Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного исполнения полномочий в сфере юстиции", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 17.10.2013 N 740-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 08.04.2014 N 225-па, от 31.07.2014 N 478-па, от 24.04.2015 N 236-па, от 31.08.2015 N 570-па, от 31.12.2015 N 981-па, от 20.05.2016 N 334-па, от 12.07.2016 N 503-па, от 19.09.2016 N 699-па, от 05.12.2016 N 923-па, от 26.12.2016 N 1004-па, от 28.02.2017 N 151-па, от 20.06.2017 N 496-па, от 22.11.2017 N 935-па, от 20.12.2017 N 1046-па, от 02.03.2018 N 174-па, от 21.09.2018 N 759-па, от 30.11.2018 N 953-па, от 24.12.2018 N 1060-па, от 07.02.2019 N 73-па, от 10.04.2019 N 312-па, от 22.07.2019 N 660-па, от 14.10.2019 N 983-па, от 23.12.2019 N 1321-па, от 20.02.2020 N 153-па, от 25.11.2020 N 1187-па, от 29.12.2020 N 1427-па, от 26.02.2021 N 164-па, от 05.04.2021 N 331-па, от 19.07.2021 N 750-па, от 27.09.2021 N 998-па, от 23.12.2021 N 1435-па, от 02.03.2022 N 182-па, от 08.06.2022 N 628-па, от 08.09.2022 N 994-па, от 11.10.2022 N 1123-па, от 27.12.2022 N 1618-па, постановлений Правительства Курской области от 02.03.2023 N 247-пп, от 26.12.2023 N 1414-пп).
2. Управлению по обеспечению деятельности мировых судей Курской области разместить государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного исполнения полномочий в сфере юстиции" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Первый заместитель Губернатора |
А.Б. Смирнов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Курской области
от 20.02.2024 N 121-пп
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного исполнения полномочий в сфере юстиции"
Государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного исполнения полномочий в сфере юстиции" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Курской области
от 17.10.2013 N 740-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 20.02.2024 N 121-пп)
Государственная программа Курской области
"Создание условий для эффективного исполнения полномочий в сфере юстиции"
(далее - государственная программа)
Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Сфера реализации государственной программы направлена на комплексное решение вопросов в сфере юстиции.
Государственная регистрация актов гражданского состояния установлена в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Записи актов гражданского состояния имеют важное юридическое значение, так как они удостоверяют возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей граждан.
Помимо этого, актовые записи имеют демографическое, социальное значение. Данные о государственной регистрации актов гражданского состояния используются для экономического прогнозирования.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В Курской области отдельные государственные полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курской области Законом Курской области от 11 апреля 2007 года N 38-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния". Регистрацию актов гражданского состояния в регионе осуществляют 33 органа записи актов гражданского состояния Курской области (далее - ЗАГС Курской области) в составе администраций муниципальных районов и городских округов.
Ежегодно в органы ЗАГС Курской области, комитет ЗАГС Курской области по различным вопросам обращается более 250 тыс. человек для проведения государственной регистрации всех видов актов гражданского состояния и совершения юридически значимых действий. Количество актов государственной регистрации и юридически значимых действий за период 2019 - 2022 годов приведено в таблицах N 1 и N 2.
Таблица N 1
Количество актовых записей |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||
Всего |
40005 |
39821 |
45553 |
40370 |
||||
о рождении |
9428 |
9191 |
8884 |
8083 |
||||
о смерти |
16614 |
19027 |
23363 |
17735 |
||||
о заключении брака |
7182 |
5321 |
6764 |
7507 |
||||
о расторжении брака |
4899 |
4543 |
4764 |
5011 |
||||
об установлении отцовства |
1385 |
1273 |
1240 |
1417 |
||||
об усыновлении (удочерении) |
52 |
45 |
62 |
52 |
||||
о перемене имени |
445 |
421 |
476 |
565 |
Таблица N 2
Количество юридически значимых действий |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Всего |
119 872 |
108 558 |
172 102 |
164 048 |
Увеличивается количество проставляемых сотрудниками комитета ЗАГС Курской области штампов "Апостиль" на документах, выданных на территории Курской области, подлежащих использованию за пределами территории Российской Федерации. Сведения о количестве проставляемых штампов "Апостиль" приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
313 |
230 |
267 |
742 |
За государственную регистрацию актов гражданского состояния и юридически значимые действия Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена государственная пошлина, поступающая в федеральный бюджет. Сумма взысканной государственной пошлины увеличилась с 15 867 190 рублей в 2019 году до 17 445 640 рублей в 2022 году (таблица N 4).
Таблица N 4
Сведения о государственной пошлине |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Всего, руб. |
15 867 190 |
13 369 920 |
15 469 500 |
17 445 640 |
Органами ЗАГС Курской области проведена масштабная работа по переводу в цифровой формат архивного фонда записей актов гражданского состояния. Было оцифровано около 5,5 млн. актовых записей, хранящихся на бумажных носителях, за период с 1926 по 2018 гг. Данные мероприятия дали возможность реализовать с 2021 года принцип экстерриториальности. Теперь для регистрации рождения, смерти, заключения брака, расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени граждане обращаются в любой орган ЗАГС Российской Федерации независимо от того, где находится гражданин, получают справки и повторные свидетельства.
С 1 октября 2018 года начата работа в новой Федеральной государственной информационной системе "Единый реестр записей актов гражданского состояния" (далее - ФГИС "ЕГР ЗАГС"). Внедрение системы позволило исключить бумажный документооборот между органами ЗАГС, обеспечить централизованное предоставление органам государственной власти сведений из ФГИС "ЕГР ЗАГС", повысить качество и непротиворечивость информации, реализовать принцип экстерриториальности оказания государственных услуг, унификации и упрощения процедур, а также сокращения времени обслуживания граждан, предоставления гражданам новых сервисов в электронном виде.
Услуги сферы государственной регистрации актов гражданского состояния являются социально значимыми и вопрос оказания их в электронном виде остается для граждан актуальным.
В 2022 году в эксплуатацию введена новая комплексная услуга суперсервис "Рождение ребенка". Преимущество электронной регистрации растет, имеется возможность проактивного (автоматического) оформления СНИЛС, ИНН, материнского капитала, возможность воспользоваться целым рядом сопутствующих услуг: прикрепление к поликлинике, запись ребенка в детский сад и оформление пособий. При этом обмен информацией между ведомствами происходит в цифровом формате и делает посещение органа ЗАГС необязательным.
В работе с суперсервисом "Рождение ребенка" задействованы все органы ЗАГС и все учреждения родовспоможения Курской области.
За 2023 год в органах ЗАГС зарегистрировано более 3000 рождений в рамках суперсервиса "Рождение ребенка". Установленный на этот период показатель 25% - выполнен.
Задачи, которые предстоит решать органам ЗАГС региона в ближайшей перспективе, следующие: дальнейшее совершенствование работы в ФГИС "ЕГР ЗАГС"; качественное наполнение Единого реестра посредством регистрации актов гражданского состояния в режиме онлайн; проработка мероприятий по использованию суперсервисов на электронных площадках государственных услуг и переход на реестровую модель; популяризация государственных услуг в рамках суперсервисов, дальнейшая работа по строительству Дворца бракосочетания в г. Курске; проведение мероприятий по укреплению института семьи, пропаганде материнства.
В целях создания необходимых условий для работы федеральных судов общей юрисдикции и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" Администрация Курской области постановлением от 11.08.2009 N 267 "О мерах по выполнению Федерального закона от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" утвердила Порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований Курской области.
Администрация Курской области (до 1 января 2023 года), Министерство внутренней и молодежной политики Курской области (с 1 января 2023 года) каждые четыре года составляют общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
Администрация Курской области (до 1 января 2023 года), Министерство внутренней и молодежной политики Курской области (с 1 января 2023 года) совместно с местными администрациями ежегодно проводят сверку списков и при необходимости изменяют и дополняют списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Курской области образовано 66 должностей мировых судей и соответствующее количество судебных участков.
В Курской области органом исполнительной власти, осуществляющим организационное обеспечение деятельности мировых судей, является управление по обеспечению деятельности мировых судей Курской области.
Статистические данные свидетельствуют о том, что мировые судьи области ежегодно работают с большой нагрузкой. В 2023 году мировыми судьями рассмотрено 195462 дела разной категории, что составляет 85,5% от общего количества дел, рассмотренных судами общей юрисдикции Курской области. При этом по сравнению с 2021 годом и 2022 годом количество рассмотренных мировыми судьями дел увеличилось на 6,3% и 2,6% соответственно.
Кроме того, за 2023 год всеми мировыми судьями области было рассмотрено материалов по всем категориям дел в количестве 42324 штук, что на 17,2% больше по сравнению с 2022 годом и 289% больше по сравнению с 2021 годом.
В 2023 году средняя годовая нагрузка на одного мирового судью и сотрудников его аппарата по рассмотренным делам и материалам составила 3603 единицы.
Мировая юстиция не только обеспечивает отправление правосудия и рассмотрение большого количества дел, но и является одним из наполнителей консолидированного бюджета Курской области.
Государственная пошлина при подаче заявлений мировым судьям и штрафы, наложенные мировыми судьями при рассмотрении дел об административных правонарушениях, зачисляются в местные бюджеты и в областной бюджет.
За 12 месяцев 2023 года при обращении к мировым судьям общая сумма уплаченной государственной пошлины составила 81,328 млн. рублей (в 2022 году - 75,48 млн. рублей), а сумма государственной пошлины, присужденной к взысканию, составила 15,438 млн. рублей (в 2022 году - 13,02 млн. рублей).
При этом сумма, присужденная мировыми судьями к взысканию по удовлетворенным требованиям, включая взыскание налогов и сборов, в 2023 году составила 288,3 млн. рублей.
Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию является создание необходимых условий для осуществления правосудия, в том числе:
размещение мировых судей в зданиях (помещениях), отвечающих современным требованиям осуществления правосудия;
обеспечение возможности участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;
обеспечение тайны совещаний судей, допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность;
воспроизведение фото-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;
надлежащее временное содержание подсудимых и исполнение обязанностей конвойной службой в соответствующих помещениях судебных участков при рассмотрении уголовных дел;
исполнение обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
хранение вещественных доказательств;
ознакомление с материалами дел участников судебных процессов под контролем работников аппарата мирового судьи;
архивное хранение текущих и законченных производством судебных дел;
получение и обмен информацией с использованием современных электронных средств связи;
наличие актуальных справочно-правовых баз и поддержание работоспособности технических средств связи судебных участков с сервисом "Электронное правосудие".
С 1 января 2022 года граждане и юридические лица получили возможность подавать процессуальные документы мировым судьям Курской области в электронном виде, подписанные электронной подписью через модуль "Электронное правосудие" (ej.sudrf.ru) ГАС "Правосудие".
В 2023 году посредством модуля "Электронное правосудие" на судебные участки поступило 38789 процессуальных заявлений (в 2022 году - около 5800).
За период с 2016 по 2023 гг. в целях обеспечения деятельности по отправлению правосудия мировыми судьями региона и обеспечения исполнения требований действующего законодательства управлением по обеспечению деятельности мировых судей Курской области проведена значительная работа по подбору зданий (помещений), пригодных для осуществления правосудия мировыми судьями.
Осуществлены необходимые ремонтные работы в 40 зданиях, произведено 100% оснащение техническими средствами и системами обеспечения безопасности, увеличено количество залов судебных заседаний до 43, что полностью удовлетворяет потребность в них.
Расширены площади архивных помещений и комнат хранения вещественных доказательств, произведено оснащение всех судебных участков системами аудиопротоколирования хода судебных заседаний.
Выполнены работы по модернизации локальных вычислительных сетей на всех судебных участках и замене 70% автоматизированных рабочих мест работников судебных участков, произведены подключения всех судебных участков к модулю электронного правосудия и проведена интеграция с информационными системами органов государственной власти.
В рамках кадровой работы изменена система оплаты труда работников аппарата мировых судей и архивариусов судебных участков, что позволило решить проблему укомплектованности персоналом на судебных участках.
Государственной программой будет обеспечено, в том числе, решение следующих проблемных вопросов:
подбор зданий (помещений) и проведение текущих и капитальных ремонтов;
оснащение зданий и помещений мировых судей техническими средствами и системами обеспечения безопасности;
дополнительное профессиональное образование мировых судей в соответствии с положениями Федерального закона от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Закона Курской области от 27 июля 1999 года N 27-ЗКО "О мировых судьях Курской области";
обновление автоматизированных рабочих мест, внедрение современных информационных технологий в деятельность мировых судей и обеспечение межведомственного информационного взаимодействия.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в различных документах, к основным из которых относятся:
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400;
Закон Курской области от 14 декабря 2020 года N 100-ЗКО "О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года".
Приоритетами и целями государственной политики в сфере реализации государственной программы, в том числе являются:
охрана имущественных и личных неимущественных прав граждан;
создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;
защита основных прав и свобод человека и гражданина;
защита граждан и всех форм собственности;
цифровая трансформация;
укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе;
укрепление законности и правопорядка.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Курской области
Цель 1 государственной программы: "Обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, повышение качества предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе в электронном виде".
Достижение цели обеспечивается решением задачи "Выполнение полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Курской области, повышение эффективности функционирования органов ЗАГС на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий".
Ожидаемым результатом является достижение уровня удовлетворенности населения услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния к концу 2030 года 99%.
Цель 2 государственной программы: "Своевременное обеспечение федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации кандидатами в присяжные заседатели от Курской области".
Достижение указанной цели будет обеспечено решением задачи "Своевременное составление списков кандидатов в присяжные заседатели от Курской области для федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации, своевременное внесение изменений в указанные списки".
Ожидаемым результатом является достижение укомплектованности списков кандидатов в присяжные заседатели от Курской области к концу 2030 года 100%.
Цель 3 государственной программы: "Создание надлежащих условий для осуществления правосудия мировыми судьями Курской области".
В рамках цели 3 предполагается решить задачу "Осуществление организационного и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Курской области".
Ожидаемым результатом является достижение уровня удовлетворенности мировых судей Курской области организационным и материально-техническим обеспечением их деятельности к концу 2030 года 90%.
Указанные задачи решаются следующими способами:
путем реализации комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности комитета записи актов гражданского состояния Курской области";
путем реализации комплекса процессных мероприятий "Обеспечение составления (изменения) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации";
путем реализации комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности управления по обеспечению деятельности мировых судей Курской области, подведомственных учреждений и мероприятий в области деятельности аппаратов мировых судей Курской области".
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Государственная программа способствует реализации национальной цели "Цифровая трансформация", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", путем решения задач, предусмотренных государственной программой.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Курской области от 20 февраля 2024 г. N 121-пп "О внесении изменений в государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного исполнения полномочий в сфере юстиции"
Вступает в силу с 20 февраля 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "Региональное информационное агентство "Курск" (riakursk.ru) 20 февраля 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 27 февраля 2024 г. N 4600202402270008