Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 16.02.2024 N 95
Стратегические приоритеты
Государственной программы
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Государственной программы
Безопасность проживания и ведения хозяйственной деятельности на территории Самарской области является важным фактором, определяющим качество жизни населения, а также привлекательность региона для инвесторов и туристов, способствует достижению таких целей, как сохранение населения, обеспечение благополучия людей, создание комфортной среды для жизни.
В настоящее время на территории Самарской области в целом сохраняется контролируемая криминогенная обстановка, что обусловлено реализацией мероприятий Государственной программы, направленных на совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, повышением эффективности механизма правоприменения, содействием правоохранительным органам со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения преступности.
В период с начала реализации Государственного программы и по настоящее время органами исполнительной власти Самарской области проводится значительная работа по формированию у населения установок на позитивное сотрудничество с органами правопорядка.
Граждане и общественные формирования принимают активное участие в охране общественного порядка в целях профилактики правонарушений и предупреждения преступлений, снижения уровня преступности в. общественных местах и привлечения дополнительных сил для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий и в местах массового скопления людей.
Достижению целей обеспечения правопорядка и общественной безопасности в регионе способствуют реализуемые в рамках Государственной программы меры, направленные на обеспечение безопасности при проведении общественно-политических и иных мероприятий, развитие институтов гражданского общества и поддержку общественных инициатив в сфере правопорядка, снижение уровня криминализации общественных отношений за счет развития системы профилактики правонарушений, предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности, а также иных преступных проявлений прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи, повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов жизнеобеспечения населения, предупреждение фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, повышение уровня их технической оснащенности, использование современных технологий анализа и предупреждения правонарушений, совершенствование профессиональной подготовки специалистов в области профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности.
Принятые в рамках Государственной программы меры по усилению взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, граждан и общественных объединений в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности оказывают положительное влияние на криминогенную ситуацию.
Количество ежегодно регистрируемых преступлений по итогам 2022 года в сравнении с 2013 годом сократилось более чем на 10% (с 52,1 тысячи преступлений до 47 тысяч преступлений).
За период с 2013 по 2022 год отмечено значительное снижение показателей, характеризующих состояние уличной преступности (с 13 тысяч преступлений до 8,7 тысячи преступлений). В несколько раз сократилось число ежегодно регистрируемых разбойных нападений (с 345 преступлений до 76 преступлений), грабежей (с 2353 преступлений до 760 преступлений), квартирных краж (с 1574 преступлений до 629 преступлений) и краж транспортных средств (с 1 тысячи преступлений до 124 преступлений).
Реализация социальной политики, а также работа субъектов профилактики правонарушений по выявлению преступлений превентивной направленности благоприятно сказывается на динамике показателей, характеризующих количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве, которая имеет устойчивую тенденцию к снижению.
В части преступлений против личности за период с 2013 по 2022 год отмечено более чем двукратное сокращение числа убийств (с 229 преступлений до 101 преступления) и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека (с 668 преступлений до 277 преступлений).
Социально-криминологическая характеристика состояния преступности указывает на то, что уровень преступности среди несовершеннолетних с 2013 года снизился практически вдвое (количество преступных деяний сократилось с 1207 до 618 преступлений, число причастных к ним лиц в возрасте до 18 лет - с 1026 до 420 преступлений).
Лицами в состоянии алкогольного опьянения в 2022 году совершено преступлений на 34% меньше (с 6,7 тысячи преступлений до 4,4 тысячи преступлений), чем в 2013 году, в состоянии наркотического опьянения - в 8 раз меньше (с 928 преступлений до 116 преступлений).
Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2022 году, примерно равно аналогичным показателям 9-летней давности (около 1,1 тысячи преступлений). При этом за период с 2013 по 2022 год число лиц, имеющих иностранное гражданство и причастных к уголовно наказуемым деяниям, сократилось на треть (с 808 преступлений до 53 6 преступлений).
Динамика показателей, характеризующих количество выявленных лиц, ранее совершавших преступления, и лиц без постоянного источника дохода, причастных к преступным деяниям, также имеет определенную тенденцию к снижению (с 12,3 тысячи преступлений до 9,4 тысячи преступлений и с 15,8 тысячи преступлений до 10,4 тысячи преступлений соответственно).
Вместе с тем анализ сложившейся ситуации в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Самарской области свидетельствует о том, что многие вопросы профилактики правонарушений по-прежнему сохраняют свою актуальность. В частности, в 2022 году на территории Самарской области отмечена негативная тенденция, связанная с ростом общего числа зарегистрированных преступлений (с 43,3 тысячи преступлений до 47 тысяч преступлений, + 8,5%).
Имеется необходимость реализации дополнительных мер по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, противоправных деяний в общественных местах, а также отдельных категорий преступлений, совершаемых с участием ранее судимых лиц, несовершеннолетних и иностранных граждан.
В части совершения имущественных преступлений следует отметить зафиксированный в 2022 году рост количества краж (с 16 тысяч преступлений до 17,5 тысячи преступлений, + 9%), в том числе хищений из магазинов, многие из которых выявлены по результатам просмотров систем видеонаблюдения в торговых точках.
Одним из приоритетных вызовов в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является стремительный рост количества преступлений, совершенных с их использованием, а также факты деструктивного влияния на несовершеннолетних с применением различных современных технологий.
Общее число зарегистрированных преступлений в сфере компьютерной информации, а также преступлений с применением информационно-телекоммуникационных технологий за 2022 год возросло на 10% (с 10,4 тысячи преступлений до 11,5 тысячи преступлений). Данный рост произошел в основном за счет увеличения количества наркопреступлений, совершенных путем закладок с использованием средств геолокации, а также краж и случаев мошенничества с применением кибертехнологий.
Также в 2022 году отмечен рост количества фактов незаконного оборота оружия (с 242 преступлений до 324 преступлений, + 34%), что указывает на необходимость дополнительного внимания к вопросам предупреждения данного вида преступлений.
С учетом увеличения количества отдельных видов преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, представляется необходимым принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование деятельности подразделений патрульно-постовой службы и вневедомственной охраны, а также на привлечение граждан к охране общественного порядка.
Одним из основных способов дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки являются попытки вовлечения различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые впоследствии могут умышленно трансформироваться подстрекателями в массовые беспорядки.
Правоохранительными органами на территории региона строго пресекается подобная деятельность, направленная на дестабилизацию общества и государственных институтов. В 2022 году зарегистрировано 55 преступлений террористического характера (в 2021 году - 34) и 31 уголовно наказуемое экстремистское деяние (в 2021 году - 26). Кроме того, следует отметить ситуацию с ложными сообщениями о терроризме, число которых за 2022 год увеличилось в 7,8 раза (с 60 до 465). Таким образом, вопросы противодействия терроризму остаются в числе первостепенных.
Ежегодно к уголовной ответственности привлекается порядка 10 тысяч человек, ранее совершавших преступления. В данной среде отмечается некоторое увеличение криминальной активности лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость. Ранее судимыми гражданами в 2022 году совершено 10,2 тысячи преступлений (в 2021 году - 9,9 тысячи преступлений, в 2020 году - 9,2 тысячи преступлений).
В этой связи представляются необходимыми дополнительные усилия уполномоченных органов по предупреждению повторной (рецидивной) преступности, в том числе в части оказания помощи лицам, уже отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, а также по содействию их социальной адаптации в изменяющихся экономических условиях.
Кроме того, органам власти во взаимодействии с бизнес-сообществом целесообразно реализовать дополнительные меры по созданию в регионе новых участков исправительных центров для размещения осужденных к принудительным работам.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400), а также в иных нормативных актах.
Обеспечение государственной и общественной безопасности определено в качестве одного из важнейших стратегических национальных приоритетов в Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400.
К целям обеспечения государственной и общественной безопасности относятся защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, защита граждан и всех форм собственности, а также традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.
Осуществляемая в рамках Государственной программы деятельность в сферах защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждения и пресечения преступлений, обеспечения правопорядка в общественных местах окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, обеспечение благополучия людей, создание комфортной и безопасной среды для жизни.
В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344, одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются осуществление принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности, повышение эффективности работы по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организаций.
Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30.05.2018, предусматривает среди прочих целей указанной национальной системы снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организаций.
Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646, определены основные направления обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности, к числу которых отнесено противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, а также повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействие таким правонарушениям.
Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2023 N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года" предусмотрены основные направления реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей, в числе которых профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их, а также формирование безопасной информационной среды для детей.
Исходя из целей и приоритетов государственной Политики в сфере реализации Государственной программы, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в документах стратегического планирования, целью Государственной программы является укрепление правопорядка, повышение эффективности мер по противодействию преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Плановое значение стратегического показателя Государственной программы предусматривает стабилизацию уровня преступности в регионе и последующее сокращение количества преступлений, зарегистрированных на 100 тысяч населения, по отношению к 2022 году.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Система целеполагания и задачи Государственной программы сформированы с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 345, а также Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
В среднесрочной и долгосрочной перспективе общественная безопасность региона будет обеспечиваться путем совершенствования защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, исходя из основных (потенциальных) источников угроз общественной безопасности населению.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, региональная система обеспечения общественной безопасности нацелена на противодействие преступлениям и иным правонарушениям, а также на выполнение на территории региона комплекса мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.
Для достижения цели Государственной программы по укреплению правопорядка, повышению эффективности мер по противодействию преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности предусматривается решение следующих задач:
координация деятельности органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области по вопросам предупреждения правонарушений, а также защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств;
обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка, в том числе при проведении массовых мероприятий;
совершенствование системы общественного контроля, механизмов участия граждан и организаций в обеспечении общественной безопасности;
развитие правосознания, повышение уровня правовой грамотности и патриотического воспитания граждан;
профилактика правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, а также правонарушений в состоянии алкогольного опьянения;
оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к иным мерам уголовно-правового характера, содействие их ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации;
развитие информационно-справочной системы по вопросам оказания социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшимся иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества;
создание необходимых условий для снижения уровня преступности среди несовершеннолетних, обеспечение их мотивации на законопослушное поведение;
совершенствование региональной системы межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством ведения банков данных и проведения анализа деятельности субъектов профилактики;
обеспечение межведомственного взаимодействия по координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления;
реализация мер по совершенствованию координации, методического обеспечения и контроля деятельности антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области;
реализация мероприятий по противодействию идеологии терроризма на территории Самарской области;
организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей в Самарской области.
Указанные задачи решаются в ходе реализации мероприятий и достижения показателей их выполнения, запланированных в рамках комплексов процессных мероприятий по следующим направлениям (подпрограммам):
профилактика правонарушений на территории Самарской области (комплекс процессных мероприятий "Реализация мер, направленных на профилактику правонарушений, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории Самарской области");
внедрение и развитие института пробации на территории Самарской области (комплекс процессных мероприятий "Реализация мер, направленных на коррекцию социального поведения, ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждение совершения ими новых преступлений");
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Самарской области (комплекс процессных мероприятий "Реализация мер, направленных на обеспечение комплексной безопасности детей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершенно летних");
профилактика терроризма на территории Самарской области (комплекс процессных мероприятий "Реализация мер, направленных на профилактику терроризма, противодействие его идеологии, обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств на территории Самарской области").
Результатом реализации Государственной программы будет являться стабилизация уровня преступности в регионе (с учетом отмеченного роста общего числа зарегистрированных преступлений в 2022 году по отношению к показателям 2021. года) и последующее сокращение количества преступлений в целом и по отдельным категориям преступности.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по восстановлению воинских захоронений, установлению мемориальных знаков и нанесению имен погибших при защите Отечества на воинских захоронениях, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, приведен в приложении 11 к Государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по обеспечению участия населения в охране общественного порядка, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин, приведен в приложении 12 к Государственной программе.
Информация о распределении в 2022-2024 годах субсидий местным бюджетам из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по восстановлению воинских захоронений, установлению мемориальных знаков и нанесению имен погибших при защите Отечества на воинских захоронениях, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, приведена в приложении 14 к Государственной программе.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 16 февраля 2024 г. N 95 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.