г. Краснодар |
|
08 сентября 2023 г. |
Дело N А32-50494/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Лутай Н.В. (доверенность от 01.02.2023), в отсутствие представителя краевого государственного казённого специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края" (ИНН 2309026706, ОГРН 1022301619790), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу краевого государственного казённого специализированного учреждения "Фонд госимущества Краснодарского края" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А32-50494/2022, установил следующее.
КГКСУ "Фонд госимущества Краснодарского края" (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) от 30.03.2022 N 22-007.
Решением суда от 28.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Учреждение приняло все разумные и достаточные меры для согласования премии заместителя директора, исполняющего обязанности директора. Размер премии выплачен в соответствии с внутренними документами учреждения.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент в соответствии с приказом от 11.01.2022 N 1 "О назначении внеплановой выездной проверки краевого государственного казенного учреждения Краснодарского края "Фонд государственного имущества Краснодарского края"" на основании обращения Козырева А.А., поступившего из прокуратуры Краснодарского края письмом от 02.08.2021 N 7/1-693-2021, с 17.01.2022 по 28.01.2022 в отношении учреждения провел внеплановую выездную проверку осуществления расходов краевого бюджета на обеспечение выполнения функций казенного учреждения. Проверяемый период с 01.01.2019 по 28.01.2022. Результаты проверки зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки учреждения от 18.02.2022.
В ходе контрольного мероприятия департаментом выявлены следующие нарушения.
1. В нарушение требований статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 9 раздела 2 Положения об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 09.09.2010 N 742 (далее - Положение N 742), пункта 5 раздела 3 Положения о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 31.03.2010 N 193 (далее - Положение N 193), учреждение допустило нецелевое использование средств краевого бюджета в 2019 году, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премий исполняющему обязанности директора учреждения Урневу А.И. в общей сумме 212 602 рубля 92 копейки, установленных Урневым А.И. самому себе и неоформленных соответствующим приказом учредителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
2. В нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса учреждение в 2019 - 2020 году допустило нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 20 264 рубля 63 копейки, из которых 16 330 рублей 35 копеек за 2019 год, 934 рубля 28 копеек за 2020 год на выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск исполняющему обязанности директора учреждения Урневу А.И. (в 2019 году), заместителю директора учреждения Урневу А.И. (в 2020 году), при исчислении которых в расчет среднего заработка включены премии, начисленные и выплаченные в нарушение пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193.
По результатам проверки департамент вынес представление от 30.03.2022 N 22-007, в котором содержится требование не позднее 01.08.2022 устранить нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 представления, путем возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 232 867 рублей 55 копеек; не позднее 01.08.2022 принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в представлении, в том числе провести анализ причин и условий их совершения, по результатам которого утвердить и реализовать план мероприятий, направленных на устранение причин и условий указанных нарушений, а также по дальнейшему недопущению такого рода нарушений.
Не согласившись с результатами проверки, учреждение обратилось в суд общей юрисдикции с требованиями о признании незаконным и отмене представления департамента от 30.03.2022 N 22-007.
Определением Краснодарского краевого суда от 04.08.2022 по делу N 33а-26338/2022 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Краснодарского края.
При приятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 34, 161, 269.2, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса, статьям 191, 273 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 53, 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Из материалов дела видно, что в целях осуществления расходов на обеспечение деятельности учреждения учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств на 2019 год расходным расписанием от 26.12.2018 N 821/00052/001 в общей сумме 15 551 700 рублей; на 2020 год расходным расписанием от 24.12.2019 N 821/00052/001 в общей сумме 16 140 тыс. рублей.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.02.2019 N 404 "О временном возложении исполнения обязанностей директора краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края"" на заместителя директора Урнева А.И. с 25.02.2019 возложено исполнение обязанностей директора учреждения (на период временной нетрудоспособности директора Васильченко К.И.). Контроль за исполнением указанного приказа возложен на заместителя руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Синицина М.В.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 15.10.2019 N 2136 "О прекращении трудового договора с директором и возложении исполнения обязанностей директора краевого государственного казенного специализированного учреждения "Фонд государственного имущества Краснодарского края"" на заместителя директора Урнева А.И. с 16.10.2019 возложено исполнение обязанностей директора учреждения (до даты заключения трудового договора с победителем конкурса на замещение должности директора учреждения). Контроль за исполнением указанного приказа возложен на заместителя руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Синицина М.В.
Урнев А.И. ознакомлен с должностной инструкцией руководителя учреждения, утвержденной руководителем Департамента имущественных отношений Краснодарского края 19.02.2018 (направлена письмом от 30.03.2018 N 52-14156/18-24), о чем имеется соответствующая запись за подписью Урнева А.И.
В силу статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Пунктом 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения.
Руководителем организации в порядке статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации является физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Аналогичные положения предусмотрены в уставе учреждения. Руководитель учреждения именуется директором (пункт 5.1 устава).
Кроме того, согласно пункту 5.2 устава руководитель действует от имени учреждения без доверенности, представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Из материалов проверки видно, что факт возложения полномочий руководителя юридического лица на Урнева А.И. как на лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, подтверждается внесением изменений 05.03.2019 и 01.10.2019 в сведения о юридическом лице (учреждении), содержащиеся в ЕГРЮЛ.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что на Урнева А.И. в спорный период возложены все полномочия и должностные обязанности руководителя учреждения, в том числе требования о соблюдении нормативно-правовых актов, распространяющих свое действие на руководителей государственных учреждений Краснодарского края.
В силу абзаца 5 пункта 1 разъяснения Госкомтруда СССР от 29.12.1965 N 30, ВЦСПС N 39 с изменениями от 11.03.2003 "О порядке оплаты временного заместительства" (далее - разъяснения N 30/39) исполняющий обязанности руководителя работник премируется на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого им работника.
В разъяснении N 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2003 N КАС 03-25).
Таким образом, на исполняющего обязанности директора Урнева А.И. как руководителя учреждения распространяются положения и требования Положения N 742 и Положения N 193.
На основании статьи 70 Бюджетного кодекса оплата труда работников казенных учреждений должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно нормам пункта 9 раздела 2 Положения N 742 руководителю государственного учреждения Краснодарского края премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения.
Разделом 3 Положения N 193 установлено, что руководителям учреждений выплачивается премия по результатам работы. Премия является формой материального стимулирования добросовестного труда, а также конкретного вклада руководителя в эффективное выполнение задач, стоящих перед учреждением.
Пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 предусмотрено, что решение о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, оформляется приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что приказами учреждения с января 2019 года по август 2019 года за подписью заместителя директора Урнева А.И., в октябре и ноябре 2019 года за подписью исполняющего обязанности директора Урнева А.И. выплачивались премии (по результатам работы за месяц с января по август 2019 года, в октябре и ноябре 2019 года, по итогам работы за I квартал 2019 года) работникам учреждения, в том числе Урневу А.И. Документов о премировании по результатам работы за месяц с января 2019 года по август 2019 года, в октябре и ноябре 2019 года, по итогам работы за I квартал 2019 года Урневу А.И. в виде приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края контролирующему органу не предоставлено. В рассматриваемом случае установление Урневым А.И. самому себе премий по результатам работы за месяц с января по август 2019 года, в октябре и ноябре 2019 года, по итогам работы за I квартал 2019 года противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193. Начисление премии по приказам, подписанным непосредственно самим исполняющим обязанности директора Урневым А.И., суды признали неправомерным.
Таким образом, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193 учреждение в 2019 году допустило нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премий исполняющему обязанности директора Урневу А.И. в общей сумме 212 602 рубля 92 копейки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - постановление N 922).
Пункт 1 постановления N 922 устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Материалами проверки подтверждается, что учреждение при исчислении средней заработной платы для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков Урневу А.И. в проверяемом периоде включены в числе прочего суммы, необоснованно начисленные, и неправомерно выплаченные премии по результатам работы за месяц с января по август 2019 года, в октябре и ноябре 2019 года, по итогам работы за I квартал 2019 года.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что департамент по результатам проверки пришел к обоснованному выводу о том, что нарушение учреждением требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193 привело к выплатам денежных средств (премии по результатам работы за месяц с января 2019 года по август 2019 года, в октябре и ноябре 2019 года, по итогам работы за I квартал 2019 года) в пользу Урнева А.И., не имевшего правовых оснований к их получению в размере 163 289 рублей 50 рублей копеек (в том числе 21 232 рубля НДФЛ, 1632 рубля 93 копейки профвзносов), а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 49 313 рублей 42 копеек.
При начислении и выплате премии исполняющему обязанности директора учреждения Урневу А.И. необоснованно начислен и неправомерно выплачено за ежегодный оплачиваемый отпуск 15 564 рубля 22 копейки (в том числе 2024 рубля НДФЛ, 155 рублей 64 копейки профвзносов), из которых 12 542 рубля 50 копеек за 2019 год, в том числе 1631 рубль НДФЛ, 125 рублей 42 копейки профвзносов, 3021 рубль 21 копейка за 2020 год, из которых 393 рубля НДФЛ, 30 рублей 22 копейки профвзносов, а также излишне уплачены страховые взносы на сумму необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных ежегодных оплачиваемых отпусков в сумме 4700 рублей 41 копейки, из которых 3787 рублей 85 копеек за 2019 год, 912 рублей 56 копеек за 2020 год.
Суды отклонили ссылку заявителя на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26.04.2022 по делу N 12-202/22, которым постановление о назначении административного наказания по административному делу N 22-007/ДЛ/1 отменено, производство по административному делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Урнева А.И. состава правонарушения, указав на то, что данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого в рамках этого дела представления. В рамках указанного спора устанавливаются обстоятельства в отношении юридического лица, а не должностного; материалами рассматриваемого дела подтверждено нецелевое использование учреждением выделенных ему денежных средств.
Суды указали, что позиция департамента, выраженная в письмах от 10.03.2022 N 52-38-05-8577/22, от 12.04.2022 N 52-24-08-13614/22, не опровергает факт допущенного нецелевого использования учреждением выделенных ему денежных средств, поскольку не содержит в себе доказательств правомерности осуществления спорных выплат. Решения о премировании руководителей учреждений оформляются приказами департамента. Локальные акты самого учреждения не могут отменять установленный порядок. С момента наделения Урнева А.И. полномочиями руководителя учреждения (исполняющего обязанности директора) указанное лицо участвует в правоотношениях с департаментом как работник, следовательно, на исполняющего обязанности директора как руководителя учреждения распространяются Положение N 742 и Положение N 193. Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 308-ЭС21-28868.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А32-50494/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 постановления N 922 устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
...
Суды указали, что позиция департамента, выраженная в письмах от 10.03.2022 N 52-38-05-8577/22, от 12.04.2022 N 52-24-08-13614/22, не опровергает факт допущенного нецелевого использования учреждением выделенных ему денежных средств, поскольку не содержит в себе доказательств правомерности осуществления спорных выплат. Решения о премировании руководителей учреждений оформляются приказами департамента. Локальные акты самого учреждения не могут отменять установленный порядок. С момента наделения Урнева А.И. полномочиями руководителя учреждения (исполняющего обязанности директора) указанное лицо участвует в правоотношениях с департаментом как работник, следовательно, на исполняющего обязанности директора как руководителя учреждения распространяются Положение N 742 и Положение N 193. Аналогичный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 308-ЭС21-28868."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2023 г. N Ф08-9074/23 по делу N А32-50494/2022