г. Краснодар |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А53-24304/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4" (ИНН 6155054056 ОГРН 1046155008261), ответчика - публично-правового образования "Город Шахты" Ростовской области в лице Департамента финансов администрации г. Шахты (ИНН 6155030270 ОГРН 1026102779856), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации г. Шахты (ИНН 6155027630 ОГРН 1026102773751), Департамента труда и социального развития администрации г. Шахты (ИНН 6155029660 ОГРН 1026102772288), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, муниципального казенного учреждения "Департамент городского хозяйства" г. Шахты (ИНН 6155045140 ОГРН 1066155050037), извещенных о времени и месте судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Шахты на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А53-24304/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоДон-4" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к публично-правовому образованию "Город Шахты" Ростовской области в лице департамента финансов администрации г. Шахты (далее - департамент финансов) о взыскании 7 220 341 рублей убытков, связанных с перевозкой льготных пассажиров с 01.01.2019 по 30.06.2022 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Шахты (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение "Департамент городского хозяйства города Шахты", Департамент труда и социального развития г. Шахты (далее - департамент труда).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, с ответчика за счет средств местного бюджета в пользу общества взыскано 7 220 341 рублей убытков, расходы по оплате государственной пошлины в размере 44 092 рублей. Судебные акты мотивированы доказанностью обществом оказания услуги по перевозке льготных категорий граждан "Учащиеся образовательных школ города", наличием у ответчика обязанности по возмещению выпадающих доходов общества, связанных с перевозкой льготной категории пассажиров.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилась администрация, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Указывает, что решением Шахтинской городской Думы от 23.12.2004 N 570 не установлена обязанность администрации г. Шахты в лице департамента финансов по возмещению перевозчику, осуществляющему перевозку льготной категории граждан, денежных средств в размере недополученных доходов. Не установлен в муниципальном образовании и тариф стоимости проезда для льготной категории "Учащиеся общеобразовательных школ города". Перевозчик не выполнил возложенную на него 2.4.1 соглашения с муниципалитетом, договоры о возмещении недополученных доходов с департаментом труда не заключил, об оказании услуг перевозки и количестве перевозчиков не отчитывался.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что общество перевозило по автобусным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении пассажиров на платной основе в г. Шахты по установленным администрацией тарифам по оказанию услуг перевозки в общественном городском транспорте по нерегулируемым тарифам, предоставляя при этом части пассажиров, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте, соответствующую льготу. Эта деятельность производилась обществом во исполнение заключенных между ним и администрацией 30.03.2021, 30.06.2021 соглашений о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот (далее - соглашения). Шахтинская Городская Дума решением от 24.12.2004 N 570 "Об утверждении перечня категорий граждан города Шахты, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда в городском пассажирском транспорте города Шахты" (далее - Решение Думы) утвердила вышеупомянутый перечень и внесла в него такую категорию, как учащиеся образовательных школ города (Приложение к Решению городской думы от 23.12.2004 N 570).
В решении Думы не определена стоимость проезда для этой льготной категории, перевозчик установил величиной оплаты проезда школьниками 2 рубля, что допускается статей 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Регулярные перевозки могут быть организованы по регулируемым или по нерегулируемым тарифам (пункт 16 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ). К регулярным перевозкам по регулируемым тарифам отнесены регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ). Регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
Поскольку расходы, связанные с предоставлением общество услуги по перевозке отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд, не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Истец оказывал услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Шахты. Количество школьников определено представленными в материалы дела ежемесячными расчетами перевезенных льготников.
Общество указало, что учебные заведения выдавали школьникам проездные билеты для льготного проезда, которые были предъявлены перевозчику. При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан (школьников) не были компенсированы.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением истцом бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, не возмещены, истец обратился в суд с иском о взыскании убытков.
При принятии судебных актов суд руководствовался статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьей 72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", разъяснениями, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 12479/07.
Суд исходил из того, что материалами дела подтвержден факт оказания услуг обществом по перевозке школьников на основании решения Думы. Общество представило отчет о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, а также постановления об утверждении результатов обследования пассажиропотоков" в 2018 - 2021 годах. Согласно сведениям МКУ "ДГХ" г. Шахты и расчету общества размер выпадающих доходов при перевозке учащихся общеобразовательных школ г. Шахты за 2018, 2019 года и первое полугодие 2022 года составил 7 603 148 рублей. Доказательства того, что имеются разногласия по количеству перевезенных пассажиров, администрация в материалы дела не представила. Общество произвело расчет убытков по следующей формуле: два рубля (стоимость проезда для школьников за одну поездку) умножено на количество школьников, по данным обследований пассажиропотока.
Однако суд округа считает выводы судебных инстанций неправомерными, сделанными при неверном применении норм законодательства.
Постановлением правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств).
В абзаце 10 подпункта 1.1 пункта 1 Положения о расходовании средств предусмотрено, что льготы предоставлены только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой или попечительством, в приемных семьях, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях, в части обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности внутрирайонном транспорте.
Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" предусмотрено оказание мер социальной поддержки в части проезда к месту обучения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой или попечительством, в приемных семьях и многодетным семьям.
По общему правилу, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, а законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. При этом на них возлагается и сопутствующая обязанность компенсировать соответствующие потери местных бюджетов.
Решением Думы к льготной категории, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда в городском пассажирском транспорте г. Шахты, отнесены учащиеся образовательных организаций г. Шахты. При этом размер и порядок предоставления льготы нормативно не урегулированы.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что администрация и общество заключили соглашения о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашений перевозчик обязан заключить с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
По смыслу пункта 2.4.2 соглашения перевозчик принял на себя обязательства предоставлять льготный проезд отдельным категориям граждан, определенным законодательством Российской Федерации, Ростовской области и г. Шахты, по маршрутам, включенным в свидетельства, в соответствии с договором (контрактом) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, заключенным с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий.
В рассматриваемый период нормативно-правовое регулирование по установлению размера стоимости проезда для категории "Учащиеся школ города" в размере 2 рублей за одну поездку отсутствовало.
Расчет общества сделан со ссылкой на приказ от 30.09.2020 N 3 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок в общественном транспорте с 01.10.2020", которым утвержден тариф в размере 2 рублей на проезд в автобусах и троллейбусах учащихся школ города при предъявлении ими талона единого образца.
В соответствии с соглашениями о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот от 30.03.2021 и от 30.06.2021, заключенным между администрацией и обществом, перевозки по муниципальным маршрутам осуществляются по нерегулируемым тарифам.
При этом пунктами 2.4.1 соглашений от 30.03.2021 и 30.06.2021 на перевозчика возложены обязанность заключить с департаментом труда и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении соответствующих недополученных доходов.
Однако общество, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, заинтересованным в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для заключения соглашений с департаментом труда на очередной период, выгодного для осуществления своей деятельности, соответствующие соглашения не заключило. Незаключение таких соглашений, содержащих необходимые и достаточные сведения для установления нужного размера выпадающих доходов, имеет своим последствием риск непринятия уполномоченным лицом решений без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, свидетельствует об отсутствии вины администрации как необходимого элемента для возложения на нее обязанности компенсировать убытки.
Суд не принял во внимание, что в материалах дела отсутствует договор, заключенный перевозчиком с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
Общество не представило доказательства заключения с департаментом труда с требованием заключить договор о возмещении недополученных доходов, самостоятельно в отсутствие правового регулирования определило стоимость проезда для учащихся. С учетом указанных обстоятельств общество исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса оно не доказало факт причинения убытков действиями департамента.
Следовательно, с учетом действующих в г. Шахты правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категорий граждан и отсутствием договорных отношений общества с департаментом оснований для удовлетворения иска по данному делу не имелось.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, но неправильно применили нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А53-24304/2022 отменить.
В удовлетворении требования отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса).
Общество не представило доказательства заключения с департаментом труда с требованием заключить договор о возмещении недополученных доходов, самостоятельно в отсутствие правового регулирования определило стоимость проезда для учащихся. С учетом указанных обстоятельств общество исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса оно не доказало факт причинения убытков действиями департамента."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2023 г. N Ф08-4952/23 по делу N А53-24304/2022