г. Краснодар |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А32-33553/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (ИНН 2310021886, ОГРН 1022301607393) - Пыльцыной Ю.П. (доверенность от 27.12.2022), от заинтересованных лиц - общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (ИНН 7106060429, ОГРН 1047100775963) - Андросовой Е.С. (доверенность от 07.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по делу N А32-33553/2022, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование - ОМС" (далее - общество) о взыскании 14 933 260 рублей 94 копеек финансовых санкций (штрафа) по результатам контрольно-экспертных мероприятий в связи с деятельностью Краснодарского филиала общества.
Решением суда от 07.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.03.2023, удовлетворено ходатайство о снижении неустойки в соответствии со статьёй 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, с общества в пользу фонда взысканы 2 143 362 рубля 99 копеек финансовой санкции (штрафа) по результатам контрольно-экспертных мероприятий. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В части отказа в удовлетворении заявления фонда судебные акты мотивированы тем, что неверное заключение экспертизы общества само по себе в отсутствие факта реального снятия денежных средств лечебных учреждений не может служить основанием для применения в отношении страховой организации мер ответственности по пункту 11.5 приложения N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (ОМС) от 09.01.2014 N 05-03 (далее - Договор). Снижение неустойки обусловлено статьёй 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и необходимостью соблюдения баланса между применяемой к ответчику мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения обязательства.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение суда от 07.12.2022 и постановление суда апелляционной инстанции от 02.03.2023 в части отклонения применения санкций к ответчику по пункту 11.5 приложения N 3 к Договору и удовлетворения ходатайства ответчика о снижении штрафных санкций. Податель жалобы считает вынесенные судебные акты в этой части несостоятельными, необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. Судами приняты необоснованные и немотивированные решения о снижении размера неустойки.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, фонд и общество заключили Договор, согласно которому фонд вправе проводить проверку деятельности страховой медицинской организации (далее - СМО). Согласно договору в сфере ОМС на территории Российской Федерации территориальные фонды ОМС осуществляют контроль за деятельностью СМО в соответствии с требованиями приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36.
В случае выявления нарушений в деятельности СМО по результатам экспертизы территориальный фонд ОМС применяет соответствующие финансовые санкции. Перечень санкций, применяемых территориальным фондом ОМС к СМО за нарушения договорных обязательств, устанавливается приложением N 3 к договору о финансовом обеспечении ОМС, заключаемым между территориальным фондом и СМО.
Во исполнение заключенных договоров в сфере ОМС обществом в 2020 - 2021 годах проведены контрольно-экспертные мероприятия в отношении доступности и качества медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Краснодарского края, участвующими в реализации в 2020 году Закона Краснодарского края от 17.12.2019 N 4191-КЗ "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", в 2021 году Закона Краснодарского края от 23.12.2020 N 4381-КЗ "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
По результатам контрольно-экспертных мероприятий обществом составлены акты (с 25 мая 2021 года - заключения) экспертиз и направлены в проверяемые медицинские организации.
20 мая 2021 года фондом проведена плановая повторная медико-экономическая экспертиза по случаям оказания медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Тбилисская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - Тбилисская ЦРБ) за период с 01.01.2021 по 31.03.2021, по итогам составлен акт от 21.05.2021 N РЭ_1018819008120740006, согласно которому в соответствии с пунктом 11.1 приложения N 3 к Договору за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля, подлежит уменьшению финансирование СМО на 100% необоснованно оплаченной суммы (в рассматриваемом случае - 9607 рублей 70 копеек) и оплаты финансовой санкции - штрафа 10% от необоснованно оплаченной суммы, за счёт собственных средств СМО - 960 рублей 80 копеек. Также подлежит возврату Тбилисской ЦРБ в доход бюджета фонда 9607 рублей 70 копеек и перечисление 6130 рублей 80 копеек финансовой санкции (штрафа). Акт экспертизы подписан Тбилисской ЦРБ без возражений, со стороны общества - с протоколом разногласий.
Тбилисская ЦРБ вернула в доход бюджета 9607 рублей 70 копеек и уплатила 6130 рублей 80 копеек штрафа, что подтверждается платёжным поручением от 22.07.2021 N 210797.
20 сентября 2021 года комиссия по рассмотрению претензий медицинских и спорных вопросов по результатам контроля возражения общества признаны безосновательными, а акт экспертизы - правомерным. Обществу также на основании решения комиссии надлежало перечислить за счет собственных средств на счет фонда 960 рублей 80 копеек штрафа.
На основании приказов директора фонда от 04.06.2021 N 166-П и от 17.11.2021 N 337-П проведены повторные экспертизы качества медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Центр охраны материнства и детства города Сочи" (далее - Центр охраны материнства) за периоды с 12.02.2020 по 17.10.2020, с 03.04.2020 по 30.12.2020, с 14.02.2020 по 29.12.2020, с 30.06.2021 по 30.07.2021.
По результатам контрольных мероприятий составлены заключения повторных экспертиз качества медицинской помощи от 14.07.2021 N 8 РЭ-П, 9 РЭ-П и 10 РЭ-П, согласно которым к обществу применены санкции по пунктам 11.1 и 11.5 приложения N 3 к Договору за необоснованное снятие с медицинской организации денежных средств по результатам проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении ОМС и подлежат оплате финансовые санкции (штраф) от суммы средств необоснованного применения к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, за счет собственных средств СМО: 121 093 рубля 84 копейки, 4 889 120 рублей 71 копейка и 2 152 775 рублей 49 копеек соответственно.
В результате контрольных мероприятий за период с 30.06.2021 по 30.07.2021 составлено заключение повторной экспертизы качества медицинской помощи от 20.12.2021 N 19 РЭ-Пр, согласно которому к обществу применены санкции по пункту 11.1 приложения N 3 к Договору:
- за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля, подлежит уменьшению финансирование СМО на 100% необоснованно оплаченной суммы - 143 428 рублей 26 копеек и оплате финансовые санкции - штраф 10% от необоснованно оплаченной суммы, за счёт собственных средств СМО - 14 342 рубля 82 копейки;
- за необоснованное снятие с медицинской организации денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении ОМС подлежат оплате финансовые санкции - штраф от суммы средств необоснованного применения к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, за счет собственных средств СМО - 86 056 рублей 96 копеек.
Заключения N 8 РЭ-П, 9 РЭ-П, 10 РЭ-П, 19 РЭ-Пр подписаны со стороны Центра охраны материнства без возражений, со стороны общества - с протоколом разногласий.
Возражения общества по данным фактам комиссией по рассмотрению претензий медицинских и спорных вопросов по результатам контроля также признаны необоснованными, а заключения - оставлены без изменения. Обществу на основании решения комиссии надлежало перечислить за счет собственных средств на счет фонда штраф: 121 093 рубля 84 копейки, 4 889 120 рублей 71 копейка, 2 152 775 рублей 49 копеек и 100 399 рублей 78 копеек.
На основании приказа директора фонда от 30.07.2021 N 220-П проведена повторная экспертиза качества медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Больница N 1 города Новороссийска" (далее - Больница N 1) за период с 13.03.2021 по 29.03.2021.
По результатам контрольно-экспертных мероприятий составлено заключение повторной экспертизы качества медицинской помощи от 20.08.2021 N 13 РЭ-Пр, согласно которому к обществу применены санкции по пункту 11.5 приложения N 3 к Договору за необоснованное снятие медицинской организации денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении ОМС и подлежат оплате финансовые санкции - штраф от суммы средств необоснованного применения к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, за счёт собственных средств СМО - 65 130 рублей.
Заключение N 13 РЭ-Пр подписано со стороны Больницы N 1 без возражений, со стороны общества - с протоколом разногласий.
Возражения общества комиссией по рассмотрению претензий медицинских и спорных вопросов по результатам контроля также признаны необоснованными, а заключение оставлено без изменения. Обществу надлежало перечислить за счет собственных средств на счет фонда 65 130 рублей штрафа.
На основании приказа директора фонда от 25.08.2021 N 259-П и поручения прокуратуры Северского района Краснодарского края от 09.07.2021 N ОГР131941-2021 проведена повторная экспертиза качества медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского", государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Краевая клиническая больница N 2", государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Клинический кожно-венерологический диспансер", государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Северская центральная районная больница".
По результатам контрольно-экспертных мероприятий составлено заключение от 24.09.2021 N РЭ-ж 5, согласно которому к обществу применены санкции согласно пункту 11.4 приложения N 3 к договору, а именно:
- проведение экспертизы качества медицинской помощи с нарушением требований к специалистам, ее осуществляющим, проведение экспертизы качества специалистом-экспертом, экспертом качества, не включенным в Реестр экспертов, подлежат оплате финансовые санкции - штраф от суммы средств, перечисленных территориальным фондом на ведение дела СМО за период, в котором допущены нарушения. Нарушения допущены СМО в феврале 2021 года, исходя из суммы средств, перечисленных на ведение дела СМО на февраль 2021 года, сумма штрафа составляет 3 988 827 рублей 33 копейки;
- нарушения в деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северская центральная районная больница" по коду дефекта 2.12 Приложения N 45 к Тарифному соглашению от 28.12.2020 "Непредставление медицинской документации, подтверждающей факт оказания застрахованному лицу медицинской помощи в медицинской организации без объективных причин в течение 5 рабочих дней после получения медицинской организацией соответствующего запроса от Федерального фонда ОМС, или территориального фонда ОМС, или СМО", значение коэффициента для определения размера неоплаты или неполной оплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи составляет 1.
Заключение N РЭ-ж 5 подписано со стороны медицинских организаций без возражений, со стороны общества - с протоколом разногласий.
Возражения общества комиссией по рассмотрению претензий медицинских и спорных вопросов по результатам контроля также признаны необоснованными, а заключение - оставлено без изменения. Обществу надлежало перечислить за счет собственных средств на счет фонда 3 988 827 рублей 33 копейки штрафа.
На основании приказа директора фонда от 17.08.2021 проведена повторная экспертиза качества медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Родильный дом города Краснодара" за период с 01.05.2020 по 01.03.2021.
По результатам контрольно-экспертных мероприятий составлено заключение от 22.09.2021 N 15 РЭ-Пр, согласно которому к обществу применены санкции по пункту 11.5 приложения N 3 к Договору за необоснованное снятие с медицинской организации денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении ОМС и подлежат оплате финансовые санкции - штраф от суммы средств необоснованного применения к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, за счёт собственных средств СМО - 55 419 рублей 98 копеек.
Возражения общества по данному факту комиссией по рассмотрению претензий медицинских и спорных вопросов по результатам контроля признаны необоснованными, а заключение - оставлено без изменения. Обществу надлежало перечислить за счет собственных средств на счет фонда 55 419 рублей 98 копеек штрафа.
На основании приказа директора фонда от 28.10.2021 N 319-П проведена повторная экспертиза качества медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Клинический онкологический диспансер N 1" за период с 01.07.2021 по 30.07.2021.
По результатам контрольно-экспертных мероприятий составлено заключение от 03.12.2021 N 16 РЭ-Пр, согласно которому к обществу применены следующие санкции: согласно пункту 11.5 приложения N 3 к Договору за необоснованное снятие с медицинской организации денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении ОМС - штраф от суммы средств необоснованного применения к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, за счет собственных средств СМО - 2 942 507 рублей 80 копеек.
Заключение подписано со стороны медицинской организации без возражений, со стороны ответчика - с протоколом разногласий.
Возражения общества по данному факту комиссией по рассмотрению претензий медицинских и спорных вопросов по результатам контроля признаны необоснованными, а заключение - оставлено без изменения. Обществу надлежало перечислить за счет собственных средств на счет фонда 481 814 рубль 39 копеек штрафа.
За периоды с 24.02.2020 по 28.05.2020, с 30.12.2019 по 13.05.2020 фондом проведены повторные экспертизы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Детская краевая клиническая больница".
В результате контрольно-экспертных мероприятий составлен акт повторной экспертизы качества медицинской помощи от 24.02.2021 N 2 РЭ-П, согласно которому к обществу применены санкции:
- по пункту 11.1 приложения N 3 к Договору за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля, подлежит уменьшению финансирование СМО на 100% необоснованно оплаченной суммы 30 879 рублей 68 копеек и оплате финансовые санкции - штраф от необоснованно оплаченной суммы, за счёт собственных средств СМО - 3087 рублей 97 копеек);
- за необоснованное снятие с медицинской организации денежных средств по результатам проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении ОМС подлежат оплате финансовые санкции - штраф от суммы средств необоснованного применения к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, за счет собственных средств СМО - 478 726 рублей 42 копейки.
Возражения общества по данному факту комиссией по рассмотрению претензий медицинских и спорных вопросов по результатам контроля признаны необоснованными, а акт - оставлен без изменения. Обществу надлежало перечислить за счет собственных средств на счет фонда 481 814 рублей 39 копеек штрафа.
По результатам контрольно-экспертных мероприятий за период с 30.12.2019 по 13.05.2020 составлен акт повторной медико-экономической экспертизы от 24.02.2021 N 3 РЭ-П, согласно которому к обществу применены санкции по пункту 11.5 приложения N 3 к Договору за необоснованное снятие с медицинской организации денежных средств по результатам проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении ОМС - штраф от суммы средств необоснованного применения к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, за счёт собственных средств СМО - 152 641 рубль 61 копейка.
Акт экспертизы N 3 РЭ-П подписан со стороны медицинской организации без возражений, со стороны общества - с протоколом разногласий.
Возражения общества по данным фактам комиссией по рассмотрению претензий медицинских и спорных вопросов по результатам контроля признаны необоснованными, а акт - оставлен без изменения. Обществу надлежало перечислить за счет собственных средств на счет фонда 152 641 рубль 61 копейку штрафа.
В добровольном порядке по состоянию на 29.06.2022 общество требования об оплате штрафа не исполнило, что послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением. Всего по итогам повторных контрольно-экспертных мероприятий, оформленных заключениями (актами), ответчиком не исполнены обязательства по уплате 14 933 260 рублей 94 копеек штрафных санкций.
Суды, исследовав представленные в материалы дела документы и установив фактические обстоятельства спора с учетом положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326), приказа Минздрава России от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения", приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (действовавшего в период проведения повторной медико-экономической экспертизы) (далее - приказ N 36) пришли к выводу о нарушении обществом условий заключенного с фондом Договора. Судами установлено, что акты и заключения фонда оформлены соответствующим образом, являются основанием для применения финансовых санкций за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля (пункт 11.1 приложения N 3 к Договору), а также за проведение экспертизы качеств медицинской помощи с нарушением требований к специалистам, ее осуществляющим (пункт 11.4 приложения N 3 к Договору).
Нарушения в деятельности медицинских организаций подтверждены первичной медицинской документацией и персонифицированными счетами. Выводы экспертов качества медицинской помощи основываются на оценке первичной медицинской документации, проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору по ОМС, порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям, стандартам оказания медицинской помощи. Фонд на момент проведения экспертизы, выставления кодов дефектов к медицинской организации и применения санкций к обществу действовал в рамках действующего законодательства в сфере ОМС. Таким образом, заявителем правомерно применена к обществу санкция по пункту 11.1 приложения N 3 к Договору.
Пунктом 11.4 приложения N 3 к Договору предусмотрена санкция за "проведение экспертизы качества медицинской помощи с нарушением требований к специалистам, ее осуществляющим, проведение экспертизы качества специалистом-экспертом, экспертом качества, не включенным в Реестр экспертов".
Штраф по данному пункту основан на заключении повторной экспертизы качества медицинской помощи от 24.09.2021N РЭ-ж 5.
Согласно названному заключению для проведения реэкспертизы ответчик предоставил истцу акт экспертизы качества медицинской помощи проведенной экспертами качества медицинской помощи по разным специальностям, в том числе по специальности неврология.
В указанном акте ответчика включены случаи оказания медицинской помощи по специальности нейрохирургия, что подтверждается указанными в акте периодом лечения и счетами для оплаты по медицинской помощи нейрохирургия, при этом эксперт качества по специальности нейрохирургия отсутствовал.
В связи с чем по итогам рекэспертизы в заключении N РЭ-ж 5 и применена санкция к ответчику по пункту 11.4 приложения N 3 к Договору за проведение экспертизы качества медицинской помощи с нарушением требований к специалистам, ее осуществляющим.
Таким образом, даже при наличии второго акта, на который ссылался ответчик в обоснование своей "правоты", первый акт, предоставленный для реэкспертизы, признан судами содержащим нарушения, а именно: в нем рассматривались случаи лечения по специальности нейрорхирургия, при том, что экспертизу качества проводил эксперт качества по специальности неврология.
Второй акт экспертизы ответчика, на который ссылался ответчик и который согласно его разъяснениям составлен соответствующим экспертом качества по специальности нейрохирургия, датирован 21 апреля 2021 года.
Таким образом, ответчик по одному и тому же периоду лечения провел две экспертизы качества медицинской помощи и составил два акта экспертизы от одной даты - 21.04.2021. При этом второй акт не предоставлен ранее фонду, впервые направлен 12.10.2021.
Ответчик не привел обоснований и доказательств проведения двух экспертиз качества медицинской помощи по одной жалобе застрахованного лица, в связи с чем к нему применена санкция по пункту 11.4 приложения N 3 к Договору.
Непривлечение в рассматриваемом случае ответчиком для проведения экспертизы качества медицинской помощи экспертов качества медицинской помощи по специальности нейрохирургия (исходя из акта ответчика, предоставленного для реэкспертизы) наряду с проведением повторной экспертизы по уже рассмотренным случаям оказания медицинской помощи только уже надлежащим экспертом признано судами нарушением требований к специалистам, осуществляющим экспертизу качества.
Суды обосновано с учётом необходимости соблюдения баланса между применяемой к обществу мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения обязательства, суммы неустойки, пришли к выводу о возможности снижения её размера.
Доводы фонда о необоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не приняты во внимание судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Поскольку определение конкретного размера неустойки (штрафа) является вопросом факта, исходя из инстанционального разделения компетенции судов (статьи 168, 268, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) вопрос о возможности ее снижения относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198).
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 11.5 приложения 3 к Договору предусмотрено, что за необоснованное снятие с медицинских организаций денежных средств по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования подлежит взысканию штраф в размере 100% от суммы средств необоснованного применения к медицинским организациям штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Судебные инстанции установили и это следует из материалов дела, в том числе актов реэкспертизы, что обществом в ходе проведения экспертиз выявлены факты ненадлежащего оказания медицинской помощи. Вместе с тем, фактическое удержание указанных средств, обществом не произведено. Данное обстоятельство фондом не опровергнуто.
Судами правомерно отклонен довод заявителя о том, что финансовая санкция, установленная пунктом 11.5 приложения 3 к Договору, предусматривает наложение на общество штрафа за необоснованное применение к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. В силу названного пункта предусмотрена ответственность именно в случае необоснованного снятия с медицинской организации денежных средств по результатам проведения СМО контроля.
При этом суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае неверное заключение экспертизы общества само по себе в отсутствие факта реального снятия им денежных средств лечебных учреждений, не может служить основанием для применения в отношении общества мер ответственности. Злоупотребление ответчиком правом не установлено.
В силу вышеуказанного судами правомерно отклонены требования Фонда в части применения к организации штрафных санкций, предусмотренных пунктом 11.5 приложения N 3 к Договору.
При таких обстоятельствах суды обосновано пришли к выводу о взыскании с общества в пользу фонда 2 143 362 рублей 99 копеек финансовой санкции (штрафа), а в остальной части в удовлетворении требований - отказали.
Доводы фонда являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов судебных инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов в данной части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по делу N А32-33553/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав представленные в материалы дела документы и установив фактические обстоятельства спора с учетом положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326), приказа Минздрава России от 19.03.2021 N 231н "Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения", приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (действовавшего в период проведения повторной медико-экономической экспертизы) (далее - приказ N 36) пришли к выводу о нарушении обществом условий заключенного с фондом Договора. Судами установлено, что акты и заключения фонда оформлены соответствующим образом, являются основанием для применения финансовых санкций за невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля (пункт 11.1 приложения N 3 к Договору), а также за проведение экспертизы качеств медицинской помощи с нарушением требований к специалистам, ее осуществляющим (пункт 11.4 приложения N 3 к Договору).
...
Доводы фонда о необоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не приняты во внимание судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Поскольку определение конкретного размера неустойки (штрафа) является вопросом факта, исходя из инстанционального разделения компетенции судов (статьи 168, 268, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) вопрос о возможности ее снижения относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 303-ЭС15-14198)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2023 г. N Ф08-4783/23 по делу N А32-33553/2022