Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р приказываю:
1. Утвердить Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Федеральном агентстве воздушного транспорта согласно приложению к настоящему приказу (далее - Положение).
2. Функции уполномоченного лица, осуществляющего внедрение антимонопольного комплаенса, координацию работы и контроль за его исполнением в Федеральном агентстве воздушного транспорта, возложить на заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Н.В. Андрианову.
3. Начальникам структурных подразделений Федерального агентства воздушного транспорта обеспечить ознакомление федеральных государственных гражданских служащих и работников с настоящим приказом.
4. Начальникам (руководителям) территориальных управлений и подведомственных организаций обеспечить направление в Росавиацию сводных отчетов о соответствии требованиям антимонопольного законодательства в соответствии с Положением для включения в проект доклада об антимонопольном комплаенсе.
5. Начальнику Управления цифровой трансформации и обеспечения Т.А. Кочеровой обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Росавиации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня принятия приказа.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации Н.В. Андрианову.
Руководитель |
Д.В. Ядров |
Приложение
к приказу Федерального агентства
воздушного транспорта
от 16 февраля 2024 г. N 165-П
Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Федеральном агентстве воздушного транспорта
I. Общие положения
1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Росавиации.
2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Федеральном агентстве воздушного транспорта;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное лицо" - уполномоченное руководителем Федерального агентства воздушного транспорта должностное лицо, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в Федеральном агентстве воздушного транспорта антимонопольного комплаенса.
3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Росавиации требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Росавиации.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-риски);
б) управление комплаенс-рисками;
в) контроль соответствия деятельности Росавиации требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Росавиации антимонопольного комплаенса.
5. Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства Росавиации в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки комплаенс-рисков;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Росавиации антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Росавиации;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
6. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется руководителем Росавиации, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Росавиации, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Росавиации (далее - служащие Росавиации) акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Росавиации и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных в Росавиации недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков Росавиации;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса в Росавиации;
ж) утверждает план мероприятий по снижению комплаенс-рисков Росавиации;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
7. К компетенции уполномоченного лица относятся следующие функции:
а) координация и контроль подготовки и представление руководителю Росавиации на утверждение акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутренних документов Росавиации, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) организация взаимодействия структурных подразделений Росавиации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
в) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
г) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
8. К полномочиям структурных подразделений Росавиации относятся следующие функции:
а) информирование руководителя Росавиации о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
б) направление в Управление правового обеспечения и имущественных отношений предложений в проект доклада об антимонопольном комплаенсе;
в) направление в Управление правового обеспечения и имущественных отношений предложений в карту комплаенс-рисков и план мероприятий по снижению комплаенс-рисков Росавиации;
г) направление в Управление правового обеспечения и имущественных отношений информации в рамках реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
9. К компетенции Управления правового обеспечения и имущественных отношений относятся следующие функции:
а) подготовка акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутренних документов Росавиации, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) подготовка, согласование со структурными подразделениями и внесение на утверждение руководителю Росавиации карты комплаенс-рисков Росавиации;
в) подготовка, согласование со структурными подразделениями и внесение на утверждение руководителю Росавиации плана мероприятий по снижению комплаенс-рисков Росавиации;
г) внесение на утверждение руководителю Росавиации согласованных структурными подразделениями ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Росавиации;
д) подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе по предложениям структурных подразделений.
10. К компетенции Управления государственной службы и кадров относятся следующие функции:
а) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Росавиации, разработка предложений по их исключению;
б) организация обучения служащих Росавиации по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом.
11. Организация и обеспечение проведения проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
12. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса возлагаются на Коллегию Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Коллегия).
13. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Росавиации в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
14. Организация проведения заседания Коллегии, подготовка материалов, рассмотрение доклада об антимонопольном комплаенсе, оформление результатов заседания Коллегии возложено на Управление экономики и программ развития.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
15. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Росавиации в части своей компетенции на регулярной основе проводятся следующие мероприятия и результаты их реализации для обобщения и контроля направляются уполномоченному лицу:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Росавиации за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Росавиации;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Росавиации;
г) мониторинг и анализ практики применения Росавиацией антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
16. При проведении (не реже 1 раза в год) структурными подразделениями Росавиации в части своей компетенции анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия, а результаты их реализации для обобщения и контроля направляются уполномоченному лицу:
а) осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Росавиации, который содержит классифицированные по сферам деятельности Росавиации сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
17. Проведение анализа нормативных правовых актов Росавиации осуществляется структурными подразделениями Росавиации в части своей компетенции в соответствии с процедурой, установленной в Росавиации, включая:
а) разработку и обеспечение размещения на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Росавиации с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) направление в Управление правового обеспечения и имущественных отношений доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Росавиации в целях подготовки сводного доклада по указанному вопросу и его представления уполномоченным лицом руководителю Росавиации.
18. Управление правового обеспечения и имущественных отношений обеспечивает представление уполномоченному лицу информации о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Росавиации для подготовки сводного доклада и представления его руководителю Росавиации.
19. Проведение анализа проектов нормативных правовых актов Росавиации осуществляется структурными подразделениями Росавиации в части своей компетенции в соответствии с процедурой, установленной в Росавиации, включая:
а) размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
20. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Росавиации уполномоченным лицом совместно со структурными подразделениями Росавиации, ответственными за осуществление закупок товаров, работ, услуг, реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Росавиации;
б) подготовка по итогам сбора информации аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Росавиации и направление в Управление правового обеспечения и имущественных отношений.
21. Управление правового обеспечения и имущественных отношений обеспечивает представление уполномоченному лицу информации о результатах проведения мониторинга.
22. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Росавиации проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества деятельности Росавиации по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
23. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется структурными подразделениями Росавиации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
24. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Росавиации в части своей компетенции составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков в Управление правового обеспечения и имущественных отношений.
25. Информация о выявлении и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
26. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Росавиации в части своей компетенции разрабатываются (не реже 1 раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (план мероприятий).
27. Уполномоченное лицо совместно со структурными подразделениями Росавиации осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
28. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования в Федеральном агентстве воздушного транспорта антимонопольного комплаенса
29. В целях оценки эффективности функционирования в Росавиации антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в соответствии с методикой их расчета, разрабатываемой федеральным антимонопольным органом.
30. Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Росавиации проводится не реже 1 раза в год.
31. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Росавиации включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
32. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит следующую информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Росавиацией антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Росавиацией антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
33. Доклад об антимонопольном комплаенсе рассматривается на Коллегии не реже 1 раза в год.
34. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегией, размещается на официальном сайте Росавиации.
35. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегией, направляется уполномоченным лицом в Министерство транспорта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 16 февраля 2024 г. N 165-П "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Федеральном агентстве воздушного транспорта"
Опубликование:
-