Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы"
Муниципальная система образования города Орла представлена 138 образовательными организациями (43 общеобразовательными организациями, 80 дошкольными образовательными организациями, 15 организациями дополнительного образования), информационно-методическим центром и городским образовательным центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Дошкольное образование в городе Орле получают 14867 детей. Анализ статистических данных показывает уменьшение количества воспитанников дошкольных образовательных организаций на 3% ежегодно. Количество детей дошкольного возраста, состоящих на учете, за три года уменьшилось на 28%, что обусловлено в том числе началом работы ясельных групп в построенных в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" детских садах города. В течение последних трех лет были введены в эксплуатацию детские сады N 97 (ул. Кузнецова, 5), N 98 (ул. Планерная, 58) на 80 мест каждый, а также детский сад N 99 (ул. Ливенская, 35) на 105 мест.
Показатели федерального проекта в городе Орле достигнуты: дети в возрасте от полутора до трех лет имеют возможность получать дошкольное образование, показатель доступности дошкольного образования для детей до 3 лет имеет устойчивое значение. В городе Орле также все дети от 3 до 7 лет, родители которых изъявили желание устроить ребенка в дошкольное учреждение в 2023 году, обеспечены местами в детском саду, доступность дошкольного образования составляет 100%.
В дошкольных образовательных организациях созданы специальные условия для получения образования детьми-инвалидами и воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Квалифицированной коррекционной помощью охвачены 212 детей-инвалидов и 4077 детей с ограниченными возможностями здоровья. Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих специализированную помощь в детских садах в группах компенсирующей и комбинированной направленности, составляет 27,2%. Доступное образование для детей данных категорий обеспечивают около 300 специальных педагогов.
Общий контингент в 43 общеобразовательных организациях города Орла на 31.12.2023 составляет 36912 человек, количество обучающихся за последние три года увеличилось более чем на 2 тысячи человек (3,2%).
В муниципальных общеобразовательных организациях в обучается 405 детей-инвалидов, 1906 обучающихся с различными нарушениями в состоянии здоровья. Обучение организовано как в специально сформированных классах, так и в инклюзивной среде, осуществлялось педагогами и специалистами сопровождения (181 человек).
Тот факт, что количество обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов с каждым годом увеличивается, подтверждает актуальность спроектированной в муниципалитете системы ранней диагностики и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями: ежегодное получение Городским образовательным центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла гранта на проведение одного из мероприятий федерального проекта "Современная школа" (работа Службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям), создание специальных условий для детей с ограничениями по здоровью в строящихся в рамках национальных проектов объектах, функционирование ресурсных групп в детских садах и пролонгированных классов в школах. В 9 общеобразовательных организациях и 3 учреждениях дополнительного образования в рамках государственной программы "Доступная среда" созданы условия для обучения и воспитания детей, имеющих ограничения в здоровье: установлены пандусы, расширены дверные проемы, оборудованы учебные места, выполнена специальная разметка для слабовидящих детей, в для слепых и слабовидящих детей в наличии специальные учебники.
В муниципальных дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях города Орла реализуются основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами.
Обеспечение общедоступного и качественного образования в современных условиях невозможно без адресного подхода, без учета индивидуальных возможностей, особенностей каждого обучающегося. Такой подход к проектированию образовательной деятельности позволит выстраивать индивидуальные маршруты для каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, как с ограничениями по здоровью, так и одаренного обучающегося.
Высокое качество образования в муниципальных общеобразовательных организациях подтверждается стабильными результатами государственной итоговой аттестацией: аттестаты об основном общем образовании ежегодно получает 99,9%, из них около 10% выпускников - с отличием. Сравнение результатов экзаменов в 9-х классах за два года показывает незначительные изменения в пределах 2 - 3%. Среди результатов государственной итоговой аттестации в 11-х классах также отсутствуют аномальные показатели, однако, наблюдается незначительная отрицательная динамика по итогам экзаменационной кампании 2023 года. Стобалльные результаты по разным предметам ежегодно получает порядка 30 - 40 выпускников, в том числе мультистобалльники, набирающие 100 баллов на ЕГЭ сразу по двум-трем предметам, медали "За особые успехи в учении" ежегодно получают более 15% выпускников.
Элементом системы независимой оценки качества образования, частью системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей является Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам. Указом Президента Российской Федерации создание возможностей для самореализации и развития талантов провозглашено одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Около 20 тысяч обучающихся ежегодно принимают участие в данной олимпиаде, более 500 из них становятся победителями и призерами муниципального этапа, регионального этапа - порядка 140 школьников. В заключительном этапе ежегодно участвуют от 15 до 20 школьников, занимая при этом призовые места.
Увеличение количества участников школьного и муниципального этапов олимпиады говорит о возросшем уровне интереса обучающихся к данному состязанию, также это связано с проведением олимпиады по отдельным предметам с использованием информационного ресурса "Онлайн-курсы Образовательного центра "Сириус".
Показатели востребованности предметов говорят об увеличении интереса обучающихся к предметам естественно-научного цикла.
Несмотря на уменьшение в 2023 году общего количества призовых мест на региональном этапе олимпиады по сравнению с прошлым годом, количество победителей - обучающихся школ города Орла увеличилось на 42%. Количество участников заключительного этапа олимпиады по сравнению с 2022 годом увеличилось, 18 обучающихся школ города Орла приняли в нем участие, трое из них заняли призовые места.
Частью муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся является участие в различных федеральных и региональных образовательных проектах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, играх, квестах, ярмарках, акциях, иных мероприятиях различной направленности, позволяющих выявить общественно активных, творческих, талантливых детей, а обучающимся проявить себя.
Уже на уровне дошкольного образования вовлеченность воспитанников в конкурсные мероприятия достаточно высока, в 2023 году количество участников увеличилось на 25%.
Доля обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в олимпиадах по общеобразовательным предметам, олимпиадах, иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, включенных в ежегодно утверждаемые Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ перечни, а также победителей или призеров очных конкурсов, научно-практических конференций в общей численности обучающихся по программам общего образования превысила базовые показатели и ежегодно увеличивается.
Для развития индивидуальных склонностей и способностей обучающихся, а также ранней профориентации обучающиеся школ города принимают участие в образовательных сменах регионального образовательного центра "Созвездие Орла", мероприятиях детского технопарка "Кванториум", созданного на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - гимназии N 19 имени Героя Советского Союза В.И. Меркулова города Орла. Компьютерное, презентационное, высокотехнологичное оборудование разных профилей детского технопарка "Кванториум" активно используется в образовательной деятельности, реализуются различные программы более чем для 1800 школьников.
Обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций города Орла являются также активными участниками конкурса "Большая перемена" - первого масштабного проекта всероссийского уровня для обучающихся и студентов, реализуемого в рамках национального проекта "Образование": ежегодно от 2 до 5 орловских школьников побеждают в финале, проводимом в Образовательном центре "Сириус".
В муниципальных образовательных организациях города Орла созданы условия для реализации новых проектов и инициатив: определена достаточно высокая степень готовности к серьезным изменениям в содержательном наполнении и организации непосредственной образовательной деятельности. Введение с 2023 года федеральных основных образовательных программ, в том числе на уровне дошкольного образования, федеральных рабочих программ по учебным предметам, единый федеральный календарный учебный график, переход на единый федеральный учебник истории, активное включение обучающихся в реализацию социальных проектов и программ - все это призвано сформировать единое образовательное пространство, предоставить равные возможности для каждого обучающегося получить качественное, доступное образование, накопить опыт социальной деятельности.
С 1 сентября 2023 года школы города Орла присоединились к еще одному масштабному всероссийскому проекту. С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России внедряется Единая модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум, который реализуется с 6 по 11 классы на базе проекта "Билет в будущее" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Задачей федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
С 1 сентября 2021 года в муниципалитете внедрена Целевая модель дополнительного образования детей. Через АИС "Навигатор дополнительного образования детей Орловской области" 30147 детей от 5 до 17 лет получают дополнительное образование, что составляет 77,7%; заключено 9578 договоров персонифицированного финансирования (24% детей, проживающих в городе).
Таким образом, система дополнительного образования города Орла представляет собой сбалансированную, достаточно эффективно работающую сеть образовательных организаций, обеспечивающих удовлетворение потребностей детей на основе их склонностей и способностей.
О достижении планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей) свидетельствуют результаты обучающихся учреждений дополнительного образования в конкурсах и соревнованиях. За три года их количество увеличилось на 70,3%, при этом каждый четвертый участник становится победителем, более 2 тысяч стали призерами соревнований различного уровня, в том числе всероссийского и международного.
В городе Орле принимаются меры, направленные на стимулирование и поощрение способных и талантливых детей и молодежи.
Муниципальная стипендия, Грант муниципального образования "Город Орел", стипендия Губернатора для обучающихся, проявивших выдающиеся способности, конкурсный отбор талантливой молодежи для получения денежного поощрения Губернатора Орловской области - во всех этих отборах обучающиеся образовательных организаций города Орла успешно участвуют. С 2023 года 18 обучающихся становятся обладателями Гранта муниципального образования "Город Орел", ежегодно 45 человек получают муниципальную стипендию, от 20 до 30 человек становятся обладателями Гранта Губернатора Орловской области или региональными стипендиатами. Следует отметить, что за последние три года количество участников конкурсных отборов увеличилось на 11%.
В результате подготовки и участия в конкурсах и фестивалях различных уровней в том числе формируются и ценностные ориентации личностного развития, творчества и самореализации.
Обновляемая в современных условиях, отвечающая вызовам времени система воспитательной работы в городе Орле ориентирована на формирование, повышение уровня ценностных ориентаций обучающихся путем приобщения учеников к системе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, ценностных ориентаций, связанных с жизнью, здоровьем и безопасностью человека, в области социального взаимодействия, личностного развития, а также направлена на профилактику деструктивного поведения обучающихся.
С 2022 года реализуется комплекс мер по изучению истории государственных символов РФ, введен масштабный федеральный проект - цикл внеурочных занятий "Разговор о важном", реализуемый классными руководителями.
Во всех образовательных организациях дети максимально вовлекаются в активную социальную практику, в каждой общеобразовательной организации создается доступная и интересная детям воспитательная среда, компонентами которой являются детские общественные объединения, школьные музеи, школьные театры, школьные спортивные клубы.
С 1 сентября 2023 года во всех школах города Орла введена новая должность - советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, все кандидаты прошли конкурсный отбор, готовы приступить к своим обязанностям. В каждой школе создан Центр детских инициатив - место, где школьники смогут реализовать свои лидерские качества, творческие способности, в ходе коммуникации, проектной деятельности формировать себя как личность, как гражданина и патриота.
Целевые установки воспитательной работы обязательно связаны с предупреждением деструктивного (отклоняющегося, противоправного) поведения детей и молодежи, предопределяют профилактический потенциал воспитательных мероприятий.
В 2023 году работа по профилактике деструктивного поведения среди школьников в образовательных организациях города Орла реализовывалась в соответствии с муниципальными программами, в тесном взаимодействии со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителями ведомств, обеспечивающих выявление негативного влияния на несовершеннолетних в сети Интернет.
В целях сохранения и укрепления здоровья детей, развития их творческих способностей, социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежегодно проводится летняя оздоровительная кампания.
Работа по оздоровлению детей и подростков строится по трем направлениям: отдых в загородных оздоровительных организациях; отдых в лагерях дневного пребывания детей, функционирующих на базе муниципальных образовательных организаций города Орла; отдых детей с использованием малозатратных форм.
Мера социальной поддержки по оплате стоимости путевок в загородные оздоровительные организации ежегодно предоставляется детям из семей различных льготных категорий. Оплата стоимости питания детей в пришкольных лагерях традиционно осуществляется в размере 70% стоимости питания за счет средств бюджета города Орла и 30% стоимости питания - за счет средств родителей или же в размере 100% детям из семей льготных категорий.
Проведение летней оздоровительной кампании позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей, социальную поддержку семьям, имеющим детей, а также способствует профилактике безнадзорности и правонарушений среди детского населения.
В соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 15.01.2020 для обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных организаций города организовано бесплатное горячее питание. Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся продолжается во взаимодействии с общешкольными родительскими комитетами, к проверкам активно привлекаются представители родительской общественности.
Стабильное функционирование муниципальной системы образования, повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа учительской профессии, созданием условий, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие, творческий и карьерный рост педагогов.
Муниципальная система образования города Орла - это 5020 педагогических работников: 2347 - в школах, 2264 - детских садах, 409 - в учреждениях дополнительного образования. Характеристика кадрового потенциала муниципальной системы образования, уровень квалификации и профессиональных компетенций педагогов свидетельствуют о наличии необходимых кадровых условий для реализации образовательных программ. На протяжении многих лет по итогам региональных конкурсов "Детский сад года" и "Школа года" лучшими признаются детские сады и школы города Орла.
Большую роль в создании условий для развития творческого потенциала и самореализации педагогов, формирования активного профессионального отношения к совершенствованию системы образования играют конкурсы профессионального мастерства, а также конкурсы методических материалов по различным направлениям. Ежегодно педагоги города Орла достойно представляют муниципалитет на самых значимых конкурсах - "Учитель года", "Воспитатель года" и "Сердце отдаю детям", "Педагогический дебют". В прошедшем учебном году представители всех 43 общеобразовательных организаций, 15 организаций дополнительного образования, 34 организаций дошкольного образования принимали участие в муниципальных этапах конкурсов.
Педагоги образовательных организаций города Орла также принимают самое активное участие в тематических конкурсах методических материалов по различным направлениям.
Высокий уровень развития профессиональных компетенций, педагогическое мастерство работников муниципальной системы образования позволяют им ежегодно успешно проходить конкурсные отборы и становиться обладателями премий различного уровня: конкурс Министерства просвещения РФ на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, конкурсный отбор лучших учителей и иных педагогических работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Орловской области (Грант Губернатора Орловской области), конкурсный отбор талантливой молодежи Орловской области, конкурс на присуждение муниципальной премии лучшим педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений города Орла.
Обеспечено исполнение целевых показателей по росту заработной платы учителей и педагогов: среднемесячная заработная плата педагогов общеобразовательных учреждений составила 44265,08 рублей, рост составил 19,9%, педагогов детских садов - 44068,08 рублей, рост составил 18,6%, педагогических работников организаций дополнительного образования - 41215,20 рублей, рост составил 12,1%.
Несмотря на реализуемые на различных уровнях меры по повышению престижа профессии педагога, эффективное социальное партнерство с городской организацией профсоюзов работников образования, выплаты молодым педагогам, приступившим к педагогической работе после окончания учебного заведения, проблема нехватки педагогических кадров остается актуальной. Кадровый дефицит, увеличение среднего возраста педагогов (средний стаж педагога - 20,5 лет) являются новыми вызовами.
Формирование воспитательной среды, единого образовательного пространства, создание условий для выявления и развития способностей обучающихся, повышение качества образования невозможно без создания современной образовательной среды, материально-технических условий, финансового обеспечения реализации образовательных программ.
На муниципальном уровне предпринимаются меры по реализации полномочий, касающихся обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, по укреплению материально-технической базы, отвечающей предъявляемым требованиям, обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций, соблюдению норм пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований.
При этом существует ряд проблем в муниципальной системе образования, которые являются препятствием для ее эффективного функционирования и успешного развития:
- дефицит педагогических работников отдельных квалификаций, недостаточно эффективная система мер, направленных на привлечение и удержание молодых педагогов в образовательных организациях;
- необходимость приобретения педагогами новых профессиональных компетенций в области IT-технологий, проектной деятельности, в условиях периодического обновления содержательного компонента образовательной деятельности;
- изношенность технологического оборудования, систем коммуникаций и зданий большинства муниципальных образовательных организаций, требующих серьезного текущего ремонта или реконструкции;
- нехватка ученических мест, что не позволяет организовать в общеобразовательных организациях обучение в одну смену;
- необходимость благоустройства и асфальтирования ряда территорий образовательных организаций, дальнейшего развития инфраструктуры учреждений образования.
Условия для дальнейшего поступательного развития системы образования города Орла обеспечивает муниципальная программа "Развитие муниципальной системы образования города Орла на 2024 - 2026 годы".
Программа определяет приоритетные "точки роста" и конкретные механизмы участия в реализации приоритетных направлений развития образования города Орла.
Предлагаемая к реализации муниципальная программа ориентирована на наиболее проблемные зоны системы образования города, учитывает приоритетные направления развития отрасли и одновременно обеспечивает взаимосвязь с государственной программой Орловской области "Образование в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 16.09.2019 N 526 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Образование в Орловской области".
Реализация программы позволит обеспечить:
- поступательное развитие системы образования города Орла по ключевым направлениям;
- сконцентрировать ресурсы на наиболее эффективных и перспективных направлениях развития муниципальной системы образования;
- привлечь софинансирование из федерального и регионального бюджетов.
К числу внешних факторов и условий, которые могут оказать влияние на достижение показателей (индикаторов), относятся экономические факторы: динамика роста цен и тарифов на товары и услуги, изменение среднемесячных показателей средней заработной платы в экономике.
При реализации муниципальной программы остаются финансово-экономические риски, связанные с ограниченными возможностями бюджета, и в связи с этим возможное несвоевременное финансирование основных мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.