г. Краснодар |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А32-49860/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи, при содействии Изобильненского районного суда Ставропольского края от администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края (ИНН 2607022471, ОГРН 1172651025205) - Жигановой Л.А. (доверенность от 24.03.2023), от Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020) - Гуженко Л.В. (доверенность от 07.02.2023), Шавырина В.В. (доверенность от 07.02.2023), в отсутствие первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова В.В., извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А32-49860/2022, установил следующее.
Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - казначейство) от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 в части пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - 13.
Определением суда от 15.11.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен первый заместитель главы администрации Форостянов В.В.
Решением суда от 19.12.2022 в удовлетворении ходатайства казначейства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АНО "Центр экспертизы и исследований "Услуги государственным и муниципальным структурам"", ФКУ "Центр по обеспечению деятельности казначейства России", отказано. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2023 решение суда от 19.12.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить ее заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество ссылается на незаконность пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - 13 представления казначейства. Срок на обжалование представления не нарушен.
В отзыве на кассационную жалобу казначейство просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы администрации.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, а представитель казначейства отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, казначейство в соответствии с приказом от 03.11.2020 N 297-к/р с 09.11.2020 по 28.12.2020 провело в отношении администрации внеплановую выездную проверку предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", за 2019 - истекший период 2020 года; идентификатор контрольного мероприятия 2020-ВВ.000.0032-1800.032.
По результатам проверки казначейство составило акт внеплановой выездной проверки от 28.12.2020 и вынесло представление от 16.02.2021 N 18-23-11/2542, которым предписано:
1. Устранить нарушение, указанное в пункте 2, обеспечить возврат средств в размере 48 352 рублей 42 копеек в доход федерального бюджета, неправомерно перечисленных подрядной организации в качестве оплаты фактически не выполненных объемов работ в рамках муниципального контракта либо выполнить работы по устройству искусственных неровностей из асфальтобетонной смеси, укрепление обочин щебнем толщиной 10 см (ПГС 12 см) в соответствии с условиями заключенного контракта, а также принять меры по устранению его причин и условий.
2. Устранить нарушение, указанное в пункте 3, а именно обеспечить возврат 1 341 999 рублей 10 копеек в доход федерального бюджета, неправомерно перечисленных подрядной организации в качестве оплаты фактически не выполненных объемов работ в рамках муниципального контракта либо выполнить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
3. Устранить нарушение, указанное в пункте 4, обеспечить возврат 28 743 рублей 61 копейки в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или выполнить работы по установке 99 м. п. дорожных бортовых камней БР 100.30.15 на пешеходных переходах в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
4. Устранить нарушение, указанное в пункте 5, обеспечить возврат 3430 рублей 85 копеек в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объёмов работ в рамках муниципальных контрактов или выполнить работы по установке дорожных знаков в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
5. Устранить нарушение, указанное в пункте 6, обеспечить возврат 72 212 рублей 56 копеек в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов или выполнить работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
6. Устранить нарушение, указанное в пункте 7, обеспечить возврат 5 686 627 рублей 49 копеек в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно произведенных работ в рамках муниципальных контрактов или выполнить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
7. Принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, указанных в пунктах 1, 8 - 13.
Информацию о результатах исполнения данного представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, надлежало представить в казначейство до 01.07.2021.
В связи с неисполнением в установленный представлением от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 срок нарушений в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейство вынесло предписание N 18-23-11 б/д, содержащее требование о принятии мер по возмещению 7 181 366 рублей 03 копеек причиненного ущерба Российской Федерации до 30.09.2022.
Не согласившись с названным представлением, администрация обратилась в суд с заявлением от 30.09.2022 N 01-4/13431 о признании недействительным вынесенного представления в части пунктов 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - 13.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Представление от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 вручено администрации 27.02.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 35000080774378.
При этом с заявлением в арбитражный суд администрация обратилась только 10.10.2022 (согласно информации, размещенной на официальном сайте суда), то есть с пропуском установленного процессуальным законом срока.
В обоснование пропуска срока заявитель ссылается на невозможность обжалования представления от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 в связи с длительными судебными разбирательствами в Арбитражном суде Ставропольского края, имеющими отношение к заявлению, то есть до окончания рассмотрения дел N А63-10974/2021 и А63-11145/2021.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации, суды указали, что принятие судебных актов по другим делам не изменяет исчисление процессуального срока и не снимает с заявителя обязанности совершать процессуальные действия в сроки, предусмотренные законодательством. Срок на обжалование представления подлежит исчислению с 27.02.2021 (момент вручения заявителю оспариваемого представления).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Пропуск процессуального срока подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод администрации о преюдициальном значении для данного дела судебных актов по делам N А63-10929/2021, А63-10974/2021, А63-11145/2021 был предметом оценки суда апелляционной инстанции и отклонен, поскольку в рассматриваемом деле обжалуется представление, а в перечисленных делах рассмотрен иск о взыскании денежных средств с подрядных организаций. Как следует из их текстов судебных актов по делам N А63-10929/2021, А63-10974/2021 А63-11145/2021, в них не дана оценка оспариваемому представлению казначейства от 16.02.2021 N 18-23-11/2542.
Вывод судов о том, что управление не являлось лицом, участвующим в деле N А63-10974/2021, противоречит фактическим обстоятельствам, так как управление подавало кассационную жалобу по делу, вместе с тем данное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения.
Довод кассационной жалобы о том, что в постановлением Пятого кассационного суда от 25.11.2022 отменены постановление Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15.07.2022 и решение Ставропольского краевого суда от 07.09.2022 и прекращено производство по делу в отношении Форостянова В.В. по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностным лицом приняты меры по исполнению представления, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку в нем установлены иные фактические обстоятельства, связанные с исполнением представления.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А32-49860/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с неисполнением в установленный представлением от 16.02.2021 N 18-23-11/2542 срок нарушений в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейство вынесло предписание N 18-23-11 б/д, содержащее требование о принятии мер по возмещению 7 181 366 рублей 03 копеек причиненного ущерба Российской Федерации до 30.09.2022.
...
Довод кассационной жалобы о том, что в постановлением Пятого кассационного суда от 25.11.2022 отменены постановление Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15.07.2022 и решение Ставропольского краевого суда от 07.09.2022 и прекращено производство по делу в отношении Форостянова В.В. по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностным лицом приняты меры по исполнению представления, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку в нем установлены иные фактические обстоятельства, связанные с исполнением представления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2023 г. N Ф08-4278/23 по делу N А32-49860/2022