Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 января 2024 г. N 03-07-11/7534
Вопрос: По итогам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Организация заключила соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО по территориальным зонам Республики с Министерством природных ресурсов и экологии Республики и с 01.01.2019 г. ООО присвоен статус регионального оператора на 10 лет.
В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором по обращению с ТКО, с 1 января 2020 года и в течение 5 последовательных календарных лет освобождаются от налогообложения НДС. Таким образом, устанавливаемые Госкомтарифэнерго тарифы на услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором с января 2020 года освобождены от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом регулирования тарифов утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Организация лишена статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территориальных зонах Республики.
В соответствии с пп. "а" п. 41 главы IV Постановления Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (с изменениями и дополнениями) Организация продолжает исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта РФ с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.
Таким образом, освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное указанным пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, в отношении услуг по обращению с ТКО, реализуемых Организацией на территориальных зонах Республики, после утраты статуса регионального оператора, не применяется. А именно, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
Также сообщаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Подпунктом 2 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" индексы по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов по субъектам Российской Федерации (далее - отклонение по субъекту Российской Федерации) с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. в размере 0 процентов.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен прямой запрет на повышение уровня цен за услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
Так как данная норма запрещает превышать размер установленной платы (тарифа) для граждан за услуги по обращению с ТКО, следовательно, отсутствует источник поступления НДС - предельный тариф, увеличенный на 20%. Соответственно, единственным источником оплаты НДС являются собственные средства Организации, что влечет к некомпенсируемому убытку компании и далее несет риск банкротства.
В связи с вышеизложенным просим дать разъяснения:
1. С какого числа подлежат налогообложению НДС услуги по обращению с ТКО, реализуемые Организацией после утраты ею статуса регионального оператора?
2. В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации услуг дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг сумму НДС. Просим пояснить, какую ставку НДС применять при расчете стоимости услуг по обращению с ТКО Организацией, утратившей статус регионального оператора:
- 20 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ);
- расчетная ставка 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
3. За счет каких источников уплачивать НДС, начисленный на утвержденный предельный единый тариф по обращению с ТКО?
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализуемых организацией, утратившей статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В связи с этим, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, реализуемых организацией, утратившей статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, не применяется.
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога на добавленную стоимость, полученная в результате сложения сумм налога на добавленную стоимость, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога.
Ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к операциям по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, установлены статьей 164 Кодекса. Данной статьей Кодекса не предусмотрено налогообложение налогом на добавленную стоимость с применением расчетной ставки при реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса.
Таким образом, организации, утратившей статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, налог на добавленную стоимость по операциям реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществленным с даты утраты данного статуса, следует исчислять в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональные операторы по обращению с ТКО освобождены от НДС в отношении соответствующих услуг.
Если организация перестала быть оператором, она должна уплачивать налог в отношении услуг по обращению с ТКО с момента утраты такого статуса.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 января 2024 г. N 03-07-11/7534
Опубликование:
-