Правительство Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Социальная поддержка граждан в Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 17.10.2013 N 742-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 09.04.2014 N 235-па, от 05.09.2014 N 571-па, от 25.12.2014 N 870-па, от 03.04.2015 N 193-па, от 15.07.2015 N 426-па, от 05.10.2015 N 656-па, от 22.01.2016 N 34-па, от 13.05.2016 N 305-па, от 22.07.2016 N 541-па, от 30.09.2016 N 752-па, от 18.10.2016 N 800-па, от 19.12.2016 N 976-па, от 30.12.2016 N 1037-па, от 13.03.2017 N 197-па, от 31.05.2017 N 443-па, от 31.07.2017 N 617-па, от 28.11.2017 N 962-па, от 25.12.2017 N 1094-па, от 19.01.2018 N 28-па, от 19.01.2018 N 29-па, от 15.02.2018 N 116-па, от 18.05.2018 N 415-па, от 24.09.2018 N 767-па, от 30.11.2018 N 948-па, от 29.12.2018 N 1111-па, от 06.02.2019 N 71-па, от 19.04.2019 N 345-па, от 09.09.2019 N 872-па, от 10.12.2019 N 1239-па, от 25.12.2019 N 1361-па, от 27.03.2020 N 301-па, от 30.11.2020 N 1212-па, от 30.12.2020 N 1449-па, от 23.03.2021 N 259-па, от 12.05.2021 N 473-па, от 12.08.2021 N 839-па, от 11.10.2021 N 1070-па, от 29.12.2021 N 1530-па, от 30.03.2022 N 335-па, от 29.06.2022 N 711-па, от 06.10.2022 N 1106-па, от 18.10.2022 N 1159-па, от 30.12.2022 N 1702-па, постановлений Правительства Курской области от 30.03.2023 N 383-пп, от 22.11.2023 N 1209-пп, от 29.12.2023 N 1472-пп).
2. Министерству социального обеспечения, материнства и детства Курской области разместить государственную программу Курской области "Социальная поддержка граждан в Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в двухнедельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
И.о. первого заместителя Губернатора |
А.В. Дедов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Курской области
от 22.02.2024 N 135-пп
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Курской области "Социальная поддержка граждан в Курской области"
Государственную программу "Социальная поддержка граждан в Курской области" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Курской области
от 17.10.2013 N 742-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 22.02.2024 N 135-пп)
Государственная программа Курской области
"Социальная поддержка граждан в Курской области"
(далее - государственная программа)
Стратегические приоритеты государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
В Курской области развивается нормативная правовая база, позволяющая решать вопросы укрепления института семьи, государственной поддержки материнства и детства, повышения качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, многодетных семей. Проводится последовательная работа по решению демографических проблем региона, направленная на увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности, рост рождаемости. Совершенствуется порядок предоставления мер социальной поддержки, оптимизируется сеть государственных учреждений социального обслуживания и модернизируется их материально-техническая база, повышаются доступность и качество социального обслуживания. Сформированы и ведутся регистр получателей социальных услуг и реестр их поставщиков, к оказанию социальных услуг привлекаются негосударственные организации.
Продолжается выдача сертификатов на областной материнский капитал (далее - ОМК), с 2012 года выдано 14 714 сертификатов. С заявлением о распоряжении средствами ОМК обратились 6 884 человека, на указанные цели всего направлено 518 709,5 тыс. руб. бюджетных средств.
Проводятся мероприятия, направленные на укрепление института семьи, пропаганду базовых семейных ценностей. К участию в мероприятиях, направленных на укрепление института семьи и сохранение семейных традиций, ежегодно привлекается более 11,3 тыс. курских семей.
В целом в Курской области предоставляются 69 видов пособий, компенсаций и других социальных выплат, из которых 62 финансируются из средств областного бюджета, 4 - на условиях софинансирования с федеральным бюджетом; 16 выплат предоставляются семьям с детьми. Мерами социальной поддержки в денежном выражении охвачены более 350 тыс. жителей области, в том числе 40 тыс. семей с детьми.
С 2021 года в регионе осуществляется предоставление адресной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта.
За трехлетний период заключено 4 809 социальных контрактов, в том числе 3 407 контрактов заключили семьи с детьми, 834 из которых многодетные. Государственной социальной помощью охвачено 15 170 малоимущих жителей региона. Социальные контракты в целом положительно влияют на снижение числа малоимущих граждан и рост их доходов. По итогам 2023 года по 2 670 социальным контрактам проведен мониторинг эффективности по окончании срока действия, 1 978 семей, в том числе 620 многодетных, повысили свой среднедушевой доход, при этом 1 126 семей, в том числе 334 многодетных, преодолели черту бедности - среднедушевой доход превысил прожиточный минимум.
В целом в Курской области наблюдается снижение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума с 109,3 тыс. чел. в 2020 году до 87,0 тыс. чел. по итогам 2022 года. Снижению уровня бедности в числе прочих мер способствовали расширение программы адресных выплат семьям с детьми, повышение размеров социальных выплат, реализация социального контракта.
Несмотря на принимаемые меры демографическая ситуация в Курской области с 2016 года характеризуется сокращением численности населения, наличием естественной убыли, которая не компенсируется миграционным приростом и снижением смертности.
Основными причинами спада рождаемости по-прежнему являются: снижение числа женщин репродуктивного возраста, а также откладывание рождения детей женщинами на более поздний период. В целом демографическая ситуация в Курской области аналогична демографической ситуации в Российской Федерации.
Вместе с тем, на территории Курской области отмечается тенденция к многодетности. В настоящее время число многодетных семей составляет 11 907 семей, в которых воспитывается 39 689 детей, что составляет 1/5 часть всего детского населения региона.
В 2022 - 2023 годах в целях укрепления института семьи в обществе, сохранения традиционных семейных ценностей и стимулирования рождаемости в Курской области принят ряд значимых решений:
областной материнский капитал выплачивается не только на третьего, но и на каждого из последующих детей;
многодетным семьям региона предоставлена компенсационная выплата размером 200 тысяч рублей взамен земельного участка, которой они смогут распорядиться для улучшения своих жилищных условий;
ежегодно, начиная с 2023 - 2024 учебного года многодетным семьям будет предоставляться компенсация части стоимости обучения детей по образовательным программам среднего профессионального образования на платной основе.
С 2023 года в Курской области 30 сентября празднуется День многодетной семьи.
По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина в регионе разработана программа мероприятий по повышению рождаемости до 2025 года, согласованная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В системе поддержки семей с детьми важным звеном являются организации социального обслуживания семьи и детей.
Ежегодно различные виды социальной помощи, в т.ч. материальную, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, улучшении жилищно-бытовых условий, получают более 8 тыс. семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
В стационарных отделениях организаций социального обслуживания семьи и детей социальную психолого-педагогическую реабилитацию ежегодно проходят более 700 несовершеннолетних.
С целью повышения качества и условий предоставления социальных услуг проводятся капитальные ремонты, модернизируется материально-техническая база детских социозащитных организаций.
С 2023 года проводится планомерная работа по переформатированию семейных социозащитных организаций в Семейные многофункциональные центры, работа которых выстроена по принципу "одного окна", что позволяет сфокусироваться на конкретной жизненной ситуации семьи, создать дополнительные возможности и стимулы для выхода из затруднительной для нее ситуации и исключает необходимость посещения различных инстанций. В 2023 году две социозащитных организации начали функционирование в режиме Семейного многофункционального центра с привлечением на эти цели грантовых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2024 году планируется открытие еще одного Семейного многофункционального центра на базе социозащитной организации.
В Курской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проводится работа по реализации комплекса мер, направленных на развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на защиту их прав и оказание мер социальной поддержки.
В 2022 году наблюдалось сокращение общей численности детей-сирот на 3,4%: с 2 736 чел. по состоянию на 01.01.2022 до 2 647 чел. по состоянию на 01.01.2023. С начала реализации вышеназванного Указа Президента Российской Федерации за десять лет общая численность детей-сирот уменьшилась более чем на 29%. На различных формах семейного устройства в семьях граждан находятся 2 405 детей.
Проводится планомерная работа по подготовке граждан к принятию в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В 2021 - 2022 годах на базе ОКУ "Центр сопровождения" подготовку прошли 432 семьи, из которых 135 приняли в свои семьи на воспитание детей.
В Курской области реализуются мероприятия, направленные на развитие современных форм социального обслуживания, а также на повышение качества предоставляемых гражданам старшего поколения социальных услуг:
создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в том числе реализация стационарозамещающих технологий, позволяющих гражданам старшего поколения проживать дома (в семье);
улучшение условий проживания и повышение качества социального обслуживания граждан старшего поколения в организациях социального обслуживания;
строительство (реконструкция) объектов капитального строительства стационарных организаций социального обслуживания для обеспечения безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания;
поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в интересах граждан старшего поколения.
Активно расширяется сфера услуг и, помимо традиционной социально-бытовой помощи, социальная служба предлагает:
содействие в создании приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов (в 2021 году было создано 156 приемных семей, в 2022 - 157);
обучение родственников навыкам ухода и коммуникации с нуждающимся в посторонней помощи (в 2021 - 2022 годах обучение прошли 3332 чел.);
услуги мобильных бригад для жителей отдаленных населенных пунктов (ежегодно мобильными бригадами обслуживается около 13,0 тыс. пожилых граждан, проживающих в 600 отдаленных населенных пунктах области);
услуги социального такси (в 2021 году воспользовалось данной услугой 370 чел., в 2022 году - 494 чел.);
доставку граждан старше 65 лет и инвалидов в медицинские организации с целью раннего выявления заболеваний, на автомобилях, закупленных в рамках проекта "Старшее поколение" (в 2021 году данной услугой охвачено 8,2 тыс. чел., в 2022 году - 9,1 тыс. чел.).
Отмечается ряд востребованных практик оказания стационарозамещающих технологий гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, в том числе: "услуги сиделки", "микрореабилитационный центр", "стационар на дому", "передышка", "дневная занятость", "сопровождаемое проживание", "активное долголетие".
Цифровые технологии создают новые возможности - государственные услуги становятся максимально незаметными, не обременяющими граждан. С 2021 года сформированы и поддерживаются в актуальном состоянии банки данных отдельных категорий граждан. Создан реестр законных представителей, в том числе опекунов (попечителей) и реестр лиц, лишенных родительских прав. К концу 2024 года ряд мер социальной поддержки в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации будет предоставляться в формате "Социального казначейства", что в свою очередь позволит гражданам проактивно, без заявления и сбора документов, получать услуги, отвечающие жизненным ситуациям.
Вместе с тем, в целях обеспечения информирования граждан о мерах социальной поддержки установлены 5 жизненных событий ("Установление инвалидности", "Рождение ребенка", "Достижение пенсионного возраста", "Установление опеки", "Беременность"), при наступлении которых у гражданина возникают права на меры социальной поддержки. Для каждого такого события определены соответствующие меры социальной поддержки и формируется уведомление гражданина. Всего жителям Курской области направлено более 9,0 тыс. уведомлений о положенных мерах социальной поддержки в связи с наступлением определенного жизненного события.
С августа 2021 года работает информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" для консультирования по единому телефонному номеру и через чат-бот. С 2021 года по настоящее время за получением консультаций по вопросам предоставления мер социальной поддержки в единый контакт-центр обратились более 290 граждан.
Гражданам в полном объеме и далее будет обеспечиваться предоставление социальной поддержки и государственных социальных гарантий. Продолжится совершенствование системы социальной поддержки граждан.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан";
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р;
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р;
Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р;
Закон Курской области от 14 декабря 2020 года N 100-ЗКО "О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года";
постановление Администрации Курской области от 20.08.2021 N 880-па "О Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области на период с 2021 по 2024 год";
постановление Администрации Курской области от 30.12.2020 N 1469-па "Об утверждении региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Курской области" на 2020 - 2030 годы".
Приоритетами и целями в сфере реализации государственной программы в том числе являются:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения;
повышение качества жизни населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов, детей и семей с детьми путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества;
совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам;
сбережение детей, укрепление благополучия семей, имеющих детей; укрепление института семьи, сохранение и поддержка традиционных российских духовно-нравственных, в том числе семейных, ценностей.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Курской области
В рамках реализации государственной политики в сфере реализации государственной программы предусмотрено достижение целей государственной программы.
Цель 1: повышен уровень социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
в полном объеме выполнены обязательства государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
в полном объеме выполнены обязательства государства по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
в полном объеме выполнены обязательства государства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
обеспечены единые стандарты оказания мер социальной поддержки на федеральном, региональном, муниципальном уровнях посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений, в том числе для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
осуществлен переход на предоставление мер социальной поддержки на основании только заявления с выводом на едином портале государственных услуг / региональном портале государственных и муниципальных услуг или проактивно;
осуществлена оптимизация взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в том числе сроков их получения, состава предоставляемых документов;
формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан старшего поколения, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества;
предоставлено финансовое обеспечение полномочий, переданных муниципальным образованиям Курской области, в сфере социальной защиты населения на содержание работников;
обеспечено выполнение полномочий Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области и подведомственных учреждений.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является поддержание на уровне 100 процентов доли граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением.
Цель 2: повышена доступность социального обслуживания населения и сохраняется на уровне 100% до 2030 года.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
оказана финансовая поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, за счет средств областного бюджета, направленная на развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе;
приведение организаций социального обслуживания Курской области в надлежащее состояние, а также ликвидация очередности в них;
лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, нуждающиеся в социальном обслуживании, обеспечены системой долговременного ухода;
обеспечено выполнение полномочий Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области и подведомственных учреждений.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является достижение показателя "Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения" к 2030 году уровня 100 процентов.
Цель 3: обеспечена социальная поддержка семей при рождении детей.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
формирование и укрепление традиций социально ответственной семьи;
обеспечение финансовой поддержки семей при рождении детей;
исполнены обязательства государства по социальной поддержке семей с детьми.
Ожидаемым результатом реализации указанной цели является достижение показателя "Общее число рождений" в 2030 году не менее 8419 единиц.
Указанные задачи решаются в том числе следующими способами:
путем реализации региональных проектов "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Курская область)", "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Курская область)", входящих в национальный проект "Демография";
путем реализации комплексов процессных мероприятий "Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан", "Выплата пенсий, доплат к пенсиям отдельным категориям граждан", "Предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми", "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан", "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных организаций", "Проекты Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области", "Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения", "Финансовое обеспечение полномочий, переданных муниципальным образованиям Курской области, на содержание работников", "Обеспечение деятельности Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области и подведомственных учреждений".
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Государственная программа способствует реализации национальных целей "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "Возможности для самореализации и развития талантов", "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", путем решения задач, предусмотренных государственной программой.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Курской области от 22 февраля 2024 г. N 135-пп "О внесении изменений в государственную программу Курской области "Социальная поддержка граждан в Курской области"
Вступает в силу с 22 февраля 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "Региональное информационное агентство "Курск" (riakursk.ru) 22 февраля 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 28 февраля 2024 г. N 4600202402280003
Курская правда, 29 февраля 2024 г. N 23