Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением администрации
Мичуринского муниципального округа
от 19.01.2024 N 38
Паспорт
муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Мичуринского муниципального округа"
Ответственный исполнитель программы |
Отдел сельского хозяйства администрации Мичуринского муниципального округа |
||||
Соисполнители программы |
- |
||||
Подпрограммы программы |
Программа не делится на подпрограммы |
||||
Цели программы |
Целями муниципальной программы являются: - достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 107,2% от уровня 2022 года; - обеспечение населения округа и области пищевыми продуктами за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции; - воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов; - повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; - достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году - 70 000 рублей. |
||||
Задачи программы |
Задачи по достижению целей: - обеспечение устойчивого социально-экономического развития округа в целях обеспечения продовольственной безопасности; - переход от экстенсивного к интенсивному развитию сельского хозяйства, что будет способствовать стабильному росту объемов производства продукции сельского хозяйства и повышению экономической эффективности производства; - создание условий для эффективного вовлечения и использования земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиоративного комплекса; - увеличение объемов производства продукции по растениеводству и животноводству; - осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных; - создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе округа; - обеспечение обновления тракторов, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях; - увеличение перерабатывающих мощностей; - развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации, а также необходимость совершенствования учета продукции, производимой хозяйствами населения; - обеспечение условий для создания новых субъектов микро- и малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности, в том числе в сфере сельского туризма; - повышение конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса, развитие научной и инновационной направленности (генетика и селекция), цифровой трансформации; внедрение программных продуктов (сервисов); - повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, стимулирование притока инвестиций на территорию округа и инновационного развития отрасли; - создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и пищевой промышленности; - создание возможностей дополнительного образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированного на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса. |
||||
Целевые индикаторы и показатели программы, их значения на последний год реализации |
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к уровню 2021 - 106,2%; среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) - 70 000 рублей; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства - 15%. Основные индикаторы указаны в приложении N 1 к муниципальной программе. |
||||
Сроки и этапы реализации программы |
2024 - 2030 годы. Этапы реализации программы не выделяются |
||||
Объемы и источники финансирования программы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в 2024 - 2030 годах составит 13755,4929 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 0,0000 тыс. руб.; бюджет Тамбовской области - 2047,5000 тыс. руб.; бюджет Мичуринского муниципального округа -11707,9929 тыс. руб.
тыс. руб. |
||||
Годы |
Всего |
в том числе |
|||
федеральный бюджет |
бюджет Тамбовской области |
бюджет Мичуринского муниципального округа |
|||
2024 |
2403,9643 |
0,000 |
682,5000 |
1721,4643 |
|
2025 |
2403,9643 |
0,000 |
682,5000 |
1721,4643 |
|
2026 |
2403,9643 |
0,000 |
682,5000 |
1721,4643 |
|
2027 |
1635,9000 |
0,000 |
0,000 |
1635,9000 |
|
2028 |
1635,9000 |
0,000 |
0,000 |
1635,9000 |
|
2029 |
1635,9000 |
0,000 |
0,000 |
1635,9000 |
|
2030 |
1635,9000 |
0,000 |
0,000 |
1635,9000 |
|
Итого |
13755,4929 |
0,000 |
2047,5000 |
11707,9929 |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Сферой реализации муниципальной программы является обеспечение социально-экономического развития Мичуринского муниципального округа, рост производства продукции сельского хозяйства, объема инвестиций в основной капитал, сокращение дефицита трудовых ресурсов, увеличение числа квалифицированных специалистов в сельском хозяйстве.
Учитывая географическое положение и природно-климатические условия, сельскохозяйственные предприятия Мичуринского муниципального округа специализируются на выращивании зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, сои, сахарной свеклы, картофеля, многолетних плодово-ягодных насаждений. По валовым сборам данных культур округ входит в десятку производителей Тамбовской области.
Отрасль сельского хозяйства на протяжении последних лет показывает устойчивую тенденцию роста.
Значительная сырьевая база способствует развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. В рамках функционирования перерабатывающих предприятий решается задача не только по наращиванию производства продовольствия, но и задачи по повышению его конкурентоспособности за счет внедрения современных технологий и использования нового оборудования, доведению готового продукта до конечного потребителя, формированию экспортного потенциала.
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 114,5 процента по отношению к уровню 2021 года.
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 115,7 процента по отношению к уровню 2021 года.
Индекс производства продукции животноводства в 2022 году составил 97,3 процента по отношению к уровню 2021 года.
Более 70% сельскохозяйственной продукции производится в сельскохозяйственных организациях, растет доля продукции, производимой в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Одним из приоритетных направлений АПК Мичуринского муниципального округа является садоводство. Производством плодово-ягодной продукции занимаются 8 сельхозпредприятий, 7 крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая площадь под семечковыми культурами в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах составляет более 2000 га, из них в плодоносящем возрасте 1000 га. Сады интенсивного типа составляют 1065 га.
Одним из основных направлений в развитии Мичуринского муниципального округа является производство молока и мяса. Ежегодно хозяйствами всех форм собственности производится 1150 тонн мяса в живом весе и 7000 тонн молока.
Однако в настоящее время в Мичуринском муниципальном округе наблюдается сокращение поголовья коров. Сокращение поголовья происходит не только в сельскохозяйственных организациях, но и в хозяйствах населения. За последние 5 лет поголовье коров сократилось на 10% и составило в 2022 году 1480 голов. Это обусловлено ухудшением финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, усилением диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства.
В то же время Мичуринский муниципальный округ располагает всеми необходимыми ресурсами для ускоренного развития животноводства. Имеются достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства кормов, осуществляется реконструкция молочных ферм. В рамках подпрограммы "Развитие сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования" грантовую поддержку на создание или развитие крестьянского (фермерского) хозяйства "Агростартап" продолжается закупка скота и птицы.
По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2022 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 7,1 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата по сельскохозяйственным организациям всех категорий составила 41158 рубля, что выше показателя 2021 года на 7,5 процента. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) за январь - декабрь 2022 года составила 47427,1 рублей, что на 8,5 процента выше аналогичного показателя 2021 года.
Основными ограничениями (проблемами) в сфере реализации муниципальной программы на текущем этапе являются:
недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;
технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;
отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;
недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, с другой стороны - вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения, а также развитие мелиоративного комплекса.
Потенциал развития агропромышленного комплекса Мичуринского муниципального округа заключается в повышении эффективности сельского хозяйства путем ведения интенсивного производства, внедрении новейших технологий, цифровой трансформации отраслей, подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса, в том числе с помощью дополнительного образования и переобучения работников, ориентированного на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Мичуринского муниципального округа (далее - Муниципальная программа) разработана в соответствии с Законом Тамбовской области от 04.06.2018 N 246-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года" и Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 N 2567-р.
Ключевые приоритеты развития в рамках муниципальной программы:
обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;
развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;
развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с внедрением инноваций;
развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса;
селекция и генетика;
внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.
Цели муниципальной программы:
- достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 107,2% от уровня 2022 года;
- обеспечение населения округа и области пищевыми продуктами за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции;
- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов;
- повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
- достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году - 70 000 рублей;
Реализация муниципальной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта Мичуринского муниципального округа выше средне областного при сохранении макроэкономической стабильности;
реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2022 года;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и само занятых.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи.
Задачи по достижению целей:
обеспечение устойчивого социально-экономического развития Мичуринского муниципального округа в целях обеспечения продовольственной безопасности;
переход от экстенсивного к интенсивному развитию сельского хозяйства, что будет способствовать стабильному росту объемов производства продукции сельского хозяйства и повышению экономической эффективности производства;
создание условий для эффективного вовлечения и использования земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиоративного комплекса;
увеличение объемов производства продукции по растениеводству, животноводству и по пищевым продуктам;
осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;
создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе;
обеспечение обновления тракторов, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях;
увеличение перерабатывающих мощностей;
развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации, а также необходимость совершенствования учета продукции, производимой хозяйствами населения;
обеспечение условий для создания новых субъектов микро- и малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и осуществления ими дополнительных видов деятельности в целях увеличения их доходности, в том числе в сфере сельского туризма;
повышение конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса, развитие научной и инновационной направленности (генетика и селекция), цифровой трансформации;
повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, стимулирование притока инвестиций на территорию Мичуринского муниципального округа и инновационного развития отрасли;
создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
создание возможностей дополнительного образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированного на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса.
Планируемые мероприятия, направленные на достижение задач муниципальной программы, и ожидаемые результаты реализации муниципальной программы с учетом сферы ответственности и полномочий ответственного исполнителя и участников муниципальной программы и имеющихся финансовых и иных ресурсов приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
Сроки реализации муниципальной программы 2024 - 2030 годы.
При реализации муниципальной программы (2024 - 2030 годы) предстоит продолжить реализацию начатых ранее стратегических задач, обеспечить исполнение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
Промежуточными результатами, характеризующими развитие сферы реализации муниципальной программы станут усиление продовольственной безопасности нашей страны, повышение качества жизни населения мичуринского муниципального округа и региона, в том числе за счет повышения доступности качественных продуктов местного производства.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
Основными показателями, характеризующими достижение целей и решение поставленных задач муниципальной программы, являются:
индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к уровню 2022 года. Индекс сельскохозяйственного производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Индекс характеризует изменение создаваемой в процессе производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Данный показатель рассчитывается Росстатом на основании "Методических указаний по расчету объема и индекса производства продукции сельского хозяйства", утвержденных приказом Росстата N 42 от 31.01.2018;
среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства). Заработная плата - сумма выплат, получаемых наемным работником, как правило, через регулярные периоды времени за отработанное время или выполненную работу, а также за неотработанное, но подлежащее оплате время (например, ежегодный отпуск). В заработную плату включаются начисленные работнику суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Показатель "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц" отражает начисленную работникам заработную плату по основному месту работы с учетом налогов и других удержаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Данный показатель рассчитывается Росстатом на основании "Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)", утвержденной приказом Росстата N 188 от 14.04.2016;
Перечень и сведения о плановых значениях показателей муниципальной программы представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
При определении объемов финансирования муниципальной программы учитываются условия и тенденции развития сельского хозяйства с учетом объемов производства, себестоимости продукции и ее структуры, цены реализации, рентабельности и необходимости синхронизации мер стимулирования производства продукции с развитием ее переработки и реализации.
Финансирование мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет бюджета Тамбовской области, бюджета Мичуринского муниципального округа, а также предполагаемых средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования составляет 13 755,4929 тыс. рублей,
в том числе
за счет средств федерального бюджета - 0,0000 тыс. рублей,
за счет средств бюджета Тамбовской области - 2 047,5000 тыс. руб.,
за счет средств бюджета Мичуринского муниципального округа - 11 707,9929 тыс. рублей.
Объем расходов на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы корректируется в течение периода ее действия с учетом ежегодного утверждения бюджета Мичуринского муниципального округа и средств, привлеченных из других источников.
В рамках муниципальной программы налоговые расходы не предусмотрены.
Информация по финансовому обеспечению муниципальной программы и прогнозной оценке на период до 2030 года за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, бюджета Мичуринского муниципального округа, а также внебюджетных источников с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлена в приложении N 3 к муниципальной программе.
5. Механизмы реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы осуществляется администрацией Мичуринского муниципального округа.
Выполнение всего комплекса мероприятий муниципальной программы, направлено на эффективное расходование финансовых средств, выделенных на ее реализацию.
Взаимодействие ответственного исполнителя с сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами осуществляется путем направления необходимых запросов - писем о предоставлении информации, документации и иных сведений, необходимых для реализации структурных элементов муниципальной программы в сроки, установленные в запросе.
Ответственный исполнитель:
обеспечивает совместно разработку проекта муниципальной программы (внесения изменений), его согласование;
организует и координирует реализацию муниципальной программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, распорядителем которых является, несет ответственность за своевременную и качественную реализацию направлений муниципальной программы, принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу в соответствии с требованиями постановления администрации Мичуринского муниципального округа от 10.01.2024 N 26 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Мичуринского муниципального округа" и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы в целом и в части, его касающейся, а также конечных результатов ее реализации;
с учетом результатов оценки эффективности муниципальной программы и выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет показатели, проекты и комплексы процессных мероприятий, затраты по ним, механизм реализации муниципальной программы, разрабатывает и представляет для согласования и утверждения в установленном порядке соответствующие изменения в муниципальную программу;
запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из бюджета Тамбовской области и внебюджетных источников;
подготавливает отчеты и пояснительную записку по установленным формам, представляет их в отдел экономики администрации Мичуринского муниципального округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.