г. Краснодар |
|
08 сентября 2023 г. |
Дело N А32-3934/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Тамахина А.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 2630040574, ОГРН 1072649003789) - Казарцева А.И. (доверенность от 03.08.2023), от ответчика - акционерному обществу "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Курдюковой Е.В. (доверенность от 04.04.2023), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2023 по делу N А32-3934/2022, установил следующее.
ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Тандер" (далее - компания) об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) согласно предложенному обществом проекту договора, об изложении пункта 15 договора в редакции общества, указанной в исковом заявлении, об изложении приложений N 1 и N 2 договора в первоначальной редакции, предложенной обществом, указанной в исковом заявлении.
Решением от 20.12.2022 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 21.05.2023 решение от 20.12.2022 отменено, принят новый судебный акт.
В кассационной жалобе общество, просит отменить апелляционное постановление и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что коммерческий учет расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, в данном случае невозможен в связи с отсутствием у компании количества контейнеров, а также принципиального несогласия с порядком определения количества установленных контейнеров. Компания указала данные контейнерной площадки, не соответствующей требованиям, установленным статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1198 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к местам накопления ТКО, соответственно, произведенный расчет количества образуемых отходов исходя из количества и объема контейнеров, установленных на контейнерной площадке, в данном случае невозможен в связи с несоответствием эксплуатации контейнерной площадки, предусмотренным техническим характеристикам. Неиспользование компанией возможности по организации раздельного сбора ТКО не является показателем отсутствия возможности такой организации на территории Ставропольского края.
В отзыве на жалобу компания указала на законность и обоснованность решения и постановления и отклонила ее доводы.
В судебном заседании представитель общество поддержало доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить апелляционное постановление.
Представитель компании возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судом выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории муниципальных образований Ставропольского края: Георгиевского, Советского, Кировского и Минераловодского городских округов, Андроповского, Кочубеевского, Курского, Предгорного, Степновского районов, городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, городов Лермонтов и Невинномысск (зона 2).
Общество осуществляет деятельность в качестве регионального оператора на основании соглашения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 08.05.2018 N 2-46.
01 декабря 2021 года компании направлен для подписания (заключения) договор на оказание услуг по обращению с ТКО N Ю-085162 (далее - договор). При этом договор является типовым. Объём оказываемых услуг определён обществом исходя из нормативов накопления ТКО.
Компания на заключение предложенного обществом договора ответила отказом и представила протокол разногласий, согласно которому способ учета ТКО избран компанией исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (пункт 15 договора и приложение N 2 к договору).
Общество, не согласившись с предложенной компанией редакцией договора, обратилось в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса, договор заключается посредством направления оферты одной стороной и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса, в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом и иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение суда.
Пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом, пунктом 6 Правил N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, (то есть расчетным путем по нормативам накопления).
Коммерческому учету подлежат объем и (или) масса: ТКО в местах их накопления; сортированных ТКО; несортированных ТКО; крупногабаритных отходов (пункт 2 Правил N 505).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил N 1039, места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц.
Как следует из пунктами 20 и 21 Правил N 1039, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
При этом, в соответствии с пунктом 20 Правил N 505, в случае, если место (площадка) накопления ТКО создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 названных Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления ТКО подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании. Пунктом 21 Правил N 1039 установлено, что в случае, если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.
Согласно правовому подходу, сформированному Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54), при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Суды установили, что в расчете, приведённом обществом, общая площадь объекта компании указана в значении 44 354,10 кв. м, которая не соответствует действительности, т.к. действительная общая площадь объекта компании составляет 41 292,4 кв м.
(на 3 061,7 кв. м меньше, чем в расчете общества). Документы, подтверждающие действительную площадь объекта, представлены компанией в материалы дела. Кроме того, в своём расчёте общество учитывает 2 711 машиномест. Однако действительное количество машиномест на объекте ответчика составляет 291 штука, что подтверждается рабочей документацией на строительство "РЦ Лермонтов".
Вопреки доводам общества в муниципальном образовании г. Лермонтов раздельное накопление ТКО не организовано. Доказательств организации раздельного накопления ТКО (наличия замкнутого цикла обращения ТКО, обустройства площадок для раздельного накопления ТКО, наличия объектов обработки/сортировки ТКО и т.д.) обществом в материалы дела не представлено.
Контейнерная площадка компании "РЦ Лермонтов" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что подтверждается заключением ФГБУЗ ЦгиЭ N 1 ФМБА России N 3 от 02.20.2022. Контейнерная площадка компании согласована администрацией г. Лермонтов и внесена в реестр мест накопления ТКО, что подтверждается письмами администрации от 16.03.2022 N 03-05/145, от 06.06.2022 N 03-05/3314.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отказа компании в выборе способа коммерческого учета ТКО.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемых решения и постановления либо опровергали выводы судов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2023 по делу N А32-3934/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пунктами 20 и 21 Правил N 1039, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
При этом, в соответствии с пунктом 20 Правил N 505, в случае, если место (площадка) накопления ТКО создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 названных Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления ТКО подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании. Пунктом 21 Правил N 1039 установлено, что в случае, если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.
Согласно правовому подходу, сформированному Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54), при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2023 г. N Ф08-8046/23 по делу N А32-3934/2022
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6891/2024
08.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8046/2023
21.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1607/2023
20.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-3934/2022