В соответствии со статьей 28 федерального закона от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г.", статьей 5 федерального закона от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и направляются в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы по сметам доходов и расходов указанных учреждений.
Арендная плата за пользование закрепленным за организациями СО РАН, находящимися в федеральной собственности недвижимым имуществом, перечисляется арендаторами посредством платежных поручений с указанием лицевого счета арендодателя на доходные счета в территориальных органах федерального казначейства на балансовый счет 40102 "Доходы федерального бюджета" и учитывается в полном объеме в доходах федерального бюджета. Территориальные органы федерального казначейства МФ РФ осуществляют распределение средств, поступивших в соответствии с договорами аренды на лицевые счета организаций в установленном порядке.
Такой же порядок был предусмотрен в 2002 - 2003 г.
Понятие "средства дополнительного бюджетного финансирования, выделяемые по смете доходов и расходов бюджетного учреждения" полностью соответствует определению "целевых средств", данному в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В соответствии с этой статьей целевые средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В настоящее время доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений СО РАН и являющегося федеральной собственностью, расцениваются МНС России как внереализационные доходы, подлежащие в соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ налогообложению по налогу на прибыль.
В качестве подтверждения своей позиции налоговые органы ссылаются на статью 42 БК РФ, определяющую включение в доходы бюджета доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
По нашему мнению, согласно вышеизложенному, объекта налогообложения по налогу на прибыль не возникает и в соответствии со статьей 42 БК РФ и статьей 28 федеральных законов "О федеральном бюджете" на 2004 г. доходы от сдачи в аренду федерального имущества учитываются в доходах бюджета в полном объеме.
Отделением был сделан запрос в Департамент налоговой политики, Департамент социальной сферы и науки Министерства финансов РФ от 19.11.2003 г. по разъяснению сложившейся ситуации. В полученных двух ответах, только из Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ от 18.12.2003 г. N 04-02-05/4/61, от 28.01.2004 г. N 04-02-05/3/6, Департамент налоговой политики разделяет позицию МНС России в определении доходов от сдачи федерального имущества в аренду как внереализационные доходы, подлежащие в соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ налогообложению по налогу на прибыль.
В случае признания доходов от сдачи федерального имущества в аренду, подлежащими налогообложению по налогу на прибыль, необходимость исчисления и уплаты налога на прибыль приведет к неисполнению сметы доходов и расходов учреждений по дополнительному источнику бюджетного финансирования в 2004 г., так как налог на прибыль сметы заложен не был. За 2002 - 2003 г. средства, выделенные учреждениям СО РАН по сметам доходов и расходов по дополнительному источнику бюджетного финансирования, использованы по целевому назначению. Однако в настоящее время ИМНС РФ на местах производят в ходе выездных налоговых проверок доначисление налога на прибыль, штрафов, пени по доходам от сдачи федерального имущества в аренду при отсутствии источника финансирования.
В связи с этим, убедительно просим дать разъяснения по налогообложению доходов от сдачи федерального имущества в аренду.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 25 марта 2004 г. N 04-02-05/3/24
Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо от 05.03.2004 г. N 10010-15 и сообщает.
Вопрос о налогообложении доходов, получаемых Сибирским отделением Российской академии наук от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление вашей организации, уже рассматривался в январе т.г. и был дан ответ (письмо от 28.01.2004 г. N 04-02-05/3/6). По данному вопросу позиция департамента остается неизменной.
Необходимо отметить, что положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касаются средств целевого финансирования, в частности, средств бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Указанные средства при их целевом использовании не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных произведенных в рамках целевого финансирования.
Положения статьи 250 Кодекса определяют состав внереализационных доходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения. К таким доходам отнесены, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 Кодекса.
Таким образом, организации при определении налоговой базы следует руководствоваться положениями статьи 250 Кодекса, а при определении средств целевого финансирования, которые не учитываются при определении налоговой базы, применять положения статьи 251 Кодекса.
Заместитель руководителя Департамента | А.И.Косолапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.