г. Краснодар |
|
11 сентября 2023 г. |
Дело N А63-11769/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В., Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Серверный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Глоба Е.Ю. (доверенность от 01.01.2023), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Лазебного А.Ю. (доверенность от 12.07.2023), в отсутствие третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "АктивПроект" (ИНН 3702541990, ОГРН 1073702043172), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А63-11769/2022, установил следующее.
ПАО Россети Серверный Кавказ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными решения и предписания от 15.06.2022 по делам N 026/07/3-1000/2022, N 026/07/3-1001/2022, 026/07/3-1002/2022, 026/07/3-1003/2022, о взыскании 24 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
К участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АктивПроект" (далее - ООО "АктивПроект").
Решением суда от 17.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что решение управления является обоснованным, законным.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 17.03.2023 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.04.2023, по делу принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объёме. Податель жалобы считает, что оспариваемые судебные акты вынесены с нарушениями норм материального и процессуального права. В резолютивной части обжалуемых решениях управления не содержится ссылки на конкретные нормы, нарушения которых установлены в результате рассмотрения жалоб, что противоречит форме, утвержденной приложением N 6 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2006 N 337. Таким образом, не установлены нарушения со стороны общества положений части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках), что является самостоятельным основанием для отмены оспариваемых решений антимонопольного органа.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением от 05.09.2023 по данному делу в составе суда в связи с отпуском судьи Черных Л.А. произведена ее замена на судью Гиданкину А.В. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.05.2022 на сайте электронной торговой площадки http://rosseti.roseltorg.ru/ (далее - ЭТП), а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru объявлены запросы предложений в электронной форме на право заключения договоров на проведение комплексного обследования и технического освидетельствования зданий и сооружений для нужд филиалов общества: для "Карачаево-Черкесскэнерго" N 32211401969; для "Каббалкэнерго" N 32211401668; для "Дагэнерго" N 32211401666; для "Севкавказэнерго" N 32211401667.
В рамках запроса предложений в электронной форме N 32211401969 на ЕЭТП http://rosseti.roseltorg.ru/ поступили 12 заявок, в том числе заявка ООО "АктивПроект".
В управление от ООО "АктивПроект" на организатора закупок N 32211401969, 32211401668, 32211401666, 32211401667 поступили жалобы с указанием на нарушение порядка организации и проведения торгов, а именно на необоснованные требования закупочной документации, в том числе и на положения закупочной документации, содержащей требования к участникам, применяющим различные системы налогообложения.
Жалобы управлением рассмотрены в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
По итогам рассмотрения жалоб ООО "АктивПроект" комиссией антимонопольного органа выявлены основания для признания жалоб обоснованными, о чем вынесены решения от 15.06.2022 N 026/07/3-1000/2022, 026/07/3-1001/2022, 026/07/3-1002/2022, 026/07/3-1003/2022. На основании указанных решений антимонопольный орган выдал организатору торгов предписания. В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что организатор закупок - общество, установив в закупочной документации различные начальные цены предмета закупки для участников с разными режимами налогообложения и порядок выбора победителя среди заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, создало преимущественные условия для участников, являющихся плательщиками НДС.
Не согласившись с названными решениями и предписаниями антимонопольного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с рассматриваемым заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, руководствуясь статьями 71, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3.2, 4 Закона о закупках, пунктом 2.3.2.1 раздела 2 Приложения N 8 к ЕОСЗ, исходили из того, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству.
Согласно извещению о проведении закупки N 32211401969 (дело N 026/07/31000/2022): "Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 500 тыс. рублей, кроме того НДС в размере 20%: 100 тыс. рублей; начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет: 600 тыс. рублей. Начальная (максимальная) цена договора включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки. В случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учета НДС".
Также закупочной документацией установлено, что оценка ценовых предложений участников закупочной процедуры осуществляется по приведенной цене заявки (без НДС) к приведенной начальной (максимальной) цене договора (без НДС) в случаях, если предмет закупки предусматривает возврат НДС заказчику, либо подачи заявки хотя бы одним из участников, не являющимся плательщиком НДС.
Согласно извещению о проведении закупки N 32211401668 (дело N 026/07/31001/2022): "Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 3 499 978 рублей 34 копейки, кроме того НДС в размере 20%: 699 995 рублей 67 копеек; начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет: 4 199 974 рубля 01 копейка. Начальная (максимальная) цена договора включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки. В случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учета НДС".
Также закупочной документацией установлено, что оценка ценовых предложений участников закупочной процедуры осуществляется по приведенной цене заявки (без НДС) к приведенной начальной (максимальной) цене договора (без НДС) в случаях, если предмет закупки предусматривает возврат НДС заказчику, либо подачи заявки хотя бы одним из участников, не являющимся плательщиком НДС.
Согласно извещению о проведении закупки N 32211401666 (дело N 026/07/31002/2022): "Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 1 064 670 рублей 04 копейки, кроме того НДС в размере 20%: 212 934 рубля 01 копейка; начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет: 1 277 604 рубля 05 копеек. Начальная (максимальная) цена договора включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки. В случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учета НДС".
Также закупочной документацией установлено, что оценка ценовых предложений участников закупочной процедуры осуществляется по приведенной цене заявки (без НДС) к приведенной начальной (максимальной) цене договора (без НДС) в случаях, если предмет закупки предусматривает возврат НДС заказчику, либо подачи заявки хотя бы одним из участников, не являющимся плательщиком НДС.
Согласно извещению о проведении закупки N 32211401667 (дело N 026/07/31003/2022): "Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 800 тыс. рублей, кроме того НДС в размере 20%: 160 тыс. рублей 01 копейка; начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет: 960 тыс. рублей. Начальная (максимальная) цена договора включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки. В случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары/работы/услуги участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учета НДС".
Также закупочной документацией установлено, что оценка ценовых предложений участников закупочной процедуры осуществляется по приведенной цене заявки (без НДС) к приведенной начальной (максимальной) цене договора (без НДС) в случаях, если предмет закупки предусматривает возврат НДС заказчику, либо подачи заявки хотя бы одним из участников, не являющимся плательщиком НДС.
Таким образом, заказчиком в закупочной документации установлены 2 цены контракта: с учетом НДС и без учета НДС.
Установленный в закупочной документации заявителя порядок выбора победителя среди заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, создает преимущественные условия для участников, являющихся плательщиками НДС по сравнению с участниками, применяющими УСН, что противоречит требованиям Закона о закупках и влечет за собой необоснованное ограничение участников закупки и предложенных ими цен. Оценка ценовых предложений должна осуществляться исключительно в том виде, в котором ценовые предложения поданы участниками, и за какую итоговую цену участник готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги). А установление в положении о закупках и закупочной документации такого права не может свидетельствовать о правомерности проведения оспариваемой закупки.
Судами верно отмечено, что при оценке ценовых предложений участников закупочной процедуры по стоимости без НДС лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут поставлены в заведомо невыгодное положение в рамках рассматриваемой закупочной процедуры, что способствует их отказу от участия в закупочной процедуре лишь на основании применения ими упрощенной системы налогообложения, поскольку установленный в закупочной документации заявителя порядок выбора победителя среди заявок участников закупки в результате "приведения цен" в заявках делает более привлекательным ценовое предложение лица, применяющего общую систему налогообложения, даже если его ценовое предложение до такого "приведения" было выше, чем в заявке участника, не являющегося плательщиком НДС.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 307-ЭС20-21065.
Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов судебных инстанций, что недопустимо при производстве по делу в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену (изменение) обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А63-11769/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, отказывая в удовлетворении требований, руководствуясь статьями 71, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3.2, 4 Закона о закупках, пунктом 2.3.2.1 раздела 2 Приложения N 8 к ЕОСЗ, исходили из того, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству.
...
Судами верно отмечено, что при оценке ценовых предложений участников закупочной процедуры по стоимости без НДС лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут поставлены в заведомо невыгодное положение в рамках рассматриваемой закупочной процедуры, что способствует их отказу от участия в закупочной процедуре лишь на основании применения ими упрощенной системы налогообложения, поскольку установленный в закупочной документации заявителя порядок выбора победителя среди заявок участников закупки в результате "приведения цен" в заявках делает более привлекательным ценовое предложение лица, применяющего общую систему налогообложения, даже если его ценовое предложение до такого "приведения" было выше, чем в заявке участника, не являющегося плательщиком НДС.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 307-ЭС20-21065."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 сентября 2023 г. N Ф08-6450/23 по делу N А63-11769/2022