйства переданы на праве хозяйственного ведения должнику, который на протяжении нескольких лет осуществлял деятельность по передаче электроэнергии с использованием спорного имущества, что подтверждается материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами. Суды, руководствуясь статьями 167, 168, 294, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходили из того, что собственник унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не наделен правом распоряжаться имуществом предприятия; сделка по прекращению права хозяйственного ведения является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.
Принимая во внимание, что на основании оспариваемых ненормативных актов и сделок произошло изъятие используемого должником в течение нескольких лет в уставной деятельности имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, отсутствие регистрации не является основанием для отказа в удовлетворения требований управляющего, поскольку в силу положений статей 8, 131, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 11 Закона N 161-ФЗ отсутствие государственной регистрации вещного права не свидетельствует об отсутствии у лица должника права владения спорным имуществом, полученным им в установленном порядке; в данном случае отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на имущество, находившееся в законном владении и пользовании должника, не может послужить препятствием для признания сделок по изъятию недействительными."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2023 г. N Ф08-3115/23 по делу N А61-1381/2020
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
16.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8065/2024
19.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6874/2024
28.06.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
10.06.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
21.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1273/2024
21.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14046/2023
13.12.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
15.11.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
25.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3115/2023
01.02.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
16.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13914/2022
31.10.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
06.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6821/2022
10.08.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
18.05.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10777/2021
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10774/2021
09.08.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2713/2021
03.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-1381/20