г. Краснодар |
|
05 сентября 2023 г. |
Дело N А15-2141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан - Гаджиевой П.Г. (доверенность от 15.06.2021), Набиева Р.Г. (доверенность от 12.01.2022), в отсутствие представителей Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, сельскохозяйственного производственного кооператива "им. Хасаева М. и Касумова Р.", крестьянского (фермерского) хозяйства Якубова С.И., извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу N А15-2141/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - казначейство) о признании незаконным пункта 1 представления от 11.02.2022 N 103-21-08/1391 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан, индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Якубов С.И., СПК "им Хасаева М. и Касумова Р." (далее - кооператив).
Решением суда от 10.03.2023 признан незаконным и отменен пункт 1 представления казначейства от 11.02.2022 N 103-21-08/1391 в части требования об устранении нарушений, указанных в пунктах 1 и 2 мотивировочной части названного представления, путем возврата в доход федерального бюджета соответствующих сумм субсидий. В остальной части в удовлетворении заявления министерства отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.05.2023 решение суда от 10.03.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе казначейство просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления министерства. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Министерство в 2019 году при отсутствии предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, предоставило субсидии на возмещение части понесенных затрат, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) является нецелевым использованием бюджетных средств.
В отзывах на жалобу министерство, Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан, Министерство юстиции Республики Дагестан просят судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы отзыва, просили судебные акты оставить без изменения, пояснили, что в части отказа в удовлетворении заявления с кассационной жалобой не обращались.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, казначейство провело плановую выездную проверку соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии и субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что министерство допустило нецелевое использование бюджетных средств, поскольку предоставило субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам без представления ими документов, подтверждающих фактическое несение затрат; предоставило субсидию кооперативу при наличии налоговой задолженности.
По результатам проверки казначейство вынесло представление от 11.02.2022 N 103-21-08/1391, согласно которому требовалось устранить нарушения путем возврата в доход федерального бюджета 1 537 106 710 рублей 12 копеек, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения до 01.08.2022.
Не согласившись с пунктом 1 указанного представления, министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 132, 162, 219, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа N 717), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"" (далее - государственная программа N 673).
В целях реализации государственных программ N 717 и 673 правительством Республики Дагестан утверждены нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления субсидий по различным направлениям.
До настоящего времени эти нормативные правовые акты в установленном законом порядке не оспорены; данные нормативные правовые акты являются действующими и обязательными для исполнения.
Суды посчитали, что отсутствие в министерстве документов, подтверждающих фактически понесенные затраты, не является безусловным основанием для вывода о том, что получателями субсидий такие затраты не понесены. Факты отсутствия таких документов у получателей субсидий казначейством в ходе проверки не установлены; казначейство выборочно провело встречные проверки, которые подтвердили наличие полного пакета документов, необходимых для получения субсидий, что нашло отражение в акте проверки.
Суды установили, что министерство предоставляло субсидии в соответствии с целями и условиями, закрепленными в соответствующих соглашениях и доказательства достижения показателей результативности использования выданных субсидий, поэтому правовые и фактические основания нецелевого использования расходования бюджетных управлением не доказано.
Суды посчитали, что субсидии, указанные в пункте 1 мотивировочной части представления, были предоставлены именно тем субъектам предпринимательской деятельности и на те цели, которые были предусмотрены законом Республики Дагестан от 26.12.2018 N 93 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", государственной программой N 673, и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок их предоставления.
Довод о необоснованном предоставлении субсидии кооперативу, в связи с тем, что он не соответствовал критериям, так как имелась задолженность по налогам, был исследован и мотивированно отклонен судами. Суды установили, что по запросу управления налоговый орган предоставил ошибочные сведения о наличии задолженности у кооператива. Суд первой инстанции направил запросы в территориальный налоговый орган и в УФНС России по Республике Дагестан. По запросу суда представлены ответы, в которых подтверждена позиция кооператива о правомерности получения субсидии.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления министерства в части.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу N А15-2141/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе казначейство просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления министерства. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Министерство в 2019 году при отсутствии предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, предоставило субсидии на возмещение части понесенных затрат, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) является нецелевым использованием бюджетных средств.
...
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 132, 162, 219, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа N 717), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"" (далее - государственная программа N 673)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2023 г. N Ф08-8662/23 по делу N А15-2141/2022