г. Краснодар |
|
06 сентября 2023 г. |
Дело N А32-32373/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Зотовой И.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" (ИНН 2311079310, ОГРН 1042306453474) - Запорожского М.Н. (доверенность от 01.03.2021), в отсутствие ответчиков: общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ИНН 7825706086, ОГРН 1027809237796), Джиоевой Ольги Петровны (ИНН 230800691626, ОГРНИП 310231127800092), третьих лиц: Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город Краснодар, Джиоева Тимура Владимировича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А32-32373/2022, установил следующее.
ООО "Территория комфорта" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Агроторг" (далее - компания) об обязании произвести демонтаж рекламной конструкции "Пятерочка", расположенной между первым и вторым этажом на фасаде многоквартирного дома N 4 по адресу: бульвар им. Клары Лучко в г. Краснодаре.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Джиоева О.П.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - уполномоченный орган), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Джиоев Т.В., администрация муниципального образования город Краснодар.
Решением суда от 24.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что спорная конструкция является рекламной, ее размещение осуществлено с нарушением требований гражданского, жилищного законодательства и законодательства о рекламе.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что общество на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 01.06.2020 N 1/2020, является управляющей компанией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Краснодар, бульвар им. Клары Лучко, д. 4.
Согласно выпискам из ЕГРН от 15.06.2022 нежилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, в которых располагается супермаркет "Пятерочка", принадлежат на праве собственности Джиоевой О.П. и предоставлены в аренду компании по договору от 13.03.2017 N 10602.
18 апреля 2022 года истцом в адрес компании направлена досудебная претензия от 15.04.2022 N ТК/499 с требованием произвести работы по демонтажу рекламной конструкции и привести общее имущество собственников помещений многоквартирного дома в первоначальное состояние согласно проектной документации.
Неисполнение требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 244 Гражданского кодекса имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
На основании статьи 289 Гражданского кодекса собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290 Гражданского кодекса).
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 ГК РФ).
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса).
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Вместе с тем, положения названного Закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (статья 2 Закона о рекламе).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" (далее - постановление N 58) разъяснено, что при применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Согласно пункту 1 статьи 1538 Гражданского кодекса юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (пункт 2 названной статьи).
По смыслу статьи 1539 Гражданского кодекса коммерческое обозначение может быть использовано на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, доводы и пояснения сторон по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, с учетом фактических обстоятельств дела, учитывая технические характеристики спорной конструкции, принимая во внимание, что данная конструкция содержит указание на коммерческое обозначение (товарный знак) и размещена непосредственно над помещениями, занимаемыми магазином, в котором компанией осуществляется торговая деятельность, то есть фактически ориентирует потребителя о месте нахождения, наименовании магазина и не содержит конкретных указаний на товар (работы, услуги), условия их приобретения или использования, а также не препятствует иным собственникам в пользовании фасадом многоквартирного дома, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для квалификации спорной конструкции в качестве рекламной применительно к статье 3 Закона о рекламе. При этом, размещение спорной конструкции согласовано уполномоченным органом.
Размещение вывесок (указателей) подобного содержания является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся обычаям делового оборота.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2022 N 307-ЭС22-20761, от 30.05.2019 N 309-ЭС18-22421, от 10.03.2020 N 308-ЭС20-229, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2020 по делу N А53-16368/2019).
Ссылка общества на судебную практику признается судом кассационной инстанции несостоятельной, поскольку заявитель, указывая на аналогичность спора требованиям, заявленным по настоящему делу, не учитывает, что по названным делам судами установлены иные конкретные, отличные от настоящего дела, фактические обстоятельства.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А32-32373/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
И.И. Зотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, доводы и пояснения сторон по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, с учетом фактических обстоятельств дела, учитывая технические характеристики спорной конструкции, принимая во внимание, что данная конструкция содержит указание на коммерческое обозначение (товарный знак) и размещена непосредственно над помещениями, занимаемыми магазином, в котором компанией осуществляется торговая деятельность, то есть фактически ориентирует потребителя о месте нахождения, наименовании магазина и не содержит конкретных указаний на товар (работы, услуги), условия их приобретения или использования, а также не препятствует иным собственникам в пользовании фасадом многоквартирного дома, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для квалификации спорной конструкции в качестве рекламной применительно к статье 3 Закона о рекламе. При этом, размещение спорной конструкции согласовано уполномоченным органом.
...
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2022 N 307-ЭС22-20761, от 30.05.2019 N 309-ЭС18-22421, от 10.03.2020 N 308-ЭС20-229, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2020 по делу N А53-16368/2019)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2023 г. N Ф08-8263/23 по делу N А32-32373/2022