г. Краснодар |
|
25 августа 2023 г. |
Дело N А15-2153/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Воловик Л.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТСТ" (ИНН5032269356, ОГРН 1135032007318), заинтересованного лица - Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А15-2153/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ТСТ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2022 N 10801000-927/2022 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 50 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 13.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.05.2023, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в постоянную зону таможенного контроля Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни по транзитной декларации от 02.02.2022 N 10810160/020222/0005975 прибыло автотранспортное средство, перевозящее свежую айву (далее - товары).
Согласно представленным товаросопроводительным документам перевозчиком ("M-TRANS LTD") из Азербайджанской Республики от отправителя "BESTPROD" LLC в Российскую Федерацию в адрес грузополучателя ООО "Ритейл Импорт" перевозился товар в количестве 3 685 грузовых мест общим весом брутто 20 080 кг.
В результате таможенного досмотра товара установлено, что вес брутто товара превышает заявленный в товаросопроводительных документах на 458,5 кг.
Выявленные расхождения сведений о весе брутто перевозимого товара послужили основанием для составления таможней в отношении общества протокола об административном правонарушении от 17.03.2022 N 10802000-237/2022 и вынесения постановления от 15.04.2022 N 10801000-927/2022 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса в виде 50 000 рублей штрафа.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 3 статьи 16.1 Кодекса сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Примечанием 2 к данной статье установлено, что под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу пункта 26 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке автомобильным транспортом: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки, перевозчике товаров (наименование и адрес), стране отправления и стране назначения товаров (наименования), отправителе и получателе товаров (наименования и адреса), продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами, количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков), весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, месте и дате составления международной товаротранспортной накладной, идентификационных номерах контейнеров.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 107 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в транзитной декларации подлежат указанию сведения о количестве грузовых мест.
Согласно Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289, в графе 6 декларации "Всего мест" указывается общее количество грузовых мест в партии товаров. При перевозке грузов насыпом, наливом, навалом в графе проставляется "0". Если товары перевозятся в ящиках, мешках, бочках или на поддонах (палетах), указывается количество ящиков, мешков, бочек или поддонов (палет); в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом; под номером 2: для товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест; для товаров без упаковки делается запись: "без упаковки"; под номером 3 на основном листе ТД при использовании контейнеров указываются идентификационные номера контейнеров.
Судебные инстанции, правильно применив положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", установили, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено наличие вины общества в совершенном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса.
Суды указали, что проверка достоверности информации о количестве грузовых мест, общем весе и наименовании товара осуществлялась заявителем путем сверки сведений, содержащихся в транспортных и коммерческих документах.
В свою очередь обязанность осуществления проверки фактического соответствия спорного груза сведениям, заявленным отправителем, у общества отсутствовала.
Судами установлено, что признаков несанкционированного изменения параметров товара не имеется.
Кроме того, суды приняли во внимание, что разница в весе груза была выявлена таможенным органом в ходе досмотра и, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей и других аналогичных показателей не могла быть очевидной для перевозчика.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А15-2153/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, правильно применив положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", установили, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено наличие вины общества в совершенном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса.
...
Судами установлено, что признаков несанкционированного изменения параметров товара не имеется.
Кроме того, суды приняли во внимание, что разница в весе груза была выявлена таможенным органом в ходе досмотра и, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей и других аналогичных показателей не могла быть очевидной для перевозчика.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 августа 2023 г. N Ф08-8107/23 по делу N А15-2153/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8107/2023
15.05.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1388/2023
11.05.2023 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2153/2022
13.03.2023 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-2153/2022