Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19 февраля 2024 г. N 78
"Об утверждении инвестиционной программы МУПП "Саратовводоканал" "Инвестиционная программа муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2024-2027 годы"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года N 168-П "Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области", на основании технического задания, разработанного комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", согласования администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19 февраля 2024 года, письма-согласования комитета государственного регулирования тарифов области от 16 февраля 2024 года N 01-13-210/кгрт приказываю:
1. Утвердить инвестиционную программу МУПП "Саратовводоканал" "Инвестиционная программа муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2024-2027 годы".
2. Консультанту отдела развития коммунальной инфраструктуры Ковыневой И.А. обеспечить направление копии настоящего приказа:
в министерство информации и массовых коммуникаций Саратовской области - не позднее одного рабочего дня после его принятия (подписания);
в прокуратуру Саратовской области - в течение трех рабочих дней со дня его утверждения;
в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области - в семидневный срок после дня его официального опубликования.
3. В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке официального опубликования законов области, правовых актов Губернатора области, Правительства области и иных органов исполнительной власти области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 11 сентября 2014 года N 530-П, поручить министерству информации и массовых коммуникаций Саратовской области опубликование настоящего приказа.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель министра |
А.Н.Мышев |
Инвестиционная программа
МУПП "Саратовводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2024-2027 годы"
1. Перечень приложений к инвестиционной программе
N |
Наименование приложения |
|
1 |
Приложение А |
Техническое задание на разработку инвестиционной программы муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2024-2027 годы, утвержденное заместителем главы администрации муниципального образования "Город Саратов", председателем комитета по жилищно-коммунального хозяйству М.А. Сиденко |
2 |
Паспорт инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения МУПП "Саратовводоканал" |
|
3 |
Перечень мероприятий инвестиционной программы МУПП "Саратовводоканал" по подготовке проектной документации, строительству, модернизации, реконструкции в сфере водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Саратов" на 2024-2027 годы" |
|
4 |
План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями |
|
5 |
График реализации мероприятий инвестиционной программы, включая график ввода объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию |
|
6 |
Источники финансирования инвестиционной программы |
|
7 |
Расчет эффективности средств на реализацию инвестиционной программы |
|
8 |
Расчет экономического эффекта от изменения показателей надежности и качества |
|
9 |
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы |
|
10 |
Выполнение мероприятий инвестиционной программы в разрезе по источникам финансирования |
|
11 |
Ожидаемые плановые значения показателей, характеризующих развитие системы водоснабжения и водоотведения |
2. Описание и анализ действующих систем водоснабжения и водоотведения
2.1. Анализ существующего состояния системы водоснабжения
Город Саратов является административным центром Саратовской области. Население города составляет 891,9 тыс. человек, общая площадь земель - более 40 тыс. га.
Централизованным водоснабжением охвачено 90% территории г. Саратов. Источником водоснабжения является Волгоградское водохранилище. Забор речной воды и ее подача на очистные сооружения осуществляется тремя водозаборными узлами и насосными станциями первого и дополнительного подъемов.
Максимальная суточная потребность города в воде на питьевые нужды составляет около 400 тыс. м3.
Во владении, пользовании и эксплуатационном обслуживании МУПП "Саратовводоканал" находятся объекты централизованной системы водоснабжения: головные насосные станции (12 шт., из них действующих - 6 шт.), водопроводные очистные сооружения (3 шт., из них действующих - 2 шт.), водопроводные насосные станции (73 шт., из них действующих - 55 шт.), резервуары чистой воды (36 шт., из них действующих - 23 шт.), магистральные водоводы и разводящие водопроводные сети общей протяженностью 1660,1 км.
Институциональная структура системы водоснабжения.
МУПП "Саратовводоканал" является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем муниципального образования "Город Саратов". Собственником имущества, является муниципальное образование "Город Саратов". Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества, являются Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с их компетенцией.
Взаимоотношения с Абонентами (потребителями) МУПП "Саратовводоканал" осуществляются на основании договора, относящегося к публичным договорам, предметом которого является оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения.
Зоны водоснабжения.
Водоснабжение муниципального образования "Город Саратов" в зависимости от подачи воды с различных сооружений подготовки питьевой воды подразделяется на четыре зоны:
I и II зоны объединены - это водоснабжение центральной части города. Питьевая вода подается самотеком от резервуаров чистой воды. Зона обслуживает территорию старой части города от правого берега Волгоградского водохранилища и ограничивается улицами Большой Садовой, им. Разина С.Т., Рабочей, Железнодорожной, Верхней.
III зона охватывает части Кировского, Фрунзенского, Октябрьского и Заводского районов города в границах от ул. им. Разина С.Т. до ул. Большой Горной и от ул. Большой Горной до ул. Воробьевской, в том числе поселки Крекинг, Князевка, Тепличный, Калашниково, ОПХ "Саратовское".
IV зона обслуживает Северную часть муниципального образования "Город Саратов": Ленинский район, часть Кировского и Волжского районов, в том числе поселки Елшанка, Дачный, Жасминный, Семхоз, Латухино, Солнечный, "Солнечный-2", Техстекло, Мирный, Юбилейный, Соколовогорский, Новосоколовогорский, Зональный, ЦДК, Комбайн, а также поселки Саратовского и района, такие как Сокол, Дубки, Расково. Кроме того, с этой зоны осуществляется подача питьевой воды на насосную станцию "Елшанское УПХГ" для водоснабжения пос. Сторожевка Татищевского района.
Водопроводные очистные сооружения (ВОС).
В настоящее время в эксплуатационном обслуживании МУПП "Саратовводоканал" находятся два действующих водопроводных очистных сооружений: комплекс N 2 и комплекс N 3, которые были введены в эксплуатацию в период 1936-1963 гг. и 1969-1993 гг. Суммарная проектная мощность комплексов N 2, N 3 составляет 625 тыс. м3 в сутки. В настоящее время мощность комплексов N 2, N 3 составляет 485 тыс. м3 в сутки. Фактическая производительность комплексов N 2, N 3 составляет около 400 тыс. м3 в сутки.
Забор речной воды и ее подача на очистные сооружения осуществляется насосными станциями первого и дополнительного подъемов. Первоначально речная вода поступает в смесители. В смесители подаются реагенты: раствор коагулянта, хлор для обеззараживания исходной воды. Скоагулированные взвешенные вещества в отстойнике выпадают в осадок, а осветлённая вода поступает на скорые фильтры. Профильтрованная вода самотеком поступает в резервуары чистой воды (РЧВ). Из РЧВ питьевая вода насосными станциями 2-го подъёма через магистральные водоводы и повысительные насосные станции подаётся в разводящие водопроводные сети потребителям.
Водопроводные насосные станции (ВНС).
ВНС предназначены для создания требуемого напора в системах городского водопровода, которые наиболее удалены от насосных станций 2-го подъема водопроводных очистных сооружений или расположены на высоких отметках местности. Напоры водопроводных насосных станций в зонах их действия, определены с учетом обеспечения всех потребителей питьевой водой. В состав системы водоснабжения входит 56 действующих подкачивающих насосных станций, находящихся в эксплуатационном обслуживании МУПП "Саратовводоканал": 35 ВНС 3-го подъема, 20 ВНС 4-го подъема, 1 ВНС 5-го подъема, производительностью от 2 м3/ч до 6 500 м3/ч
Давление во всасывающих водопроводах ВНС изменяется от 0,5 до 6,0 кг/см2 и зависит от высотного расположения станции, её удаленностью от водопроводных комплексов и насосных станций 3-го и 4-го подъемов.
В напорных водопроводах ВНС поддерживается давление 3,5...16,0 кг/см2 в зависимости от высотного расположения и этажности жилой застройки в зонах действия ВНС, графиком водопотребления в течение суток. Для автоматического регулирования давления на выходе в зависимости от существующего водопотребления на 49 ВНС установлены преобразователи частоты.
Режим работы насосных агрегатов - круглосуточный, круглогодичный.
Во время работы насосных агрегатов подвергаются износу корпуса, рабочие колеса, разгрузочные диски, посадочные места пар качения, трения, что ведет к значительному снижению КПД, более коротким межремонтным интервалам и не прогнозируемому выходу из строя. Запорная арматура и трубопроводы внутри ВНС также эксплуатируются длительные сроки, что влечет за собой физический износ материалов, создает предпосылки к возникновению аварийных ситуаций с риском затопления машинных залов ВНС, оборудования, и соответственно, рост расходов на аварийно-восстановительные работы.
На основании вышеизложенного можно выделить основные проблемы ВНС:
- высокий износ технологического оборудования,
- низкая энергоэффективность насосного оборудования,
- высокие (нерациональные) затраты на эксплуатацию, обслуживание и ремонт.
Рекомендации по повышению качества работы ВНС:
- замена (модернизация) существующего насосного оборудования на современное энергоэффективное с длительным сроком межремонтных интервалов;
- замена запорной арматуры (задвижек) и технологических трубопроводов;
- замена существующих обратных клапанов на обратные клапана с запорным диском и противовесом;
- устройство шкафов автоматики на ВНС с установкой преобразователей частоты вращения и выводом основных параметров работы ВНС в диспетчерскую;
- ремонт зданий и грузоподъемных механизмов (ГПМ) на ВНС;
- замена ВРУ с установкой АВР.
2.2. Анализ существующего состояния системы водоотведения
Система водоотведения муниципального образования "Город Саратов" осуществляет сбор, транспортировку, очистку, обеззараживание сточных вод от населения и промышленных предприятий города и возврат очищенных сточных вод в Волгоградское водохранилище. Централизованным водоотведением охвачено 70% территории муниципального образования "Город Саратов". В настоящее время протяженность канализационных сетей и коллекторов составляет 947,6 км.
Хозяйственно-бытовые стоки по сетям самотечной канализации собираются на канализационных насосных станциях и затем, с помощью канализационных насосных станций (КНС), по напорным трубопроводам перекачиваются на канализационные очистные сооружения (КОС). Большинство канализационных стоков города поступают на КОС, находящиеся в эксплуатационном обслуживании МУПП "Саратовводоканал", - городскую станцию аэрации (ГСА).
Канализационные сети.
Отвод и транспортировка хозяйственно-бытовых стоков от абонентов и производственных стоков от предприятий осуществляется по системе самотечных и самотечно-напорных канализационных коллекторов, в том числе коллекторов шахтной проходки, глубина заложения которых достигает 50 м.
При строительстве канализационных сетей использовались трубопроводы из асбестоцемента, железобетона, керамики, чугуна и полиэтилена. В местах переходов через овраги и под железной дорогой проложены канализационные дюкеры из стальных труб.
Общая протяженность самотечных и самотечно-напорных канализационных коллекторов составляет 947,6 км.
Канализационные насосные станции.
Город Саратов расположен на холмистой местности, что затрудняет самотечный транспорт стоков, поэтому в пониженных частях рельефа местности построены канализационные насосные станции, к которым сточные воды поступают по системе самотечных коллекторов.
В системе водоотведения задействовано 26 канализационных насосных станций, находящихся в эксплуатационном обслуживании ООО "КВС", и ведомственные канализационные насосные станции.
Канализационные насосные станции представляют собой целый комплекс гидротехнического сооружений и оборудования, который используется для перекачки хозяйственно-бытовых сточных вод.
Принцип работы КНС заключается в том, что по самотечным коллекторам стоки подводятся к сороудерживающему устройству (механические грабли, сороудерживающие корзины) для задерживания крупного мусора, далее попадают в приемный резервуар, из которого насосными агрегатами перекачиваются по напорным коллекторам на более высокие отметки самотечных канализационных коллекторов или на канализационные очистные сооружения.
Общая протяженность канализационных напорных коллекторов составляет - 64,05 км
Производительность КНС, находящихся в эксплуатационном обслуживании МУПП "Саратовводоканал", составляет от 50 м3/ч до 4000 м3/ч. Самыми крупными КНС являются КНС N 1, КНС N 2, КНС N 5, КНС N 9 с установленной мощностью от 160 до 800 кВт на единицу насосного оборудования. На трубопроводах КНС установлена запорно-регулирующая арматура различного диаметра от 50 мм до 1400 мм.
Общее количество электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод составило 14 658 тыс. кВт*час.
На величину удельного расхода электроэнергии оказывают влияние следующие факторы:
- состояние насосного оборудования и запорно-регулирующей арматуры канализационных насосных станций;
- наличие и эффективность автоматического регулирования и дистанционного управления на канализационных насосных станциях;
- наличие и эффективность автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии;
- своевременная диагностика и устранение аварий и утечек в трубопроводах системы водоотведения города.
Канализационные очистные сооружения (городская станция аэрации).
Городская станция аэрации введена в эксплуатацию в 1981 году. Все емкостные сооружения работают без ремонта и реконструкции более 30 лет. Износ зданий, сооружений и передаточных устройств ГСА составляет 75,3%.
На ГСА запроектирована и применяется классическая схема очистки сточных вод с полной биологической очисткой. Сточные воды поступают в приемную камеру ГСА по двум самотечным коллекторам шахтной проходки и по двум напорным коллекторам от КНС-1.
На первой ступени очистки стоки проходят механическую очистку от крупных примесей на механических решетках. Отходы, задержанные на решетках, обезвоживаются на гидропрессе и вывозятся автотранспортом на полигон ТБО. Далее сточные воды поступают в горизонтальные песколовки, где из них удаляется песок. Собранный в песколовках песок подается гидроэлеваторами на песковые площадки, расположенные на территории ГСА. Заключительным этапом механической очистки стоков является удаление взвешенных и плавающих веществ в первичных радиальных отстойниках. Из первичных отстойников осветленная вода самотеком поступает на сооружения биологической очистки, а осадок, образующийся в отстойниках, перекачивается насосами для дальнейшего обезвоживания на пресс-фильтрах.
На второй ступени очистки производится биологическая очистка осветленных сточных вод с помощью активного ила, находящегося в аэротенках. После аэротенков смесь очищенных сточных вод и активного ила поступает во вторичные отстойники для их разделения.
Сброс очищенных сточных вод осуществляется в Волгоградское водохранилище. Перед сбросом в Волгоградское водохранилище очищенные стоки обеззараживаются хлором.
Общее количество электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод составило 21 108 тыс. кВт*час.
3. План технических мероприятий, предусмотренных к выполнению в процессе реализации инвестиционной программы
3.1. Водоснабжение
3.1.1. Новое строительство и реконструкция магистральных, разводящих и квартальных сетей водоснабжения:
Инвестиционной программой на 2024-2027 годы, предусматривается строительство и реконструкция магистральных, разводящих и квартальных сетей водоснабжения суммарной протяженностью 1912 м.
Основными целями реализации данного мероприятия является повышение надежности водоснабжения абонентов, снижение количества аварий и повреждений на сетях, снижение потерь воды, повышение энергоэффективности.
Описание мест расположения сетей подлежащих к выполнению с их техническими характеристиками указаны в "Перечне мероприятий инвестиционной программы МУПП "Саратовводоканал" по подготовке проектной документации, строительству, модернизации, реконструкции в сфере водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Саратов" на 2024-2027 годы" (с п. 1.1 по п. 1.3). К таким объектам относятся:
Водопровод d500 мм по ул. Песчаная от ул. 2-я Садовая до ул. Саратовская (строительно-монтажные работы).
По водоводу d500 мм по ул. Песчаной осуществляется водоснабжение областной клинической больницы и гемодиализного центра в Смирновском ущелье, жилого поселка Октябрьский.
Наиболее аварийным является участок по ул. Песчаной от ул. 2-я Садовой до ул. Саратовской протяженностью 760,6 м. Основным характером повреждений на данном трубопроводе являются коррозионные свищи (единичные и групповые).
Основной проблемой при ликвидации повреждений на данном водоводе является трудность обнаружения места повреждения вследствие прохождения трассы трубопровода в кремнистой микропористой осадочной породе (опоке).
При повреждении участка трубопровода с изливом воды на поверхность происходит подтопление проезжей части дорог по ул. Песчаная, ул. 2-я Садовая с интенсивным движением автотранспорта, в том числе пассажирских маршрутов, что создает угрозу возникновения ДТП, особенно с наступлением отрицательных температур окружающего воздуха и образованию наледи на дороге.
Эффективность мероприятия: сокращение потерь воды, сокращение числа порывов на сетях и отключений потребителей; повышение надежности водоснабжения более 100 000 жителей и объектов теплоснабжения в отопительный период года.
Водопровод d500 мм на н/ст "Жасминная" от СТ "Тюльпан" до н/ст "Жасминная" по 1-у Ландышевыму пр-ду (строительно-монтажные работы).
Водовод d500 мм является подающим водоводом в резервуары ВНС "Жасминная", которая обеспечивает водоснабжение пос. Жасминный, пос. Дачный и пос. Сокол Саратовского района с населением более 30 000 человек.
Кроме этого, в летний период по данному водоводу обеспечивается водоснабжение на хозяйственно-бытовые нужды СНТ, расположенных вдоль Песчано-Уметского тракта. В перспективе предусматривается расширение зоны действия насосной станции в связи с перспективной индивидуальной жилищной застройкой для многодетных семей вдоль Песчано-Уметского тракта.
Наиболее аварийным является участок по 1-му Ландышевому проезду от СТ "Тюльпан" до ВНС Жасминная протяженностью 531,7 м. Основным характером повреждений на данном трубопроводе являются коррозионные свищи (единичные и групповые).
В результате повреждения данного трубопровода и утечек воды происходит подтопление полотна железной дороги в направлении Саратов - Москва.
Эффективность мероприятия: сокращение потерь воды, сокращение числа порывов на сетях и отключений потребителей; повышение надежности водоснабжения более 80 000 жителей и объектов теплоснабжения в отопительный период года.
Водопровод d500 мм по ул. Черниговская, ул. им. М. Булгакова от ж/д N 193 по ул. Черниговская до организации по ул. Ипподромная, д. 13, стр. 1 (проектные и строительно-монтажные работы).
По водоводу d500 мм осуществляется водоснабжение жилых домов по ул. Ипподромной, ул. Шехурдина (до Московского шоссе), новых строящихся жилых комплексов на ул. М.Булгакова, сектора индивидуальной жилищной застройки по ул. Черниговская.
Кроме этого, в летний период по данному водоводу обеспечивается водоснабжение на хозяйственно-бытовые нужды СНТ, расположенных вдоль ул. Черниговская.
Наиболее аварийным является участок от ж/д N 193 по ул. Черниговская до организации по ул. Ипподромная, д. 13, стр. 1 протяженностью 620 м. Основным характером повреждений на данном трубопроводе являются коррозионные свищи (единичные и групповые), разрыв трубы в местах стыковых соединений.
Основной проблемой является трудность обнаружения места и ликвидация повреждений на данном водоводе вследствие прохождения трассы трубопровода в заболоченной местности с большим количеством кустарника и деревьев.
Эффективность мероприятия: сокращение потерь воды, сокращение числа порывов на сетях и отключений потребителей; повышение надежности водоснабжения более 70 000 жителей и объектов теплоснабжения в отопительный период года.
3.1.2. Мероприятия, направленные на повышение экологической эффективности, достижение плановых показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованной системы водоснабжения (Группа 2 ВС)
Модернизация Комплекса N 2 (внедрение процесса хлораммонизации) (проектные и строительно-монтажные работы).
Цели реализации мероприятия:
- повышение надежности водоснабжения.
- соответствие качества питьевой воды требованиям СанПиН.
- улучшение органолептических качеств питьевой воды.
- сокращение эксплуатационных затрат.
На комплексе N 2 обеззараживание производится хлором. Обеззараживание воды применяется для устранения из неё болезнетворных и иных микроорганизмов, из-за наличия которых вода становится непригодной для хозяйственно-питьевых нужд.
Для хлорирования воды на комплексе N 2 используется жидкий хлор при первичном и вторичном хлорировании.
При введении хлора в воду образуются хлорноватистая и соляная кислоты
Сl2 + Н2О = HOCl + НСl.
Далее происходит диссоциация образовавшейся хлорноватистой кислоты
HOCl ч* Н+ + ОСl-.
Получающиеся в результате диссоциации хлорноватистой кислоты гипохлоритные ионы ОС1 - обладают наряду с недиссоциированными молекулами хлорноватистой кислоты бактерицидным свойством.
Сумму Сl2 + HOCl + ОСl - называют свободным активным хлором.
Непосредственно на обеззараживание воды расходуется лишь незначительная часть вводимого в воду хлора, основная его масса идёт на окисление различных органических и неорганических примесей находящихся, в воде. По этой причине время контакта воды с хлором значительно сокращается и как следствие ухудшается качество воды.
Для устранения этих недостатков необходимо увеличить время контакта воды с хлором или увеличить дозу хлорирования.
Для фиксации хлора в воде на более продолжительное время и одновременного снижения расхода хлора применяется хлорирование с аммонизацией. При наличии в воде аммонийных соединений или при специальном введении в воду аммиака (аммонизация воды) образуются монохлорамины NH2CI и дихлорамины NHCb, также оказывающие бактерицидное действие, несколько меньшее, чем свободный хлор, но более продолжительное. Хлор в виде хлораминов в отличие от свободного называется связанным активным хлором.
При аммонизации процесс хлорирования протекает несколько иначе. При взаимодействии аммиака (его водного раствора NH4OH) с хлорноватистой кислотой НОС1, образующейся при хлорировании воды, получаются хлорамины, например
NH4OH + HOCl = NH2Cl + 2Н2О
или
NH4OH + 2HOCl = NHCl2 + ЗН2О.
Хлорамины изменяют характер взаимодействия хлора с фенолами и препятствуют образованию хлорфенольных запахов. В то же время они в известной мере ослабляют бактерицидное действие хлора, но удлиняют период этого действия.
В результате этого резко снижается хлоропоглащаемость воды, а содержащийся в ней после обработки хлораминный ион органолептически менее ощутим и сохраняет обеззараживающее свойство на более длительное время по сравнению свободным хлором, создаёт более жесткие условия для развития бактериальной жизни внутри водопроводных сетей, в частности препятствует появлению железистых бактерий, вызывающих зарастание труб.
Соотношение доз аммиака и хлора зависит от физико-химических свойств воды и устанавливается в каждом случае опытным путем.
Для внедрения процесса хлораммонизации на комплексе N 2 необходимо осуществить следующий мероприятия:
- изготовление проектно-сметной документации на выполнение работ по внедрению хлораммониации, с автоматизированной системой дозирования сульфата аммония, вторичным хлорированием в трубопровод профильтрованной воды;
- согласование проектно-сметной документации;
- выполнение строительно-монтажных работ;
- проведение пуско-наладочных работ;
- обучение обслуживающего персонала.
Водопровод d200MM по ул. Шелковичной с устройством насосной станции (ВПНС "Шелковичная") (проектные работы).
Цель реализации мероприятия: снижение напоров в водопроводной сети в зоне действия ВПНС N 2 "Сеноман", снижение аварийности.
Регулирование избыточного давления в сетях оказывают значительное влияние на частоту появления новых протечек и разрывов трубопроводов и продление срока службы эксплуатации существующих трубопроводов при сохранении их рабочих характеристик. Подача воды с ВПНС N 2 "Сеноман" осуществляется в четыре зоны с разным давлением, что обусловлено разным высотным расположением абонентов в контрольных точках. Для обеспечения водоснабжением абонентов, расположенных на высотной отметке 200 м, вода с ВНС подается с давлением 16 кгс/см2. При этом создается избыточное давление в водопроводной сети на участках расположенных близко к ВПНС N 2 "Сеноман". Для снижения повышенных напоров в водопроводной сети при подаче воды с ВПНС N 2 "Сеноман" данным мероприятием предусмотрено корректировка проектной документации по установке блочной автоматизированной промежуточной ВНС на отметке 170 м с рабочими параметрами насосных агрегатов: максимальная подача 250 м3/час, напор 60 м вод. ст.
Реконструкция (модернизация) ВПНС N 2 "Сеноман" (проектные работы).
Цели реализации мероприятия: повышение надежности водоснабжения, снижение избыточных напоров в сети, удельного потребления электрической энергии, снизить затраты на ремонт и обслуживание технологического оборудования, численности персонала и затрат на оплату труда.
Техническое состояние насосной станции оценивается как неудовлетворительное, характеризующееся высоким физическим и моральным износом основного и вспомогательного оборудования. Автоматизация технологических процессов отсутствует.
Энергоэффективность работы насосного оборудования низкая. Насосное оборудование работает в зонах с низким КПД.
Данным мероприятием предусмотрена разработка проектной документации на реконструкцию (модернизацию) ВПНС N 2 "Сеноман" включающую в себя:
- Замену существующих насосных агрегатов на современные высокоэффективные с рабочими параметрами, соответствующими характеристике сети;
- Внедрение современных систем автоматизации на основе применения ЧРП;
- Оснащение современными средствами КИП, передающими информацию в систему телеметрии;
- Замену запорно-регулирующей арматуры в обвязке новых насосных агрегатов;
- Ремонт здания насосной станции;
- Замену трубопроводов внутри станции.
За счет реконструкции планируется достичь КПД не менее 70%, а также реализовать автоматизацию станции на основе внедрения частотного регулирования, диспетчеризации и интеллектуальных систем управления технологическим процессом.
3.2. Водоотведение
3.2.1. Создание и реконструкция магистральных, разводящих и квартальных сетей канализации
Муниципальное образование "Город Саратов" имеет пересеченный рельеф местности, строения располагаются на разных геодезических отметках. Это обстоятельство затрудняет устройство самотечной централизованной системы водоотведения. Поэтому транспортировка сточных вод из пониженных мест рельефа местности производится канализационными насосными станциями с напорных коллекторами, что значительно ухудшает технико-экономические показатели системы водоотведения в части удельного потребления электроэнергии и себестоимости транспорта стоков.
Для решения этой проблемы в городе построены канализационные коллекторы шахтной проходки, глубина их заложения позволяет решить проблему пересеченного рельефа местности и транспортировать сточные воды самотеком за счет уклонов сооружения.
Это позволяет экономить электроэнергию при транспортировке стоков, исключить из эксплуатации канализационные насосные станции, повысить надежность системы водоотведения.
Еще в начале прошлого века в городе был построен первый самотечный коллектор по ул. Чернышевского, а в настоящее время насчитывается несколько десятков километров коллекторов шахтной проходки с глубиной заложения до нескольких десятков метров.
Инвестиционной программой на 2024-2027 годы, предусматривается создание и реконструкция магистральных, разводящих и квартальных сетей канализации суммарной протяженностью 570,5 м.
Основными целями реализации данного мероприятия является повышение надежности системы водоотведения.
Описание мест расположения сетей подлежащих к выполнению с их техническими характеристиками указаны в "Перечне мероприятий инвестиционной программы МУПП "Саратовводоканал" по подготовке проектной документации, строительству, модернизации, реконструкции в сфере водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Саратов" на 2024-2027 годы" (с п. 3.1 ВО по п. 3.3 ВО). К таким объектам относятся:
Строительство коллектора по ул. Челюскинцев от ул. им. Н.Г. Чернышевского до ул. им. М.Ю. Лермонтова (строительно-монтажные работы)
Цель реализации мероприятия: обеспечение надежного и бесперебойного водоотведения из центральной части города, предупреждение аварийных ситуаций с изливом неочищенных стоков на рельеф местности, снижение нагрузки на КНС-4, разгрузка канализационного коллектора N 1 и задействования коллектора N 1А.
Канализационный коллектор N 1 d 1050х700 мм, проходящий по ул. им. Н.Г. Чернышевского от ул. Челюскинцев до ул. им. А.Н. Радищева, был построен и введен в эксплуатацию в 1913 году. Данный коллектор протяженностью 4 300 м выполнен из кирпича и имеет овальную форму. Коллектор собирает и транспортирует стоки от жилых кварталов центральной части города, а также от КНС - 4. Глубина залегания коллектора до 12 м.
В процессе эксплуатации произошло заиливание вышеуказанного коллектора. Заиленность трубопровода составляет от 50% до 70% от его сечения. В результате заиливания коллектора ряд канализационных линий, отводящих стоки от многоквартирных домов (по ул. Московская и по ул. Челюскинцев от ул. Октябрьская до ул. им. Н.Г. Чернышевского), работают с подпором. На настоящий момент коллектор работает в аварийном режиме с подпором от 0,6 м до 1,07 м.
В 2008 году было завершено строительство коллектора N 1А, в связи с отсутствием средств финансирования работы, связанные с переподключением самотечных коллекторов, с целью разгрузки коллектора N 1, в коллектор 1А до настоящего времени не выполнены и, как следствие, коллектор практически не загружен.
Для обеспечения бесперебойного водоотведения из центральной части города, предупреждения аварийных ситуаций с изливом неочищенных сточных вод на рельеф местности, разгрузки канализационного коллектора N 1 и задействования коллектора N 1А мероприятием предусмотрено строительство канализационного коллектора d 800 мм протяженностью 290,5м по ул. Челюскинцев от ул. им. Н.Г. Чернышевского до ул. им. М.Ю. Лермонтова с устройством переключения напорных коллекторов от КНС-4 и ряда самотечных коллекторов от многоквартирных домов, расположенных по улицам: Челюскинцев, Лермонтова, Московская, Соляная. В результате переключения самотечных коллекторов по вышеуказанным улицам, повысится надежность системы водоотведения, а также произойдет снижение поступления стоков на КНС-4.
Коллектор по ул. Фабричная от путепровода до территории организации "Служба благоустройства города", ул. Орджоникидзе, 26, стр.1 (проектные и строительно-монтажные работы).
Канализационный коллектор Д 400 мм построен в 1929 году. Коллектор выполнен из раструбных железобетонных и керамических труб. Данный коллектор собирает и транспортирует стоки от ряда МКД 1-го жилого участка Заводского района, промышленных предприятий (завод автономных источников тока, ТЭЦ-1), проходит под железнодорожными путями, далее по ул. Фабричная и на КНС-1.
В результате длительной эксплуатации в агрессивной среде и большой глубины залегания (от 5 м до 6 м), канализационный коллектор на отдельных участках находится в аварийном состоянии, а именно:
- трубопроводы имеют продольные трещины и частичные разрушения (отсутствуют фрагменты трубы, что привело к обвалу и выносу грунта, и как следствие, возникновению аварийной ситуации в его работе);
- образовались пустоты над трубопроводом;
- нарушена прямолинейность трубопровода;
- отсутствует герметичность трубопровода.
Аварийный участок канализационного коллектора (по ул. Фабричная от путепровода до территории организации "Служба благоустройства города", ул. Орджоникидзе, 26, стр. 1) протяженностью 280 м частично проходит под подпорной стеной, возведенной из железобетонных блоков для устройства автомобильной дороги, соединяющей Заводской район с центральными районами г. Саратова. Высота подпорной стены составляет около 6 метров. В настоящее время коллектор работает с подпором, что приводит к заиливанию, и как следствие, к частым обращениям граждан о нештатной работе линии. В часы наибольшего, пикового водопользования абонентами и увеличения поступления стоков от абонентов, происходит переполнение смотровых колодцев с изливом на рельеф местности, о чем свидетельствую массовые обращения, поступающие от жителей и надзорных органов.
Реконструкция напорного коллектора от КНС-1 до БХЗ (1-й этап) (строительно-монтажные работы).
Цель реализации мероприятия: обеспечение надежного и бесперебойного водоотведения, стабильной работы насосной станции, недопущение ухудшения экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Напорный канализационный коллектор от КНС-1 до городской станции аэрации построен в 1970 году. Коллектор выполнен из стальных труб d800-900 мм. Последняя реконструкция с заменой участков канализационного коллектора была выполнена в 1993 году.
Данный коллектор проходит по территории частной жилой застройки п. Юриш, пересекает ручей "Мутный ключ", впадающий в р. Волга, проходит под железнодорожным полотном (переход выполнен в футляре) и по территории хлебной базы, далее приходит на территорию ГСА.
В результате длительной эксплуатации в агрессивной среде стальные трубы пришли в неудовлетворительное состояние, а именно:
- уменьшилась толщина стенок в нижней части стального трубопровода от 1,5 мм до 1 мм,
- образовались многочисленные раковины на стенках трубопровода (установлено при устранении аварийных ситуаций на трубопроводе).
В период 2018-2019 гг. на напорном коллекторе были проведены работы по устранению 5-ти крупных аварийных ситуаций, связанных с изливом неочищенных стоков на рельеф местности. Проведение аварийно-восстановительных работ осложняется значительной глубиной залегания данного коллектора (до 12 м).
Для обеспечения надежного и бесперебойного водоотведения, стабильной работы насосной станции, недопущения ухудшения экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, исключения возможных рисков наложения штрафных санкций, мероприятием предусмотрена реконструкция участка напорного канализационного коллектора от КНС-1 до БХЗ (1-й этап), протяженностью 200 м.
Канализационный коллектор по 2-му пр. Азина (вдоль забора ТЭЦ-2) от ж/д N 13 до ул. Механизаторов (проектные работы).
Канализационный коллектор (дюкерная часть) Д 600 мм построен в 1981 году. Протяженность коллектора составляет порядка 2100 метров. Коллектор выполнен из стальной трубы в одну нитку. Данный коллектор транспортирует стоки от Заводского района (пос. Комсомольский; 25-го квартала; ОПХ "Саратовское" и пос. Воробьевка), проходит вдоль территории ТЭЦ-2 в непосредственной близости р. Назаровка и приходит на очистные сооружения ООО "Саратоворгсинтез".
В результате длительной эксплуатации в агрессивной среде стальные трубы пришли в негодное состояние, а именно:
- уменьшение толщины стенок стальных трубопроводов;
- сильная заиленность трубопровода;
- затрудненный подъезд специальной техники к местам производства работ;
- частая замусоренность решеток тряпками и другим мусором
Вышеуказанные дефекты неоднократно приводили к возникновению аварийной ситуации в работе канализационного коллектора. В 2020 году произошла аварийная ситуация с изливом стоков на рельеф местности. В результате чего на предприятие были наложены штрафные санкции. Устранение аварийных ситуаций осложняется еще тем, что данный дюкер выполнен без дублирующего трубопровода (отсутствует вторая нитка дублер), что создает большие сложности при производстве работ.
Сложившаяся ситуация и не принятие срочных мер по проектированию и строительству дюкерной части коллектора, может повлечь за собой возникновение ЧС с полным прекращением водоотведения большого числа абонентов, и как следствие наложение штрафных санкций на предприятие со стороны природоохранной прокуратуры.
В целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с работой вышеупомянутого канализационного коллектора, необходимо в кратчайшие сроки выполнить мероприятия по проектированию и дальнейшей перекладке аварийного участка трубопровода, протяженностью 1900 метров, со строительством дублирующей нитки.
Реконструкция городской станции аэрации (ГСА) (проектные работы).
Цель реализации мероприятия: повышение надежности и бесперебойности водоотведения, повышение энергетической эффективности, сокращение эксплуатационных затрат.
Указанный объект введен в эксплуатацию в 1981 году, его проектная мощность по очистке сточных вод составляет 600 тыс. м3 в сутки. Эксплуатация объекта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в соответствии с разработанными нормативными документами и полученными разрешениями.
МУПП "Саратовводоканал" были установлены нормативы допустимых сбросов (НДС) исходя из требований СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов..." и требований Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17 декабря 2007 года N 333 (ред. от 15 ноября 2016 года) (далее по тексту "Методика"). В соответствии с Методикой рассчитанный коэффициент Руффеля (кратность разбавления), был равен 10,14, что позволяло при разработке нормативов рассчитывать более высокие значения концентраций на сбросе очищенных сточных вод, поскольку водовыпуск сточных вод от ГСА располагался в разграниченной полосе.
В 2018 году в результате изменения границы между муниципальным образованием "Город Саратов" и Энгельсским муниципальным районом водовыпуск сточных вод от ГСА оказался в границах Энгельсского муниципального образования.
В целях соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, ООО "КВС" был разработан проект Нормативов допустимых сбросов (НДС) для выпуска N 1 ГСА с учетом изменения границ муниципальных округов. В соответствии с п. 5 и п. 6 "Методики", нормативы установлены, так чтобы в контрольном створе, непосредственно в месте сброса сточных вод, нормативы допустимого сброса веществ не превышали гигиенические требования (в черте населенных мест) и не превышали ПДК в водных объектах рыбохозяйственного значения в контрольном створе на расстоянии не далее 500 м от места сброса сточных вод. Согласно п. 6 Методики в случае одновременного использования водного объекта для различных нужд принимаются наиболее жесткие нормативы качества воды из числа установленных. Во исполнение данного пункта Методики и в соответствии с письмом Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы, г. Москва) от 14 сентября 2018 года N 02-28/5811 при нормировании сброса загрязняющих веществ необходимо было руководствоваться приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДКрыб.хоз.)", ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового пользования".
При проектировании, строительстве и реконструкции очистных сооружений выполнить требования к нормированию состава и свойств сточных вод, исходя из технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений и городских округов.
В отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, для объектов I категории предусмотреть соответствие допустимых концентраций ПДК рыбхозу и требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Весь объем сбрасываемых сточных вод стал относится к недостаточно очищенным с превышением норматива допустимого сброса, но соответствующим временно разрешенным сбросам (лимитам).
В рамках реконструкции городской станции аэрации, в соответствии с проектным решением необходимо выполнить монтаж механических ступенчатых решеток тонкой очистки, это позволит снизить содержания крупных механических примесей в очищаемой сточной воде.
Предусматривается реконструкция первичных отстойников в комплексе с насосной станцией сырого осадка. Проектное решение выделяет три насосные группы для различных целей. Насосы меньшей производительности для технологии и непрерывного отвода сырого осадка. Насосы большей производительности для опорожнения. Реконструкция отстойников затронет как железобетонные конструкции, так и скребковые механизмы, жироловки и переливные кромки.
Проектом для достижения качества очистки сточных вод до нормативных требований предусматривается глубокая биологическая очистка с процессами нитри-денитрификации и биологического удаления фосфора для удаления биогенных элементов из сточных вод.
Проектом предусмотреть проведение реконструкцию вторичных отстойников. Реконструкция отстойников должна затронуть, как железобетонные конструкции, так и скребковые механизмы.
Для подачи воздуха системой аэрации предусмотрены модульные воздуходувки, расположенные в специальных контейнерах-модулях. Регулирование производительности воздуходувок осуществляется в зависимости от концентрации растворенного кислорода в аэробных зонах аэротенка по датчикам кислорода.
Проектом также предусмотрено восстановление и герметизация железобетонных емкостей. Для илоразделения в проекте предусмотрена реконструкция вторичных радиальных отстойников с заменой скребковых механизмов и переливных кромок, а также восстановление и герметизация железобетонных емкостей.
Проектное решение по обезвоживанию осадка сточных вод предусматривает строительство здания механического обезвоживания осадка. Исходный избыточный активный ил подается по напорному трубопроводу к клапанам смешения и флокуляционным реакторам, установленным на подающих трубопроводах перед каждым из барабанных сгустителей. Далее сгущенный избыточный активный ил поступает в резервуар смеси, из которого смесь осадков по напорному трубопроводу с добавлением флокулянта подается на обезвоживание на центрифуги (декантеры).
Внедрение автоматизации и диспетчеризации технологических процессов обеспечит поддержание стабильных параметров очищенной сточной воды.
В проекте реализована доочистка сточных вод на дисковых фильтрах с заменой хлорирования очищенных сточных вод на ультрафиолетовое обеззараживание, а также замена оборудования на сооружениях, в насосных станциях на более эффективное и менее энергоемкое и замена изношенных коммуникаций.
Городская станция аэрации (ГСА) - очистные сооружения сточных вод отнесены к объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду, поставлены на государственный учет рег. N 63-0164-000114-П. В 2018 году ООО "КВС" на период поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов разработало и утвердило "План снижения сбросов на период 2019-2025 гг."
В соответствии со статьей 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах:
- II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывают и утверждают план мероприятий по охране окружающей среды:
- I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывают и утверждают программу повышения экологической эффективности.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 667 "Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды" план мероприятий по охране окружающей среды разрабатывают и утверждают юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий.
В соответствии с п. 2 Приказа Минприроды России от 17.12.2018 N 666 "Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности" программа повышения экологической эффективности разрабатывается юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения или заявки на пересмотр комплексного экологического разрешения.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
Планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до 1 января 2019 года (до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании вышеуказанного, разработанный до 1 января 2019 года ООО "КВС" План снижения сбросов признается программой повышения экологической эффективности.
Разработка новой программы повышения экологической эффективности будет осуществлена в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения.
4. Мероприятия, направленные на защиту централизованных систем водоснабжения и водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
В связи с тем, что МУПП "Саратовводоканал" наделен статусом гарантирующей организацией только с 01.01.2024 г. и данная программа является краткосрочной и рассчитана только на 2024-2027 годы, выполнение мероприятий, направленных на защиту централизованных систем водоснабжения и водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций будет предусмотрено при реализации инвестиционных программ на последующие годы.
5. Определение финансовых потребностей
Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий Инвестиционной программы определен на основании Приказа Минстроя России от 6 марта 2023 г. N 159/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства "Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-14-2023. Сборник N 14. Наружные сети водоснабжения и канализации" и Приказа Минстроя России от 14 марта 2023 г. N 183/пр "Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства "Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-19-2023. Сборник N 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры", что соответствует требованиям п. 11 раздела 3 Постановления Правительства РФ N 641 от 29.07.2013 года "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения".
В состав стоимости каждого мероприятия, на основании вышеуказанных нормативно-правовых актов, входит стоимость проектных и изыскательских работ, которые в среднем составляют: 5% - для линейных сетей водопровода, 4,65% - для насосных станций водопровода, 5,79% - для водопроводных комплексов. Данная стоимость работ, в процессе реализации Инвестиционной программы, может подлежать изменению в зависимости от степени сложности проектируемого объекта, которая будет определяться на основании технического задания по каждому объекту индивидуально и рассчитываться на основании справочников базовых цен на проектные работы в строительстве.
При определении финансовых потребностей на реализацию мероприятий Инвестиционной программы, по части объектов при определении стоимости, были применены понижающие коэффициенты, которые были обусловлены частично выполненными работами по каждому объекту индивидуально.
Общий объем финансовых потребностей на реализацию Инвестиционной программы определен в приложении - "Перечень мероприятий инвестиционной программы МУПП "Саратовводоканал" по подготовке проектной документации, строительству, модернизации, реконструкции в сфере водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Саратов" на 2024-2027 годы".
6. Эффект от реализации инвестиционной программы
Эффектом реализации инвестиционной программы является следующее:
- снижение потерь воды в централизованной системе водоснабжения на 65 м3/сут, что соответствует 3 040 тыс. руб. в год или 0,5%;
- снижение количества повреждений на сетях водопровода в количестве 60 шт. и на сетях водоотведения в количестве 39 шт., что соответствует 1 683 тыс. руб. в год.
Экономический эффект в годовом выражении будет достигнут по факту завершения мероприятий инвестиционной программы.
Форма N 1 ИП Паспорт
N п/п |
Данные |
Информация |
1 |
Наименование программы |
Инвестиционная программа муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2024-2027 годы |
2 |
Наименование регулируемой организации, в отношении которой разрабатывается (вносятся корректировки) инвестиционная программа |
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (МУПП "Саратовводоканал"): ИНН 6454003331; КПП 645401001 |
3 |
Местонахождение регулируемой организации |
410028, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Советская, 10 |
4 |
Контакты лиц, ответственных за разработку (внесение корректировок) инвестиционной программы |
Ответственные лица: Генеральный директор МУПП "Саратовводоканал" - Зайцев Павел Викторович Заместитель генерального директора по капитальному строительству - Всемирнов Вячеслав Александрович, тел. (8452) 32-00-00 (доб. 4808) Начальник отдела капитального строительства - Назаров Алексей Сергеевич, тел. (8452) 32-00-00 (доб. 2365) |
5 |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего инвестиционную программу, его местонахождение |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области 410003, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114 тел. (8452) 26-30-61 |
6 |
Наименование органа местного самоуправления поселения (городского округа!, согласовавшего инвестиционную программу (внесение корректировок), его местонахождение |
Администрация муниципального образования "Город Саратов"; Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" 410012, г. Саратов, ул. им. А.М. Горького, тел. (8452) 27-87-54 |
7 |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, согласовавшего инвестиционную программу (внесение корректировок), его местонахождение и контакты ответственных лиц |
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области 410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116 тел. (845-2) 26-27-99 Ответственное лицо: Министр Саратовской области - председатель комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - Новикова Лариса Николаевна |
8 |
Разработчик программы |
МУПП "Саратовводоканал" |
Форма N 2 ИП ПМ
Перечень
мероприятий инвестиционной программы МУПП "Саратовводоканал" по подготовке проектной документации, строительству, модернизации, реконструкции в сфере водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Саратов" на 2024-2027 годы
Форма N 3 ИП ПМПКПВ
План
мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Объем расходов на мероприятие, тыс. руб., с учетом НДС |
Цель мероприятия |
1 |
3 |
4 |
|
5 |
Мероприятия в сфере водоснабжения: | ||||
1 |
Реконструкция головных сооружений водопровода (ГСВ) |
2024 |
10 000 |
Предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска чрезвычайных ситуаций, защита от угроз техногенного характера |
По результатам производственного контроля качества питьевой воды, показатели проб питьевой воды после водоподготовки соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Руководствуясь выше изложенным реализация мероприятий по приведению качества питьевой воды не требуется.
Форма N 4 ИП ВВ
График
реализации мероприятий инвестиционной программы, включая график ввода объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию
Форма N 5 ИП ИФ
Выполнение мероприятий инвестиционной программы в разрезе по источникам финансирования
N п/п |
Источники финансирования |
Значение, тыс. руб. с НДС |
|||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Собственные средства |
214 969 |
66 000 |
66 000 |
66 000 |
1.1. |
Амортизационные отчисления |
214 969 |
0 |
0 |
0 |
1.1.1. |
водоснабжение |
138 849 |
0 |
0 |
0 |
1.1.2. |
водоотведение |
76 120 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
Прибыль, направленная на инвестиции |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2.1. |
водоснабжение |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2.2. |
водоотведение |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3. |
Средства, полученные за счет платы за подключение |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3.1. |
водоснабжение |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3.2. |
водоотведение |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4. |
Средства, полученные в виде платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения |
0 |
66 000 |
66 000 |
66 000 |
1.4.1. |
водоснабжение |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4.2. |
водоотведение |
0 |
66 000 |
66 000 |
66 000 |
2. |
Привлеченные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.1. |
займы и кредиты |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.1.1. |
водоснабжение |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.1.2. |
водоотведение |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2. |
прочие привлеченные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2.1. |
водоснабжение |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2.2. |
водоотведение |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Бюджетное финансирование |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.1. |
водоснабжение |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.2. |
водоотведение |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
4.1. |
водоснабжение |
0 |
0 |
0 |
0 |
4.2. |
водоотведение |
0 |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО по программе, с НДС |
214 969 |
66 000 |
66 000 |
66 000 |
|
водоснабжение |
138 849 |
0 |
0 |
0 |
|
водоотведение |
76 120 |
66 000 |
66 000 |
66 000 |
|
ИТОГО по программе, без НДС |
179 141 |
55 000 |
55 000 |
55 000 |
|
водоснабжение |
115 707 |
0 |
0 |
0 |
|
водоотведение |
63 434 |
55 000 |
55 000 |
55 000 |
Форма N 6 ИП РЭ
Расчет
эффективности средств на реализацию инвестиционной программы
N п/п |
Показатель |
Значение, тыс. руб. |
|||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Чистый денежный поток |
0 |
4 723 |
4 723 |
4 723 |
2 |
Аккумулированный денежный поток |
0 |
4 723 |
9 446 |
14 169 |
Нумерация форм приводится в соответствии с источником
Форма N 6 ИП РЭЭ
Расчет
экономического эффекта от изменения показателей надежности и качества
N п/п |
Показатель |
Значение, тыс. руб. без НДС |
|||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Снижение потерь воды |
3 040 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Сокращение расходов на устранение аварий |
1 683 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Итого экономический эффект |
4 723 |
0 |
0 |
0 |
Форма N 7 Расчет тарифов ВС и ВО
Расчет
тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
Значение, тыс. руб. без НДС |
|||
2024 г. |
2025 г. * |
2026 г. * |
2027 г. * |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Водоснабжение |
|
|
|
|
|
|
1. |
Необходимая валовая выручка |
тыс. руб. |
1 748 258 |
1 861 531 |
1 936 135 |
2 013 658 |
2. |
Объем реализации услуг |
тыс. м3 |
64 873 |
64 873 |
64 873 |
64 873 |
3. |
Тариф с 1 июля |
руб./м3 |
28,13 |
29,26 |
30,43 |
31,65 |
4. |
Рост тарифа |
% |
9,20% |
4,00% |
4,00% |
4,00% |
Водоотведение |
|
|
|
|
|
|
1. |
Необходимая валовая выручка |
тыс. руб. |
864 752 |
921 042 |
957 907 |
996 235 |
2. |
Объем реализации услуг |
тыс. м3 |
58 516 |
58 516 |
58 516 |
58 516 |
3. |
Тариф с 1 июля |
руб./м3 |
15,43 |
16,05 |
16,69 |
17,36 |
4. |
Рост тарифа |
% |
9,20% |
4,00% |
4,00% |
4,00% |
------------------------------
* на 2025-2027 гг. отражены расчетные значения показателей согласно актуальному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации
------------------------------
Форма N 8 ИП ВМ ИФ
Источники финансирования инвестиционной программы
N п/п |
Показатель |
Значение, тыс. руб. без НДС |
|||
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Источники финансирования |
|
|
|
|
|
По водоснабжению |
|
|
|
|
|
1. |
Учитываемые при установлении тарифов регулируемой организации средства, направляемые на реализацию инвестиционной программы (включая обслуживание и возврат заемных средств) |
115 707 |
0 |
0 |
0 |
1.1. |
Амортизационные отчисления |
115 707 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
Нормативная прибыль |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Привлеченные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.1. |
Займы |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2. |
Кредиты |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3. |
Прочие привлеченные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Бюджетное финансирование |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
По водоотведению |
|
|
|
|
|
1. |
Учитываемые при установлении тарифов регулируемой организации средства, направляемые на реализацию инвестиционной программы (включая обслуживание и возврат заемных средств) |
63 434 |
0 |
0 |
0 |
1.1. |
Амортизационные отчисления |
63 434 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
Нормативная прибыль |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Средства, полученные в виде платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, направляемые на реализацию инвестиционной программы |
0 |
55 000 |
55 000 |
55 000 |
3. |
Привлеченные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.1. |
Займы |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.2. |
Кредиты |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.3. |
Прочие привлеченные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Бюджетное финансирование |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего по программе |
179 141 |
55 000 |
55 000 |
55 000 |
|
По водоснабжению |
|
|
|
|
|
1. |
Реализация мероприятий программы |
115 707 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Возврат заемных средств и процентов по текущей ИП, всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.1. |
возврат основной суммы долга |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2. |
проценты по кредитам и займам |
0 |
0 |
0 |
0 |
По водоотведению |
|
|
|
|
|
1. |
Реализация мероприятий программы |
63 434 |
55 000 |
55 000 |
55 000 |
2. |
Возврат заемных средств и процентов по текущей ИП, всего |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.1. |
возврат основной суммы долга |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.2. |
проценты по кредитам и займам |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего по программе |
179 141 |
55 000 |
55 000 |
55 000 |
Форма N 9 ОП ЗП
Ожидаемые плановые значения показателей, характеризующих развитие системы водоснабжения и водоотведения Централизованная система холодного водоснабжения
N п/п |
Наименование показателя |
Данные, используемые для установления показателя |
Единица измерения |
Значения показателей 2024 год |
Значения показателей 2025 год |
Значения показателей 2026 год |
Значения показателей 2027 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Показатели качества питьевой воды |
доля проб питьевой воды, подаваемой с источников водоснабжения, водопроводных станций или иных объектов централизованной системы водоснабжения в распределительную водопроводную сеть, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды |
% |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды |
% |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
||
2. |
Показатель надежности и бесперебойности холодного водоснабжения |
количество перерывов в подаче воды, зафиксированных в местах исполнения обязательств организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, по подаче холодной воды, возникших в результате аварий, повреждений и иных |
ед./км/год |
0,780 |
0,780 |
0,780 |
0,780 |
технологических нарушений на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, принадлежащих организации, осуществляющей холодное водоснабжение, в расчете на протяженность водопроводной сети в год | |||||||
|
Показатели энергетической эффективности |
доля потерь воды в централизованной системе водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть |
% |
31,16 |
30,66 |
30,66 |
30,66 |
удельный расход электрической энергии в расчете на единицу поданной в сеть воды, в том числе: |
кВт*ч/ куб. м. |
0,868 |
0,868 |
0,868 |
0,868 |
||
3. |
|
- удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть |
кВт*ч/ куб. м |
0,723 |
0,723 |
0,723 |
0,723 |
- удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки воды, на единицу объема транспортируемой воды |
кВт*ч/ куб. м |
0,145 |
0,145 |
0,145 |
0,145 |
Централизованная система водоотведения
N п/п |
Наименование показателя |
Данные, используемые для установления показателя |
Единица измерения |
Значения показателей 2024 год |
Значения показателей 2025 год |
Значения показателей 2026 год |
Значения показателей 2027 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
1. |
Показатель надежности и бесперебойности водоотведения |
удельное количество аварий и засоров в расчете на протяженность канализационной сети в год |
ед./км/год |
5,298 |
5,298 |
5,298 |
5,298 |
2. |
Показатель качества очистки сточных вод |
доля сточных вод, не подвергающихся очистке, в общем объеме сточных вод, сбрасываемых в централизованные общесплавные или бытовые системы водоотведения |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
доля поверхностных сточных вод, не подвергающихся очистке, в общем объеме поверхностных сточных вод, принимаемых в централизованную ливневую систему водоотведения |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
доля проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы, рассчитанная применительно к видам централизованных систем водоотведения раздельно для централизованной общесплавной (бытовой) и централизованной ливневой систем водоотведения |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
3. |
Показатели энергетической эффективности |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод |
кВт*ч/ куб. м. |
0,227 |
0,227 |
0,227 |
0,227 |
удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод |
кВт*ч/ куб. м |
0,160 |
0,160 |
0,160 |
0,160 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19 февраля 2024 г. N 78 "Об утверждении инвестиционной программы МУПП "Саратовводоканал" "Инвестиционная программа муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2024-2027 годы"
Вступает в силу с 19 февраля 2024 г.
Опубликование:
сайт электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (http://g-64.ru/) 21 февраля 2024 г.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 25 ноября 2024 г. N 586 настоящий документ признан утратившим силу с 25 ноября 2024 г.