г. Краснодар |
|
24 июля 2023 г. |
Дело N А53-14364/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АвтоДон-2" (ИНН 6155922792, ОГРН 1046155008250), заинтересованного лица - департамента финансов администрации города Шахты (ИНН 6155030270, ОГРН 1026102779856), третьих лиц - администрации города Шахты (ИНН 6155027630, ОГРН 1026102773751), муниципального казенного учреждения "Департамент городского хозяйства", департамента труда и социального развития города Шахты, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Шахты на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 по делу N А53-14364/2022, установил следующее.
ООО "АвтоДон-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к публично-правовому образованию город Шахты в лице департамента финансов администрации г. Шахты (далее - департамент) с заявлением о взыскании убытков в размере 6 546 632 рублей (с учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечены МКУ "Департамент городского хозяйства" г. Шахты, департамент труда и социального развития г. Шахты, администрация г. Шахты (далее - администрация).
Решением суда от 28.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.03.2023, с департамента взысканы за счет средств местного бюджета в пользу общества 6 546 632 рублей убытков и 39 661 рубль расходов по оплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что в данном случае обществом оказаны услуги по перевозке льготных категорий граждан (школьников) на основании решения Шахтинской городской Думы от 23.12.2004 N 570 "Об утверждении Перечня категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда в городском пассажирском транспорте в г. Шахты".
В кассационной жалобе администрация просит отменить полностью решение от 28.12.2022 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.03.2023, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать в полном объёме. Податель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на неправильном применении норм материального права. Представленные перевозчиком расходы по выпадающим доходам, которые, по его мнению, подлежат возмещению за счёт средств бюджета, незаконны и не обоснованы. Обществом не представлено подтверждение понесенных убытков в результате неправомерных действий департамента финансов.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Шахты. Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией в общественном городском транспорте, общество оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1 октября 2020 года и 30.06.2021 между администрацией и обществом заключены соглашения о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот. Предметом соглашений являлась деятельность перевозчика, направленная на обеспечение правом льготного проезда отдельных категорий граждан при обслуживании муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты.
Решением Шахтинской городской думы от 24.12.2004 N 570 "Об утверждении перечня категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного или льготного проезда в городском пассажирском транспорте г. Шахты" утвержден перечень, в который внесена такая категория, как "Учащиеся образовательных школ города" (Приложение к Решению городской думы от 23.12.2004 N 570). При этом вышеуказанное решение не содержит в себе стоимости проезда для льготной категории "Учащиеся образовательных школ города". В соответствии с постановлением мэра г. Шахты от 29.12.2004 N 229 (далее - постановление N 229), стоимость проезда для школьников была установлена в размере по 2 рубля за одну поездку с 01.01.2005. С 01.01.2005 все перевозчики г. Шахты, в том числе общество, обязаны были перевозить школьников по 2 рубля за одну поездку.
Постановлением Администрации г. Шахты от 16.12.2015 N 6781 постановление N 229 отменено. Иной стоимости проезда для школьников на законодательном уровне установлен не было.
Общество самостоятельно установило размер оплаты проезда школьниками в размере 2 рублей.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан (школьников), не возмещены, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков.
Суды, удовлетворяя заявленные требования общества, руководствовались положениями статьи 16, пункта 1 статьи 15, пункта 5 статьи 790, статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что 6 546 632 рубля убытков, возникших у общества в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет средств местного бюджета.
Однако суд округа считает выводы судебных инстанций неправомерными, сделанными при неверном применении норм законодательства.
Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" предусмотрено оказание мер социальной поддержки в части проезда к месту обучения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой или попечительством, в приемных семьях и многодетным семьям.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств).
В абзаце 10 подпункта 1.1 пункта 1 Положения о расходовании средств предусмотрено, что льготы предоставлены только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой или попечительством, в приемных семьях, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях, в части обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности внутрирайонном транспорте.
Решением Шахтинской городской Думы от 23.12.2004 N 570 "Об утверждении перечня категорий граждан г. Шахты, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда в городском пассажирском транспорте г. Шахты" к льготной категории отнесены учащиеся образовательных организаций г. Шахты. При этом размер и порядок предоставления льготы нормативно не урегулированы.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что 01.10.2020 и 30.06.2021 администрация и общество заключили соглашения о предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд при осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в г. Шахты и компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
В соответствии с пунктом 2.4.1 соглашений перевозчик обязан заключить с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
По смыслу пункта 2.4.2 соглашения перевозчик принял на себя обязательства предоставлять льготный проезд отдельным категориям граждан, определенным законодательством Российской Федерации, Ростовской области и г. Шахты, по маршрутам, включенным в свидетельства, в соответствии с договором (контрактом) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, заключенным с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий.
Суды не приняли во внимание, что в материалах дела отсутствует договор, заключенный перевозчиком с департаментом труда и социального развития г. Шахты и другими организациями, обеспечивающими финансирование выпадающих доходов от перевозки пассажиров льготных категорий, договор (контракт) о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общество, самостоятельно определив стоимость проезда для учащихся, не представило доказательств обращения к департаменту труда и социального развития г. Шахты с требованием заключить договор о возмещении недополученных доходов. С учетом указанных обстоятельств общество исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации не доказало факт причинения убытков действиями департамента.
Следовательно, с учетом действующих в г. Шахты правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категорий граждан и отсутствием договорных отношений общества с уполномоченным органом о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, оснований для удовлетворения иска по данному делу не имелось.
Аналогичная позиция поддержана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, но неправильно применили нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2023 по делу N А53-14364/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество, самостоятельно определив стоимость проезда для учащихся, не представило доказательств обращения к департаменту труда и социального развития г. Шахты с требованием заключить договор о возмещении недополученных доходов. С учетом указанных обстоятельств общество исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации не доказало факт причинения убытков действиями департамента.
Следовательно, с учетом действующих в г. Шахты правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенной выше льготной категорий граждан и отсутствием договорных отношений общества с уполномоченным органом о возмещении недополученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, оснований для удовлетворения иска по данному делу не имелось.
Аналогичная позиция поддержана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 24.06.2022 N 304-ЭС22-941."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июля 2023 г. N Ф08-5740/23 по делу N А53-14364/2022