г. Краснодар |
|
13 июня 2023 г. |
Дело N А32-46872/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Канцеровой Е.А.(доверенность от 22.01.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица - администрации муниципального образования Северский район, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А32-46872/2022, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения управления от 27.06.2022 N КУВД-001/2022-9753960/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на скважину N 681, расположенную по адресу: Краснодарский край, Северский район, месторождение Зыбза-Глубокий Яр, скважина N 681, инвентарный N Н2-012150, год завершения строительства объекта недвижимости - 1952, глубина - 1200 м (далее - скважина); а также о возложении на управление обязанности осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на скважину на основании заявления общества от 14.03.2022 N MFC-0323/2022-128909-1 и приложенных к нему документов.
Решением от 01.02.2023, оставленным без изменения постановлением от 10.04.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя, судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Суды не приняли во внимание доводы управления о том, что общество не устранило причины приостановления государственной регистрации, а также, что спорный объект относится к категории опасных. Суды не учли, что представленный обществом технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости; также у общества отсутствует документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию. Выкопировка из описи к плану приватизации не направлена обществом в управление, в связи с чем, не может рассматриваться в качестве доказательств. Поиск заявителем разрешительной и проектной документации в органах, осуществляющих хранение указанной документации, свидетельствует о ее отсутствии. Общество избрало неверный способ защиты нарушенного права.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность представленных в ней доводов, а также на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества высказал свои возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 14.03.2022 общество обратилось в управление с заявлением N MFC-0323/2022-128909-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - сооружение - скважину.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов управление решениями от 25.03.2022 N КУВД-001/2022-9753960/1 и от 04.04.2022 N КУВД-001/2022-9753960/3 приостановило регистрационные действия.
12 апреля 2022 года общество обратилось с заявлением в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права при управлении.
5 мая 2022 года апелляционная комиссия приняла решение N 23/22-137 об отклонении заявления общества в связи с тем, что технический план на скважину не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.
Решением от 27.06.2022 N КУВД-001/2022-9753960/6 регистрирующий орган отказал обществу в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, мотивируя тем, что в нарушение установленных требований в составе представленного технического плана в форме электронного документа отсутствует документ, необходимый для подготовки технического плана. В данном случае технический план не может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости. Паспорт скважины не является документом для изготовления технического плана.
Полагая, что принятое управлением решение противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд на основании части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Частями 1, 4 (пункт 2), 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации права в орган регистрации прав в установленном порядке подается заявление, к которому прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим законом или иными федеральными законами.
Суды установили, что в результате приватизации производственное объединение ордена Трудового Красного Знамени "Краснодарнефтегаз" (далее - ПО "Краснодарнефтегаз") преобразовано в АООТ "Краснодарнефтегаз" и зарегистрировано постановлением первого заместителя главы администрации г. Краснодара от 19.05.1994 N 183.
19 мая 1994 года план приватизации ПО "Краснодарнефтегаз" зарегистрирован Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края. В число приватизируемого имущества вошло сооружение Нефтегазодобывающего управления "Приазовнефть" (одно из структурных подразделений ПО "Краснодарнефтегаз"): скважина нефтяная N 681, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский район, месторождение Зыбза-Глубокий Яр, инвентарный N Н2-012150, год ввода в эксплуатацию - 1952, глубина - 1200 м.
Согласно протоколу общего собрания акционеров от 19.04.1996 N 5 ААОТ "Краснодарнефтегаз" переименовано в ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз"".
Впоследствии ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз"" реорганизовано в форме присоединения к ПАО "НК "Роснефть"" (договор присоединения от 02.06.2006, запись в ЕГРЮЛ от 01.10.2006 ГРН 2067757392162), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на спорную нефтяную скважину.
Актом приема-передачи от 02.06.2006 указанная нефтяная скважина от ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз"" передана обществу.
Сооружение - нефтяная скважина находится на балансе общества. Из инвентарной карточки скважины N 100089191 следует, что данный объект основных средств введен в эксплуатацию 01.03.1952; скважина расположена на специально представленном для целей недропользования (эксплуатации скважин) земельном участке из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 23:26:1102000:45, согласно договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 12.04.2012 N 2600005444/0002912/FYFSД; сооружение входит в состав опасного производственного объекта III класса "Фонд скважин Укрупненного нефтяного промысла (УНП) N 3 (в границах горных отводов:
"Абино-Украинское", "Азовское", "Ахтырско-Бугундырское", "Восточно-Северское", "Зыбза Глубокий Яр", "Калужское", "Левкинское", "Новодмитриевское", "Северско-Западно-Афипское", "Украинское", "Холмское", "Шептальское"). Указанный опасный производственный объект зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору под регистрационным номером А30-05453-0008 с датой регистрации от 18.09.2007; скважина с момента передачи по настоящее время фактически используется обществом в текущей деятельности для бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата (пункт 3 приложения 2 к закону N 116-ФЗ) на нефтяном месторождении Зыбза-Глубокий Яр.
С целью устранения причин, препятствующих постановке сооружения на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права, кадастровым инженером заявлением от 01.04.2022 N КУВД-001/2022-9753960 в регистрирующий орган подан дополнительный пакет документов - технический план от 10.03.2022 с пояснениями в заключение кадастрового инженера о возможности подготовки технического плана на основании декларации об объекте недвижимого имущества, поскольку технический учет спорного нефтепровода ранее не производился и общество не сохранило проектную документацию и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ввиду давности его возведения.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т. п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана.
Названная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432, письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.09.2014 N 10-3130-КЛ "О подготовке технических планов", письме Росреестра от 16.09.2015 N 14-09057/15.
Указание ФГБУ "ФКП Росреестра" в письме на отсутствие разрешительной и (или) проектной документация охватывает также и те случаи, когда документы, предусмотренные градостроительным законодательством для соответствующих объектов капитального строительства, не выдавались, что сообразуется со сложившейся судебной правоприменительной практикой.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что общество предприняло все разумные меры по поиску проектной и разрешительной документации на сооружение, однако получило ответы об отсутствии запрашиваемых документов.
В итоге технический план сооружения подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости N б/н от 04.03.2022, составленной и заверенной в установленном порядке представителем правообладателя объекта недвижимости, на основании справки, выданной ООО "РН-Краснодарнефтегаз". С целью постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права данный технический план передан обществом в управление с заявлением о регистрации от 01.04.2022 N КУВД-001/2022-9753960/3. Кадастровые работы выполнены специализированной организацией ООО "Уральский кадастровый центр" по договору от 16.11.2021 N 100021/06376Д.
Суды установили, что к заявлению о постановке спорных объектов на кадастровый учет общество приложило правоустанавливающие документы, содержащие в себе сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета, в том числе: план приватизации, технический план, который содержит описание основных характеристик объектов, ответы органов, осуществляющих (осуществлявших) государственный строительный надзор, учет объектов недвижимости, надзор за осуществлением строительной и иной деятельности на территории спорных объектов, согласно которым сведения о спорных объектах отсутствуют.
Приняв во внимание установленные обстоятельства по делу, учитывая период ввода спорного объекта в эксплуатацию, отсутствие документов о вводе нефтепроводов в эксплуатацию, суды правомерно заключили, что у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку общество представило в управление документы, достаточные для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2023 по делу N А32-46883/2022.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к повторению аргументов, изложенных в апелляционной жалобе, которые оценены судом и обоснованно отклонены. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены доводами кассационной жалобы и проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А32-46872/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание установленные обстоятельства по делу, учитывая период ввода спорного объекта в эксплуатацию, отсутствие документов о вводе нефтепроводов в эксплуатацию, суды правомерно заключили, что у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку общество представило в управление документы, достаточные для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2023 по делу N А32-46883/2022.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к повторению аргументов, изложенных в апелляционной жалобе, которые оценены судом и обоснованно отклонены. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены доводами кассационной жалобы и проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2023 г. N Ф08-4815/23 по делу N А32-46872/2022