Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 19 февраля 2024 г. N 14
Порядок
межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике
1. Общие положения
1.1. Порядок межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике (далее - Порядок) разработан в соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 N 3711-р и Методическими рекомендациями по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2018.
1.2. Целями межведомственного взаимодействия в сфере оказания услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) и их семьям являются организация и координация взаимодействия органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, а также подведомственных им учреждений и организаций, других участников межведомственного взаимодействия в целях эффективного оказания услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике.
Настоящим Порядком определяются регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и организаций, оказывающих услуги ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике (далее - услуги ранней помощи), а также цели, задачи оказания услуг ранней помощи.
1.3. Участниками межведомственного взаимодействия являются уполномоченные органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики: Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту совестно именуемые - уполномоченные органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики), подведомственные им учреждения (далее - учреждения ранней помощи), а также отделы образования, управления социальной защиты администраций муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики.
Служба ранней помощи в Карачаево-Черкесской Республике организуется на основе межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, оказывающих услуги ранней помощи, в рамках работы межведомственной рабочей группы по созданию и развитию организации системы ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике (далее - межведомственная рабочая группа).
1.4. Перечень услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике (далее - Перечень услуг ранней помощи) приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.
1.5. При организации оказания услуг ранней помощи уполномоченные органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики используют имеющиеся материальные и кадровые ресурсы, а также привлекают к оказанию услуг негосударственные (немуниципальные) организации.
Учреждения ранней помощи руководствуются в своей деятельности Перечнем услуг ранней помощи; требованиями к процессу их предоставления, продолжительности, условиям и формам предоставления услуг ранней помощи в соответствии с Положением об оказании услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
1.6. Информационный обмен и взаимодействие осуществляется между учреждениями ранней помощи по средствам передачи информации на бумажном носителе, передачи информации в электронном виде по защищенным каналам связи и (или) с использованием программного продукта.
2. Основные понятия
2.1. Дети целевой группы - дети от 0 до 3 лет III - V групп здоровья, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с генетическими заболеваниями, дети группы риска.
2.2. Дети с ОВЗ - дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМГЖ) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
2.3. Дети группы риска - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети" оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении.
2.4. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).
2.5. Услуга ранней помощи - комплекс профессиональных действий, направленных на достижение целей ранней помощи детям целевой группы и их семьям.
2.6. Получатели услуг ранней помощи - дети целевой группы и их семьи в соответствии с Концепцией.
2.7. Учреждения ранней помощи - учреждения системы социальной защиты, здравоохранения, образования, в которых создана служба ранней помощи и (или) кабинет ранней помощи.
2.8. Специалист в сфере ранней помощи - специалист, имеющий высшее образование в сфере здравоохранения" или социальной защиты, или образования, а также прошедший повышение квалификации, получивший дополнительное профессиональное образование по вопросам оказания услуг ранней помощи (далее - куратор случая).
2.9. Индивидуальная программа ранней помощи - программа, составленная на основании оценки функционирования ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды, включая взаимодействие и отношения с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, содержащая цели ранней помощи, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи в естественных жизненных ситуациях.
2.10. Консилиум специалистов организации, оказывающей услуги ранней помощи (междисциплинарная команда специалистов) - группа специалистов, работающих в организации, оказывающей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.
2.11. Естественные для ребенка жизненные ситуации - жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников.
2.12. Механизм обратной связи потребителей услуг ранней помощи - алгоритм и методы получения обратной связи от получателей услуг ранней помощи (родителей (законных представителей), детей) с целью оценки степени удовлетворенности услугами ранней помощи получателей услуг ранней помощи.
2.13. Независимая оценка качества условий оказания услуг ранней помощи - одна из форм общественного контроля, проводимого в целях повышения качества деятельности организаций, оказывающих услуги ранней помощи, на основе критериев открытости информации об организациях, оказывающих услуги ранней помощи, комфортности условий предоставления услуг ранней помощи, в том числе времени ожидания предоставления услуг, доброжелательности, вежливости, компетентности специалистов, оказывающих услуги ранней помощи, удовлетворенности качеством оказания услуг, а также доступности услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
2.14. Пролонгирование услуг ранней помощи - продление услуги ранней помощи для детей целевой группы старше 3 лет по ежегодному решению консилиума специалистов организации, оказывающей услуги ранней помощи, в том числе с целью подготовки ребенка к переходу в образовательную организацию.
2.15. Семья - круг лиц, совместно проживающих с ребенком, включая родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, близких родственников, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также при проживании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - дети и воспитатели группы проживания ребенка.
2.16. Управление качеством предоставления услуг ранней помощи - процесс воздействия на организации, оказывающие услуги ранней помощи, с целью обеспечения качества услуг ранней помощи, в том числе на основе механизмов обратной связи.
3. Порядок межведомственного взаимодействия
3.1. Выявление детей целевой группы осуществляется в:
организациях здравоохранения, включая женские консультации, организации родовспоможения в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2014 N 15-4/10/2-8913 "О направлении рекомендаций по профилактике отказов от новорожденных", стационары, детские поликлиники в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2006 N 28 "Об организации деятельности врача-педиатра участкового";
организациях системы социальной защиты, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", органах опеки и попечительства;
организациях системы образования.
3.2. При определении нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи специалисты организаций, оказывающих услуги ранней помощи, используют разные методики для оценки уровня развития ребенка с учетом критериев нуждаемости детей и их семей в получении услуг ранней помощи.
3.3. Критерии для отнесения ребенка к целевой группе с целью направления в организации, оказывающие услуги ранней помощи:
ребенок в возрасте от 0 до 3 лет имеет статус "ребенок-инвалид", подтвержденный действующей справкой, выданной учреждением медико-социальной экспертизы;
у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет выявлено стойкое нарушение функций организма, заболевание, приводящее к стойким нарушениям функций организма, задержка развития. Наличие нарушения функции организма, заболевания, задержки развития подтверждается справкой, выданной медицинской организацией на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2020 N 972н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений";
ребенок в возрасте от 0 до 3 лет воспитывается в государственном (муниципальном) учреждении, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
ребенок в возрасте от 0 до 3 лет воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, которые выявляются организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства;
ребенок в возрасте от 0 до 3 лет относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным психолого-медико-педагогической комиссии на основании статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - заключение ПМПК);
ребенок в возрасте от 0 до 3 лет по заявлению родителей (законных представителей), поданному в службу (кабинет) ранней помощи в связи с обеспокоенностью развитием ребенка, трудностями в поведении и адаптации.
3.4. Основаниями для включения ребенка и его семьи в число получателей услуг ранней помощи являются отнесение ребенка к целевой группе и заявление родителей (законных представителей), поданное в службу (кабинет) ранней помощи.
Основанием для продолжения предоставления услуг ранней помощи после достижения ребенком четырехлетнего возраста является заключение консилиума специалистов организации, оказывающей услуги ранней помощи, или заключение ПМПК.
3.5. В учреждениях здравоохранения при оказании медицинской помощи беременным, роженицам, новорожденным и детям в возрасте от 0 до 3 лет для выявления детей целевой группы проводятся:
патронаж беременных;
патронаж новорожденных и детей первого года жизни;
пренатальная диагностика;
массовый скрининг новорожденных;
аудиологический скрининг;
профилактические осмотры;
диспансеризация;
мероприятия по оказанию специализированной медицинской помощи.
При выявлении детей целевой группы на каждом из перечисленных этапов оказания медицинской помощи родители (законные представители) информируются о системе ранней помощи и направляются в ближайшие к месту проживания ребенка службы (кабинеты) ранней помощи, действующие в системе здравоохранения.
Куратор случая проводит оценку развития ребенка, по результатам которой определяет, нуждается или не нуждается ребенок в услугах ранней помощи. Информация о нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи, сведения (подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации), заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка, краткие анамнестические сведения, основной и сопутствующие медицинские (клинические) диагнозы) о ребенке вносятся в программный продукт при условии подписания родителем (законным представителем) согласия на обработку и передачу персональных данных по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - согласие).
Куратор случая информирует родителей (законных представителей) о возможности получения услуг ранней помощи в сфере социальной защиты и образования, об организациях, оказывающих услуги ранней помощи, выдает направление в службы (кабинеты) ранней помощи в сфере социальной защиты и образования по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку с указанием их адресов и телефонов.
Сведения о нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи доступны учреждениям, включенным в реестр учреждений, оказывающих раннюю помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике.
При обращении родителей (законных представителей) в организации, оказывающие услуги ранней помощи в сфере социальной защиты и образования, информация о ребенке (подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации), заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка, краткие анамнестические сведения, основной и сопутствующие медицинские (клинические) диагнозы), об объеме оказанных услуг ранней помощи, динамике изменения состояния развития направляется в данные организации на основании межведомственного запроса.
Передача сведений осуществляется медицинскими организациями в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
При выявлении медицинской организацией стойких нарушений функций организма ребенок направляется на медико-социальную экспертизу в порядке, установленном действующим законодательством, в целях рассмотрения вопроса о признании его инвалидом.
3.6. В системе социальной защиты населения выявление детей целевой группы осуществляется организациями социального обслуживания при обращении родителей (законных представителей) за предоставлением социальных услуг, а также органами опеки и попечительства при осуществлении ими полномочий по опеке в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В организациях социальной защиты при выявлении ребенка целевой группы родителей (законных представителей) информируют о системе ранней помощи и направляют в ближайшие к месту проживания ребенка службы (кабинеты) ранней помощи системы социальной защиты.
Куратор случая информирует родителей (законных представителей) об организациях, оказывающих услуги ранней помощи в сфере здравоохранения и образования, выдает направление в службы (кабинеты) ранней помощи в сфере здравоохранения и образования по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку с указанием их адресов и телефонов. Куратором случая с согласия родителя (законного представителя) вносятся данные ребенка и его семьи в программный продукт (при его наличии).
Организации системы социальной защиты населения информируют родителей (законных представителей) ребенка о необходимости обращения в организации, оказывающие услуги ранней помощи в сфере образования, в случае:
Пролонгации услуг ранней помощи после 3 лет, а также необходимости психолого-педагогического сопровождения детей старше 3 лет в организациях, оказывающих услуги ранней помощи в сфере образования, до достижения ребенком возраста 7-8 лет;
Невозможности предоставления услуг ранней помощи в организациях, оказывающих услуги ранней помощи в сфере социальной защиты.
3.7. В системе образования выявление детей целевой группы осуществляется образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования, ПМГТК и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи при предоставлении услуг присмотра и ухода за детьми до 3 лет, в отдельных случаях - до достижения ребенком возраста 7-8 лет, а также при непосредственном обращении родителей (законных представителей) в службу (кабинет) ранней помощи.
Куратор случая информирует родителей (законных представителей) об организациях, оказывающих услуги ранней помощи в сфере здравоохранения и социальной защиты, выдает направление в службы (кабинеты) ранней помощи в сфере здравоохранения и социальной защиты по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку с указанием их адресов и телефонов. Куратором случая с согласия родителя (законного представителя) вносятся данные ребенка и его семьи в программный продукт (при его наличии).
Родители (законные представители) получают протокол коллегиального заключения консилиума специалистов организации. Данные с результатами диагностики ребенка отмечаются в индивидуальной программе ранней помощи в начале и после завершения ее реализации. Результаты диагностики вносятся с согласия родителей (законных представителей) в программный продукт (при его наличии).
При обращении родителей (законных представителей) в организации, оказывающие услуги ранней помощи в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения, результаты диагностики направляются в данные организации на основании межведомственного запроса или внесением в программный продукт (при его наличии).
Организации, оказывающие услуги ранней помощи в сфере образования, информируют родителей (законных представителей) ребенка о необходимости обращения в организации, оказывающие услуги ранней помощи в сфере социальной защиты, в случае:
завершения оказания услуг ранней помощи и сохранения трудностей в поведении и адаптации;
отсутствия возможности предоставления услуг ранней помощи в организациях, оказывающих услуги ранней помощи в сфере образования.
3.8. Учреждения ранней помощи, в течение 15 календарных дней передают сведения о каждом выявленном ребенке целевой группы в уполномоченные органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и учреждения ранней помощи по месту его проживания с письменного согласия родителя (законного представителя) согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152 "О персональных данных".
Учреждения ранней помощи ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, формируют сведения о детях и семьях, получивших в отчетном квартале услуги ранней помощи, по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку, ежегодно не позднее в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и 20 января года, следующего за отчетным годом, представляют сводную информацию в уполномоченные органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.
Доступ к сведениям, содержащимся в программном продукте (при его наличии), в части детей целевой группы и их семей имеют специалисты в сфере ранней помощи.
3.9. Уполномоченные органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, а также подведомственные им учреждения, входящие в систему межведомственного взаимодействия, предоставляют родителям (законным представителям) информацию об организациях, оказывающих услуги ранней помощи, полученную в результате межведомственного обмена.
Для информирования родителей (законных представителей) на официальных сайтах уполномоченных органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, учреждений ранней помощи, размещается актуальная информация об услугах ранней помощи в Карачаево-Черкесской Республике.
4. Оценка состояния системы ранней помощи в Карачаево-Черкесской Республике, эффективности межведомственного взаимодействия
4.1. Оценка качества предоставления услуг ранней помощи в Карачаево-Черкесской Республике, заполнение сводной формы федерального статистического наблюдения N 1-РП "Сведения по ранней помощи детям целевой группы", утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 22.03.2019 N 161 (далее - форма федерального статистического наблюдения N 1-РП), осуществляется ежегодно Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.
4.2. Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным, направляют в адрес Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики рассчитанные отраслевые показатели эффективности и качества деятельности служб (кабинетов) ранней помощи за отчетный год, в том числе по форме федерального статистического наблюдения N 1-РП.
4.3. Показатели эффективности и качества деятельности служб (кабинетов) ранней помощи при оказании услуг ранней помощи детям и их семьям в Карачаево-Черкесской Республике представлены в приложении 7 к настоящему Порядку.
4.4. Показатели эффективности и качества деятельности служб (кабинетов) ранней помощи при оказании услуг ранней помощи детям и их семьям рассчитываются с использованием балльной системы оценок.
4.5. Значения всех показателей оцениваются по состоянию на 31 декабря отчетного года.
4.6. Показатель эффективности деятельности служб (кабинетов) ранней помощи при оказании услуг ранней помощи детям и их семьям определяется итоговой суммой баллов по всем критериям.
4.7. В случае если при оценке эффективности итоговая сумма баллов составила от 11 до 13,5, то службы (кабинеты) ранней помощи на территории Карачаево-Черкесской Республики функционируют эффективно, менее 11 баллов - неэффективно.
4.8. В случае если деятельность службы (кабинета) ранней помощи на территории Карачаево-Черкесской Республики признана неэффективной, уполномоченные органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики разрабатывают план развития службы (кабинета) ранней помощи на очередной календарный год.
4.9. Обсуждение оценки состояния системы ранней помощи в Карачаево-Черкесской Республике, эффективности межведомственного взаимодействия проводится на заседаниях межведомственной рабочей группы на основании значений следующих целевых показателей:
доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей, нуждающихся в получении таких услуг;
доля семей, включенных в систему ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг, в общем количестве семей, получивших услуги ранней помощи,
4.10. По результатам оценки качества предоставления услуг ранней помощи составляется протокол, который представляется на утверждение председателю межведомственной рабочей группы и публикуется на сайте Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.