В соответствии со статьей 18 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в постановление Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3 "Об утверждении государственной программы Калининградской области "Цифровая трансформация" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Калининградской области от 14 июня 2022 года N 317, от 20 октября 2022 года N 557 и от 27 марта 2023 года N 139).
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2024 года.
Губернатор Калининградской области |
А.А. Алиханов |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Калининградской области
от 12 февраля 2024 г. N 56-п
Изменение,
которое вносится в постановление Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3 "Об утверждении государственной программы Калининградской области "Цифровая трансформация"
Государственную программу Калининградской области "Цифровая трансформация", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Калининградской области "Цифровая трансформация"
Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики калининградской области в сфере реализации настоящей государственной программы
Глава 1. Оценка текущего состояния сферы реализации настоящей государственной программы
1. Адаптируясь к новым потребностям общества и геополитической обстановке, Российская Федерация вступает в эпоху формирования постиндустриального общества, базовой основой которого является цифровая экономика. Для преобразования существующего экономического уклада в цифровую экономику в Российской Федерации определены стратегические цели национального развития, одной из которых является цифровая трансформация как процесс перехода к цифровой экономике. Кроме того, в новых условиях такая трансформация основана на отечественных разработках, которые ведут страну к становлению технологического суверенитета.
2. Результаты реализации мероприятий настоящей государственной программы, действующей на территории Калининградской области с 2019 года, являются фундаментальной основой для реализации мероприятий цифровой трансформации на территории Калининградской области. По федеральным оценкам уровня "цифровой зрелости" Калининградская область значительно улучшила свои позиции и по итогам третьего квартала 2023 года занимает 35-е место по Российской Федерации.
3. В настоящее время Калининградская область имеет высокий уровень развития базовой технологической инфраструктуры, необходимой для функционирования всех региональных информационных ресурсов:
1) создана единая информационно-телекоммуникационная сеть Правительства Калининградской области, функционирующая с использованием собственных волоконно-оптических линий связи протяженностью более 39 км, которая объединяет органы власти и государственные учреждения и является основой для организации безопасного информационного обмена в социально значимых государственных информационных системах (в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, обеспечения безопасности жизнедеятельности, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде);
2) завершена работа по созданию и развитию геораспределенного вычислительного аппаратно-программного комплекса (метрокластер), позволяющего обеспечить бесперебойное функционирование свыше 10 государственных информационных систем Калининградской области, в том числе таких как "Информационная система занятости населения Калининградской области", "Образование" и других социально значимых систем.
4. В целом по статистическим показателям развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в Российской Федерации Калининградская область занимает средние позиции.
5. По показателю "Численность активных абонентов фиксированного широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" на 100 человек населения" Калининградская область соответствует среднероссийскому уровню (24,3 абонента). В среднем по Российской Федерации абонентами фиксированного широкополосного доступа (далее - ШПД) в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") являются 23,7 человека из 100.
Число абонентов мобильного ШПД в сеть "Интернет" в Калининградской области составляет 113 абонентов на 100 человек населения. В среднем по Российской Федерации - 107 абонентов на 100 человек.
Проникновение подвижной радиотелефонной (сотовой) связи составляет 198,4 абонентского устройства на 100 человек населения. В целом ШПД в сеть "Интернет" имеют около 89% населения Калининградской области.
Для сферы услуг связи на территории Калининградской области свойственны общероссийские тенденции, характеризующиеся активным внедрением новых технологий приема и передачи информации (цифровых технологий). При этом существует ряд специфических вопросов, вызванных эксклавным положением Калининградской области.
В целях повышения доступности ШПД в сеть "Интернет" для населения Калининградской области и, соответственно, достижения показателя национальной цели "цифровая трансформация", направленного на рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность ШПД в сеть "Интернет" до 97% к 2030 году, в Калининградской области реализуется проект "Устранение цифрового неравенства" (далее - УЦН). В 2021 году стандарт связи 4G (LTE), который в рамках проекта должен быть доступен по всей Российской Федерации в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек, стал частью универсальных услуг связи.
В 2022-2023 годах базовые станции мобильной связи установлены в 16 поселках с общей численностью населения 4 тыс. человек. В 2024 году по программе УЦН планируется установить базовые станции сотовой связи в 17 населенных пунктах.
6. Доступ населения к сети "Интернет" играет важнейшую роль в возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Для этих целей в Калининградской области активно развиваются возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) и, как следствие, наблюдается рост количества обращений за оказанием массовых социально значимых услуг в электронном виде. Наиболее востребованными являются социальные услуги, такие как запись ребенка в первый класс и в детский сад, предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В целом около 80% всех граждан, обращающихся за услугами, получают их именно в электронном виде. При этом на сегодняшний день в Калининградской области на ЕПГУ зарегистрированы более 700 тысяч подтвержденных учетных записей или 72% населения Калининградской области (среднее значение по Российской Федерации - 73,6%). В среднем 60% их владельцев пользуются порталом хотя бы раз в год. Ежегодно наблюдается прирост подтвержденных учетных записей. Такая положительная динамика объясняется в том числе внедрением новых услуг и сервисов.
7. В настоящее время достигнуты определенные результаты в процессе внедрения ИКТ в деятельность органов исполнительной власти Калининградской области и местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области (далее - органы местного самоуправления).
8. В области здравоохранения более 75% записей на прием к врачу в медицинские учреждения Калининградской области, в том числе на вакцинацию, осуществляются дистанционно. Для 40% граждан сформированы интегрированные электронные медицинские карты, доступные в том числе на ЕПГУ.
9. В последние годы Калининградская область демонстрирует высокую динамику цифровизации сферы образования, в том числе по причине модернизации уже действующих региональных решений. С 2016 года функционирует Единая информационная система, охватывающая все уровни получения образования (дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное). В Калининградской области обеспечен высокий уровень развития ИТ-инфраструктуры в сфере школьного образования. Так, во всех образовательных организациях проведен высокоскоростной интернет, выполнено подключение к единой сети передачи данных, выполнена модернизация локальных вычислительных сетей, все сайты школ переведены на платформу Госвеб.
10. Реализуется активная просветительская работа среди учащихся по вопросам цифровизации и профессиональной ориентации на специальности, связанные с информационными технологиями. Дети активно участвуют в федеральных и региональных образовательных и просветительских проектах: "Урок цифры" (по итогам 2022-2023 учебного года Калининградская область занимает 19-е место в Российской Федерации по активности слушателей), "Код будущего" (по итогам 2022-2023 учебного года - 1852 участника, 36 площадок обучения, Калининградская область входит в десятку самых активных - седьмое место). С 2023 года Калининградская область реализует на своей территории Всероссийский конкурс "Моя профессия - ИТ".
В связи с высокой потребностью в специалистах в сфере ИКТ на постоянной основе ведется работа по повышению интереса к изучению ИКТ: каждый второй девятиклассник Калининградской области выбирает экзамен по информатике. В результате проводимых мер по итогам 2022-2023 учебного года на 50% увеличился прием в организации среднего профессионального образования на специальности в сфере ИКТ. В Калининградской области совместно с ведущими вузами реализуется программа по популяризации специальностей в сфере информационных технологий (далее - ИТ-сфера), утвержденная 31 марта 2023 года заместителем Председателя Правительства Калининградской области - министром цифровых технологий и связи Калининградской области.
11. В целом общее число организаций в Калининградской области, осуществляющих деятельность в сфере информации и связи, на 01 октября 2023 года составило 939 единиц (2,8% всех организаций в Калининградской области). В качестве индивидуальных предпринимателей свою деятельность в этой сфере осуществляют 1544 человека.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 сентября 2022 года N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий", утверждающее порядок государственной аккредитации компаний в сфере информационных технологий (далее - ИТ-компании). Государственная аккредитация позволяет ИТ-компаниям претендовать на получение мер государственной поддержки, в том числе предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 2022 года N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации". В Калининградской области 150 крупнейших ИТ-компаний имеют и подтверждают государственную аккредитацию.
12. В Калининградской области формируется основа для развития цифровой экономики в виде исследовательских компетенций и научных школ. На базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" функционирует образовательно-научный кластер "Институт высоких технологий", выпускники которого активно занимаются развитием ИТ-сферы, инженерии и промышленности. В кластере работают 3 высших школы: компьютерных наук и искусственного интеллекта, нанотехнологий и инженерии, киберфизических систем.
13. Учитывая опережающую динамику развития отрасли информатизации и связи в сравнении с другими отраслями экономики Калининградской области, отрасль может выступать значительным резервом роста внутреннего регионального продукта Калининградской области. Инвестирование в отрасль информатизации и связи дает выраженный мультипликативный эффект для всей экономики Калининградской области.
14. Цели настоящей государственной программы соответствуют целям и задачам основных федеральных документов в области реализации настоящей государственной программы. Настоящая государственная программа нацелена на решение региональных проблем, сдерживающих цифровое развитие в Калининградской области, многие из которых свойственны большинству субъектов Российской Федерации, а именно:
1) инертность общества: недостаточный уровень цифровой грамотности населения и низкий уровень доверия к цифровой среде и цифровым услугам;
2) недостаточный уровень обеспеченности инфраструктурой сотовой связи и мобильной передачи данных в малонаселенных и отдаленных поселениях (цифровое неравенство);
3) недостаточный уровень использования государственных и муниципальных услуг в электронной форме гражданами и организациями;
4) зависимость ИТ-отрасли от импорта элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры (компьютеры, комплектующие, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение);
5) отток квалифицированных кадров в сфере информационных технологий и связи;
6) отсутствие соответствующих современным требованиям образовательных программ, стандартов подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда в условиях цифровой экономики;
7) нехватка финансовых ресурсов для реализации проектов внедрения новых цифровых решений, недостаток адаптированных решений по внедрению проектов цифровизации с учетом региональной специфики.
15. Проблемы, препятствующие цифровой трансформации в Калининградской области, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне Правительства Калининградской области и органов исполнительной власти Калининградской области. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий Правительства Калининградской области, органов исполнительной власти Калининградской области с федеральными органами исполнительной власти.
Глава 2. Описание приоритетов и целей государственной политики Калининградской области в сфере реализации настоящей государственной программы
16. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года N 583 (далее - Стратегия социально-экономического развития Калининградской области), одной из целей государственной политики Калининградской области в сфере ИКТ является осуществление цифровой трансформации государственного управления, а также приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, направленной на устойчивый рост экономики Калининградской области, повышение уровня здравоохранения, образования, производительности труда и регионального валового продукта.
17. Государственная политика Калининградской области по созданию условий для масштабного применения цифровых технологий в социально-экономической деятельности Калининградской области должна реализовываться с учетом положений основных стратегических документов федерального и регионального уровней и направлена на реализацию следующих приоритетов:
1) формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Калининградской области, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;
2) обеспечение безопасности обработки и хранения данных государственных информационных и телекоммуникационных систем в Калининградской области;
3) повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти Калининградской области на основе внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг;
4) создание в Калининградской области условий для развития процессов информатизации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Калининградской области, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений;
5) обеспечение подготовки в Калининградской области высококвалифицированных кадров для цифровой экономики;
6) поддержка ИТ-компаний на территории Калининградской области.
18. Поддержка развития ИТ-сферы требует дополнительных мер, направленных на создание благоприятных налоговых режимов и правового регулирования ведения предпринимательской деятельности.
На территории Калининградской области функционирует Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ), в пределах границ которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Резидентами ОЭЗ могут стать ИТ-компании, соответствующие установленным вышеуказанным Федеральным законом требованиям, в том числе по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, и реализующие в Калининградской области инвестиционный проект в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг в области информационных технологий, научных исследований и разработок. Резиденты ОЭЗ получают налоговые преференции и применяют пониженный тариф страховых взносов.
19. В рамках решения стратегической задачи по развитию сетей связи необходимо обеспечить формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций на территории Калининградской области для обеспечения потребностей государства, бизнеса и граждан.
20. Основным ограничением, влияющим на развитие и доступность современных информационно-коммуникационных услуг, является единственный канал независимой магистральной телекоммуникационной инфраструктуры между Калининградской областью и основной территорией Российской Федерации (подводная волоконно-оптическая линия связи Калининград - Кингисепп).
21. С учетом приоритетов экономической политики, определенных в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области, целями настоящей государственной программы являются:
1) цифровизация сферы государственного управления и оказания государственных услуг;
2) рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность ШПД к сети "Интернет";
3) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;
4) цифровизация процессов обеспечения снижения уличной преступности и повышения безопасности дорожного движения.
Глава 3. Сведения о взаимосвязи приоритетов и целей государственной политики Калининградской области со стратегическими приоритетами, национальными целями и целями Стратегии социально-экономического развития Калининградской области, показателями государственных программ Российской Федерации
22. Настоящая государственная программа разработана во исполнение указов Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года". Данные федеральные акты предъявляют новые требования к дальнейшему развитию отрасли информационных технологий и связи, выраженные в новых задачах, целях и целевых показателях.
23. Для достижения национальной цели "цифровая трансформация" в структуру настоящей государственной программы включены следующие направления деятельности:
1) создание и развитие информационного общества;
2) достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления;
3) реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности населения посредством информационных технологий.
24. В рамках достижения "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления на территории Калининградской области реализуются следующие мероприятия:
1) создание и внедрение информационных систем для повышения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг и повышения эффективности межведомственного взаимодействия;
2) переход на электронный документооборот для работы всех государственных организаций Калининградской области в одном цифровом контуре в интеграции с Системой межведомственного электронного документооборота (МЭДО);
3) создание, развитие и обеспечение функционирования устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения данных Правительства Калининградской области, органов исполнительной власти Калининградской области и подведомственных им учреждений на основе отечественных разработок;
4) приобретение преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами Калининградской области, органами местного самоуправления и областными государственными организациями;
5) реализация проектов Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Калининградской области и программы цифровой трансформации Калининградской области, утвержденной Губернатором Калининградской области 18 января 2023 года.
25. Кроме того, уровень "цифровой зрелости" Калининградской области рассматривается в разрезе государственного управления, здравоохранения, образования, городской среды и транспорта. В целях цифровизации указанных отраслей настоящей государственной программой предусмотрено внедрение соответствующих информационных систем, а также проведение иных мероприятий.
26. В рамках развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Калининградской области планируются следующие мероприятия:
1) обеспечение ШПД к сети "Интернет" отдельных населенных пунктов Калининградской области за счет использования волоконно-оптических линий связи, что непосредственно влияет на достижение показателя национальной цели по росту числа домохозяйств, которым обеспечена возможность ШПД в сеть "Интернет" до 97% к 2030 году;
2) подключение новых участников информационного обмена за счет создания дополнительных узлов связи единой информационно-телекоммуникационной сети Правительства Калининградской области.
27. В целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313, по поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий реализуется внедрение цифровых административных регламентов для оказания региональных услуг, предоставляемых в Калининградской области в электронном виде посредством ведомственных информационных систем.
28. Сведения, рекомендованные федеральными органами исполнительной власти, и дополнительные сведения приведены в приложении к настоящей государственной программе.
Приложение
к государственной программе
Калининградской области
"Цифровая трансформация"
Сведения,
рекомендованные федеральными органами исполнительной власти, и дополнительные сведения
Государственная программа Калининградской области "Цифровая трансформация", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3, в рамках регионального проекта (не входящего в состав национального проекта) "Цифровизация государственных услуг и функций" предусматривает мероприятие по реализации проектов по оказанию региональных услуг в электронном виде посредством ведомственной информационной системы с применением цифровых регламентов путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в соответствии с федеральным проектом "Развитие цифровых и информационных проектов на территории субъектов Российской Федерации". Значение результата предоставления субсидий из федерального бюджета приведено в таблице.
Значение
результата использования субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета областному бюджету на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий
N п/п |
Наименование субсидии и (или) иного межбюджетного трансферта |
Наименование результатов использования субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета |
Значение результата использования субсидии, год |
||
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
Обеспечение оказания региональных услуг в электронном виде в субъектах Российской Федерации посредством ведомственной информационной системы с применением цифровых регламентов |
В субъектах Российской Федерации реализованы проекты по оказанию региональных услуг в электронном виде посредством ведомственной информационной системы с применением цифровых регламентов |
1 |
1 |
1 |
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Результаты реализации государственной программы, действующей с 2019 г., являются фундаментальной основой для реализации мероприятий цифровой трансформации. По федеральным оценкам уровня "цифровой зрелости" Калининградская область значительно улучшила свои позиции и по итогам третьего квартала 2023 г. занимает 35-е место по РФ.
В целях развития базовой технологической инфраструктуры была создана единая информационно-телекоммуникационная сеть Правительства Калининградской области, функционирующая с использованием собственных волоконно-оптических линий связи протяженностью более 39 км, которая объединяет органы власти и государственные учреждения и является основой для организации безопасного информационного обмена в социально значимых государственных информационных системах. Также была завершена работа по созданию и развитию геораспределенного вычислительного аппаратно-программного комплекса (метрокластер), позволяющего обеспечить бесперебойное функционирование свыше 10 государственных информационных систем.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Постановление Правительства Калининградской области от 12 февраля 2024 г. N 56-п "О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 20 января 2022 года N 3 "Об утверждении государственной программы Калининградской области "Цифровая трансформация"
Вступает в силу с 14 февраля 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 февраля 2024 г. N 3900202402140003