Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением
администрации Моршанского
муниципального округа
от 16.02.2024 N 203
Паспорт
муниципальной программы Моршанского муниципального округа "Доступная среда" (далее программа)
Ответственный исполнитель программы |
Отдел экономики и сферы услуг администрации Моршанского муниципального округа (далее отдел экономики и сферы услуг) |
Соисполнители программы |
Отдел культуры, массового спорта и архивной работы администрации округа, (далее - отдел культуры, массового спорта, молодежной политики и архивного дела), отдел организационной и кадровой работы администрации Моршанского муниципального округа (далее отдел организационной и кадровой работы); отдел образования администрации Моршанского муниципального округа (далее - отдел образования) |
Цели программы |
Формирование безбарьерной среды в Моршанском муниципальном округе посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 80,9% к 2030 году. Создание правовых, экономических и институционных условий, способствующих интеграции инвалидов в обществе и повышению уровня их жизни |
Задачи программы |
Обеспечение равного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; повышение информированности граждан, в том числе инвалидов о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг. |
Целевые индикаторы и показатели программы, их значение за последний год реализации |
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, имеющих сформированные и обновленные карты доступности, в общем количестве объектов в Моршанском муниципальном округе - 100% к 2030 г.; доля приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере образования - 100% к 2030 г.; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций - 100% к 2030 г.; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста - 100% к 2030 г.; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста - 100% к 2030 г.; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста - 75,0%; доля образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций - 100% к 2030 году; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории людей - 76,0%; доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан - 84,7%; доля приоритетных объектов культуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры - 100% к 2030 году; доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Моршанском муниципальном округе - 100% к 2030 году; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Моршанского муниципального округа - 75,1; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов - 80,9. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в 1 этап: 2024 - 2030 годы. |
Объемы и источники финансирования программы |
Объем финансирования составляет (прогноз) - 210,0 тыс. рублей, в том числе: из бюджета Тамбовской области: 2024 г. - 0 2025 г. - 0 2026 г. - 0 2027 г. - 0 2028 г. - 0 2029 г. - 0 2030 г. - 0 из бюджета Моршанского муниципального округа (прогноз) - 210,0 тыс. руб., из них: 2024 г. - 30,0 тыс. руб. 2025 г. - 30,0 тыс. руб. 2026 г. - 30,0 тыс. руб. 2027 г. - 30,0 тыс. руб. 2028 г. - 30,0 тыс. руб. 2029 г. - 30,0 тыс. руб. 2030 г. - 30,0 тыс. руб. Финансирование мероприятий Программы приоритетные сферы жизнедеятельности составит (прогноз): - в сфере культуры - 146,0 тыс. руб., из них: на создание доступности к объектам культуры - 90,0 тыс. руб.; на создание условий для занятий физической культурой и спортом, приобретение информационной и художественной литературы, издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля - 56,0 тыс. руб.; - в сфере образования - 64,0 тыс. руб., из них: на создание доступности к объектам образования - 64,0 тыс. руб. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В Моршанском муниципальном округе проживают более 27 тысяч человек. Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из социально-экономических задач, которая затрагивает права и потребности 1932 инвалидов округа (7% от общей численности населения округа), из них 84 ребенка-инвалида.
К маломобильным группам населения (далее - МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т. д.)
В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов от 13.12.2006 (Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов") (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг.
Комплексная реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на потребностях инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступными для него как можно ближе к местам его непосредственного проживания.
С учетом требований Конвенции, а также с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является адаптация приоритетных объектов и создание условий развития доступной среды для инвалидов и других МГН, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений.
Под приоритетными объектами понимаются наиболее посещаемые инвалидами объекты, определяемые с учетом мнения самих инвалидов в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура).
Для эффективной реализации Программы необходимо учитывать макроэкономические, операционные, социальные риски.
Макроэкономические риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономики, высокой инфляцией.
Они могут быть обусловлены также невыполнением предусмотренных Программой мероприятий, неэффективным использованием выделяемых бюджетных средств для реализации муниципальной Программы, риском отсутствия ожидаемых конечных результатов Программы.
Оперативные риски связаны с неэффективными управленческими решениями в ходе реализации муниципальной программы, в том числе с недостатками нормативно-правового обеспечения.
Социальные риски обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы является минимизация указанных рисков, эффектный мониторинг ее выполнения и принятие необходимых оперативных мер.
В данной области систематически проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и в формированию доступной среды с учетом потребностей инвалидов и других МГН.
Приняты следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"; Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года; постановление администрации Тамбовской области от 06.10.2020 N 798 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Доступная среда"; постановлением администрации Моршанского муниципального округа от 09.01.2024 N 37 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Моршанского муниципального округа".
Нерешимость проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
- ограничение жизнедеятельности других МГН (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
2. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Решение вопросов формирования доступной среды определяется как приоритетное направление государственной политики.
К приоритетам государственной политики относятся:
- реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; решение вопросов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
- создание условий для полноценной жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Организации независимо от организационно-правовой формы должны учитывать требования доступности для инвалидов объектов и услуг, руководствуясь соответствующими нормативными правовыми актами, предусматривающими в том числе возможность необходимых модификаций и коррекции способов обеспечения доступности, учитывающих особенности деятельности этих организаций.
При этом организации частных форм собственности должны проводить работу по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН за счет собственных средств.
Также приоритетным направлением государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам качественного образования.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных организациях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные организации, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычной образовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.
Согласно Конвенции государства - участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры должны распространяться:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и потребности миллионов граждан Российской Федерации, проживающих как в городской, так и сельской местности.
Целями Программы является:
- формирование безбарьерной среды в Моршанском муниципальном округе посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов;
- создание правовых, экономических и институционных условий, способствующих интеграции инвалидов в обществе и повышению уровня их жизни.
Для достижения данной цели должно быть обеспечено решение следующих задач:
- обеспечение равного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
- повышение информированности граждан, в том числе инвалидов о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг.
Цели и задачи Программы аналогичны целям и задачам государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", что дает возможность осуществлять общую оценку процесса формирования безбарьерной среды в Моршанском муниципальном округе, а также выявлять неравномерное формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на территории округа.
Программа реализуется в 1 этап с 2024 по 2030 годы, что обеспечит преемственность выполнения основных мероприятий и позволит последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы):
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, имеющих сформированные и обновленные карты доступности, в общем количестве объектов в Моршанском муниципальном округе - 100% к 2030 году;
доля приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере образования - 100% к 2030 году;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций - 23,53% - 100% к 2030 году;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста - 100% к 2030 году;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста - 100% к 2030 году;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста - 75%;
доля образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций - 100% к 2030 году;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории людей - 76%;
доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан - 84,7%;
доля приоритетных объектов культуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры - 100% к 2030 году;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Моршанском муниципальном округе - 100% к 2030 году;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Моршанского муниципального округа - 75,1%;
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов - 80,9%.
Реализация мероприятий муниципальной программы направленная на формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, к 2030 году позволит на территории Моршанского муниципального округа добиться позитивного изменения ситуации, связанной с доступной средой для данной категории граждан.
Основные целевые показатели (индикаторы) реализации Программы приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
4. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и интеграции инвалидов с обществом.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН является одной из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности граждан Моршанского муниципального округа, и необходимость решения которой вытекает из требования законодательства Российской Федерации.
Предусматривается реализация комплекса программных мероприятий, направленных на решение задач, предусмотренных Программой.
Для повышения уровня доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Моршанском муниципальном округе будут реализовываться следующие мероприятия:
1. Основное мероприятие: Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры, средств информации и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения:
1.1. Проведение встреч главы округа с инвалидами и другими маломобильными группами населения, руководителями общественных организаций инвалидов, с целью выработки совместных предложений по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
1.2. Проведение совещаний, семинаров, "круглых столов", конференций, сходов граждан и других публичных мероприятий по вопросам формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
1.3. Освещение в средствах массовой информации, размещение на официальном сайте администрации округа о проблемах, новых формах и методах формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также о реализации Программы.
1.4. Оборудование пандусами и подъемниками муниципальных учреждений культуры.
1.5. Реализация прочих мероприятий.
Перечень мероприятий Программы приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Моршанского муниципального округа, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.
Общий объем финансирования реализации Программы составляет (прогноз) 210,0 тыс. рублей, из них:
в 2024 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2026 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2027 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2028 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2029 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2030 году - 30,0 тыс. рублей.
Общий объем из средств бюджета Моршанского муниципального округа - 210,0 тыс. рублей, из них:
в 2024 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2026 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2027 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2028 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2029 году - 30,0 тыс. рублей;
в 2030 году - 30,0 тыс. рублей.
Мероприятия, предусмотренные Программой, не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств Моршанского муниципального округа. Объемы финансирования расходов на выполнение Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета Моршанского муниципального округа на очередной финансовый год.
Финансирование мероприятий Программы за счет всех источников финансирования на приоритетные сферы жизнедеятельности составит (прогноз):
в сфере культуры -146,0 тыс. руб., из них:
- на создание доступности к объектам культуры округа - 90,0 тыс. руб., из них:
в 2024 году - 17,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 17,0 тыс. рублей;
в 2027 году - 17,0 тыс. рублей;
в 2028 году - 17,0 тыс. рублей;
в 2030 году - 22,0 тыс. рублей.
- на создание условий для занятий физической культурой и спортом, приобретение информационной и художественной литературы, издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля - 56,0 тыс. руб.:
в 2024 году - 8,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 8,0 тыс. рублей;
в 2026 году - 8.0 тыс. рублей;
в 2027 году - 8,0 тыс. рублей;
в 2028 году - 8,0 тыс. рублей;
в 2029 году - 8,0 тыс. рублей;
в 2030 году - 8,0 тыс. рублей.
в сфере образования: - 64,0 тыс. руб., из них:
- на создание доступности к объектам образования Моршанского муниципального округа - 64,0 тыс. руб., из них:
в 2024 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2026 году - 22,0 тыс. рублей;
в 2027 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2028 году - 5,0 тыс. рублей;
в 2029 году - 22,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы приведено в приложении N 3 к муниципальной программе.
6. Механизмы реализации муниципальной программы
Отдел экономики и сферы услуг администрации Моршанского муниципального округа обеспечивает совместно с соисполнителями разработку проекта муниципальных программы (внесения изменений), его согласование и внесение в установленном порядке.
Соисполнители:
разрабатывают и осуществляют реализацию подпрограмм и/или основных мероприятий муниципальной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
обеспечивают целевое и эффективное использование средств;
несут ответственность за целевые индикаторы в части, их касающейся;
представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы отдела экономики и сферы услуг администрации муниципального округа и финансового управления администрации муниципального округа, а также отчеты о ходе реализации мероприятий муниципальной программы;
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.