Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 18.10.2013 N 744-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 04.04.2014 N 211-па, от 23.07.2014 N 443-па, от 24.02.2015 N 89-па, от 27.02.2015 N 98-па, от 03.07.2015 N 404-па, от 12.08.2015 N 515-па, от 23.12.2015 N 927-па, от 31.12.2015 N 976-па, от 12.05.2016 N 296-па, от 12.08.2016 N 593-па, от 04.10.2016 N 764-па, от 19.12.2016 N 975-па, от 30.12.2016 N 1036-па, от 17.02.2017 N 114-па, от 31.03.2017 N 271-па, от 28.07.2017 N 615-па, от 21.11.2017 N 930-па, от 25.12.2017 N 1093-па, от 27.02.2018 N 148-па, от 06.03.2018 N 176-па, от 10.04.2018 N 303-па, от 09.08.2018 N 651-па, от 03.12.2018 N 959-па, от 28.12.2018 N 1079-па, от 06.03.2019 N 180-па, от 14.05.2019 N 410-па, от 01.08.2019 N 716-па, от 15.08.2019 N 769-па, от 22.10.2019 N 1013-па, от 28.11.2019 N 1180-па, от 25.12.2019 N 1340-па, от 25.03.2020 N 294-па, от 13.11.2020 N 1128-па, от 30.12.2020 N 1438-па, от 26.03.2021 N 284-па, от 27.05.2021 N 549-па, от 03.08.2021 N 795-па, от 20.10.2021 N 1094-па, от 14.12.2021 N 1346-па, от 27.12.2021 N 1466-па, от 28.03.2022 N 301-па, от 30.09.2022 N 1086-па, от 30.12.2022 N 1678-па, в редакции постановлений Правительства Курской области от 29.03.2023 N 371-пп, от 29.12.2023 N 1473-пп).
2. Министерству сельского хозяйства Курской области разместить государственную программу Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель Губернатора |
А.Б. Смирнов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Курской области
от 15.02.2024 N 114-пп
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области"
Государственную программу Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Курской области
от 18.10.2013 N 744-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 15.02.2024 N 114-пп)
Государственная программа Курской области
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области"
(далее - государственная программа)
Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются одной из ведущих системообразующих сфер экономики Курской области, формирующей агропродовольственный рынок, экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Доля агропромышленного комплекса в структуре валового регионального продукта области составляет 25%.
В результате реализации комплекса мер по развитию сельского хозяйства улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий и агротуризму, мощный импульс получило развитие предпринимательства, возросла доля сельскохозяйственной продукции местного производства, реализуемой на потребительском рынке.
Производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2022 году составило 238 млрд. рублей.
По объёмам производства продукции сельского хозяйства Курская область занимает 3 место в Центральном федеральном округе.
Более 77% сельскохозяйственной продукции производится в сельскохозяйственных организациях, растет доля продукции, производимой в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2022 году составил 118,9 процента по отношению к уровню 2021 года.
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2022 году составил 122,6 процента по отношению к уровню 2021 года.
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2022 году составил 118,9 процента по отношению к уровню 2021 года.
По производству основных видов продукции сельского хозяйства Курская область занимает ведущие позиции не только в Центральном федеральном округе, но в целом по стране.
Производство зерна в 2022 году составило 5,7 млн. тонн в весе после доработки. Это второй результат в Центральном федеральном округе.
Получено 4,5 млн. тонн сахарной свеклы, что дало возможность сахарным заводам выработать 461 тыс. тонн сахара.
Производство масличных культур составило более 1,2 млн. тонн, что на 25 процентов превысило уровень 2021 года.
В хозяйствах всех категорий произведено 343 тыс. тонн картофеля, 101 тыс. тонн овощей, что достаточно для обеспечения потребностей жителей области в этой продукции.
Положительная динамика складывается и в отрасли животноводства.
По итогам 2022 года в регионе произведено 666 тысяч тонн мяса, что на 10 процентов превышает показатель 2021 года. По объему производства мяса Курская область занимает 3 место в России, а по производству свинины - 2 место.
Одним из приоритетных направлений в регионе является отрасль молочного животноводства. По итогам 2022 года в хозяйствах всех категорий произведено 437 тысяч тонн молока. Темп роста составил 122%. Увеличение производства молока связано с выходом на проектную мощность всех животноводческих комплексов и ростом молочной продуктивности коров. По итогам 2022 года надой молока на одну корову в сельскохозяйственных предприятиях составил 9256 кг - это 2 результат в ЦФО.
Значительная сырьевая база способствует развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. В рамках функционирования перерабатывающих предприятий решается задача не только по наращиванию производства продовольствия, но и задачи по повышению его конкурентоспособности за счет внедрения современных технологий и использования нового оборудования, доведению готового продукта до конечного потребителя, формированию экспортного потенциала.
За 2022 год объем отгруженной продукции составил 201 млрд. рублей с ростом в 1,2 раза к уровню 2021 года.
По данным Росстата индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2022 году составил 110,6 процентов по отношению к уровню 2021 года.
В 2022 году в регионе обеспечено производство 570,8 тыс. тонн мяса и субпродуктов с ростом на 9,5% к 2021 году - это 2 место в ЦФО, закуплено и переработано 216 тыс. тонн молока с ростом на 19,0% к 2021 году. Значительный рост получен по производству сыров, который составил 119%.
В масложировой отрасли благодаря реализации крупного инвестиционного проекта по глубокой переработке масличных культур ООО "Курскагротерминал" производство растительных масел увеличилось более чем в 17 раз до 79 тыс. тонн, жмыхов и прочих твердых остатков растительных жиров и масел - в 4 раза до 198 тыс. тонн.
По итогам 2022 года производство комбикормов составило 1 млн. 557 тыс. тонн с ростом в 1,8 раза к уровню 2021 года - это 3 место в ЦФО.
По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2022 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий составила 21,2 процента.
Рост объемов производимой продукции, стабильное финансово-экономическое состояние сельхозпредприятий региона позволяют увеличивать размер среднемесячной заработной платы в отрасли.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства за 2022 год составила 49570 рублей, что на 16,5 процента выше показателя 2021 года. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за 2022 год составила 51 760 рублей, что на 15,7 процента выше показателя 2021 года.
По уровню среднемесячной заработной платы в сельхозпроизводстве область занимает 2 место в Центральном федеральном округе.
Основными ограничениями (проблемами) в сфере реализации государственной программы на текущем этапе являются:
технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;
недостаточный уровень развития НИОКР и селекционной деятельности;
недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;
ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам в условиях возрастающей монополизации торговых сетей;
необходимость сохранения темпов социально-экономического развития сельских территорий с целью предотвращения оттока населения, закрепления молодых специалистов на селе.
Динамика развития агропромышленного комплекса до 2030 года будет неразрывно связана с формированием и реализацией комплекса мер, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей области в условиях санкционных ограничений и обеспечения ускоренного конкурентного импортозамещения, а также наращивание экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса Курской области.
В прогнозном периоде в агропромышленном комплексе области будут преобладать следующие тенденции:
увеличение инвестиций в повышение плодородия почв, эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Курской области, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;
экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов;
развитие экспортного потенциала Курской области.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопившихся в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на увеличение валового регионального продукта, повышение уровня жизни в сельской местности и уровня самообеспечения продовольственными продуктами области и, таким образом, обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития области в рассматриваемой перспективе.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Основные направления, стратегические цели государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717;
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р;
Закон Курской области от 14 декабря 2020 года N 100-ЗКО "О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года".
Приоритетами и целями государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;
развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с внедрением инноваций;
развитие мелиоративного комплекса, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе;
цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса, в том числе внедрение технологий искусственного интеллекта в агропромышленный комплекс;
селекция и генетика;
внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы, определяющих конкурентоспособность продукции, с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по районам области;
создание благоприятного инвестиционного климата в сфере сельского хозяйства;
обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни;
формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия.
Государственная политика в агропромышленном комплексе Курской области к 2030 году трансформируется, так как единая цифровая платформа учета предоставления данных, услуг и сервисов в комплексе позволит прогнозировать развитие и риски в агропромышленном комплексе, в том числе экономические, социальные и климатические.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасти экономики и сфере государственного управления Курской области
Цель 1 государственной программы 1 - достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 108,0 процента по отношению к уровню 2020 года.
В рамках намеченной цели предполагается решить следующие задачи:
обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона в целях обеспечения продовольственной безопасности;
внедрение современных инновационных технологий ведения сельского хозяйства для повышения экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий;
увеличение объемов производства продукции растениеводства и животноводства;
обеспечение обновления тракторов, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях;
развитие агропромышленного комплекса региона в целях повышения конкурентоспособности производимой продукции, усиления импортозамещения и выхода на новые товарные рынки;
создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе;
развитие мелиоративного комплекса Курской области и создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
предупреждение и ликвидация болезней животных с целью обеспечения безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении и защита населения от болезней, общих для человека и животных;
обеспечение условий для создания новых субъектов микро- и малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности, в том числе в сфере сельского туризма;
развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации, а также необходимость совершенствования учета продукции, производимой хозяйствами населения.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) по отношению к уровню 2020 года в объеме 108,0 процента к 2030 году.
Цель 2 государственной программы - достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 122,9 процента по отношению к уровню 2020 года.
В рамках намеченной цели предполагается решить следующие задачи:
развитие перерабатывающих мощностей с целью расширения объемов производства и переработки сырья и увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью;
увеличение перерабатывающих мощностей, создание новых товарных направлений и групп, реализация мероприятий по обеспечению поддержки продвижения экспорта сырья и продукции агропромышленного комплекса;
развитие глубокой переработки зерна с целью повышения выхода готовой продукции с единицы зернового сырья.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) по отношению к уровню 2020 года в объеме 122,9 процента к 2030 году.
Цель 3 государственной программы - достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 64 270 рублей.
В рамках намеченной цели предполагается решить следующие задачи:
повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, стимулирование инновационного развития отрасли;
создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров, способных организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития отрасли;
создание возможностей дополнительного образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированного на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса;
обеспечение устойчивого роста доходов населения не ниже уровня инфляции.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в размере 64 270 рублей к 2030 году.
Цель 4 государственной программы - достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,3059 млрд. долларов США к концу 2024 года.
В рамках намеченной цели предполагается решить следующие задачи:
создание новой товарной массы продукции агропромышленного комплекса, в том числе с высокой добавленной стоимостью;
создание экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, системы продвижения агропромышленного комплекса на внешние рынки.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 0,3059 млрд. долларов США к концу 2024 года.
Способами решения намеченных задач являются:
реализация регионального проекта "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса";
реализация регионального проекта "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе";
реализация регионального проекта "Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства";
реализация регионального проекта "Развитие сельского туризма";
реализация регионального проекта "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения";
реализация регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";
реализация регионального проекта "Развитие экспорта продукции АПК";
реализация комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Курской области";
реализация комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности комитета ветеринарии Курской области, государственных учреждений и мероприятий в сфере ветеринарии, а также деятельности по обращению с животными без владельцев".
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Государственная программа Курской области способствует реализации национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" путем решения задач, предусмотренных государственной программой.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Курской области от 15 февраля 2024 г. N 114-пп "О внесении изменений в государственную программу Курской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области"
Вступает в силу с 15 февраля 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "Региональное информационное агентство "Курск" (riakursk.ru) 15 февраля 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 20 февраля 2024 г. N 4600202402200002
Курская правда, 20 февраля 2024 г. N 19