г. Краснодар |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А20-2036/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А. (в составе суда произведена замена на основании определения от 18.05.2023), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики, от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дадова Ю.Х.
(ИНН 070500503060, ОГРНИП 307070502900028) - Кольченко В.В. (доверенность от 13.05.2022) и Дадов Ю.Х. (лично), от Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020), в отсутствие представителя Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дадова Ю.Х. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по делу N А20-2036/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дадову Ю.Х. (далее - предприниматель) о взыскании 1 950 тыс. рублей предоставленного в 2020 году гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (далее - казначейство).
Решением суда от 25.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2023 решение суда отменено, с предпринимателя в пользу министерства взыскано 1 950 тыс. рублей.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебный акт принят с нарушением норм материального права, выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Факт целевого расходования средств гранта подтверждается документально. Нарушения использования предоставленного в 2020 году гранта отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит принятый о делу судебный акт оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы предпринимателя.
Определением суда округа от 25.04.2023 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось, после отложения судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жлобы, представитель министерства отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство и предприниматель заключили соглашение от 20.08.2020 N 005502008219QUJ0000420338, предметом которого является предоставление крестьянскому (фермерскому) хозяйству в 2020 году из бюджета Кабардино-Балкарской Республики гранта в размере 1 950 100 рублей в целях софинансирования затрат, связанных с реализацией проекта "Семейная ферма". Соглашение заключено в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2020 N 75-ПП, которым утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее - Порядок N 75-ПП).
По условиям соглашения получатель гранта обязуется использовать грант со дня поступления средств на его лицевой счет в течение установленного порядком предоставления гранта срока, использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства (пункт 4.3.4); создать не позднее даты полного освоения гранта и сохранять не менее трех новых рабочих мест в течение 5 лет со дня их создания (пункт 4.3.6); обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных Порядком N 75-ПП (пункт 4.3.9); предоставлять в министерство отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным полугодием (пункт 4.3.10.1).
Соглашением предусмотрена обязанность получателя гранта по требованию министерства возвратить в республиканский бюджет сумму гранта в полном объеме при неисполнении условий предоставления гранта (пункт 4.1.8.1.1).
Платежным поручением от 03.09.2020 N 60435 зачислены на лицевой счет предпринимателя в казначействе средства гранта в размере 1 950 100 рублей.
17 декабря 2021 года министерство провело выездную проверку соблюдения соглашения предпринимателем, по результатам которой составлен акт. Выписка из акта выездной проверки представлена в дело (т. 1, л. д. 56 - 57).
В акте выездной проверки от 17.12.2021 указано следующее.
Планом расходов на реализацию проекта, являющимся приложением к соглашению от 20.08.2020 N 005502008219QUJ0000420338, предусмотрено приобретение стройматериалов и 20 голов крупного рогатого скота мясного направления на общую сумму 3 250 тыс. рублей, из которых 1 950 тыс. рублей средства гранта, 1 300 тыс. рублей собственные средства;
В целях реализации проекта "Семейная ферма" предприниматель представил в казначейство следующие договоры купли-продажи стройматериалов и сельскохозяйственных животных: договор от 01.03.2021 N 1/03-21, заключенный с индивидуальным предпринимателем Камбиевым А.М., на общую сумму 430 460 рублей, из которых 258 276 рублей средства гранта, 172 184 рубля собственные средства;
договор от 25.05.2021 б/н, заключенный с индивидуальным предпринимателем Сижажевой Ф.Р., на общую сумму 948 750 рублей, из которых 569 250 рублей средства гранта, 379 500 рублей собственные средства; договор от 10.06.2021 N 1, заключенный с индивидуальным предпринимателем Фашмуховым А.К., на общую сумму 425 500 рублей, из которых 255 300 рублей средства гранта, 170 200 рублей собственные средства;
договор от 20.07.2021 N 1, заключенный с Алхасовым Х.Х., на общую сумму 1 млн рублей, из которых 60 тыс. рублей средства гранта, 400 тыс. рублей собственные средства; договор от 02.08.2021 б/н, заключенный с индивидуальным предпринимателем Сижажевой Ф.Р., на общую сумму 445 290 рублей, их которых 267 174 рубля средства гранта, 178 116 рублей собственные средства.
Платежными поручениями от 11.03.2021 N 1, от 28.05.2021 N 2, от 24.06.2021 N 3, от 30.07.2021 N 2 и от 03.08.2021 денежные средства перечислены индивидуальным предпринимателям Камбиеву А.М., Сижажевой Ф.Р., Фашмухову А.К. и Алхасову Х.Х. с лицевого счета предпринимателя, открытого в казначействе, в общей сумме 1 950 тыс. рублей; остаток в сумме 1 300 тыс. рублей передан наличным расчетом.
В ходе контрольного осмотра установлено, что по месту реализации проекта по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Терский р-н, с. Терское, ул. Комсомольская, д. 14 здание фермы по содержанию крупного рогатого скота не построено, приобретенные сельскохозяйственные животные отсутствуют, три рабочих места не созданы.
По результатам выездной проверки осуществления расходов средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" казначейство указало, что предпринимателем не соблюдены условия предоставления и использования грантов, выразившиеся в недостижении показателей результативности, установленных соглашением.
По итогам проведенной проверки казначейство вынесло представление от 28.01.2022 N 04-20-07/332 о необходимости принять меры по взысканию средств грантовой поддержки в доход федерального бюджета (т. 1, л. д. 48 - 54).
Министерство направило предпринимателю требование от 15.02.2022 о возврате гранта.
Предприниматель требование не исполнил, это явилось основанием обращения министерства в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования министерства, суд первой инстанции пришел к выводу, что бюджетные средства израсходованы в соответствии с целевым назначением (приобретен строительный материал, крупный рогатый скот, обязательство по созданию трех рабочих мест выполнено), цель предоставления гранта достигнута.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьями 34, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 16, 45 Порядка N 75-ПП.
Суд апелляционной инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Ответчику предоставлен грант по направлению "Семейная ферма" на реализацию проекта по разведению крупного рогатого скота мясного направления со строительством фермы.
В соответствии с планом расходов на реализацию проекта, являющимся приложением к соглашению, предусмотрено приобретение стройматериалов и 20 голов крупного рогатого скота мясного направления на общую сумму 3 250 тыс. рублей, из которых 1 950 тыс. рублей средства гранта, 1 300 тыс. рублей собственные средства.
Ответчик нарушил условия заключенного соглашения и представил ложные сведения, а именно: по документам и отчетам, представленными в казначейство и министерство, видно, что деньги потрачены по целевому назначению, крупный рогатый скот, закупаемый за счет средств гранта, необходимый для развития его хозяйства, приобретен и используется, завершено строительство фермы, ферма эксплуатируется.
Однако на момент проведения проверки по месту реализации бизнес-плана у предпринимателя здание фермы по содержанию крупного рогатого скота не построено, приобретенные сельскохозяйственные животные отсутствуют, три новых рабочих места не созданы (т. 1, л. д. 56 - 57). Представленные в материалы дела ветеринарные удостоверения, выданные 21.02.2022 (проверка проведена 17.12.2021), не подтверждают наличие у ответчика крупного рогатого скота в должном количестве, осуществление финансово-хозяйственной деятельности согласно бизнес-плану с 2020 года, а также факт использования гранта на цели, предусмотренные соглашением.
Суд апелляционной инстанции признал неверным вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком создано три рабочих места, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела трудовые договоры (т. 1, л. д. 84 - 95), сведения о застрахованных лицах, сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (форма СЗВ-ТД), выданные лишь 24.03.2022 (т. 1, л. д. 167 - 170). На момент проведения проверки и вплоть до истребования их судом (ноябрь 2022 года) факт наличия трех рабочих мест с начала реализации условий соглашения и бизнес-плана (2020 год) ответчиком не доказан.
При этом пунктами 4.3.6 и 4.3.9 соглашения установлена обязанность ответчика по созданию 3 новых постоянных рабочих мест до 31.12.2020 (т. 1, л. д. 39), а также обязанность по организации работы в соответствии с проектом "Семейная ферма".
Как указал суд апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае нарушение сроков реализации проекта квалифицируется как нецелевое использование средств гранта, поскольку не достигнуты цели, для которых такой грант предоставляется. Ответчиком не представлены доказательства достижения результатов фактических показателей реализации бизнес-плана, исполнения условий соглашения и целей государственной программы.
Представляемые в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия гранты и субсидии имеют целью не только создание начинающего крестьянского (фермерского) хозяйства, но и его развитие, предполагающее длительность существования хозяйства не менее 5 лет. У проектов, представляемых для участия в конкурсе, указывается его цель, срок окупаемости и другие критерии, которые смогут реализоваться не за год или два, для этого и предусмотрено ведение крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя в течение 5 лет.
Ответчик не выполнил предусмотренные соглашением задачи по освоению сегмента рынка, увеличению объема животноводческой продукции, получению прибыли в процессе реализации проекта, созданию новых рабочих мест и увеличению доходной части соответствующего уровня бюджета за счет налоговых поступлений. Ответчик не смог подтвердить достижение необходимого результата в соответствии с условиями соглашения и целевое использование гранта, то есть расходование денежных средств. Необходимость соблюдения принятых показателей обусловлена условиями предоставления гранта, в связи с чем несоблюдение указанных показателей свидетельствует о нарушении условий, установленных при предоставлении гранта, что является основанием для его возврата.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявления министерства.
Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Из материалов дела видно, что казначейство провело выездную проверку соблюдения соглашения предпринимателем 17.12.2021; при этом соглашение министерством и предпринимателем заключено 20.08.2020.
В пункте 16 Порядка N 75-ПП перечислены условия предоставления гранта, среди которых есть условие о том, что заявитель обязуется использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств на его лицевой счет.
Как следует из материалов дела, предпринимателю вменено нарушение пунктов 4.3.6, 4.3.9, 6.4.2 соглашения от 20.08.2020.
Согласно пункту 4.3.6 получатель обязуется создать не позднее даты полного освоения гранта на развитие семейной фермы и сохранить не менее трех новых постоянных рабочих мест в течение 5 лет со дня их создания; в соответствии с приложением N 1 к соглашению срок создания постоянных рабочих мест пределен до 31.12.2020.
В материалы дела представлены трудовые договоры, заключенные с тремя работниками 23.12.2020, сведения формы СЗВ-М на трех работников, а также доказательства регистрации 24.12.2020 предпринимателя в качестве страхователя, заключившего трудовые договоры с работниками, в территориальном органе ФСС России.
В соответствии с пунктом 4.3.9 получатель обязуется обеспечивать достижения показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Порядком N 75-ПП или министерством.
В приложении N 1 к соглашению о предоставлении гранта указано, что ежегодный прирост производственной продукции за отчетный период должен составлять 10% начиная с 2021 года по 2025 год.
Из материалов дела следует и отражено в акте проверки, что расходование средств гранта произведено 11.03.2021, 28.05.2021, 24.06.2021, 30.07.2021, 03.08.2021. При этом затраты на приобретение скота составили 1 млн рублей, понесены только 30.07.2021. Остальные денежные средства направлены на приобретение строительных материалов. При этом значительные расходы на приобретение строительных материалов и строительство сооружения понесены за счет собственных и иных средств.
Предприниматель представил в материалы дела отчеты о показателях деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и на 01.01.2022, на 01.01.2023. Из содержания отчетов видно, что предприниматель подтвердил достижение установленных показателей результативности.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что на момент проведения проверки предпринимателем по месту реализации бизнес-плана не построено здание фермы по содержанию крупного рогатого скота, не имеет правового значения, так как соглашением о предоставлении гранта не предусмотрена обязанность по возведению строения в конкретные сроки, данное обстоятельство не отнесено к показателям результативности.
Кроме того, суд первой инстанции обязывал министерство и предпринимателя провести совместный осмотр территории, на которой осуществляется предпринимательская деятельность. В ходе проверки, проведенной 23.09.2022, установлено, что приобретенные строительные материалы использованы для строительства фермы, данные обстоятельства зафиксированы фотосъемкой.
При таких обстоятельствах суд округа признает правильными выводы суда первой о том, что бюджетные средства израсходованы предпринимателем в соответствии с целевым назначением (приобретен строительный материал, крупный рогатый скот, обязательство по созданию трех рабочих мест выполнено), цель предоставления гранта достигнута.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированно отказал в удовлетворении заявленных требований, суд округа в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление суда апелляционной инстанции от 20.02.2023 и оставить в силе решение суда от 25.11.2022.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по делу N А20-2036/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2022 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"(ИНН 070500503060, ОГРНИП 307070502900028) - Кольченко В.В. (доверенность от 13.05.2022) и Дадов Ю.Х. (лично), от Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) - Курмановой Т.М. (доверенность от 04.06.2020), в отсутствие представителя Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дадова Ю.Х. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2023 по делу N А20-2036/2022, установил следующее.
...
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", статьями 34, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 16, 45 Порядка N 75-ПП."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2023 г. N Ф08-3407/23 по делу N А20-2036/2022