Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Республики Ингушетия от 29 октября 2014 г. N 203 "Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
В.В. Сластенин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 20 февраля 2024 г. N 21
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды"
Изложить государственную программу Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды" в следующей редакции:
"Государственная программа
Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере государственной программы Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды"
I. Оценка текущего состояния объектов окружающей среды Республики Ингушетия
Роль отрасли в экономике региона.
Состояние окружающей среды - одно из важнейших составляющих здоровья населения.
В Республике Ингушетия в настоящее время наблюдается одна из наиболее благоприятных в стране ситуаций с экологией, что связано со слабым развитием промышленности в регионе. При этом тревожным фактором является повышение загрязнения территории республики бытовыми отходами и сточными водами. Данная ситуация напрямую связана с неразвитостью коммунального комплекса Ингушетии (отсутствие необходимого количества полигонов ТБО, очистных сооружений централизованной канализации).
Динамика развития отрасли.
По сравнению с регионами выбросы загрязняющих веществ в Республике Ингушетия самые низкие.
Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников (тысяч тонн).
По сравнению с другими регионами Северного Кавказа Ингушетия имеет также минимальный уровень сброса загрязненных сточных вод. Причины особого внимания к этому направлению связаны с тем, что благоприятные экологические условия в совокупности с природно-климатическими характеристиками среды возможно использовать как для оздоровления и рекреации, так и для выращивания и производства экологически чистых продуктов.
Государственная поддержка отрасли.
В Республике Ингушетия наиболее остро стоит вопрос отсутствия надлежащей инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом эксплуатация полигона с превышением проектной мощности приведет к несоизмеримо меньшему вреду окружающей среде, чем эксплуатация несанкционированных свалок.
В республике планируется строительство полигона твердых коммунальных отходов, оборудованного комплексами обработки отходов. Строительство объекта планируется до конца 2026 года. Выбран земельный участок для строительства указанного объекта.
В настоящее время для строительства полигона твердых коммунальных отходов с объектами обработки и утилизации отходов в Республике Ингушетия определен потенциальный инвестор. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поручено федеральному правительству разработать национальный проект "Экология". Республика Ингушетия участвует в 5 из 11 Федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Экология", а именно: "Чистая страна", "Создание комплексной отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами", "Сохранение уникальных водных объектов", "Чистая вода", "Сохранение лесов".
По указанным федеральным проектам разработаны одноименные региональные проекты.
Региональный проект "Чистая страна". В данный проект включены 4 мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а именно:
- "Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) г. Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности";
- "Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) с.п. Нестеровское в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I-V классов опасности";
- "Рекультивация земель, занятых городской свалкой несанкционированно размещенных отходов IV-V класса опасности города Малгобек, Республики Ингушетия";
- "Рекультивация земель, занятых городской свалкой несанкционированно размещенных отходов IV-V класса опасности города Карабулак в Республике Ингушетия".
В 2019 году ликвидировано 2 объекта накопленного экологического вреда окружающей среде: несанкционированные свалки в г. Назрань и с.п. Нестеровское. Общая площадь ликвидированных свалок - 19 га.
В 2022 году в Республике Ингушетия реализовано мероприятие по объекту: "Рекультивация земель, занятых городской свалкой несанкционированно размещенных отходов IV-V класса опасности в городе Малгобек, Республики Ингушетия" площадью 20,8 га.
Региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами". В 2021 году в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" Республика Ингушетия закупила 2 289 контейнеров (при потребности 5022 контейнера) для раздельного накопления отходов.
В Республике Ингушетия планируется строительство полигона твердых коммунальных отходов с объектами обработки и утилизации отходов.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации, сроков и этапов реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в следующих стратегических документах:
- в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176;
- в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;
- в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
- в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;
- в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р;
- в Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Ингушетия от 12.10.2022 N 70.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия на период до 2030 года утверждена постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 февраля 2009 г. N 49
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., стратегической целью государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
Приоритеты государственной политики Республики Ингушетия в сфере экологии и охраны окружающей среды формируются по следующим направлениям:
предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
восстановление нарушенных естественных экологических систем;
сохранение природной среды;
формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены;
развитие системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды).
Приоритетами государственной политики Республики Ингушетия в сфере развития водохозяйственного комплекса является обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, восстановление и сохранение уникальных водных объектов.
Данные приоритеты направлены на повышение защищенности населения Республики Ингушетия от негативного воздействия паводковых вод.
Приоритетом государственной политики Республики Ингушетия в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности является ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов.
Основными целями государственной политики Республики Ингушетия в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности являются стабилизация и улучшение экологической ситуации в Республике Ингушетия, достигаемые в том числе за счет:
- уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления;
- организации системы раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов.
Приоритетами государственной политики в сфере обеспечения рационального использования объектов животного мира и среды их обитания являются:
организация и осуществление эффективного учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Ингушетия;
повышение уровня охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, среды их обитания и организации охотничьего хозяйства республики.
Для достижения целей рационального использования объектов животного мира и среды их обитания необходимо:
- осуществление ежедневных рейдовых мероприятий по выявлению случаев незаконной охоты и нарушений охотничьего законодательства;
- приобретение транспортных средств, средств связи, горюче-смазочных материалов, съемочной аппаратуры и аппаратуры для наблюдения;
- проведение мероприятий по приведению численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в соответствие с экологической емкостью среды обитания (регулирование численности, приобретение и расселение диких животных, отнесенных к объектам охоты, переселение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в новые места обитания);
- осуществление мероприятий по учету численности и мониторингу состояния объектов животного мира;
- разработка и установка специальных компьютерных программ, связанных с обеспечением ведения учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира, приобретение малоценного оборудования, необходимого для проведения учетных работ;
- косвенные мероприятия в целях воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты: биотехнические мероприятия, которые включают приобретение и выкладку подкормки (корма) для объектов животного мира, устройство кормовых полей, искусственных водопоев, гнезд, кормушек различного типа;
- установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты в соответствии с условиями республики;
- проведение плановых и внеплановых проверок охотпользователей путем выездов на территорию охотничьих угодий;
- установление лимитов и квот использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, проведение экологической экспертизы, изготовление бланков разрешений на добычу объектов животного мира;
- установление стандартов, нормативов и правил в области использования, охраны объектов животного мира;
- осуществление мероприятий по сохранению и восстановлению среды обитания объектов животного мира в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду;
- повышение инвестиционной привлекательности и разработка программы по субсидированию предпринимателей, осуществляющих ведение охотничьего хозяйства;
- обеспечение охраны здоровья населения, его экологической безопасности, предупреждение заболеваний сельскохозяйственных, домашних животных, уменьшение экономического ущерба, достижения экологического равновесия среди объектов животного мира;
- обеспечение должного уровня охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, увеличение площади (сети) ООПТ путем придания особого охранного статуса перспективным территориям;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха, экологическое просвещение населения в области особо охраняемых природных территорий;
- реализация мероприятий, направленных на сохранение биологического разнообразия и осуществление биотехнических мероприятий на территории Республики Ингушетия в отношении редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Ингушетия;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований и участия в мероприятиях всеми участниками экологических отношений;
- обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды;
- предупреждение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- повышение прозрачности деятельности контрольного органа при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора).
Проведение данных мероприятий позволит:
- увеличить численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
- привести численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в соответствие с пропускной способностью охотничьих угодий, адаптировать новые для республики виды объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также предотвратить нанесение отдельными объектами животного мира ущерба народному хозяйству, животному миру, здоровью и жизни населения;
- использовать определенное количество учтенных объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на определенной территории, что, соответственно, приведет к увеличению численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
- более рационально использовать объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, что повлечет за собой увеличение их численности;
- увеличить численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, что повлечет за собой увеличение поступлений в бюджет средств от платы за пользование объектами животного мира;
- повысить эффективность охраны объектов животного мира и среды их обитания, сократить количество случаев незаконной охоты, а также предотвратить нанесение крупного ущерба государственному охотничьему фонду республики;
- обеспечить функционирование, осуществление охраны и осуществление иных полномочий в области охраны ООПТ в полном объеме;
- повысить уровень экологической просвещенности населения республики;
- повысить уровень соблюдения законодательства в области охоты, охраны объектов животного мира и сохранения среды обитания;
- стимулировать предпринимательскую деятельность в области экологической направленности;
- обеспечить достижение целевых показателей региона и осуществление собственных полномочий в полном объеме.
III. Сведения и взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Состав основных мероприятий государственной программы определен исходя из ее целей и задач и сгруппирован по подпрограммам.
Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач государственной программы.
Предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
- развитие водохозяйственного комплекса;
- обращение с твердыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей среды;
- обеспечение реализации государственной программы "Охрана и защита окружающей среды" и общепрограммных мероприятий;
- охрана лесов от пожаров и защита лесов от вредных организмов, обеспечение использования и воспроизводства лесов;
- сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов.
Показатели национальной цели, определенные Указом N 474, декомпозированы на региональный уровень через показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие на региональном уровне показателям, характеризующим достижение национальных целей развития.
Так, Программа направлена на достижение следующих показателей ВДЛ:
- качество окружающей среды.
IV. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере обеспечения экологической безопасности охраны и окружающей среды Республики Ингушетия
Основной задачей государственного управления по созданию устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами Республики Ингушетия является:
- организация эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Основными задачами государственного управления и обеспечения безопасности населения области в сфере развития водохозяйственного комплекса Республики Ингушетия являются:
капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в республиканской собственности;
сохранение и восстановление водных объектов.
Для достижения цели по сохранению и восстановлению водных объектов предусматриваются следующие задачи государственного управления:
- обеспечение сохранения и улучшения экологического состояния водных объектов;
- обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (решается посредством строительства сооружений инженерной защиты, выполнением превентивных противопаводковых мероприятий, повышающих пропускную способность водотоков);
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений областной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений, содействие обеспечению безопасности гидротехнических сооружений муниципальной формы собственности.
Основными задачами государственного управления в области охраны объектов животного мира и среды их обитания являются:
- повышение уровня охраны объектов животного мира и среды их обитания;
- увеличение численности объектов животного мира и среды их обитания;
- повышение уровня цифровизации отрасли путем разработки и установки специальных программных обеспечений, приобретение специального оборудования и гаджетов;
- разработка и актуализация нормативной региональной правовой базы в соответствии с условиями республики;
- популяризация современного экологического поведения и охотничьей этики путем проведения экологического просвещения;
- обеспечение проведения мероприятий по охране здоровья населения, его экологической безопасности, предупреждению заболеваний сельскохозяйственных, домашних животных, уменьшению экономического ущерба, достижению экологического равновесия среди объектов животного мира в рамках компетенции министерства;
- повышение уровня охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения в целях сохранения природных комплексов региона путем придания особого охранного статуса перспективным территориям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 20 февраля 2024 г. N 21 "О внесении изменений в государственную программу Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды"
Вступает в силу с 21 февраля 2024 г.
Опубликование:
интернет-газета "Ингушетия" (www.gazetaingush.ru) 21 февраля 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2024 г. N 0600202402260005