г. Краснодар |
|
02 июня 2023 г. |
Дело N А63-4634/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Коржинек Е.Л. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Оганисяна Артура Анастасовича (ИНН 260500144438, ОГРНИП 304264208600292) - Лычева Д.С. (доверенность от 22.06.2020), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (ИНН 2634812831, ОГРН 1142651005749), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Оганисяна Артура Анастасовича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А63-4634/2021, установил следующее.
ООО "Экострой" (далее - общество) обратилась в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю Оганисяну Артуру Анастасовичу (далее - предприниматель) с иском о взыскании 123 560 рублей 90 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные с 01.07.2018 по 31.05.2020, 109 633 рублей 13 копеек неустойки с 13.08.2018 по 16.03.2022.
Решением суда от 04.05.2022 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 07.02.2023 принят отказ общества от иска в части взыскания 2643 рублей 03 копеек задолженности и 2414 рублей 97 копеек неустойки, производство по делу в этой части прекращено, решение суда от 04.05.2022 в указанной части отменено. В остальной части решение оставлено без изменения.
С предпринимателя в пользу общества взыскано 120 917 рублей 87 копеек задолженности с 01.07.2018 по 31.05.2020 и 107 218 рублей 16 копеек неустойки с 13.08.2018 по 16.03.2022.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в иске. По мнению заявителя, в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Благодарный, ул. Первомайская, 26, в договоре от 01.08.2018 N Ю/00067 стороны определили способ коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, поэтому неверное указание предпринимателем в заявке площади объекта (68, 4 кв. м), не имеет значения для расчета задолженности за услуги по обращению с ТКО, образовавшихся в нежилом здании. Пунктом 4 договора от 01.08.2018 N Ю/00067 установлена дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.08.2018, в связи с этим задолженность за июль 2018 года предъявлена истцом к взысканию необоснованно.
В силу абзаца четвертого пункта 8 (17) Правил N 1156 договор считается вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и не может распространять свое действие с даты фактического оказания региональным оператором услуг (01.07.2018).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, по результатам конкурсного отбора регионального оператора министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 13.04.2018 N 2-34, в соответствии с которым общество с 01.07.2018 приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Александровского, Новоселицкого районов и Благодарненского городского округа Ставропольского края.
Согласно выписке из ЕГРН предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Первомайская, д. 26 (площадь - 1259,4 кв. м, кадастровый номер - 26:13:100310:412).
В июле 2018 года предприниматель обратился к обществу с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Благодарный, ул. Первомайская, д. 26 (пункт 1 заявления). В качестве расчетной единицы в названном заявлении предпринимателем указан квадратный метр, количество расчетных единиц - 68,4 кв. м (пункт 9, 10 заявления). Отметок о наличии у предпринимателя собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему, в названном заявлении не имеется.
В исковом заявлении и письменных пояснениях истец указал на то, что расчет задолженности за оказанные предпринимателю услуги производился обществом исходя из площади объекта недвижимости, указанной в названном заявлении предпринимателя (68,4 кв. м). Обществом выставлялись счета на оплату, которые оплачивались предпринимателем. После того, как обществу стало известно, что предпринимателю с 26.06.2015 принадлежит все здание, расположенное по адресу: г. Благодарный, ул. Первомайская, д. 26, площадью 1259,4 кв. м, а не его часть, истец произвел расчет задолженности с применением нормативов ТКО исходя из площади здания за вычетом площади, занятой арендаторами, и площади, указанной в заявлении предпринимателя (68,4 кв. м).
Общество, ссылаясь на то, что с 01.07.2018 по 31.05.2020 оказало предпринимателю услуги по обращению с ТКО, стоимость которых предпринимателем не возмещена, обратилось в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 1, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Суды, удовлетворяя иск общества, исходили из доказанности оказания предъявленных к оплате услуг и наличия у предпринимателя неисполненного обязательства по их оплате, применив к нему предусмотренную пунктом 22 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156) меру ответственности за нарушение сроков оплаты.
Ответчик, возражая против иска, ссылался условия договора от 01.08.2018 N Ю/00067 и приложения N 4 к нему о согласовании способа коммерческого учета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, поэтому неверное указание предпринимателем в заявке площади объекта (68, 4 кв. м), не имеет значения для расчета задолженности за услуги по обращению с ТКО, образовавшихся в нежилом здании.
Факт заключения договора обществом не оспаривался, при этом, по мнению общества, согласованные договором от 01.08.202018 условия о контейнерном способе учета ТКО распространяются на помещения площадью 68,4 кв. м (указаны в заявке), в отношении остальных помещений здания площадью 745 кв. м договор не действует (дополнительные пояснения по делу; т. 2, л. 18 - 23).
При расчете задолженности из общей площади здания 1259, 4 кв. м исключены 68, 4 кв. м, а также 446 кв. м - площадь помещений, находящихся в аренде иных лиц, заключивших договоры с обществом.
Удовлетворяя исковые требования общества, не учли правовой подход, сформулированный в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, согласно которому при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО именно собственник ТКО вправе выбирать способ их коммерческого учета: либо по нормативу накопления ТКО, либо по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016; далее - Правила N 505).
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО регламентирован положениями Правил N 1156.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил N 1156).
Заявка должна содержать сведения, указанные в пункте 8 (6) Правил N 1156.
Согласно подпункту "г" пункта 8 (7) Правил N 1156 к заявке потребителя прилагаются следующие документы о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта.
В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) Правил N 1156, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.
Между тем предусмотренные пунктами 8 (6) и 8 (7) Правил N 1156 документы в материалах дела отсутствуют, обстоятельства соблюдения сторонами порядка подачи и рассмотрения заявки, проверки наличия необходимых сведений и документов в предмет исследования судов не входили.
При этом, приходя к выводу к выводу о том, что предприниматель злоупотребил правом, суды не исследовали ни текст договора с приложениями, ни обстоятельства определения объема контейнера и обусловленности этого объема площадью объекта.
Договор от 01.08.2018 N Ю/00067 и приложение N 4 к нему в материалы дела не представлены.
Более того, исключая из расчета задолженности 68, 4 кв. м, истец не отрицал наличие договорных отношений и расчеты с предпринимателем исходя из объема контейнера, однако суды не указали мотивы и основания, которые позволяют оплачивать услуги по обращению с ТКО по одному и тому же объекту исходя и из нормативов накопления, и из объема контейнера.
Порядок обустройства мест (площадок) накопления ТКО, урегулированный положениями статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, а также Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), предусматривает необходимость ведения реестра мест накопления, сведений об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.
Разделы с такими сведениями должны содержать данные об объектах капитального строительства, территории поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются ТКО, складируемые на площадках накопления, а также данные о собственниках таких мест накопления ТКО (пункты 15, 18, 19 Правил N 1039).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В пунктах 3 и 4 Правил N 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1139).
В условиях предоставления предпринимателем региональному оператору неверных сведений о площади здания, но при выборе в отношении такого объекта расчетного способа исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления, судам надлежало проверить содержание схемы обращения с ТКО, учет в ней потоков отходов, образованных на объекте, мотивировать вывод о наличии задолженности.
Доводы предпринимателя о том, что датой начала оказания услуг по договору по обращению с ТКО является 01.08.2018 (а не 01.07.2018); срок действия договора должен распространяться на правоотношения, возникшие только после его заключения, подлежат отклонению судом округа.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что условия такого договора фактически определены в типовом договоре, подготовленном на основании утвержденной постановлением от 12.11.2016 N 1156 формы.
При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктом 5 Правил N 1156.
Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Благодарненского городского округа Ставропольского края, приступившим к работе 01.07.2018, по соглашению от 13.04.2018 N 2-34 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному с министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по итогам конкурсного отбора.
Учитывая изложенное, у собственников ТКО с 01.07.2018 возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Таким образом, выводы судов о возникновении у предпринимателя обязанности оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, недостаточно обоснованы и преждевременны, сделаны без исследования и оценки всех обстоятельств дела, имеющихся доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, поэтому обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки, исследовать условия договора с приложениями, обстоятельства определения объема контейнера и обусловленности этого объема площадью объекта; проверить содержание схемы обращения с ТКО, учет в ней потоков отходов, образованных на объекте; определить способ коммерческого учета ТКО, подлежащий применению в спорных правоотношениях; установить размер задолженности, проверив доводы ответчика об избрании им контейнерного способа учета, а также все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, исследовать и оценить в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, и по результатам исследования и оценки соответствующих доказательств принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы суд округа не рассматривал, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А63-4634/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 3 и 4 Правил N 1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
...
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что условия такого договора фактически определены в типовом договоре, подготовленном на основании утвержденной постановлением от 12.11.2016 N 1156 формы.
При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктом 5 Правил N 1156."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2023 г. N Ф08-3659/23 по делу N А63-4634/2021