Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Тулы
от 16 февраля 2024 г. N 53
Приложение
к постановлению
администрации города Тулы
от 20.01.2021 N 79
Муниципальная программа
муниципального образования город Тула
"Управление муниципальными финансами"
Стратегические приоритеты муниципальной программы
муниципального образования город Тула
"Управление муниципальными финансами"
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
сферы реализации муниципальной программы
Эффективное управление муниципальными финансами муниципального образования город Тула является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста и достижения других стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования город Тула.
Повышение эффективности управления муниципальными финансами невозможно без обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Тула. Устойчивость и сбалансированность являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы.
В условиях внешнего санкционного давления основным направлением бюджетной политики на 2024 - 2026 годы является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Тула.
Основными целями бюджетной политики в сфере управления муниципальными финансами является достижение национальных целей в реализации национальных и региональных проектов, обеспечение инфраструктурного развития муниципального образования город Тула, безусловное выполнение всех публично нормативных обязательств, реализация указов Президента Российской Федерации, благополучие населения, качество и комфортность жизни людей, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Ведется работа по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Тула на долгосрочный период, повышению качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, сдерживанию роста долговых обязательств.
Оценивая состояние развития экономики и социальной сферы муниципального образования город Тула за 2023 год, можно констатировать развитие положительных тенденций в динамике основных макроэкономических показателей.
В 2022 году (ввиду более поздних сроков формирования статистической информации Туластатом) финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий оценивается в 47 017,27 млн. руб. со снижением по отношению к 2021 году на 28,7%, что обусловлено тенденцией соотношения прибыли прибыльных и убытка убыточных крупных и средних предприятий, сложившейся по итогам 2022 года.
Оценка финансовых показателей деятельности крупных и средних предприятий в 2023 году в условиях отсутствия муниципального разреза официальных статистических данных базируется на данных конъюнктурного опроса системообразующих предприятий муниципального образования город Тула.
По оценке управления экономического развития администрации города Тулы до конца 2023 года финансовый результат увеличится на 33,8% и достигнет 62 919,96 млн. руб., что соответствует тенденциям, обозначенным в оценках системообразующих предприятий города. На суммарный объем финансового результата значительное негативное влияние оказал режим внешнего санкционного давления и разрыв финансового, инвестиционного и торгового взаимодействия с недружественными странами.
Общая неопределенность и режим санкций в 2024 году продолжат влияние на мировые товарные рынки и приведут к сохранению цен на повышенных уровнях. Приостановка деятельности ряда зарубежных компаний в России и изменение ассортимента импортных товаров, усложнение логистических маршрутов и рост транспортных издержек приведут к тому, что цены импортных товаров и услуг на всем прогнозном горизонте будут выше ранее сложившихся уровней. Как следствие, стоимостной объем импорта будет расти, что повлечет за собой рост издержек предприятий из-за дефицита поставок комплектующих, сырья и оборудования, что приведет к снижению финансового результата предприятий.
Исходя из этих предположений, начиная с 2024 года, системообразующие предприятия показывают умеренно оптимистичные прогнозы роста финансового результата на протяжении всего прогнозного периода с более низкой по сравнению с 2023 годом динамикой (118,6%, 106,4% и 106,6% соответственно).
В 2023 году, несмотря на наличие целого ряда обстоятельств (сложившуюся геополитическую и экономическую ситуацию), исполнение бюджета муниципального образования город Тула как по доходам, так и по расходам превысило запланированные показатели. Бюджет исполнен с дефицитом значительно меньше запланированного. Все расходные обязательства инфраструктурного и социального характера обеспечивались в необходимом объеме. Введены в эксплуатацию новые объекты социально-культурной сферы (детские сады, школы, спортивные объекты), ремонтируются дороги, проведено обустройство городских территорий, детских площадок и многое другое.
Бюджет города продолжает оставаться социально ориентированным и прозрачным, а бюджетный процесс - максимально открытым для граждан.
Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования город Тула в 2023 году обусловлен в основном увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц в связи с ростом фонда оплаты труда.
Накопленные финансовые резервы позволили успешно решать приоритетные задачи бюджетной политики 2023 года, в том числе участвовать в реализации региональных проектов, направленных на достижение национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
При формировании бюджета муниципального образования город Тула на 2024 и на плановый период 2025 и 2026 годов применялся базовый прогноз социально-экономического развития. Базисным документом при реализации бюджетной политики является уточненный бюджетный прогноз муниципального образования город Тула на 2021 - 2026 годы. В основу положены показатели текущей ситуации и предполагаемые сценарии развития. Прогнозируется рост налоговых доходов муниципального образования город Тула.
При формировании доходной части бюджета муниципального образования город Тула на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов использовались отчеты налоговых органов о начисленных и уплаченных в бюджет налогах за 2022 год; динамика поступления доходов в 2023 году и в предшествующих периодах; оценка поступления отдельных видов налогов и сборов в текущем году и прогноз на 2024 - 2026 годы организаций по администрируемым видам доходов.
Доходы бюджета муниципального образования город Тула, планируемые в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов, сформированы за счет доходов от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством, местных налогов и сборов, неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.
Прогнозная сумма налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования город Тула в 2024 году составляет 14 237,2 млн. рублей, что на 658,1 млн. рублей или на 4,8 процента выше прогнозного уровня поступлений 2023 года.
Основными доходными источниками в 2024 году являются: налог на доходы физических лиц (60,1 процента), налог на совокупный доход (18,8 процента).
Наибольший прирост поступлений в 2024 году ожидается по налогу на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц спрогнозирован с учетом динамики поступления в 2023 году, темпов роста прибыли прибыльных организаций (118,6 процента) и фонда оплаты труда (108,4 процента), учтенных в прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Тула на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
В 2024 году налог на доходы физических лиц прогнозируется в сумме 8 561,4 млн. рублей.
Приоритетными задачами бюджетной политики муниципального образования город Тула в 2024 - 2026 годах в области доходов являются:
достижение положительной динамики поступления доходов и повышение доходного потенциала муниципального образования город Тула;
выявление и мобилизация внутренних резервов, реалистичность прогнозирования доходной базы.
Долговая политика является частью бюджетной политики муниципального образования город Тула. Управление муниципальным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом муниципального образования город Тула.
Долговая политика муниципального образования город Тула в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов ориентирована на поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизацию стоимости его обслуживания, безусловное исполнение и обслуживание принятых долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки, а также на недопущение снижения уровня долговой устойчивости муниципального образования до низкого посредством проведения следующих мероприятий:
привлечение бюджетных кредитов Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счете бюджета муниципального образования город Тула;
совместная работа с депутатами Государственной Думы Российской Федерации по ходатайству о возможном предоставлении муниципалитетам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2024 году бюджетного кредита для погашения долговых обязательств перед кредитными организациями;
осуществление коммерческих заимствований с учетом конъюнктуры финансового рынка;
управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета в целях сокращения расходов на обслуживание долга;
заключение долгосрочных (3 - 5 лет) муниципальных контрактов на оказание банковских услуг по предоставлению кредитных линий для финансирования дефицита бюджета и погашения муниципальных долговых обязательств города Тулы.
При планировании объемов расходных обязательств бюджета муниципального образования учитывалась оценка исполнения бюджета в 2023 году, уточненный прогноз социально-экономического развития и следующие факторы:
- сохранение в 2024 - 2026 годах, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", целевых показателей повышения оплаты труда в сфере образования и культуры;
- индексация оплаты труда работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие указов Президента, ежегодно с 1 октября;
- реализация региональных проектов и муниципальных программ.
В целях создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения бюджета муниципального образования продолжится работа:
по мониторингу кредиторской задолженности и проведению мероприятий по недопущению ее возникновения;
по мониторингу дебиторской задолженности и реализации мер, направленных на её снижение, в том числе в отношении недоимки по поступлениям в бюджет муниципального образования;
по применению системы экономии средств бюджета муниципального образования при осуществлении закупок;
по привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатков на счетах бюджетов в целях недопущения кассовых разрывов по максимально низкой ставке.
С целью снижения объема недоимки по поступлениям в бюджет муниципального образования город Тула главными администраторами доходов будет продолжена претензионная и исковая работа с неплательщиками, в том числе в рамках регламента реализации администраторами доходов бюджета муниципального образования город Тула полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, а также работа городской межведомственной комиссии по обеспечению погашения задолженности по заработной плате и контролю за поступлением в бюджет муниципального образования город Тула налоговых платежей.
Продолжится проведение ежегодной инвентаризации расходных обязательств, определение правовой обоснованности исполняемых расходных обязательств, оценка полного объема расходных обязательств и его сопоставление с закрепленными за соответствующим бюджетом доходными источниками, мониторинг степени обеспечения расходных обязательств, планируемыми и фактическими расходами.
В соответствии с приказом финансового управления администрации города Тулы от 22.05.2020 N 48 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента в муниципальном образовании город Тула" проводится ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств муниципального образования город Тула (далее - ГАБС).
Оценка качества финансового менеджмента ГАБС проводится с целью анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, и охватывает все элементы бюджетного процесса (составления и исполнения бюджета, включая процедуры финансового обеспечения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, управления активами, осуществления внутреннего финансового аудита в целях исполнения бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации).
Средний индекс качества финансового менеджмента ГАБС муниципального образования город Тула по итогам 9 месяцев 2023 года составил 0,913 и увеличился по сравнению с показателями за 9 месяцев 2022 года (0,880) на 2,5%, что свидетельствует о повышении уровня качества финансового менеджмента большинства ГАБС в течение года.
В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 29.06.2011 N 512 "Об организации и проведении управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области" министерством финансов Тульской области ежегодно проводится мониторинг качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области.
По показателям, установленным для оценки качества управления муниципальными финансами, муниципальное образование город Тула в 2018-2022 занимало призовые места.
В настоящее время сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов в сфере управления муниципальными финансами муниципального образования город Тула. С использованием автоматизированных систем в муниципальном образовании город Тула реализуются следующие функции:
- формирование бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- организация исполнения бюджета по расходам, кассовое обслуживание исполнения бюджета;
- ведение бухгалтерского учета организаций сектора муниципального управления;
- формирование отчета об исполнении бюджета;
- формирование отчетов по муниципальным программам, мероприятиям по источникам финансирования дефицита бюджета;
- электронный обмен документами с Управлением Федерального казначейства по Тульской области, отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу, главными распорядителями и прямыми получателями средств бюджета в процессе исполнения бюджета, составления отчетности.
Вместе с тем совершенствование процедур и методов муниципального управления предъявляет новые требования к механизмам и инструментам организации информационных потоков в сфере управления общественными финансами. Требуется развитие информационных технологий, перевод их на качественно новый уровень сбора и обработки информации.
В 2023 году муниципальным образованием город Тула в сфере управления финансами ведется работа на базе web-технологий в единой информационной системе, технической, технологической и методологической платформе бюджетной системы Тульской области.
Кроме того, в сфере управления муниципальными финансами также существует множество вопросов, которые могут быть решены посредством реализации муниципальной программы муниципального образования город Тула "Управление муниципальными финансами" (далее - Муниципальная программа). К ним относятся:
необходимость повышения качества управления муниципальными финансами;
необходимость проведения дальнейшей работы в сфере оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов;
развитие системы внутреннего финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств, повышение качества финансового менеджмента ГАБС и формирование стимулов к повышению качества управления муниципальными финансами.
Устранение существующих проблем и достижение необходимых результатов возможно в рамках муниципальной программы путем реализации комплексов процессных мероприятий, направленных на совершенствование управления муниципальными финансами муниципального образования город Тула.
В целом реализация муниципальной программы окажет положительное влияние на функционирование всей бюджетной системы муниципального образования город Тула.
Раздел 2. Описание приоритетов и целей муниципальной политики
в сфере реализации муниципальной программы
Основными целевыми ориентирами муниципальной политики в сфере
управления муниципальными финансами муниципального образования город Тула определены:
сбалансированность бюджета муниципального образования город Тула;
реализация стратегии цифровой трансформации;
финансовая обеспеченность муниципального образования город Тула.
Целью муниципальной программы является:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования город Тула, повышение качества управления муниципальными финансами.
Достижение цели и значений показателей муниципальной программы будет осуществляться посредством реализации ее структурных элементов:
комплекса процессных мероприятий "Организация планирования и исполнения бюджета муниципального образования город Тула, обеспечение нормативного правового регулирования в сфере бюджетного процесса";
комплекса процессных мероприятий "Поддержание оптимального объема муниципального долга и обеспечение расходов на погашение и обслуживание в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации";
комплекса процессных мероприятий "Реализация плана контрольных мероприятий финансового управления администрации города Тулы";
комплекса процессных мероприятий "Проведение мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств муниципального образования город Тула";
комплекса процессных мероприятий "Обеспечение автоматизации бюджетного процесса в муниципальном образовании город Тула";
комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности финансового управления администрации города Тулы".
Раздел 3. Прогноз развития сферы
реализации муниципальной программы
Бюджет муниципального образования город Тула формируется на трехлетний период. Принятие трехлетнего бюджета способствует более тесной увязке стратегических приоритетов развития муниципального образования город Тула с планируемыми бюджетными ассигнованиями, повышению прозрачности и предсказуемости бюджетной политики.
Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Деятельность в этом направлении призвана повысить эффективность муниципального управления, обеспечить выполнение расходных обязательств в полном объеме и решение приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования город Тула.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы в существенной степени зависит от разработки и утверждения параметров бюджета муниципального образования город Тула, в связи с чем муниципальная программа определяет принципиальные тенденции развития муниципальных финансов муниципального образования город Тула.
К ним относятся:
- сбалансированность бюджета муниципального образования город Тула;
- наращивание собственных налоговых и неналоговых доходов;
- сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
- взвешенный, экономически обоснованный подход при принятии новых расходных обязательств.
Муниципальная программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ муниципального образования город Тула. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована через развитие правового регулирования и методического обеспечения на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов их реализации.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета муниципального образования город Тула, зависит от действий всех участников бюджетного процесса.
Планируемая эффективность реализации муниципальной программы оценивается не ниже удовлетворительного уровня эффективности.
Отличительной особенностью охватываемой муниципальной программы сферы является то, что достижение конечных целей прямо зависит от проводимой государственной политики в бюджетной и налоговой сферах, социальной сфере, других отраслях экономики, а также результатов экономической деятельности всех участников бюджетного процесса.
Бюджетная эффективность выражается в снижении рисков необоснованного роста бюджетных расходов, направляемых на решение задач социально-экономического развития муниципального образования город Тула, укреплении устойчивости и сбалансированности бюджетной системы города, поддержании расходов на погашение и обслуживание муниципального долга муниципального образования город Тула на приемлемом уровне, снижении рисков невыполнения расходных обязательств муниципального образования город Тула.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Тулы от 16 февраля 2024 г. N 53 "О внесении изменения в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.