г. Краснодар |
|
14 июля 2023 г. |
Дело N А53-42537/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А.,
рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного разбирательства кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2023 (резолютивная часть. В полном объеме изготовлено 28.02.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А53-42537/2022 по правилам статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил следующее.
Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Ростовская платежная система" (далее - общество) о взыскании 1500 рублей штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учета в отношении двух застрахованных лиц за 2018 год и одного лица за декабрь 2020 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). По ходатайству истца суд произвел его замену с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - фонд).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано. Суд указал, что фонд пропустил срок обращения в суд с вопросом о взыскании штрафа.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратился фонд, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требование. Ссылается на соблюдение сроков обращения с заявлением в суд.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд указал, что общество состоит на учете в фонде в качестве страхователя, 06.03.2019 представило фонду исходные сведения о двух застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за год 2018 со сроком представления не позднее 01.03.2019 и 18.01.2021 - об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года со сроком представления не позднее 15.01.2021. Поскольку сведения представлены с нарушением установленных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока, фонд составил акты от 27.03.2019 N 071S18190007357, 01.03.2021 N 071S18210005072 и вынес решения 07.05.2019 N 071S19190009827, 08.04.2021 N 071S19190007984 (в деле отсутствует) о взыскании с общества штрафов соответственно 1 тыс. рублей и 500 рублей. Фонд направил обществу требования от 28.05.2019 N 071S01190023393, от 11.05.2021 N 071S01210007966 об уплате этих штрафов, что общество не выполнило. Фонд обратился в суд с иском об их взыскании.
Суд установил, что сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года и СЗВ-СТАЖ за 2018 год общество направило фонду 18.01.2021 и 06.03.2019 соответственно. Платежным поручением от 13.01.2023 N 41 общество оплатило штраф за нарушение срока представления сведений за декабрь 2020 года, в связи с чем суд отказал в удовлетворении иска в части его взыскания.
Отказывая в удовлетворении требований фонда о взыскания штрафа за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, суд правильно применил части 18 - 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 22.01.2019 N 305-КГ18-17885, пункте 38 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утверждённого президиумом Верховного суда Российской Федерации от 17.07.2019 (2) (далее - Обзор N 2), посчитав пропущенным срок обращения в суд. Фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (08.12.2022), пропустив тем самым совокупность установленных статьей 46, 47, 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), статьей 17 Закона N 27-ФЗ сроков.
Довод жалобы о неправильном определении судом предельного момента обращения в суд, необходимости его исчисления с момента отмены судебного приказа (02.11.2022), неправильном применении Обзора N 2, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В пункте 38 Обзора N 2 отражено, что заявление о взыскании финансовых санкций с организации может быть подано фондом в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"" (далее - Закон N 237-Ф), вступившим в силу с 31.07.2020, действительно внесены изменения, регулирующие порядок взыскания финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ, исходя из части 20 которой в случае истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого фондом при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, не достигшей 3 тыс. рублей, он обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения этого срока.
Однако, действовавший до 31.07.2020 правовой механизм взыскания штрафа, в том числе статья 17 Закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, устанавливал иные особенности и сроки, предшествующие обращению фонда в суд с вопросом о взыскании штрафа в судебном порядке.
Так, взыскание за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица на основании решений о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Закона N 27-ФЗ), может производиться не ранее шести дней после дня вынесения такого решения. Оно направляется по почте заказным письмом (рассматриваемый случай), считается полученным на шестой день со дня отправления заказного письма. После этого решение вступало в силу по истечении 10 дней со дня вручения его правонарушителю. Требование об уплате финансовых санкций могло направляться такому страхователю в течение 10 дней со дня вступления этого документа в силу. При направления требования по почте заказным письмом (ситуация по делу) оно считалось полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть пятнадцатая статьи 17 Закона N 27-ФЗ). Частью 16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлялась также возможность добровольного исполнения в течение 20 календарных дней со дня получения требования (в отсутствие более продолжительного периода в требовании). Только после реализации этой совокупности мероприятий и истечения названных сроков фонд мог обратиться с иском о взыскании неуплаченных (неполно уплаченных) страхователем финансовых санкций по требованию (часть 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Только введенная Законом N 237-ФЗ часть 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, вступившая в силу 31.07.2020, оговорила такие процессуальные условия обращения фонда в суд с требованием об уплате финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ, как: размер штрафа (не должен превышать 3 тыс. рублей): суммирование штрафов в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате санкций, и учитываемого фондом при расчете общей величины взыскиваемых штрафов; направление заявления в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Действовавшие до введения части 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ процессуальный механизм взыскания штрафов в судебном порядке, предшествующий обращению фонда в суд, процедура и предельные сроки выполнения каждой стадии (направление решения страхователю в определенный срок (6 дней по почте); вступление решения в силу после доведения до сведения страхователя (10 дней с момента получения решения); сроки принятия (10 дней с момента вступления в силу решения), направления (6 дней) и исполнения требования о добровольной уплате штрафа (10 дней), установленные судом, свидетельствуют о пропуске фондом шестимесячного срока обращения в суд с требованием о взыскании штрафа по требованию от 28.05.2019 как в настоящем деле (08.12.2022), так и в деле о выдаче судебного приказа (04.10.2022, дело N А53-35050/2022). Предельным сроком обращения в суд по требованию от 28.05.2019 являлось 16.12.2019. Часть 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) возможность восстановления шестимесячного срока обращения в суд в иском о взыскании штрафа не предусматривала. Ходатайство о его восстановлении фонд и не заявлял, ссылаясь на его соблюдение по мотиву введения нового правового регулирования, введенного Законом N 237-ФЗ. Между тем, нормы процессуального права обратной силы не имеют, процессуальное законодательство применяется исходя из действующего на момент совершения процессуального действия правового регулирования.
Не исключено также и исчисление начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции со страхователя с учетом даты представления сведений (06.03.2019) и исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса и статье 17 Закона N 27-ФЗ. Так, срок для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке Законом N 27-ФЗ до вступления в силу Закона N 327-ФЗ прямо не определялся. Однако, статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) относит Закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, на правоотношения, связанные со взысканием финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) распространяются порядок и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, поскольку иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
С учетом пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса, пунктов 60, 31 постановления от 30.07.2013 N 57 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части Первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57), проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов независимо от наличия соответствующего заявления ответчика. Несоблюдение при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий контроля предусмотренных законодательством сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена Налоговым кодексом. Процедура привлечения страхователя к ответственности за непредставление им в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений определена положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В любом случае объективная сторона совершенного правонарушения (несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах не предполагает увеличение по сравнению с вышеуказанными сроками длительности производства по делу о совершении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Кроме того, введенной Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ частью 5 статьи 17, в редакции Федеральных законов от 03.07.2016 N 250-ФЗ - частью 20 статьи 17, а в редакции Закона N 237-ФЗ - частью 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приводимый фондом в жалобе правовой подход, изложенный в Обзоре N 2, для требований о взыскании соответствующих сумм со страхователей в случае отмены судебного приказа регулирует случаи своевременной подачи в суд заявления о выдаче судебного приказа, что фонд реализовал в деле N а53-35050/2022 только 04.10.2022, когда срок обращение в суд с вопросом о взыскании финансовой санкции по решению от 07.05.2019 был пропущен. Таким образом, фонд утратил возможность принудительного взыскания 1 тыс. рублей штрафа в связи с истечением срока на его взыскание.
В удовлетворении требования о взыскании 500 рублей штрафа по требованию фонда от 01.03.2021 суд отказал по мотиву уплаты этой финансовой санкции 13.01.2023 (до принятия им резолютивной части решения), о чем в деле имеется соответствующее платежное поручение. О нарушении каких охраняемых законом прав и интересов приводит фонд доводы в этой части, неясно, соответствующие ссылки на нарушенные судом нормы права в этой части в жалобе отсутствуют.
Более того, фонд не представил в материалы дела (в том числе электронного) решение, на основании которого он выставил требование от 11.05.2021 об уплате 500 рублей штрафа за нарушение срока представления отчетности за декабрь 2020 года, что исключает проверку соблюдения фондом существенных условий его принятия, и само по себе влечет отказ в удовлетворении требования в этой части.
С учетом изложенного выводы суда об отсутствии правовых оснований для взыскания финансовых санкций основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 288.2, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N 53-42537/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В любом случае объективная сторона совершенного правонарушения (несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах не предполагает увеличение по сравнению с вышеуказанными сроками длительности производства по делу о совершении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Кроме того, введенной Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ частью 5 статьи 17, в редакции Федеральных законов от 03.07.2016 N 250-ФЗ - частью 20 статьи 17, а в редакции Закона N 237-ФЗ - частью 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2023 г. N Ф08-6318/23 по делу N А53-42537/2022