г. Краснодар |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А18-997/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Герговым А.З., при организации видеоконференц-связи Арбитражным судом Республики Ингушетия в составе судьи Аушева М.А., при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи и веб-конференции от истца - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2632041647, ОГРН 1022601610680) - Коломыц А.И. (доверенность от 26.12.2022), от ответчика - индивидуального предпринимателя Аушевой Пирдовс Исаевны (ИНН 060605723003, ОГРН 311060809000024) - Ужахова А.М. (доверенность от 28.07.2022), в отсутствии представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, общества с ограниченной ответственностью "Межевой земельный центр", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аушевой Пирдовс Исаевны на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу N А18-997/2020, установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к индивидуальному предпринимателю Аушевой Пирдовс Исаевне (далее - предприниматель) об изъятии для государственных нужд путем прекращения права собственности предпринимателя на земельный участок площадью 195 кв. м с кадастровым номером 06:05:0600008:1363, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, Насыр-Кортский административный округ, ул. Бакинская, 31а, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием как территории общего пользования (далее - земельный участок), образованного в результате раздела исходного земельного участка площадью 1032 кв. м с кадастровым номером 06:05:0600008:49, с установлением компенсации в размере 2 488 215 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, общество с ограниченной ответственностью "Межевой земельный центр"
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.08.2022 для государственных нужд у предпринимателя изъят весь исходный земельный участок и расположенные на нем объекты с установлением компенсации в размере 48 985 259 рублей. Суд исходил из того, что учреждение осуществляет деятельность по организации строительства переданной ему в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) и реконструкции переданной ему в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (далее - автодорога) на основании Федерального закона от 17.01.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - Закон N 145-ФЗ).
С учетом установленных пунктом 2 статьи 37 Закона N 145-ФЗ и пунктом 2 части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) полномочий на основании обращений учреждения от 16.04.2019 N 11/1934 и от 25.04.2019 N 11/2102 распоряжением Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 27.05.2019 N 1254-р утверждена документация по планировке территории реконструкции автодороги. По обращению учреждения от 23.10.2019 N 11/5830 в соответствии с положениями Земельного кодекса, Федерального закона от 8.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N374, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" в целях обеспечения реализации проекта реконструкции автодороги распоряжением Росавтодора от 10.12.2019 N 3780-р часть принадлежащего предпринимателю исходного земельного участка изъята для нужд Российской Федерации.
Во исполнение распоряжения из исходного земельного участка образован изымаемый земельный участок. Учреждению предписано обеспечить выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельного участка, заключить соглашение о таком изъятии, обеспечить государственную регистрацию права федеральной собственности на изъятый земельный участок, обеспечить государственную регистрацию распоряжения. Предпринимателю направлено соответствующее уведомление от 18.12.2019 N 11/6986 и проект соглашения от 12.03.2020 N 184 об изъятии земельного участка с предложением о его заключении. Предприниматель соглашение не подписал. согласия на изъятие земельного участка не выразил. Изъятие земельного участка повлечет невозможность использования по назначению исходного земельного участка. Сумма компенсации определена экспертным путем.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 принят отказ учреждения от иска, 355-р в распоряжение от 10.12.2019 N 3780-р внесены изменения, согласно которым земельный участок исключен из перечня участков, изымаемых для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта реконструкции автодороги. Учреждение фактически утратило интерес в изъятии земельного участка. Предприниматель не вправе повлиять на соответствующее решение учреждения. Суд апелляционной инстанции счел отказ учреждения от иска не противоречащим законодательству, не нарушающим права и законные интересы третьих лиц.
Предприниматель, обжаловав постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привел следующие основания проверки законности судебных актов. Отказываясь от иска, учреждение злоупотребляет своим правом. Мероприятия по реконструкции автодороги не прекращены. Такие мероприятия напрямую затрагивают исходный земельный участок предпринимателя. Отказ от иска нарушает ряд сводов правил, а также права и законные интересы предпринимателя. Учреждение изъяло для государственных нужд смежные земельные участки, но незаконно отказалось изымать исходный земельный участок предпринимателя. Апелляционный суд не оценил непоследовательное поведение учреждения, не учел судебную практику по схожим делам, нарушил нормы процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно нормам частей 2, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В таком случае суд рассматривает дело по существу.
В соответствии с нормами пункта 4 части 1 статьи 150, части 1 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение, в котором должны быть указаны основания для прекращения производства по делу, а также результаты разрешения вопросов о возврате государственной пошлины из федерального бюджета и распределении между сторонами судебных расходов.
Право истца на отказ от иска вытекает из принципа диспозитивности, согласно которому стороны свободно распоряжаются своими процессуальными правами. Поэтому при отказе от иска (требования) волеизъявление истца должно быть направлено на прекращение процесса вследствие утраты интереса к судебному рассмотрению спора, нежелания дальнейшего использования механизмов судебной защиты.
Процессуальным законодательством определены пределы контроля суда при распоряжении заявителем своими правами на отказ от требований, тем самым обеспечены разумный баланс между диспозитивностью и императивностью в арбитражном процессе, соблюдением законности, защитой прав и законных интересов других лиц. Воспрепятствование свободному распоряжению заявителем своими процессуальными правами должно происходить только в исключительных случаях. При принятии отказа от исковых требований на суд возлагается обязанность по проверке соответствия такого отказа закону и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц.
Право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П, пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе").
Фактическая утрата учреждением интереса в изъятии земельного участка обусловлена установленной и исправленной реестровой ошибкой в сведениях о местоположении границ земельного участка относительно границ полосы отвода автодороги, корректировкой проектной документации реконструкции автодороги, внесенными распоряжением Росавтодора от 21.02.2023 N 355-р изменениями в распоряжение от 10.12.2019 N 3780-р, исключением земельного участка из перечня участков, изымаемых для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта реконструкции автодороги.
В районе расположения принадлежащего предпринимателю земельного участка производится реконструкция существующей автодороги (производится ее перевод из категории II в категорию I-Б). Предпринимателя документально не подтвердил, что после завершения реконструкции автодороги доступ к принадлежащему ему исходному земельному участку будет ограничен. Отказ учреждения от иска не мог повлиять на возможность осуществления предпринимателем своей экономической деятельности.
Земельные участки, смежные с принадлежащим предпринимателю исходным земельным участком, были изъяты по соглашению с их правообладателями вне судебной процедуры. Экономическая целесообразность в изъятии земельного участка предпринимателя у учреждения отсутствует. Работы по реконструкции автодороги будут выполняться без такого изъятия. Предприниматель остается собственником исходного земельного участка, против изъятия части которого он возражал и уклонялся от подписания соответствующего соглашения.
В связи с прекращением производства по делу иск учреждения по существу не рассмотрен, какие-либо обстоятельства преюдициально не установлены. Оценка на предмет соответствия закону и отсутствия нарушения прав иных лиц дана исключительно в отношении самого отказа от иска. Отказ учреждения от иска не привел и не мог привести к каким-либо неблагоприятным для предпринимателя последствиям. Предположение предпринимателя о недобросовестном характере действий учреждения не может ограничить права учреждения на распоряжение его процессуальными правами. У предпринимателя отсутствует возможности влияния на соответствующее решение учреждения. Предприниматель в данном случае не уполномочен на защиту прав и законных интересов третьих лиц.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу N А18-997/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право истца отказаться от исковых требований вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П, пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе").
Фактическая утрата учреждением интереса в изъятии земельного участка обусловлена установленной и исправленной реестровой ошибкой в сведениях о местоположении границ земельного участка относительно границ полосы отвода автодороги, корректировкой проектной документации реконструкции автодороги, внесенными распоряжением Росавтодора от 21.02.2023 N 355-р изменениями в распоряжение от 10.12.2019 N 3780-р, исключением земельного участка из перечня участков, изымаемых для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта реконструкции автодороги."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2023 г. N Ф08-4782/23 по делу N А18-997/2020