Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 февраля 2024 г. N 03-03-06/2/8949
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение организации о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) и сообщает следующее.
1. По вопросу исключения для целей налогообложения прибыли валютной переоценки заблокированных активов по аналогии с положениями Банка России.
В соответствии с пунктом 11 статьи 250 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.
Положительной (отрицательной) курсовой разницей в целях главы 25 НК РФ признается курсовая разница, возникающая при дооценке (уценке) имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке (дооценке) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
При этом обращаем внимание, что для целей главы 25 НК РФ правоотношения принимаются в той квалификации, в которой они определяются нормами гражданского и отраслевого законодательства.
Учитывая указанное, для целей налогообложения прибыли, если в соответствии с гражданским законодательством у налогоплательщика есть имущество в виде валютных ценностей, а также требования/обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, то они подлежат переоценке.
Изменение порядка бухгалтерского учета валютных ценностей и требований/обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе перевод их в валюту Российской Федерации, в связи с Указанием Банка России от 15.06.2022 N 6155-У "О порядке отражения кредитными организациями в условиях действия мер ограничительного характера на счетах бухгалтерского учета отдельных активов и (или) обязательств в иностранной валюте" не влияет на применение норм главы 25 НК РФ, поскольку возникновение требований/обязательств в валюте, а также квалификация активов в качестве валютных ценностей основана на нормах гражданского и отраслевого законодательства.
При этом в случае если нормами гражданского или отраслевого законодательства требования (обязательства), а также имущество в виде валютных ценностей, фиксируются в рублях, то они текущей переоценке в соответствии с пунктом 8 статьи 271 и пунктом 10 статьи 272 НК РФ не подлежат.
Учитывая указанное, предложение о переводе требований/обязательств в валюте в рубли для целей налогообложения, по аналогии с положениями Банка России, не поддерживается.
2. По вопросу расширения перечня нормативных актов Банка России, в соответствии с которыми банки могут формировать резервы в соответствии со статьей 292 НК РФ сообщается, что суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ.
Таким образом, порядок определения суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам устанавливается положениями Банка России и нормами НК РФ не регулируется. Следовательно, только Банк России вправе определить перечень положений, в соответствии с которыми определяются суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам для целей статьи 292 НК РФ.
Также в отношении предложения о создании резерва по сомнительным долгам по задолженности в валюте, учитываемой в соответствии с нормативными актами Банка России в рублях, отмечается, что, поскольку учет от погашения заблокированных еврооблигаций осуществляется по оплате (пункт 3 статьи 271 НК РФ), основания для формирования под такую задолженность резерва по сомнительным долгам отсутствуют. При этом для банков предусмотрена возможность формирования резерва по сомнительным долгам под проценты, в том числе, по еврооблигациям.
3. По вопросу продления до 31.03.2026 нормы подпункта 14.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 14.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ для доходов в виде процентов, начисленных в 2022 и 2023 годах, по долговым ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством иностранного государства, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, ведение которого осуществляют иностранные организации в соответствии с законодательством иностранного государства, датой признания внереализационного дохода признается дата поступления денежных средств, но не позднее 31 марта 2024 года.
Таким образом, если начисленный в 2022-2023 годах процентный доход по еврооблигациям не получен, то, следуя подпункту 14.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ, он подлежит признанию в полном объеме в составе доходов на 31 марта 2024 года.
При этом в настоящее время прорабатывается вопрос о переносе срока признания указанного в подпункте 14.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ процентного дохода на более поздний период.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин рассмотрел прокомментировал возможность:
- исключения для целей налогообложения прибыли валютной переоценки заблокированных активов по аналогии с положениями Банка России;
- расширения перечня нормативных актов, в соответствии с которыми банки могут формировать резервы на возможные потери по ссудам.
Разъяснено, что для доходов в виде процентов, начисленных в 2022 и 2023 гг., по иностранным долговым ценным бумагам, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, датой признания внереализационного дохода признается дата поступления денежных средств, но не позднее 31 марта 2024 г. Срок признания процентного дохода планируется перенести на более поздний период.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 5 февраля 2024 г. N 03-03-06/2/8949
Опубликование:
-