Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента
Российской Федерации
от 15 февраля 2024 г. N 124
Перечень
изменений, вносимых в Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".".
2. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Положения настоящей Стратегии должны учитываться при реализации следующих документов:
а) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы;
б) национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" и иные национальные проекты;
в) федеральные проекты, в рамках реализации которых возможно использование технологий искусственного интеллекта;
г) государственные программы Российской Федерации;
д) программно-целевые документы, эффективность реализации которых может быть повышена за счет использования технологий искусственного интеллекта;
е) "дорожная карта" развития высокотехнологичного направления "Искусственный интеллект" на период до 2030 года;
ж) планы мероприятий ("дорожные карты") Национальной технологической инициативы;
з) проекты, обеспечивающие достижение целей и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти.".
3. В пункте 5:
а) в подпункте "а":
слова "самообучение и" исключить;
слова ", как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека" заменить словами "с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их";
б) в подпункте "б" слова "технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая" заменить словами "совокупность технологий, включающая в себя";
в) подпункт "г" признать утратившим силу;
г) подпункт "д" изложить в следующей редакции:
"д) набор данных - состав данных, которые структурированы или сгруппированы по определенным признакам, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и необходимы для разработки программ для электронных вычислительных машин на основе искусственного интеллекта;";
д) подпункты "ж" и "к" признать утратившими силу;
е) в подпункте "л" слова "в сети "Интернет" заменить словами "в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет")";
ж) дополнить подпунктами "н" - "ц" следующего содержания:
"н) большие генеративные модели - модели искусственного интеллекта, способные интерпретировать (предоставлять информацию на основании запросов, например об объектах на изображении или о проанализированном тексте) и создавать мультимодальные данные (тексты, изображения, видеоматериалы и тому подобное) на уровне, сопоставимом с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящем их;
о) большие фундаментальные модели - модели искусственного интеллекта, являющиеся основой для создания и доработки различных видов программного обеспечения, обученные распознаванию определенных видов закономерностей, содержащие не менее 1 млрд. параметров и применяемые для выполнения большого количества различных задач;
п) исходные данные - информация, описывающая событие, явление или их сущность, а также их совокупность, представленная в виде, пригодном для обработки с использованием искусственного интеллекта или с применением автоматизированного анализа;
р) модель искусственного интеллекта - программа для электронных вычислительных машин (ее составная часть), предназначенная для выполнения интеллектуальных задач на уровне, сопоставимом с результатами интеллектуального труда человека или превосходящем их, использующая алгоритмы и наборы данных для выведения закономерностей, принятия решений или прогнозирования результатов;
с) отказоустойчивость - способность технической системы сохранять работоспособность при отказе одной или нескольких ее составных частей;
т) параметры модели искусственного интеллекта - числовые значения, определяющие работу модели искусственного интеллекта, в частности выведение закономерностей, принятие решений или прогнозирование результатов;
у) промышленные данные - информация, создаваемая и обрабатываемая в производственных и технологических процессах выпуска промышленной продукции;
ф) решение в области искусственного интеллекта - совокупность аппаратных и (или) программных средств, предназначенных для выполнения с использованием технологий искусственного интеллекта прикладных задач и повышения эффективности деятельности организаций, органов публичной власти, под которыми понимаются органы государственной власти, иные государственные органы, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" (далее - органы федеральной территории "Сириус"), органы местного самоуправления, а также для повышения производительности труда;
х) сильный искусственный интеллект - тип искусственного интеллекта, который способен выполнять различные задачи, взаимодействовать с человеком и самостоятельно (без участия человека) адаптироваться к изменяющимся условиям;
ц) доверенные технологии искусственного интеллекта - технологии, отвечающие стандартам безопасности, разработанные с учетом принципов объективности, недискриминации, этичности, исключающие при их использовании возможность причинения вреда человеку и нарушения его основополагающих прав и свобод, нанесения ущерба интересам общества и государства.".
4. Дополнить пунктом 17 1 следующего содержания:
"17 1. Искусственный интеллект является одной из самых важных технологий, которые доступны человеку в настоящее время: уже сейчас благодаря искусственному интеллекту происходит рост мировой экономики, ускорение инноваций во всех областях науки, повышение качества жизни населения, доступности и качества медицинской помощи, качества образования, производительности труда и качества отдыха.".
5. Дополнить пунктом 17 2 следующего содержания:
"17 2. Технологии искусственного интеллекта являются областью международной конкуренции. Технологическое лидерство в области искусственного интеллекта может позволить государствам достичь значимых результатов по основным направлениям социально-экономического развития.".
6. Дополнить пунктом 17 3 следующего содержания:
"17 3. В конце 2010-х годов органы власти развитых стран стали уделять особое внимание развитию технологий искусственного интеллекта. К настоящему времени более 60 стран разработали и утвердили собственные национальные стратегии развития искусственного интеллекта.".
7. Дополнить пунктом 17 4 следующего содержания:
"17 4. В 2022 - 2023 годах в мире произошел новый скачок в развитии технологий искусственного интеллекта благодаря совершенствованию больших генеративных моделей в области языка, изображений (включая видеоизображения) и звука. Большие фундаментальные модели уже сейчас способны писать программные коды по техническим заданиям, сочинять поэмы на заданную тему, давать точные и понятные ответы на тестовые вопросы различных уровней сложности, в том числе из образовательных программ. Модели искусственного интеллекта за секунды создают изображения на любую тему по заданному текстовому описанию или наброску, что создает угрозу распространения запрещенной информации, нарушения авторских прав и генерации ошибочных сведений.".
8. Дополнить пунктом 17 5 следующего содержания:
"17 5. Искусственный интеллект окажет существенное влияние на экономический рост в мире. По оценкам экспертов, дальнейшее развитие больших генеративных моделей может вызвать резкое повышение производительности труда, которое приведет к увеличению мирового валового внутреннего продукта на 1 - 2 процента ежегодно и позволит повысить оплату труда специалистов во всех отраслях экономики за счет увеличения объема выпуска продукции (товаров, работ, услуг) и улучшения ее качества. Таким образом, использование искусственного интеллекта позволит обеспечить переход Российской Федерации к типу организации экономических отношений, при котором высокие темпы роста производительности труда в связи с использованием и внедрением новых технологий стимулируют работодателей к существенному увеличению доли высококвалифицированных специалистов в общей численности работников ("экономика высоких зарплат").".
9. Дополнить пунктом 17 6 следующего содержания:
"17 6. Ежегодно увеличивается в несколько раз количество параметров в моделях искусственного интеллекта. В частности, передовые модели искусственного интеллекта в 2019 году содержали не более 1,5 млрд. параметров, а некоторые модели искусственного интеллекта, представленные в 2022 году, содержат уже более 1 трлн. параметров.".
10. Дополнить пунктом 17 7 следующего содержания:
"17 7. Срок перехода от научного или прикладного исследования к созданию продукта в последние годы стремительно сократился. Например, сейчас организации - разработчики поисковых систем объявляют об интеграции больших фундаментальных моделей в свои продукты всего через несколько недель после публикации научных статей на данную тему.".
11. Дополнить пунктом 17 8 следующего содержания:
"17 8. В мире существенно увеличилась доля организаций, которые применяют искусственный интеллект для повышения эффективности бизнес-процессов. По данным опросов, проведенных консалтинговыми компаниями, в развитых странах 50-60 процентов всех крупных организаций используют искусственный интеллект.".
12. Дополнить пунктом 17 9 следующего содержания:
"17 9. Между государствами усилилась конкуренция в области искусственного интеллекта, что выражается в создании препятствий для импорта передовых технологий микроэлектроники, привлечения квалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта из других государств, а также во введении ограничений на свободное распространение технологий. Вместе с тем усиливаются риски возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков решений в области искусственного интеллекта.".
13. Дополнить пунктом 17 10 следующего содержания:
"17 10. Развитие технологий искусственного интеллекта, как показывает опыт государств - лидеров в области искусственного интеллекта (Китай, США), сопровождается существенным увеличением государственных инвестиций в их развитие, а также в разработку прикладных решений в области искусственного интеллекта.".
14. Дополнить пунктом 17 11 следующего содержания:
"17 11. Компании, разрабатывающие технологии искусственного интеллекта, каждый год привлекают миллиарды долларов США в качестве инвестиций. В 2022 году объем венчурных и прямых инвестиций в такие компании составил 92 млрд. долларов США (рост в 1,7 раза с 2019 года).".
15. Дополнить пунктом 17 12 следующего содержания:
"17 12. Ежегодно увеличивается количество работников, занятых в области искусственного интеллекта: в США уже 2 процента всех публикуемых вакансий связано с работой в области искусственного интеллекта. В Канаде, Австралии, европейских государствах этот показатель находится на уровне 0,7 - 1,5 процента, но также увеличивается каждый год. В России данный показатель составляет 1 процент.".
16. Дополнить пунктом 17 13 следующего содержания:
"17 13. К IV кварталу 2023 г. в Российской Федерации были достигнуты значимые результаты в области искусственного интеллекта, в том числе:
а) в сфере развития компетенций и подготовки кадров образовательными организациями высшего образования разработано более 100 образовательных программ высшего образования по профилю "искусственный интеллект", в 2022 - 2023 годах более 30 тыс. педагогических работников повысили квалификацию в области искусственного интеллекта, у талантливых учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы, появилась возможность пройти подготовку на курсах по основам искусственного интеллекта (в 2022 - 2023 годах более 40 тыс. учащихся приняли участие в программе проектного обучения школьников в области искусственного интеллекта), также в 2021 - 2023 годах проводились направленные на стимулирование интереса общества к теме искусственного интеллекта конкурсы (хакатоны) по выполнению задач и поиску лучших решений в области искусственного интеллекта, в которых приняли участие более 30 тыс. человек;
б) в сфере разработки решений в области искусственного интеллекта оказываемая государственная поддержка направлена на создание отечественных решений, например организации, разработавшие более 800 проектов в этой области, получили от государства гранты на реализацию бизнес-модели, развитие продукта, прохождение акселерации. Благодаря такой поддержке в Российской Федерации функционирует более 1 тыс. организаций-разработчиков, создающих инновационные решения в области искусственного интеллекта;
в) в сфере науки созданы шесть исследовательских центров в области искусственного интеллекта на базе ведущих отечественных образовательных организаций высшего образования и научных организаций (федеральные государственные автономные образовательные учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", "Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)", "Национальный исследовательский университет ИТМО", автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования "Сколковский институт науки и технологий", автономная некоммерческая организация высшего образования "Университет Иннополис", федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт системного программирования имени В.П. Иванникова Российской академии наук), в которых работают ученые, регулярно представляющие результаты своей работы на научных конференциях мирового уровня. В исследовательских центрах работает более 50 процентов российских ученых, работы которых публикуются на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А*;
г) в сфере внедрения технологий искусственного интеллекта более 30 процентов организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики, применяют технологии искусственного интеллекта для выполнения прикладных задач, в социальной сфере эти технологии используются, например, в российских медицинских организациях для заполнения медицинской документации голосом, что позволяет в среднем экономить до 35 процентов рабочего времени врача, в сфере обеспечения правопорядка в российских городах применяются камеры видеонаблюдения с технологией распознавания лиц;
д) в сфере развития технологической инфраструктуры российскими организациями были созданы новые суперкомпьютеры, которые используются для машинного обучения, в настоящий момент семь российских суперкомпьютеров входит в перечень 100 самых мощных в мире.".
17. Дополнить пунктом 17 14 следующего содержания:
"17 14. По итогам 2023 года в Российской Федерации созданы необходимые правовые условия для достижения целей, выполнения основных задач и реализации мер, предусмотренных настоящей Стратегией:
а) Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года;
б) сняты отдельные административно-правовые барьеры, препятствовавшие внедрению технологий искусственного интеллекта в отдельных областях, включая здравоохранение, транспорт, государственно-частное партнерство и другие области;
в) принят Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, создана Комиссия по реализации Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта и определены уполномоченные по этике в каждой организации, подписавшей данный Кодекс (по состоянию на ноябрь 2023 г. 43 федеральных органа исполнительной власти, 17 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более 330 российских организаций и 23 иностранные организации присоединились к Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта как стандарту, признанному на международном уровне);
г) сформирована система регулирования общественных отношений в области искусственного интеллекта посредством публикации негосударственных актов рекомендательного характера ("мягкое право").".
18. Дополнить пунктом 17 15 следующего содержания:
"17 15. Российскими организациями создаются модели искусственного интеллекта мирового уровня, в том числе в области генерации изображений, генерации и обработки текстов на русском и английском языках, медицины, генетики.".
19. Дополнить пунктом 17 16 следующего содержания:
"17 16. Изменение экономической ситуации, односторонние ограничительные меры недружественных иностранных государств и иные изменения рыночной конъюнктуры, которые произошли в 2022 - 2023 годах, определили новые вызовы для Российской Федерации:
а) нехватка вычислительных мощностей, недостаточное развитие отечественных решений в области искусственного интеллекта, включая программно-аппаратные комплексы и электронную компонентную базу;
б) дефицит высококвалифицированных специалистов и инновационных разработок в области искусственного интеллекта;
в) низкий уровень внедрения технологий искусственного интеллекта в государственном управлении;
г) нехватка кадров для обеспечения массового внедрения технологий искусственного интеллекта;
д) недостаточное субсидирование организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, и недостаток частных инвестиций в их развитие, в том числе на этапах предоставления венчурного финансирования, разработки концепции, проведения исследований, тестирования, промышленной разработки и эксплуатации технологий искусственного интеллекта;
е) нормативные барьеры, препятствующие внедрению технологий искусственного интеллекта в отдельных отраслях экономики, включая отсутствие методологической базы для обеспечения систем искусственного интеллекта достоверными исходными данными;
ж) необходимость обеспечения безопасности при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта;
з) необходимость обеспечения защиты персональных данных и иной информации ограниченного доступа, объектов интеллектуальных прав при создании и обучении моделей искусственного интеллекта;
и) ограничение доступа к технологиям искусственного интеллекта в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны недружественных иностранных государств и введением ими односторонних ограничительных мер;
к) возникновение в сфере разработки, создания и использования технологий искусственного интеллекта новых типов угроз информационной безопасности, нехарактерных для других сфер применения информационных технологий;
л) дополнительные международные барьеры, препятствующие развитию искусственного интеллекта в России и ограничивающие международное сотрудничество со стороны граждан и организаций недружественных иностранных государств.".
20. Пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Основными принципами развития и использования технологий искусственного интеллекта, соблюдение которых обязательно при реализации настоящей Стратегии, являются:
а) защита прав и свобод человека: обеспечение защиты прав и свобод человека, гарантированных законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе права на труд, и предоставление гражданам возможности получать знания и приобретать навыки для успешной адаптации к условиям цифровой экономики;
б) безопасность: недопустимость использования искусственного интеллекта в целях умышленного причинения вреда гражданам и организациям, предупреждение и минимизация рисков возникновения негативных последствий использования технологий искусственного интеллекта (в том числе несоблюдения конфиденциальности персональных данных и раскрытия иной информации ограниченного доступа), а также использование искусственного интеллекта в целях обеспечения информационной безопасности;
в) прозрачность: объяснимость работы искусственного интеллекта и процесса достижения им результатов, недискриминационный доступ пользователей продуктов, которые созданы с использованием технологий искусственного интеллекта, к информации о применяемых в этих продуктах алгоритмах работы искусственного интеллекта;
г) технологический суверенитет: обеспечение необходимого уровня самостоятельности Российской Федерации в области искусственного интеллекта, в том числе посредством преимущественного использования отечественных технологий искусственного интеллекта и решений в области искусственного интеллекта, в долгосрочной перспективе обеспечение развития искусственного интеллекта на отечественных программно-аппаратных комплексах;
д) целостность инновационного цикла: обеспечение тесного взаимодействия научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта (в том числе фундаментальных) с реальным сектором экономики;
е) наиболее эффективное использование технологий искусственного интеллекта: применение в приоритетном порядке действующих механизмов реализации государственной политики в научно-технической области и других областях;
ж) поддержка конкуренции: развитие рыночных отношений и недопустимость действий, направленных на монополизацию и ограничение конкуренции между российскими организациями, осуществляющими деятельность в области искусственного интеллекта;
з) открытость и доступность: недопущение ограничения доступа организаций - разработчиков отечественных технологий искусственного интеллекта, граждан, организаций, осуществляющих деятельность в различных отраслях экономики и социальной сферы (далее - отраслевые организации), к таким технологиям, за исключением технологий в сферах государственного и муниципального управления и оборонно-промышленного комплекса;
и) преемственность: обеспечение постепенного перехода органов публичной власти к использованию технологий искусственного интеллекта;
к) защищенность: безопасность и правовая охрана технологий искусственного интеллекта, разграничение ответственности организаций - разработчиков и пользователей технологий искусственного интеллекта исходя из характера и степени причиненного вреда, а также защита указанных пользователей от противоправного применения технологий искусственного интеллекта;
л) достоверность исходных данных: методологическое и технологическое обеспечение достоверности исходных данных, способствующее минимизации или устранению угрозы негативного воздействия на них.".
21. Раздел IV признать утратившим силу.
22. В разделе V:
а) пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Основными задачами развития искусственного интеллекта в Российской Федерации являются:
а) повышение доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта;
б) поддержка организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта;
в) поддержка научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта;
г) повышение уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта;
д) стимулирование внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы;
е) обязательное внедрение доверенных технологий искусственного интеллекта в тех областях его использования, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации;
ж) создание комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, обеспечение безопасности применения таких технологий;
з) укрепление международного сотрудничества в области использования технологий искусственного интеллекта.";
б) пункты 25 - 28 признать утратившими силу;
в) дополнить пунктом 28 1 следующего содержания:
"28 1. Основными показателями, характеризующими достижение целей, указанных в пункте 23 настоящей Стратегии, являются:
а) совокупная максимальная мощность всех суперкомпьютеров, которые размещены на территории Российской Федерации, в которых используются технологии искусственного интеллекта и которые оснащены графическими процессорами, необходимыми для обучения моделей искусственного интеллекта (рассчитанная по методике, аналогичной рейтингу суперкомпьютеров "Топ-500"), в 2030 году должна вырасти не менее чем до 1 экзафлопса по сравнению с 0,073 экзафлопса в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 24 настоящей Стратегии);
б) совокупный прирост валового внутреннего продукта за счет использования технологий искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 11,2 трлн. рублей накопленным итогом по сравнению с 0,2 трлн. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в пункте 24 настоящей Стратегии);
в) ежегодный объем оказанных услуг по разработке и реализации решений в области искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 60 млрд. рублей по сравнению с 12 млрд. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "б", "д", "е" и "з" пункта 24 настоящей Стратегии);
г) количество публикаций российских авторов на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А* в 2030 году должно вырасти не менее чем до 450 публикаций в год по сравнению со 113 публикациями в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "в" пункта 24 настоящей Стратегии);
д) количество публикаций российских авторов в журналах первого квартиля "Белого списка" в 2030 году должно вырасти не менее чем до 450 публикаций в год по сравнению со 103 публикациями в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "в" пункта 24 настоящей Стратегии);
е) численность выпускников образовательных организаций, освоивших образовательные программы высшего образования в области искусственного интеллекта, в 2030 году должна вырасти не менее чем до 15 500 человек в год по сравнению с 3048 выпускниками в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "г" пункта 24 настоящей Стратегии);
ж) доля работников, имеющих навыки использования технологий искусственного интеллекта, в общей численности работников в 2030 году должна вырасти не менее чем до 80 процентов по сравнению с 5 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 24 настоящей Стратегии);
з) уровень доверия граждан к технологиям искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 80 процентов по сравнению с 55 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задачи, указанной в подпункте "г" пункта 24 настоящей Стратегии);
и) доля приоритетных отраслей экономики с высоким значением индекса готовности к внедрению технологий искусственного интеллекта в 2030 году должна вырасти не менее чем до 95 процентов по сравнению с 12 процентами в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "б", "г" - "ж" пункта 24 настоящей Стратегии);
к) объем затрат организаций на внедрение и использование технологий искусственного интеллекта в 2030 году должен вырасти не менее чем до 850 млрд. рублей в год по сравнению со 123 млрд. рублей в 2022 году (в рамках выполнения задач, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 24 настоящей Стратегии).";
г) подразделы "Поддержка научных исследований в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта" - "Создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта" признать утратившими силу;
д) дополнить подразделами следующего содержания:
"Повышение доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта
51 1. Основными направлениями повышения доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий искусственного интеллекта, являются:
а) формирование гарантированного спроса на услуги поставщиков облачных вычислений по предоставлению вычислительных мощностей;
б) обеспечение доступа на льготных условиях научных работников, организаций - разработчиков программного обеспечения и отраслевых организаций к вычислительным мощностям, необходимым для разработки технологий искусственного интеллекта;
в) обеспечение доступа на льготных условиях обучающихся в образовательных организациях к вычислительным мощностям, необходимым для выполнения задач в области искусственного интеллекта;
г) поддержка и стимулирование поставщиков услуг облачных вычислений для выполнения задач в области искусственного интеллекта, в том числе предоставление льгот по тарифам на электроэнергию, кредитов на закупку оборудования со сниженной процентной ставкой, льгот при технологическом присоединении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, ускоренная амортизация оборудования;
д) кооперация с государствами-партнерами в сфере вычислительных мощностей для выполнения задач в области искусственного интеллекта;
е) дальнейшее развитие отрасли электронной и радиоэлектронной промышленности для выполнения задач в области искусственного интеллекта, в том числе обеспечение в 2030 году массового производства на территории Российской Федерации конкурентоспособных микропроцессоров, применяемых в области искусственного интеллекта (включая нейроморфные и тензорные микропроцессоры), сопутствующего оборудования для сбора, обработки и высокоскоростной передачи данных, а также создание сложных программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих формирование вычислительной инфраструктуры для выполнения задач с использованием искусственного интеллекта;
ж) создание отказоустойчивых и катастрофоустойчивых сетей связи, обеспечивающих взаимодействие информационных систем, в которых обрабатываются данные, необходимые для разработки и совершенствования технологий искусственного интеллекта;
з) регулярный мониторинг спроса и предложения на российском рынке вычислительной инфраструктуры, необходимой для выполнения задач с использованием искусственного интеллекта, а также обеспечение сбалансированности таких спроса и предложения;
и) формирование органами публичной власти, коммерческими и некоммерческими организациями полных и актуальных наборов данных, в том числе в соответствии с приоритетами развития отечественной промышленности, культуры, науки и образования, государственного и муниципального управления.
Поддержка организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта
51 2. Основными направлениями оказания поддержки организациям - разработчикам технологий искусственного интеллекта являются:
а) государственная поддержка таких организаций (включая предоставление грантов), в том числе в целях дальнейшего совершенствования их продуктов и выхода на новые рынки;
б) обеспечение беспрепятственного привлечения инвестиций в развитие таких организаций на всех этапах их функционирования;
в) развитие навыков технологического предпринимательства в области искусственного интеллекта, в том числе разработка и поддержка акселерационных программ, проведение лекций и реализация иных инициатив в этой области в ведущих российских образовательных организациях высшего образования;
г) государственная поддержка коллективов, разрабатывающих решения в области искусственного интеллекта, в целях стимулирования к коммерциализации полученных ими результатов интеллектуальной деятельности в области искусственного интеллекта;
д) выявление и продвижение лучших отечественных организаций - разработчиков технологий искусственного интеллекта, в том числе путем создания системы эталонных метрик для оценки качества решений в области искусственного интеллекта;
е) использование единого механизма размещения в сети "Интернет" сведений о технологических компаниях, осуществляющих разработку и использование технологий искусственного интеллекта, в целях повышения информированности о них инвесторов и потребителей инновационной продукции (товаров, работ, услуг);
ж) совершенствование системы грантовой поддержки в области искусственного интеллекта, включая критерии отбора получателей такой поддержки;
з) разработка отечественных открытых библиотек искусственного интеллекта;
и) содействие созданию на территории Российской Федерации российских репозиториев данных и решений в области искусственного интеллекта, а также обеспечение доступа к указанным репозиториям.
Поддержка научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта
51 3. Основными направлениями поддержки научных исследований и разработок в целях обеспечения опережающего развития искусственного интеллекта являются:
а) реализация инновационных задач в области искусственного интеллекта, в том числе по разработке и адаптации больших фундаментальных моделей для их применения в отраслях экономики, по формированию условий для создания сильного искусственного интеллекта, повышения доступности искусственного интеллекта в целях его использования в повседневной жизни путем поддержки и создания новых исследовательских центров в области искусственного интеллекта;
б) стимулирование научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;
в) увеличение по сравнению с 2023 годом объема финансирования междисциплинарных исследовательских проектов в области искусственного интеллекта в различных отраслях экономики, а также в других областях науки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;
г) увеличение по сравнению с 2023 годом объема финансирования научных исследований и разработок технологий искусственного интеллекта и технологий, в которых в качестве инструмента для выполнения научных и прикладных задач используются технологии искусственного интеллекта, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;
д) стимулирование организаций к проведению научных исследований в области искусственного интеллекта в собственных лабораториях и научных подразделениях, создаваемых в том числе на базе ведущих образовательных и научных организаций;
е) повышение привлекательности научной карьеры в области искусственного интеллекта для обучающихся по образовательным программам высшего образования и молодых ученых, в том числе посредством выплаты стипендий Президента Российской Федерации;
ж) разработка новых способов и инструментов формирования больших фундаментальных моделей для развития фундаментальных основ технологий искусственного интеллекта, а также разработка новых архитектур таких моделей;
з) обеспечение качественного развития российской науки в области искусственного интеллекта;
и) поддержка проведения фундаментальных научных исследований в области искусственного интеллекта, направленных в том числе на анализ последствий широкомасштабного внедрения технологий искусственного интеллекта, оценку его влияния на когнитивные способности человека, рисков замещения человеческого труда искусственным интеллектом;
к) формирование единого механизма взаимодействия научных групп по вопросам исследований в области искусственного интеллекта.
51 4. Качественное развитие российской науки в области искусственного интеллекта должно осуществляться путем:
а) закрепления показателей отнесения научных исследований в области искусственного интеллекта к высокому уровню (публикации на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А*) и среднему уровню (публикации на конференциях в области искусственного интеллекта уровня А и в научных журналах первого квартиля "Белого списка");
б) установления возможности корректировать программы исследований по искусственному интеллекту на ежегодной основе.
Повышение уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта
51 5. Основными направлениями повышения уровня компетенций в области искусственного интеллекта и уровня информированности граждан о технологиях искусственного интеллекта являются:
а) внедрение в образовательных организациях высшего образования комплексной системы подготовки квалифицированных кадров в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта;
б) развитие навыков создания моделей искусственного интеллекта, в том числе на основе передовых научных достижений, у специалистов в области искусственного интеллекта;
в) развитие навыков использования технологий искусственного интеллекта у выпускников образовательных организаций высшего образования посредством включения модулей по искусственному интеллекту в каждую образовательную программу (с учетом особенностей, связанных с отраслевой принадлежностью и направлениями подготовки);
г) развитие навыков сбора достоверной информации о событиях, явлениях и процессах в целях использования такой информации для развития технологий искусственного интеллекта;
д) повышение качества математического и естественно-научного образования, включая информатику, а также качества обучения основам искусственного интеллекта (в рамках как основных, так и дополнительных образовательных программ), создание условий для привлечения обучающихся к углубленной подготовке по этим направлениям;
е) развитие у талантливой молодежи интереса к изучению и разработке технологий искусственного интеллекта, в том числе увеличение количества и повышение привлекательности профильных конкурсов, олимпиад, летних школ, кружков и профориентационных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, включая способности к математике и информатике, проведение международных олимпиад для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам высшего образования, учет результатов олимпиад при поступлении в образовательные организации высшего образования, предоставление грантов, выплата стипендий и премий;
ж) создание для специалистов в области искусственного интеллекта, проживающих за рубежом, стимулов работать в российских организациях, включая упрощенный процесс получения виз такими специалистами и их родственниками и обеспечение им комфортных условий для работы и проживания в Российской Федерации;
з) информирование граждан и организаций о принципах использования технологий искусственного интеллекта;
и) популяризация и продвижение отечественных платформ онлайн-обучения, предоставляющих возможность получения свободного доступа к сертифицированным обучающим материалам в области искусственного интеллекта и современных информационных технологий, подготовленным ведущими отечественными центрами компетенций, а также возможность сдачи экзаменов и получения документов об образовании и (или) о квалификации по результатам прохождения такого обучения.
51 6. Внедрение в образовательных организациях высшего образования комплексной системы подготовки квалифицированных кадров в области разработки и использования технологий искусственного интеллекта должно осуществляться посредством:
а) разработки и ежегодной актуализации программ подготовки кадров в области искусственного интеллекта и образовательных модулей по искусственному интеллекту, в том числе с привлечением крупнейших организаций-работодателей и исследовательских центров, осуществляющих деятельность в данной области;
б) использования новых форм реализации образовательных программ (предоставление обучающимся по образовательным программам высшего образования возможности освоения в онлайн-формате образовательных программ с использованием ресурсов образовательных организаций - лидеров в области искусственного интеллекта);
в) формирования и периодической актуализации набора компетенций, приобретаемых по итогам получения высшего образования по различным специальностям и направлениям подготовки в области искусственного интеллекта, в целях использования этого набора в качестве ориентира для большинства образовательных организаций высшего образования при разработке образовательных программ;
г) привлечения организаций, осуществляющих деятельность в области искусственного интеллекта, к участию в образовательном процессе, разработке и актуализации образовательных программ, созданию базовых кафедр искусственного интеллекта в образовательных организациях высшего образования;
д) привлечения экспертов в области искусственного интеллекта к участию в образовательном процессе, в том числе путем предоставления им грантов;
е) привлечения ведущих российских ученых в области искусственного интеллекта, регулярно принимающих участие в научных конференциях мирового уровня, к преподаванию в Российской Федерации дисциплин, связанных с развитием искусственного интеллекта, в том числе путем использования грантовых программ;
ж) актуализации и экспертизы (оценки качества) образовательных программ всех уровней образования, программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки в целях обеспечения получения гражданами актуальных знаний, компетенций и навыков в области искусственного интеллекта;
з) организации ежегодного получения дополнительного образования педагогическими работниками в области искусственного интеллекта, а также их стажировки в России и за рубежом в организациях, осуществляющих деятельность в данной области;
и) ежегодного формирования рейтинга образовательных организаций в области искусственного интеллекта с привлечением организаций - лидеров в данной области.
Стимулирование внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы
51 7. Основными направлениями стимулирования внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы являются:
а) стимулирование спроса отраслевых организаций на внедрение и доработку технологий искусственного интеллекта, в том числе посредством предоставления грантов;
б) установление обязательных требований о повышении эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и обязательном использовании ими технологий искусственного интеллекта при предоставлении им субсидий из федерального бюджета;
в) установление Правительством Российской Федерации требования о включении показателей и мероприятий в области развития и внедрения технологий искусственного интеллекта в национальные проекты, государственные программы Российской Федерации, стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления и иные документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне, при утверждении и актуализации этих документов;
г) внедрение технологий искусственного интеллекта в государственных корпорациях, государственных компаниях и акционерных обществах с государственным участием, в том числе путем приоритетного включения проектов разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в стратегии цифровой трансформации, программы инвестиционного развития, программы долгосрочного развития и иные стратегические документы таких организаций;
д) консультирование организаций по вопросам повышения эффективности их экономической деятельности посредством использования технологий искусственного интеллекта;
е) создание пилотных зон для апробации и демонстрации разработок в области искусственного интеллекта, применяемых в различных отраслях экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, транспорт, промышленность, здравоохранение, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и другие отрасли);
ж) повышение информированности государственных гражданских служащих и работников федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов федеральной территории "Сириус", муниципальных служащих, руководителей, инженеров и иных специалистов отраслевых организаций об эффективности технологий искусственного интеллекта и о наличии в Российской Федерации конкурентоспособных организаций - разработчиков таких технологий;
з) создание системы сертификации решений в области искусственного интеллекта, являющейся добровольной для организаций и индивидуальных предпринимателей и обязательной для субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
и) популяризация технологий искусственного интеллекта и повышение доверия граждан к ним;
к) формирование Правительством Российской Федерации перечня приоритетных задач по внедрению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы.
Внедрение доверенных технологий искусственного интеллекта
51 8. Основными направлениями внедрения доверенных технологий искусственного интеллекта в органах публичной власти и организациях являются:
а) включение федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами федеральной территории "Сириус" в приоритетном порядке проектов по внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта (в которых должны быть предусмотрены экономический эффект от их реализации и повышение эффективности деятельности органов публичной власти) в программы цифровой трансформации органов публичной власти и стратегии цифровой трансформации субъектов Российской Федерации при актуализации этих программ и стратегий;
б) обучение государственных гражданских служащих и работников федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов федеральной территории "Сириус", а также работников организаций, осуществляющих информационно-технологическое обеспечение деятельности этих органов, в целях формирования у них компетенций, позволяющих использовать доверенные технологии искусственного интеллекта и большие фундаментальные модели для выполнения текущих задач;
в) методическое и нормативно-правовое обеспечение внедрения доверенных технологий искусственного интеллекта в государственном управлении, включая создание площадки для обмена опытом по внедрению таких технологий между органами публичной власти и организациями, для отбора и внедрения лучших практик использования технологий искусственного интеллекта в государственном управлении;
г) расчет индекса использования технологий искусственного интеллекта в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах федеральной территории "Сириус", органах местного самоуправления и организациях по итогам мониторинга результатов использования таких технологий, применение данного индекса как единого критерия для координации деятельности по внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта в таких органах и организациях;
д) формирование реестра апробированных доверенных технологий искусственного интеллекта, проверенных на угрозы информационной безопасности, для органов публичной власти и организаций (включая большие фундаментальные модели, предназначенные для повышения эффективности работы государственных гражданских служащих, муниципальных служащих) и размещение его на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" (далее - платформа ТосТех");
е) подготовка и размещение на платформе "ГосТех" проектов по разработке и внедрению доверенных технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сферы (например, в геоаналитике, медицине и других);
ж) создание на базе платформы "ГосТех" доступной для органов публичной власти и организаций инфраструктуры, необходимой для использования доверенных технологий искусственного интеллекта;
з) внедрение в федеральных органах государственной власти только тех решений в области искусственного интеллекта, которые прошли сертификацию;
и) обеспечение внедрения и использования доверенных технологий искусственного интеллекта для выполнения органами публичной власти текущих задач;
к) обеспечение привлечения нескольких конкурирующих между собой поставщиков услуг по внедрению технологий искусственного интеллекта в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях;
л) формирование минимального рекомендуемого стандарта использования технологий искусственного интеллекта в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях;
м) передача на недискриминационной основе отдельных категорий государственных данных разработчикам технологий искусственного интеллекта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
н) обеспечение централизованной разработки и распространения в органах государственной власти, иных государственных органах, органах федеральной территории "Сириус" и организациях типовых решений, созданных на основе доверенных технологий искусственного интеллекта;
о) формирование правил получения наборов данных от коммерческих и некоммерческих организаций в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления.
Создание комплексной системы нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, обеспечение безопасности применения таких технологий
51 9. Основной целью совершенствования нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, на период до 2030 года должно стать создание в Российской Федерации благоприятных нормативно-правовых условий для разработки, внедрения и использования технологий искусственного интеллекта и решений, разработанных на их основе, с учетом обеспечения защиты прав и свобод человека и безопасности Российской Федерации. Для достижения поставленной цели и стимулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования в части, касающейся взаимодействия человека с искусственным интеллектом, устранение излишних нормативных барьеров и распространение соответствующих этических норм, а также использование лучших мировых практик нормативно-правового регулирования. При этом такое регулирование не должно замедлить темпы разработки и внедрения решений в области искусственного интеллекта.
51 10. Основными принципами нормативно-правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, являются:
а) безопасность: разработка, создание и использование технологий искусственного интеллекта для тех областей их применения, в которых может быть нанесен ущерб безопасности Российской Федерации, осуществляются в соответствии с требованиями информационной безопасности доверенных технологий искусственного интеллекта;
б) гуманистический подход: при развитии и регулировании технологий искусственного интеллекта человек, его права и свободы должны рассматриваться как высшая ценность;
в) уважение автономии и свободы воли человека: сохранение автономии и свободы воли человека в принятии им решений, нормативно-правовое регулирование в области искусственного интеллекта не должно умалять право выбора и интеллектуальные способности человека, являющиеся самостоятельной ценностью и системообразующим фактором современной цивилизации;
г) недискриминация: алгоритмы и наборы данных, методы обработки используемых для машинного обучения данных, применяемые для группирования и (или) классификации данных, касающихся отдельных лиц или групп лиц, не должны способствовать их умышленной дискриминации;
д) риск-ориентированный подход: уровень проработки, характер и детализация изменений при регулировании вопросов в области искусственного интеллекта должны соответствовать уровню рисков, создаваемых конкретными технологиями и системами искусственного интеллекта для интересов человека и общества;
е) ответственность: не допускается делегирование системам искусственного интеллекта ответственного нравственного выбора (в том числе принятие любых решений, способных оказать влияние на жизнь или здоровье человека), а также делегирование ответственности за последствия принятия решений. Ответственность за все последствия работы систем искусственного интеллекта всегда несет физическое или юридическое лицо, признаваемое субъектом ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) квалифицированная экспертная оценка: при разработке нормативно-правового регулирования, касающегося развития технологий ис
<< Назад |
||
Содержание Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2024 г. N 124 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.