Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 января 2024 г. N 03-07-11/6133
Вопрос: Между городом (Концедент) и ООО (Концессионер) 11.10.2019 заключено Концессионное соглашение о создании и использовании (эксплуатации) трамвайной сети (далее - Соглашение, Проект).
ООО как Концессионер осуществляет деятельность по созданию объекта инфраструктуры. В процессе строительства объекта Концессионер предъявляет "входящий" НДС, к вычету (возмещению).
В целях строительства объекта инфраструктуры заключаются договоры аренды, а также соглашения о праве ограниченного пользования (сервитуте) на земельные участки в соответствии с документацией по планировке территории.
Просим дать разъяснения по следующим вопросам, связанным с уплатой и возмещением НДС:
Вопрос 1:
Является ли коммерческая организация - сервитуарий налоговым агентом по НДС при внесении платы за право ограниченного пользования (сервитута) земельным участком, по Соглашению, заключенному с казенным учреждением, если это учреждение владеет таким земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования.
Вопрос 2:
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ "... налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельном участку, в отношении которого установлен сервитут".
Если сервитуарий является налоговым агентом по уплате НДС, каким образом исчисляется НДС, если соглашением о предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) предусмотрено предоставление права на несколько земельных участков, а размер платы установлен в общей сумме за несколько земельных участков (без отражения расчета платы за сервитут по каждому земельному участку).
Также просим разъяснить, является ли отсутствие расчёта платы по каждому земельному участку нарушением налогового законодательства при исчислении и уплате НДС налоговым агентом.
В случае, если налоговый агент в целях соблюдения норм налогового законодательства произведет расчет налоговой базы по каждому земельному участку самостоятельно расчетным путем, либо на основании данных оценки, но в соответствии с общей суммой, указанной в соглашении, будет ли данный факт являться основанием для последующего отказа в возмещении НДС налоговому агенту.
Ответ: В связи с обращением о применении налога на добавленную стоимость при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельному участку, в отношении которого установлен сервитут, как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут с учетом налога.
Таким образом, порядок уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренный вышеуказанными абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, применяется только в случае предоставления права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус".
В связи с этим при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении находящегося в собственности субъекта Российской Федерации земельного участка, предоставленного этому учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должно осуществлять данное казенное учреждение, предоставляющее указанное право.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются региональных земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании у казенных учреждений.
Указано, что при предоставлении таким учреждением права ограниченного пользования указанным участком (сервитута) оно должно исчислить и уплатить НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 января 2024 г. N 03-07-11/6133
Опубликование:
-